54mebel.ru

Мебель в интерьере
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Солнце растения и мы с вами урок по окружающему миру в 3 классе

Солнце растения и мы с вами урок по окружающему миру в 3 классе

Солнце, растения и мы с вами. Урок по окружающему миру в 3 классе.

Чибова Оксана Владимировна , учитель начальных классов МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа».

* воспитательные : экологическое воспитание (воспитывать доброе отношение к природе и показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле);

* обучающие: ознакомить учащихся со способом дыхания растений и способом пита-

ния зеленых растений; показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли;

* развивающие: развитие наблюдательности; развитие логического мышления на основе отработки логических операций: обобщения, отработка понятия.

— тесты (2 варианта),

— динамические схемы «Дыхание растений», «Питание растений»

(демонстрационные и индивидуальные для детей);

— кроссворд, вычерченный на плакате;

— учебник А.А. Плешакова. 3 класс;

— жетоны для рефлексии учащихся.

плакат с названием темы урока – в центре,

в правом верхнем углу – эпиграф к уроку.

Охранять растения – значит

заботиться обо всем живом.

1. Организационный момент.

Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Делать выводы и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

2. Повторение изученного. Тестовый контроль (опрос). 2 уровня сложности.

А теперь ответьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов.

о) верхний плодородный слой земли;

в) полезное ископаемое;

м) песок и глина.

2) Главное свойство почвы, отличающее ее от горной породы:

3) Почва состоит:

ф) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;

ж) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

л) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей .

4) Ботаника – это…

е) наука о животных;

и) наука о растениях;

ю) наука о грибах.

5) Из почвы растения получают:

т) остатки растений и животных;

р) перегной, песок, глину;

ч) воздух, воду, соли.

6) Ученые выделяют … групп растений:

7) К растениям не относятся:

1) Верхний, рыхлый, плодородный слой земли, на котором растут растения, называется – …

ж) полезное ископаемое.

2) Найди основное свойство почвы:

х) микробы, корни растений, различные животные, обитающие в почве;

л) воздух, вода, перегной, песок, глина, соли;

н) воздух, вода, перегной, песок, глина, соли;

а также микробы, корни растений и различных животных, обитающих в почве.

4) Наука о растениях называется – …

5) Из почвы растения получают:

т) перегной, песок, глину;

д) воздух, воду, соли;

б) остатки растений и животных.

6) Ученые выделяют следующие группы растений:

у) мхи, папоротники, водоросли, травянистые растения;

е) водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения;

и) травянистые растения, цветковые растения, водоросли.

7) Листья хвойных растений называются:

У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «отлично» или «молодец».

3.Сообщение темы и цели урока.

Работа с эпиграфом

— Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку.

Как вы понимаете слова, что хотел сказать нам автор?

— Представьте, что Человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда?

— В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

Читайте так же:
Режим очистки духовки gorenje

— А теперь прочитайте тему урока.

Я попробовала тему нашего урока отобразить в следующей схеме:

Солнце  Растения  Человек

Подумайте, что я этим хотела сказать?

Посмотрите внимательно на записанную тему и схему.

Какую часть природы будем изучать?

Назовите признаки живой природы.

Какой вопрос у вас возник? Что хотите у меня спросить?

Давайте послушаем ваши версии.

Ребята, вы вправе можете называться учеными – ботаниками, т. к. умеете выдвигать различные гипотезы, отстаивать свою точку зрения. Ученые всего мира очень долго пытались определить, какими «продуктами» питаются растения…

4. Изучение новой темы.

Дыхание растений (при объяснении на магнитной доске моделируется схема «Дыхание растений».

Растения дышат так:

Из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.

— А сейчас я проверю, как вы разобрались. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ?

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучики согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

2) Питание растений.

Вы теперь знаете, как дышат растения.

О чем сейчас нам нужно поговорить?

Какие у вас версии: как питаются растения?

Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал?

Нет, в почве этих веществ нет, а в растениях они есть…

Ребята, даже самые знаменитые ученые долго не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана. Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Но ЗАПОМНИТЕ: работает эта чудесная кухня только на свету.

Какой вопрос у вас возникает?

Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.

(Рассказ учителя сопровождается синхронным моделированием схемы)

Работа с учебником.

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему?

— Откройте учебник на стр. 78. Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, т.е. найдите ответ на вопрос: почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними необходимую для жизни энергию. Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.

Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям.

Работа детей с индивидуальными моделями на партах.

Как дышат растения?

Как питаются растения?

Ребята, скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений?

Найдите различия в дыхании и питании растений. ( С опорой на модели).

Читайте так же:
Как пользоваться электрической духовкой аристон

Работа со схемой на доске.

Как же связаны между собой Солнце, растения и люди?

Разгадаем кроссворд (слово РАСТЕНИЯ прописано)

1. За один теплый солнечный день 1 гектар леса поглощает 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-200 кг кислорода. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит?

2. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды?

3. Какой газ выделяют растения при дыхании?

4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ?

Урок 9. Мир растений

Насекомые опылители – насекомые, которые опыляют цветы.

Нектар – сладкий цветочный сок.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 –.с. 69-86.
  2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. — с. 39 — 49.

Ключевые слова:

Группы растений; виды растений; наука о растениях, дыхание и питание; опыление; развитие растений из семян; факторы отрицательного воздействия человека; меры охраны; правила поведения в природе.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Повсюду на земле встречаются растения: в лесах, горах, степях и даже в безжизненной пустыне.

Это удивительные живые организмы, без которых невозможна жизнь на Земле.

Кроме того, что человек, и животные употребляют растения в пищу, они вырабатывают необходимый для всего живого кислород. Давайте узнаем, почему говорят, что растения – зелёная одежда Земли.

Мир растений.

Царство растений очень обширно.

На сегодняшний день в нём насчитывают около пятисот тысяч видов. Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Ученые – ботаники делят царство растений на несколько групп. Первая группа — это водоросли. Они обитатели воды.

Их можно встретить не только в реках, озёрах и океанах, но и в горах, пустынях, если там есть хоть капля влаги.

Эти растения разнообразны по величине и форме: одни из них так малы, что можно увидеть их только в микроскоп, а другие имеют вид тонких шелковистых нитей зеленого цвета. Наиболее известные представители этой группы: ламинария, хламидомонада.

Водоросли обогащают водоемы кислородом. Они богаты питательными веществами и йодом.

Вторую группу составляют мхи – древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу.

Они растут во влажных, болотистых местах, в хвойном лесу. Имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. Яркими представителями этой группы являются: сфагнум и кукушкин лён.

Давно, когда на нашей планете был теплый климат, появились папоротники.

Их можно включить в третью группу. Они достигали в высоту 45 метров, образовывая целые леса.

Потом леса погибли, покрытые толщей воды. А через многие миллионы из этих залежей деревьев образовался каменный уголь, который используется как топливо.

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Помимо листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков и семян у них не бывает.

Четвёртую группу составляют хвойные растения – это деревья и кустарники.

К ним относятся сосна, пихта, ель, кедр, можжевельник. Хвоинки – это их листья! Вместо цветков у них образуются шишки, в которых развиваются семена.

Пятая группа цветковые растения говорит о том, что кроме корня, стебля и листьев, у них есть цветок.

Читайте так же:
Получать молочную кухню не по прописке

Цветок – главный признак цветковых растений, из которого развивается плод с семенами. В каждой группе много видов растений.

Учёным известно около пятисот тысяч видов растений. Самая многочисленная группа – цветковые растения.

На свете около двадцати семи тысяч мхов, более десяти тысяч видов папоротников. А вот хвойных растений в разы меньше. Всего шестисот видов.

Растения — это живые существа, значит, они дышат и питаются. Они из воздуха поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ.

А как же питаются растения? Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Но в растениях есть также сахар и крахмал, а в почве их нет. Каким же образом растения получают эти главные питательные вещества?

Листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ они поглощают из воздуха. Для работы этой чудесной кухни нужен солнечный свет. Он несёт с собой энергию, ведь для работы любой машины и жизни любого существа нужна энергия. Люди и животные не смогли бы жить без растений, потому что употребляют их в пищу, используют в лечебных целях. Растения образуют кислород необходимый для дыхания живых организмов.

А вы знаете, что такое опыление? У цветов есть пестик и тычинки

На тычинках есть пыльца. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца попала в пестик. Когда пчела садиться на цветок пыльца остается на мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок, пчела переносит, пыльцу опыляя его. Опыление – это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.

Из опыленного цветка развивается плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет.

Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые-опылители. Они помогают растениям размножаться. Настоящими путешественниками являются плоды растений. Приглядевшись к ним можно догадаться, как они путешествуют.

