Вольтеровское кресло — классика, которая никогда не выйдет из моды
Вольтеровское кресло — классика, которая никогда не выйдет из моды
Привнести невероятную уютную атмосферу и грамотно вписаться в интерьер, выделив все его достоинства, способна не каждая мебель. Однако неназойливый, но стильный дизайн, которым обладает вольтеровское кресло, отлично подчеркнет и дополнит любое профессиональное оформление помещения.
Специалисты утверждают, что такая мебель специально была создана для того, чтобы привносить в интерьер жилища уютный шарм и непревзойденную роскошь. Но если пару сотен лет назад вольтеровское кресло было украшением лишь зажиточных домов, то сегодня многие могут позволить себе такую деталь интерьера.
Немного из истории
Данная мебель имеет несколько названий. Кто-то именует ее «ушастым» стулом, но большинство называют креслом Вольтера. Изначально, еще во времена правления Людовика XIV в конце XVII века, кресло представляло собой лишь высокий стул, который предназначался для удобства пожилых людей.
Чуть позже вольтеровское кресло обзавелось удобными высокими подлокотниками и более широкой спинкой, которая расходилась в стороны в верхней части. Отсюда и появилось название «ушастое» кресло.
Но какое отношение к созданию мебели имеет знаменитый Вольтер? Так именно он и усовершенствовал обычный высокий стул и создал удивительно удобное каминное кресло. Мебель была снабжена колесиками, чтобы можно было передвигать кресло в нужное место. Также к «стулу Людовика» была добавлена вращающаяся полочка.
Философ создал такую мебель, которая была бы удобна ему самому во время написания многостраничных трактатов. Писатель страдал от тяжелого недуга, облегчить который могла лишь комфортно принятая поза. За счет своеобразной «ушастой» конструкции и наличия удобных выступов на спинке, в таком кресле можно было проводить многие часы, не изнывая от болей в спине и шее.
Стоит отметить, что упоминание в названии имени знаменитого философа присуще лишь для нашей страны. В Европе эта мебель будет называться не иначе, как кресло глубокое с высокой спинкой или «дедушкино» кресло. Объединяет их лишь тот факт, что приобретается такая мебель с удовольствием в любой точке земного шара. Она не только считается символом роскоши и достатка, но и представляет собой удивительно удобный предмет мебели, без которого порой не обойтись в гостиной или кабинете.
Модификации
Итак, вольтеровское кресло. Описание этой мебели во всевозможных источниках, датированных разным временем, будет разниться. Кресло Людовика уже сильно отличалось от той модификации, которую придумал философ Вольтер. Но современные производители пошли еще дальше.
Современное вольтеровское кресло – это мебель, которая имеет дополнительное место для хранения или даже оснащается выдвижным столиком. Во многих моделях присутствует раздвижная конструкция, превращающая эту мебель в своеобразную кресло-кровать.
В интерьере
У многих на бессознательном уровне вольтеровское кресло ассоциируется с троном, что заставляет задуматься над его приобретением. Но большинству людей ассоциации и монархи совершенно не мешают оснастить свой дом удобной и одновременно стильной мебелью. Важно заметить, что каждая модель кресла будет нести в себе отдельный отпечаток своего времени. И отыскать свой вариант не сложно. Кому-то нравится современный стиль вольтеровского кресла, а кто-то будет искать модель, датированную XIX веком, и тоже не ошибется, украсив ею свое жилище.
Многие издания описывают каминное кресло Вольтера, как старомодное и не стильное. Это неверное суждение. Удобство такой мебели привлекает не только пожилых людей. Современная молодежь также активно приобретает для загородных домов подобные варианты меблировки. Специалисты по дизайну утверждают, что вольтеровское кресло будет актуальным и через две-три сотни лет.
У камина
Вам удалось приобрести стильное и качественное кресло «от Вольтера». Но куда его поставить, где его место в доме? Опытные дизайнеры советуют устанавливать такую мебель либо в гостиной, либо в спальне или кабинете.
Лучший вариант, конечно же, у камина. Ведь конструкция кресла просто создана для комфортного времяпрепровождения у огня. Высокая спинка и подлокотники отлично защищают от жара, а глубина кресла прекрасно сохраняет тепло. Накинем на него мягкий и уютный плед и получим место силы, тишины, уюта и умиротворения.
Кресла-качалки и вольтеровские кресла.
Как мы уже выяснили ранее, самым популярным материалом для производства кресел-качалок является ротанг. Мебель, выполненная из этого материала, может выдержать вес до 500 кг. Конечно, трудно представить, чтобы на такое кресло сел человек, обладающий подобным весом, но данная характеристика говорит о том, что если взрослый человек возьмет на руки ребенка и будет с ним раскачиваться в мебели из ротанга, то никакой угрозы для здоровья обоих такой отдых представлять не будет. Кресла-качалки из ротанга стоят недешево, но их дороговизна вполне оправдана. Во-первых, в большинстве случаев изготавливаются такие кресла вручную, и, во-вторых, помимо того, что данные изделия выдерживают большой вес, срок их эксплуатации измеряется несколькими десятками лет.
Каркас подобных качалок может быть изготовлен и из древесины, и из металла, но какой бы материал ни "участвовал" в создании этого предмета мебели, при упоминании кресла-качалки сразу же в воображении возникает картина классического изделия. Но, как мы знаем, дизайнерская мысль не имеет границ, и в последнее время стали появляться кресла-качалки, которые значительно отличаются от своих "классических родственников". Так, наряду с "классикой" существуют кресла-качалки, внешний вид которых у одних вызывает улыбку, у других — удивление, но и те, и другие непременно хотят сесть в такую мебель. Так чем же оно привлекательно? Дело в том, что вместо привычных полозьев, на которые опираются ножки изделия, в конструкции данного кресла-качалки присутствуют два эллипса, которые представляют собой и подлокотники, и полозья. Такое изделие было названо "CNC Rocking chair".
Для этого кресла-качалки характерно то, что пользоваться им может и ребенок (не пытаясь вскарабкаться на него), и взрослый человек. Секрет такой доступности — в конструкции изделия. Благодаря вырезам, данную "качалку" можно "отрегулировать" под любой рост. Еще одним плюсом этого предмета мебели является его способность быть разобранным в считанные минуты, а это, в свою очередь, позволяет перевозить его, используя минимальную площадь в автомобиле.
Существуют и другие виды кресел-качалок. Среди них такие, которые могут вращать вокруг своей оси любого, кто займет место в нем.
Все модели кресел-качалок — это не просто комфорт и возможность отдохнуть. Данные изделия оказывают положительное воздействие на лечение ряда заболеваний, а также способствуют расслаблению нервной системы, лучшему восприятию информации и укреплению памяти.
Сегодня можно не только приобрести кресло-качалку у производителя или дилера, но и обратиться к мастерам с просьбой выполнить эксклюзивный заказ, то есть изготовить этот предмет мебели с учетом индивидуальных особенностей вашего тела. И здесь всё зависит от профессионализма мастера. Даже если этот предмет мебели будет выглядеть, как произведение искусства, это еще не станет доказательством того, что в нем вы отдохнете душой и телом. Главное, чтобы спинка позволяла "выключиться" группе мышц, а сидение не напоминало бы лавочку.
А сейчас мы уделим немного внимания еще одному виду кресла, которое в России получило название "Вольтеровское". Бытует ошибочное мнение о том, что это изделие отобразил Жан-Антуан Гудон в своей знаменитой скульптуре Вольтера. На самом деле Вольтер изображен не в вольтеровском кресле, так как внешние характеристики (внешний вид) этого предмета мебели не соответствуют тому, что было присуще "настоящему" вольтеровскому предмету мебели. Вольтеровское кресло можно увидеть на многих полотнах, написанных в 17-19 веках. Его характерной особенностью является высокая спинка с полукруглым верхом и бахрома на подлокотниках и сидении. Ножки его имеют форму пирамиды. Что касается спинки, то ее высота была неслучайной. Дело в том, что данный предмет мебели называли "креслом для стариков", и высокая спинка защищала этих самых стариков от порывов ветра и сквозняков.