Плоды некоторых деревьев путешествуют с помощью ветра, например, плоды клёна, липы, берёзы имеют специальные крылышки, а плоды одуванчика – парашютики. У плодов репейника имеются небольшие крючки, а у череды – острые зубчики. С помощью

крючков и зубчиков плоды цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и «едут» на них, пока не упадут.

Для прорастания и развития семян нужны тепло, вода, воздух. Как же развивается растение из семени?

Сначала появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растёт и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляется цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами.

Хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте лесов люди строят заводы или роют карьеры. Много растений при этом погибает.

Зачастую не подозревая люди, вытаптывают растения. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остается мало воздуха, воды и растения на ней жить не могут, они погибают.

Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых букетов. Большое количество растений внесены в Красную книгу России, например, подснежник, ятрышник, водяной орех. Гораздо реже, чем раньше попадаются на глаза кувшинка, волчье лыко, купальница. Возле крупных городов осталось мало ландышей,

Читайте так же:
Отклеилась уплотнительная резинка в духовке

колокольчиков. Все перечисленные растения нуждаются в охране. Особую ценность природы представляют лекарственные растения. Лучше заготавливать те растения, которые часто встречаются. Соблюдая простые правила поведения в природе, мы можем сохранить растения. Находясь в природе, не срывайте растения для букетов. Букеты можно составлять из растений, которые выращены человеком. Собирать лекарственные растения надо только в тех местах, где их много. В лесу ходите по тропинкам, для того чтобы растения не погибли от вытаптывания. Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Они находятся под особой защитой в заповедниках,

национальных парках. Большое количество растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

В природе всё взаимосвязано. Берегите природу!

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса: О какой группе растений идёт речь?

Древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу. Они растут во влажных, болотистых местах, в хвойном лесу.

Правильный вариант ответа: мхи.

Разбор типового тренировочного задания

Текст задания: Выберите из списка правильный ответ.

А. …… обогащают водоемы кислородом. (Водоросли, папоротники, мхи).

Б. …… — древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу. (Водоросли, папоротники, мхи).

В. Наука о растениях называется ………..( биологией, микологией, ботаникой).

Презентация на тему: Охрана растений

№ слайда 1 Охрана растений Собенина Н.А., ГО Верхняя Тура

Охрана растений Собенина Н.А., ГО Верхняя Тура

№ слайда 2 План работыКакое значение для человека и животных имеют растения?Почему многие в

План работыКакое значение для человека и животных имеют растения?Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?Что делается в нашей стране для охраны растений?

№ слайда 3 Значение растений в жизни животных и человекаРастения - «легкие» планеты.«Зелена

Значение растений в жизни животных и человекаРастения — «легкие» планеты.«Зеленая кухня».Источник древесины.Растения –лекарства.«Дом» и пища для животных.Корни растений укрепляют почву.

№ слайда 4 Ель щедра и к людям.

Ель щедра и к людям.

№ слайда 5
№ слайда 6 Почему некоторые виды растений исчезают?Хозяйственная деятельность людей.Сбор бу

Почему некоторые виды растений исчезают?Хозяйственная деятельность людей.Сбор букетов. Неумеренный сбор лекарственных трав.Вытаптывание.

№ слайда 7 Стихийные бедствия - пожар

Стихийные бедствия — пожар

№ слайда 8 Стихийные бедствия - наводнение

Стихийные бедствия — наводнение

№ слайда 9 Лекарственные растенияподорожникромашка
№ слайда 10 Лекарственные растениябрусникакрапива
№ слайда 11 Лекарственные растения можно заготавливать.

Лекарственные растения можно заготавливать.

№ слайда 12 Что делается в нашей стране для охраны растений?Редкие растения запрещено собира

Что делается в нашей стране для охраны растений?Редкие растения запрещено собирать.Особая защита в заповедниках, где вся природа неприкосновенна.Закон об охране окружающей среды.Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

№ слайда 13 Для чего создана Красная книга?

Для чего создана Красная книга?

№ слайда 14 Охраняемые растенияСон-трава

Рецепты из дикорастущих растений. Блюда высокой кухни

Зеленая кулинария. Цель этого сайта показать разные страны, самостоятельные путешествия, и, не только красоту окружающих нас трав, зелени и цветов, но и обратить внимание на их полезные свойства, на применение дикоросов в кулинарии, при этом показать вкусные, красивые и полезные блюда из дикорастущих трав, варьируя состав блюда можно получать интересные вкусы.