Существует несколько вариантов вольтеровского кресла. Одни предполагают наличие в изделии откидного (выдвижного) столика, другие — складное сидение, которое в случае необходимости может удлиняться. Современные мастера с большой точностью копируют вольтеровские кресла, выполненные в прошлые века. Стоимость таких предметов мебели достаточно высока, и позволить себе иметь его в своем жилище может далеко не каждый. Но те домовладельцы, чей семейный бюджет дает возможность сделать подобную покупку, украшают дом настоящим произведением искусства. Правда, такое изделие вписывается не в каждый интерьер. Но, если внутренне убранство помещения выполнено в стиле "классицизм", то вольтеровское кресло как нельзя лучше подойдет к этому интерьеру.
Но если вольтеровское кресло приобретает далеко не каждый, то кресла, являющиеся частью гарнитура мягкой мебели, сегодня есть во многих квартирах и загородных домах. Кресла, относящиеся к категории "мягкая мебель", наиболее популярны в наше время. Бум на них начался еще в прошлом веке. Тогда, чтобы их купить, надо было с завидным постоянством приезжать в назначенный день к мебельному магазину и отмечаться в заветном списке. В одной из прошлых бесед мы подробно говорили о том, чего стоило в советское время приобрести предметы мебели, пользующиеся спросом. Сейчас такой проблемы нет, и любой желающий, располагающий определенной суммой, может без труда купить то, что он хочет.
В следующий раз мы поговорим о креслах, относящихся к категории "мягкая мебель", после чего уделим внимание коже — материалу, "участвующему" в производстве многих видов мебели.
Царский трон
Все мы, конечно, очень любим добротную, удобную мебель. Однако редко к какому предмету меблировки применяем эпитет «любимый». В самом деле, стол, за которым обедаем всей семьей, — для нас это всегда только обеденный стол, а книжный шкаф ценен в основном благодаря своему содержимому, любимым книгам.
Зато как часто, тем более если речь идет о человеке, как говаривали прежде, умственного труда, мы слышим выражение «его любимое кресло»! Нарочно поищите описание дома-музея какого-нибудь литератора-классика. Вы непременно обнаружите пассаж вроде этого: «Среди экспонатов особое место занимает любимое вольтеровское кресло писателя». Было такое и у Пушкина, и у Хемингуэя. Да что Хемингуэй! Великий Гоголь в последний период жизни оказался настолько привязан к своему креслу, что мог уснуть только в нем; заболев, автор «Мертвых душ» сопротивлялся попыткам уложить его в постель и умер, когда наконец удалось это сделать.
Н.В.Гоголь в кресле. Антикварная скульптура
Местом покоя и отдохновения кресло, тем не менее, стало далеко не сразу. Усидеть в нем было нелегкой задачей. На протяжении тысячелетий кресло в качестве трона служило сакральным символом верховной власти, которую то и дело приходилось защищать от посягательств.
Первые кресла известны нам по изображению на шумерской мозаике: царь и его гости пируют на невысоких церемониальных сиденьях с ножками в виде львиных лап. Мало кто кроме царя мог позволить себе такую роскошь, не рискуя при этом оказаться обвиненным в измене.
Пески Египта чудесно сохранили для нас в натуральном виде трон Тутанхамона. Изготовленное из резного дерева, это древнейшее кресло покрыто листовым золотом, украшено полудрагоценными камнями и разноцветным стеклом.
Трон Тутанхамона. Каирский национальный музей
Другой знаменитый символ государственности — римское курульное кресло. Его делали легким и раскладным, чтобы удобнее и быстрее переносить с места на место, с форума в сенат, за владельцем — республиканским консулом, а позднее за императором Вечного города.
Курульное кресло. Реконструкция
В Средние века католическая мода на сознательное причинение неудобства человеку, этому чаду греха и вместилищу разнообразных пороков, коснулась кресел в первую очередь. Взгляните: прямые спинки, жесткие сиденья, от которых можно заработать не только мозоль в самой изнеженной части тела; да ведь они, пожалуй, способны были конкурировать с кострами инквизиции! Хорошо, что некоторые не особенно ревностные католики додумывались подкладывать подушки.
Готическое средневековое кресло
Новое время значительно смягчило и нравы, и кресла. Но церковь по старинке продолжала неистовствовать в своем аскетическом фанатизме. По части издевательств над людьми прославился французский кардинал Ришелье, исполнявший при дворе Людовика XIII роль главы королевского правительства. Прославленный в романах Дюма кардинал заставлял своих посетителей опускаться напротив него в особое устройство (язык не поворачивается назвать его креслом) на коротких ножках и с сиденьем, углубленным таким образом, что несчастный гость либо все время теснился на краешке, либо проваливался еще ниже. Физическое неудобство, испытываемое пришедшим, перерастало в неудобство психологическое и позволяло хитрому кардиналу без труда играть первую скрипку в любой беседе.
Привычное нам слово «кресло» — хотя и не шумерского, но все же древнего происхождения. На праславянском языке, от которого произошел современный русский язык, так, вероятно, называлось сиденье, вделанное в раму ткацкого станка. С большей достоверностью можно утверждать другое: первое на Руси кресло, дошедшее и до наших дней, высоко подняло статус московского великого князя — он стал царем. Речь идет о так называемом троне Ивана IV, хранящемся сейчас в кремлевской Оружейной палате. Это деревянное сооружение целиком обшито резными пластинками из слоновой кости. Есть сведения, что трон был привезен наследницей византийского престола Софьей Палеолог, бабкой Грозного, в качестве приданого к ее свадьбе.
Трон Ивана Грозного в Оружейной палате Московского Кремля
От штучных произведений прикладного искусства кресла в течение XVIII–XIX столетий постепенно эволюционировали к серийному производству, последовательно удовлетворявшему все возраставший в количественном отношении спрос поклонников барокко, рококо, ампира, модерна. Но мы достаточно рассмотрели кресло в исторической перспективе. А что оно представляет собою сейчас?
Современное кресло — это прежде всего популярный предмет офисной мебели. Ведь хотя при выборе дизайна производители и ориентируются в первую очередь на снижение затрат по изготовлению, они все-таки не стараются сэкономить за счет комфорта. Результат — 70–100 миллионов офисных кресел, ежегодно продаваемых по всему миру. Из них около трех миллионов приходится на долю нашей страны, где в последнее время растет спрос и на кресла для дома.
Изготовленное из дерева, ДСП или ротанга, с применением гобелена, флока, нубука, микрофибры в качестве обивки, начиненное натуральным или синтетическим материалом, кресло и в кабинете руководителя, и в стильной гостиной смотрится по-царски — так же, как ощущает себя сидящий в нем человек.
Знакомимся с вольтеровскими креслами
Знаменитое вольтеровское кресло не имеет никакого отношения к знаменитому мыслителю. Просто легендарная модель появилась в России в то время, когда идеи Вольтера были особенно популярны. Название прижилось, а само кресло дошло до наших дней.
Что же можно выбрать сегодня среди разнообразных кресел «с ушками»?
Кресло с высокой спинкой и «ушками» впервые изготовили в Англии в XVII веке. Изначально модель предназначалась для пожилых людей. Высокая спинка защищала от сквозняков, а если поставить кресло у камина — помогала сохранить тепло. Вольтеровское кресло быстро стало популярным и остается востребованным сегодня.
Имен у кресла с высокой «ушастой» спинкой много — «дедушкино кресло» ( «grandfather chair»), «кресло с ушками» («wing chair»), «каминное кресло», «английское кресло». Конфигураций тоже немало. Среди ассортимента итальянских фабрик легко отыскать как модель-копию старинного образца, так и современную дизайнерскую трактовку.
В литературе
Стивен Кинг
(1986 г.), переводчик Виктор Вебер, ч. 5, гл. 19, 9:
«Везде стояли мягкие диваны и вольтеровские кресла, в огромном камине, в котором ничего не горело, на металлической подставке для дров лежал березовый ствол, настоящее дерево – не газовая горелка.»
Раневская Фаина Георгиевна (1896 – 1984)
(Глеб Скороходов, 2004):
«Я вернулась из Болшева на день раньше, — сказала она, устроившись в вольтеровском кресле.»
Седой А. (Александр Павлович Чехов) (1855 – 1913)
— про деда писателя А.П. Чехова:
«Или вот, сердился он на вольтеровское кресло: — Плюхнул в него и пропал в нем: совсем человека не видно… Господа с жиру бесятся… Делать им нечего.»
Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910)
«Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно-белыми, не смятыми, видимо, только – что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко-зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухого…»
«Кутузов в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал. «
Достоевский Федор Михайлович (1821 – 1881)
(1872 г.) ч. 2 гл. 5, 2:
«Обыкновенные посетители оставались за решеткой, а счастливцы допускались, по указанию блаженного, чрез дверцы решетки в его половину, и он сажал их, если хотел, на свои старые кожаные кресла и на диван; сам же заседал неизменно в старинных истертых вольтеровских креслах.»
Герцен Александр Иванович (1812 – 1870)
«Там стояли большие вольтеровские кресла и узенькая, жесткая кушетка».
Лесков Николай Семёнович (1831 – 1895)
«Вольтеровское кресло для дяди было поставлено на небольшом персидском ковре перед елкою, посреди комнаты.»
Тургенев Иван Сергеевич (1818 – 1883)
«Марья Дмитриевна сидела одна у себя в кабинете на вольтеровском кресле и нюхала одеколон.»
Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837)
«В спальню вбежали три старые горничные, и графиня, чуть живая, вошла и опустлась в вольтеровы кресла.»
…
«Как и все старые люди вообще, графиня страдала бессонницею. Раздевшись, она села у окна в вольтеровы кресла и отослала горничных.»
Что отличает вольтеровское кресло от других: особенности
Розовое каминное кресло у обеденного стола
Существует много видов английских кресел, но у каждого есть общие признаки, которые отличают их от других:
Размер. Почти все вольтеровские кресла габаритные. Основная деталь, которая придает креслу объем ― высокая спинка. Она предназначена для того, чтобы шея удобно лежала на кресле.
Крылья — ушки. Ушки по бокам кресла действительно напоминают крылья бабочки. Прямые, фигурные, с деревянной резьбой и всевозможным декором ― сегодня их множество видов и форм.
Невысокие выпуклые ножки. Как и с «крыльями», видов ножек каминного кресла много. Они могут быть различны как по материалу (деревянные, металлические, каучуковые), так и по форме (изогнутые, прямые, резные). Общий признак — все они невысокие.
Глубокое сиденье. Каминное кресло отличается своей глубиной, в первую очередь для удобства. В такое кресло легко сесть, и нет желания из него вставать.
Декор. Вольтеровское кресло помимо всего прочего отличает присущий только ему декор. Например, подлокотники по кругу декорируют строчкой декоративного молдинга, а спинки делают стеганными
«Война и мир»: В дальнейшем «ушастое» кресло стало эволюционировать, приобретая черты нового времени – откидной столик для эпистолярного творчества, раскладную подножку для большего комфорта.
«Отрочество»: Бабушка со дня на день становится слабее; её колокольчик, голос ворчливой Гаши и хлопанье дверями чаще слышатся в её комнате, и она принимает нас уже не в кабинете, в вольтеровском кресле, а в спальне, в высокой постели с подушками, обшитыми кружевами.
Синее кресло с ушами в гостиной
Английской кресло из гобелена
История появления
Впервые эта модель кресла появилась в Англии в XVII веке. Создана она была для престарелых членов семьи, т. к. именно они комфортнее всего чувствовали себя, опираясь на высокую мягкую спинку, удобный подголовник и комфортные не очень жесткие подлокотники. Кроме того, традиционные английские пледы, которыми дополняли композицию, создавали максимальные удобства для пожилых или нездоровых людей. За счет сохранения тепла им было удобно в «дедушкином» кресле возле камина, так эта модель укрепила свои позиции в каминных залах, став абсолютно незаменимой. И даже знаменитый Шерлок Холмс сидел возле камина с доктором Ватсоном именно в таких «ушастых» креслах.
В России эта мебель появилась при Екатерине II, а это время повального «вольтерьянства» – увлечения просвещенными российскими умами творениями французского мыслителя Вольтера. Поскольку в последние годы жизни Вольтер очень болел, было решено, что именно в таком кресле он проводил больше всего времени (что ничем не подтверждено). Так «дедушкино» кресло стало «вольтеровским», что, конечно, звучит значительно солиднее.
Оно превратилось в статусный предмет, обязательный атрибут в кабинете главы дворянского семейства. Перед началом русско-французской войны популярность этой модели возросла еще больше, ее даже упоминают в литературе, к примеру, в «Войне и мире» Л. Н. Толстого.
В дальнейшем «ушастое» кресло стало эволюционировать, приобретая черты нового времени – откидной столик для эпистолярного творчества, раскладную подножку для большего комфорта.
Дизайнерские кресла «с ушками»
Культовые модели мебели часто становятся источником вдохновения для современных дизайнеров. Вольтеровское кресло — не исключение. Его черты угадываются во многих моделях, порой — самых фантастических.
На фото: дизайнерское кресло с чертами классической вольтеровской модели Desiree Tify.
На фото: знаменитое кресло из стекла Kleer от Карима Рашида напоминает вольтеровское высокой спинкой с загнутыми боковыми элементами.
На фото: кресло Midj Light E. В интерпретации студии Balutto Associati «дедушкино кресло» стало максимально легким.
Красивые примеры
«Изюминка» этой модели – в ее оригинальной обивке, позволяющей стать украшением самого современного интерьера.
При взгляде на это фото сразу откуда-то слышится музыка из сериала про Шерлока Холмса. Именно в таком кресле сидел легендарный сыщик по версии советского режиссера.
Голубая с золотом обивка смотрится одновременно и классически, и свежо.
Еще одно доказательство универсальности «ушастого стула» – он гармоничен в любом интерьере.
О том, как изготовить вольтеровское кресло своими руками, смотрите в следующем видео.
У камина
Вам удалось приобрести стильное и качественное кресло «от Вольтера». Но куда его поставить, где его место в доме? Опытные дизайнеры советуют устанавливать такую мебель либо в гостиной, либо в спальне или кабинете.
Лучший вариант, конечно же, у камина. Ведь конструкция кресла просто создана для комфортного времяпрепровождения у огня. Высокая спинка и подлокотники отлично защищают от жара, а глубина кресла прекрасно сохраняет тепло. Накинем на него мягкий и уютный плед и получим место силы, тишины, уюта и умиротворения.
Куда и как поставить английское кресло в квартире
Чтобы каминное кресло было по-настоящему уютным, важно знать куда и как его поставить. А иначе, оно лишь будет утяжелять пространство.
Современное коричневое вольтеровское кресло
На кухне
Если на кухне есть пространство для большого кухонного стола, то английские кресла с «крыльями» точно подойдут. Чтобы они не утяжеляли пространство, кресла лучше разместить в торцах, а остальные обеденные стулья подобрать в одном стиле. Например, ножки одного дерева и цвета.
Совет: Чтобы мебель за обеденным столом смотрелась гармонично, спинки стульев должны быть ниже, чем спинки кресел. А подлокотники кресла должны быть ниже уровня стола, так обивка на кресле не будет портиться.
Вольтеровское кресло на кухне
В гостиной
Английское кресло в гостиной впишется в интерьер, как в соло варианте, так и в паре. Если с одним креслом все ясно ― поставить возле дивана, окна или в пустой угол, то если кресла два ― лучше придерживаться правил:
Два разных вольтеровских кресла лучше поставить между журнальным столиком, так они будут создавать общую мебельную композицию;
Как поставить два разных вольтеровских кресло в гостиной
- Два парных кресла с ушками лучше поставить рядом друг с другом, так они будут заменять диван;
Как поставить два одинковых вольтеровских кресла в гостиной
- Два вольтеровских кресла у камина лучше поставить полубоком, так «крылья» буду защищать от искр поленьев и удерживать тепло.
Белые современные вольтеровские кресла в гостиной у камина
В спальне
В спальне «крылатое» кресло можно поставить у одной из прикроватных тумбочек или у туалетного столика.
Вольтеровских кресло в спальне у прикроватной тумбочки
Как поставить вольтеровских кресло в спальне
Особенности английского стиля
Английский стиль в интерьере гостиной
Английский стиль в интерьере ― это сочетание двух эпох в интерьере: викторианской и григорианской. В таких интерьерах есть все для размеренной жизни: большие английские кресла для долгого чая, большие камины для теплых вечеров и деревянные шкафы для традиционного сервиза. С тех пор мода изменилась, но традиции этого стиля остались.
Множество вещей и мебели. Английский интерьер не церемониться с площадью, повсюду шкафы, кресла, кофейные столики, этажерки, статуэтки и т.д. Главное ― вещь, а не пространство.
Дерево в отделке. Текстура натуральных материалов привносит уют, чем славится английский стиль.
50 оттенков коричневого. Из-за деревянной отделки в интерьере много оттенков коричневого (терракотовый, охра, беж и другая палитра)
Обилие текстиля. Кровать в английском интерьере застилают стеганым пледом, окна завешивают плотными портьерами, а на диван кладут подушки с мелким цветочным принтом.
Открытые системы хранения. Вещизм в английском стиле одна из главных черт. Фарфоровые кружки, фотографии, винтажные глобусы ― все должно быть открыто взгляду.
Вольтеровское кресло что это
В 18-м веке было время, которое принято называть эпохой Просвещения. Именно тогда появились образованные и бойкие люди, которые стали, так сказать, властителями дум. Они агрессивно потеснили реальных властителей, королей и церковников. Эти ребята были грамотными и неплохо образованными. Они прекрасно пользовались языком, щедро рассыпая вокруг себя остроты и афоризмы, жонглировали парадоксами и мастерски строили силлогизмы. Эти молодцы брались объяснить всё на свете, и даже если всё объяснить не получалось, то уж запутать и голову заморочить они точно могли. Королём этих умниц и острословов был Вольтер (Voltaire; 1694 – 1778), который прославился, как философ, поэт, прозаик, драматург, публицист и сатирик.
Вольтер – это всего-навсего псевдоним, заменивший реальное имя и фамилию Франсуа-Мари Аруэ. Его, сына чиновника, человека совсем не аристократического, охотно принимали при главных европейских дворах. Екатерина II состояла с Вольтером в переписке и издалека звала к себе, в Санкт-Петербург. К просветителю дружелюбно относился прусский король Фридрих Великий. Вольтер долго гостил у него в Потсдаме, а затем, возвратившись, насплетничал всем, что Фридрих презирает фаворитку французского короля мадам де Помпадур и даже одну из собак назвал «Помпадур». В результате из-за его длинного языка и остроумия разразилась Семилетняя война, которую Франция успешно проиграла.
При всех способностях болтливость и хвастовство не были чужды Вольтеру, так же, как и страх. Не желая сдерживать свой острый язык, он вполне обоснованно опасался преследований со стороны французских властей, и потому поселился в городке Ферней, у самой границы со Швейцарией, чтобы при случае сбежать на нейтральную территорию. Несколько раз именно так он и спасался.
Городок Ферней и знаменит-то стал благодаря столь знаменитому жителю. Вольтера часто называли «фернейским затворником». Где Вольтер, там Ферней, где Ферней, там, наверняка, Вольтер. Так что сегодняшнее название этого городишки, Ферней-Вольтер, вполне заслужено.
Вольтер в Фернее жил безбедно и вполне себе по буржуазному. Он построил здесь просторный дом с поместьем при нём, а также организовал производство часов. И поместье, и часовой заводик приносили неплохую прибыль, поэтому у Вольтера оставалось достаточно времени для приятных трудов: переписки с европейскими государями и написания собственных литературных произведений.
С возрастом это удовольствие давалось Вольтеру всё труднее. Вот он и приказал сконструировать для себя особенное кресло на колёсиках. Это позволяло писателю передвигаться, не вставая с сидения и не напрягая ослабших ног. Справа была пристроена доска, которую можно было перевернуть, превратив в подставку для письма. Слева же находился ящик, в котором хранились письменные принадлежности. Это небольшое кресло, которое сейчас можно увидеть в парижском музее Карнавалé, вряд ли можно назвать слишком удобным, поскольку у него не очень высокая спинка, да и само кресло совсем не предназначено для отдыха. Впрочем, Вольтер подобным устройством был доволен.
Вольтеровские идеи были популярны по всей Европе. Они дошли и в Россию, где приобрели название вольтерьянства.
Легко и приятно было слыть вольтерьянцем в середине 18-го века в России, а особенно в Петербурге! Труды Вольтера были просты, изящны, а главное, коротки. Из этого текста легко было надёргать парадоксов, которые очаровывали юных дам и злили их престарелых родителей. На антикатолические пассажи Вольтера можно было не обратить внимание, ибо Русь, слава Богу, православная, а это – совсем другое дело. Можно было спокойно говорить о царстве разума, крестить при этом лоб и пытаться вписаться в окружающий порядок вещей. Служба государыне (которая сама состояла в переписке с фернейским затворником) существовала параллельно с незлобными насмешками над вельможными стариками (большинству из которых было лет 40 – 50). Вольтерьянец мог себе позволить на словах некоторую долю атеизма, а на практике перенять по-французски лёгкое отношение к жизни и – что совсем немаловажно – к женскому полу. Нет, право, пока во Франции не грянул их бунт, осмысленный, но всё равно беспощадный, вольтерьянство в Российской империи, совсем не похожее на его французский первоисточник, процветало.
Приблизительно такая же история произошла и с вольтеровским креслом. Вольтеровским креслом или креслом Вольтера в России стали называть прямую противоположность подвижного письменного стола, в котором любил работать Вольтер. Русское «вольтеровское» кресло было креслом для отдыха. Оно пришло из Англии или Нидерландов: мягкое, глубокое с высокой, тоже мягкой, спинкой и характерными выступами («ушками»). В Европе такие кресла назывались «дедушкиными», ибо эти самые «ушки», защищали сидящего от сквозняков. «Дедушкины» кресла идеально подходили для того, чтобы дремать в них у камина. В России они вошли в моду в конце 18-го века, во времена Екатерины II, и ввозились в основном из Франции. Поскольку о дружбе императрицы со знаменитым французом знали все, кресла из Франции непринуждённо превратились в «вольтеровские».
В 1781 году французский скульптор Жан-Антуан Гудон создал скульптуру «Вольтер, сидящий в кресле». Эта скульптура, приобретённая для Екатерины II в 1784 году, и выставленная в Эрмитаже, широко известна. Именно ею восторгался Огюст Роден, сказавший: «Какая чудесная вещь! Это воплощенная насмешка!»
Популярность скульптуры Гудона привело к тому, что кресло, на котором восседает великий мыслитель и не менее великий насмешник, стали иногда называть «вольтеровским». Но это не так. Прямоугольное жёсткое кресло, изображённое скульптором, совсем не похоже на «дедушкино» кресло. Точно так же, как расслабленное русское вольтерьянство мало походит на свой французский прототип, изящный и издевательский, заваривший кровавую бучу для того, чтобы привести человечество в царство Разума.