Здесь размещаются подробные рецепты из дикорастущих растений с пошаговыми фото блюд на узорных салфетках ручной работы, связанных мною. Я люблю вязать спицами и крючком, на страницах этого веб-сайта я также размещаю фото одежды, которую я связала, со схемами и подробным описанием выполнения работы.

Дикорастущие растения, огородные сорняки, без сомнения, имеют огромный гастрономический потенциал, они дают любому блюду широкий спектр необходимых минералов и витаминов, а также игру текстур, добавляют благородства вкусу и служат великолепным украшением.

Как в былые времена, так и в наше время во всех странах мира наряду с культурными растениями употребляются в пищу и дикорастущие растения.

Читайте так же:
Как снять lock с плиты gorenje

«Всем, что нам нужно, чтобы оставаться здоровыми, природа одарила нас с лихвой.»
— Себастьян Кнайпп, (1821 — 1897).

«Здоровое питание требует знаний, а не ограничений и жертв.» — Г. И. Лушанова

Вершки: траву, цветы рекомендуют собирать первые час-полтора после восхода солнца, т.к. за ночь луна вытянула все эфирные масла в верхнюю часть растения и полуденное солнце ещё не испарило эфирные масла.
Луна сильно влияет на качество собираемых тех или иных частей растений. В связи с этим применяют на практике правила сбора лекарственных растений: в первую фазу Луны лучше всего собирать корневища, корни и корнеплоды, особенно в шестые и седьмые лунные сутки. В этот период энергия и микроэлементы максимально находятся в подземной части растений. Вторая фаза Луны наиболее благоприятна для сбора надземных органов растений. Энергия, идущая снизу вверх, выносит массу микроэлементов. Собирать травы лучше всего, когда видна Луна. Третья фаза Луны подобна первой. В этот период также хорошо сушить травы: микроэлементы и другие полезные вещества лучше сохраняются. Четвертая фаза Луны подобна второй по своим свойствам при сборе трав.

Путешествия по миру самостоятельно, туризм и впечатления

Самый лучший способ познать себя и окружающий мир, культуру других народов и их традиции, подлечиться, оздоровиться и зарядиться приятными эмоциями — это путешествия. Во время поездок мы собираем по крупицам лучшие моменты, чтобы потом поделиться ими с теми, кому это тоже интересно.

Путешествия делают жизнь человека ярче, миропонимание шире, впечатления — богаче. Мир на этой планете безгранично загадочен. Путешествия лечат, оздоравливают, укрепляют, делают сильнее, обогащают. Ничто так не открывает глаза на мир и не расширяет кругозор, как путешествия. Как гласит древняя пословица: Никто не возвращается из путешествий таким, каким он был раньше. Результатом любого путешествия является не то, что нам удалось побывать в какой то новой точке планеты, а совершенно новый взгляд на этот мир и на жизнь планеты в целом. Путешествия очень важны для самосовершенствования, они учат больше, чем чтобы то ни было. Бывает за один день путешествия познаешь значительно больше, чем за 10 лет жизни дома. Расширение географических границ многократно умножает качество познания этого мира.

На этом сайте я делюсь фотографиями, привезенными из своих поездок, делюсь впечатлениями о путешествии и об отелях, хостелах, гостевых домах, в которых мы останавливались во время пребывания в стране.

Польза путешествия – это возможность приспособить свое воображение под реальность, и, вместо того, чтобы думать, каким все должно быть, видеть все так, каким оно есть.
— Самюэль Джонсон

Никто не возвращается из путешествий таким, каким он был раньше.
— Китайская пословица

Путешествие — это то, что останется в твоем сердце, в твоей памяти вечно. Даже когда ты будешь сидеть дома или работать, ты вспомнишь эти прекрасные впечатления. И захочешь опять куда то съездить! Истинное назначение вашего путешествия — это не место на карте, а новый взгляд на жизнь.
— Генри Миллер

По желаниям можете понять человека, его уровень, его смысл жизни. Просто спросите человека: «Чего ты желаешь в жизни? Чем ты хочешь наслаждаться, чем ты хочешь быть счастливым?». И поймете, с кем вы говорите. Уровень желаний – это уровень сознания.
— А. Хакимов

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector