Креативная стратегия Уолта Диснея- Ксения Васильева
Креативная стратегия Уолта Диснея- Ксения Васильева
Данный метод предложен Уолтом Диснеем, основателем той самой мультипликационной компании, чьи мультфильмы мы все знаем и любим. Он заметил, что при обсуждении проекта некоторые из сотрудников его компании с большей легкостью и энтузиазмом включались в фантазирование и генерирование новых идей, другие же, напротив, с большей энергией искали подводные камни и возможные недочеты в новых предложениях, либо способах реализации задуманного, третьи же предпочитали искать реалистичные способы претворения идей в жизнь. Это подтолкнуло Уолта Диснея к мысли о трех подходах к решению задачи, и он предложил и воплотил в жизнь на своей мультипликационной студии стратегию усиления творческого потенциала команды в целом или ее отдельных членов.
Для выполнения процедуры потребуются три стула или кресла. Поставьте их так, чтобы они образовали треугольник, стулья должны стоять «лицом» друг к другу. За каждым стулом будет закреплена роль, которую вы будете играть, когда займете его. Так, поочередно двигаясь от стула к стулу, вы будете выполнять три роли: Мечтатель, Реалист, Критик. Можно разместить на стульях листы бумаги с обозначением каждой из ролей. За каждой ролью закреплен определенный стиль отношения к проблеме и набор способов ее решения. Разграничение различных процессов в рамках отдельных ролей и в пространстве помогает добиться их чистоты и избежать наложения стилей мышления. Меняя поочередно роли и стулья, вы также будете менять подход к разрабатываемой вами идее.
Приведем описания ролей.
Мечтатель ориентирован в будущее. Его работа — мечтать! Он отвечает на вопрос «Чего хочу?». Мечтая, он строит грандиозные планы, его фантазия разворачивается по-максимуму. Он ничем не ограничивает себя. Проверка его идей на реалистичность и критика последуют позже, на втором и третьем этапах. Таким образом, заняв стул мечтателя вы погружаетесь в самые нереальные мечты. Самое главное — вам должно быть хорошо в этом созданном вами иллюзорном мире. Тело само собою расслабится, взор будет устремлен ввысь, на лице появится улыбка удовольствия.
Рис. 9. Физиологические проявления Мечтателя, Реалиста и Критика[8]
Представьте свою мечту такой, какой она будет, когда вы ее достигнете. Постарайтесь как можно точнее и детальнее описать ее.
Вопросы-помошники:
ü О каком представлении или празднике вы мечтаете?
ü Где вы находитесь? Во что вы одеты? Что вы делаете? Кто находится рядом с вами? Какова аудитория?
ü Что вы говорите себе достигнув цели? Что вам говорят другие люди?
ü Какие чувства вы испытываете?
ü Как реагирует аудитория? Какие отзывы вы получили?
ü Чему вы научились?
ü Какую историю вы рассказали зрителю? Какую идею донесли?
ü Чем важна ваша цель? Что вы получили достигнув ее?
ü Для кого еще это может быть важно?
ü Что можно еще добавить к тому, чего вы достигли?
Визуализируйте! Добейтесь того, чтобы образ стал максимально ярким. Чем более красочную картинку вы сможете себе представить, тем больше ценного из нее сможете почерпнуть для себя.
Реалист, получив мечты от Мечтателя, примеряет их к реальности и обдумывает, как можно их воплотить в жизнь максимально полно. Он отвечает на вопрос «Как это сделать?», составляет план осуществления мечты. Реалист не занимается критикой, которая будет выполнена на следующем этапе. Так, переместившись со стула Мечтателя на стул реалиста, вы становитесь человеком дела. Вы ищете ответ на вопрос, что нужно сделать и выбираете те предложения, которые возможно реализовать в условиях данной реальности. Идеи Мечтателя вы рассматриваете сквозь призму наличия ресурсов для решения проблемы.
Вопросы-помошники:
ü Что необходимо сделать для достижения Вашей цели?
ü Какова должна быть последовательность действий?
ü Что необходимо сделать в первую очередь?
ü Сколько времени понадобится на реализацию?
ü Какие Вам понадобятся ресурсы для реализации этой идеи?
ü Какие из них у Вас есть уже сейчас? Какие еще необходимо приобрести?
ü Какие знания, навыки, способности Вам понадобятся?
ü Кто может помочь в достижении Вашей цели?
Реалист иногда подменяется Критиком. В таких случаях вы можете говорить себе, что идеи Мечтателя нереальны. Все, что скажет Реалист — это: укажет на недостающие ресурсы, предложит отодвинуть дату достижения цели, покажет, чему вам еще стоит научиться, прежде, чем вы сможете продолжить свой путь к мечте.
Критик подвергает критике планы Реалиста, в которые превратились фантазии Мечтателя. Критик отвечает на вопрос «Что может помешать?». Возможные препятствия, слабые места идеи — это то, на чем концентрируется критик. Заняв стул Критика вы ищете возможные ошибки и угрозы в предложенных решениях. Помните о бережном отношении к одногруппникам, ведь ваша задача — достичь общей цели, а не поссориться. Итак, ваша задача понять насколько выполнимы эти креативные идеи, действительно ли они креативны, понравятся ли целевой аудитории.
Вопросы-помошники:
ü Насколько план реализуем? Какие в нем изъяны? Чего не хватает?
ü Кому может не понравиться предложенная идея?
ü Какие есть слабые места в плане реализации?
ü Что может остановить Вас в достижении цели?
ü Кто может помешать достижению цели?
ü Какие еще моменты не были учтены в плане?
Все три роли, — Мечтатель, Реалист и Критик, — необходимы в процессе творческого мышления. Метод Уолта Диснея позволяет развести их при решении креативной задачи. К сожалению, в обычной практике решения подобных задач эти роли смешиваются и не дают друг другу в полной мере проработать идею, мешают одна другой. Только начав мечтать, сразу же критикуем мечту, потом говорим, что в реальности воплощение мечты требует таких-то действий, не спланировав их, критикуем или снова пытаемся мечтать и так далее.
Кроме того, метод Уолта Диснея допускает, что разные люди обладают различными стилями мышления. Один человек более способен быть Мечтателем, другой — Реалистом, третий — Критиком. Один из методов стимулировать креативность в коллективе — развивать у каждого члена группы способность вживаться последовательно во все три роли.
Другая стратегия заключается в определении у участников группы индивидуальных склонностей к той или иной роли и использовании их сильных сторон в соответствии с наиболее подходящей для них ролью.
Возьмите свою Задачу. Прочитайте ее еще раз, лучше вслух.
Сядьте на стул Мечтателя и полностью отдайтесь фантазиям и мечтам. Не ограничивайте себя ничем.
Займите стул Реалиста. Подумайте, как следует, составьте план и расскажите, что нужно сделать для того, чтобы воплотить мечты Мечтателя.
Займите кресло Критика. Сосредоточьтесь на возможных трудностях и препятствиях на пути осуществления плана, о котором рассказал Реалист. Не критикуйте Реалиста, критикуйте его план. Старайтесь избегать оценок, слов типа «плохо», «непродуманно», «глупо» и т.д. Ваша работа сейчас – выявить слабые места.
Вернитесь к этапу 1. Вы – снова Мечтатель. Но теперь, рассказывая о Мечте, измените ее с учетом всей полученной от Реалиста и Критика информации. Продолжайте выполнять процедуру по кругу этапы до тех пор, пока Критик не скажет, что возражений у него больше нет.
После этого посидите по одной-две минуты в каждом из кресел в том же порядке, что и раньше, просто прислушиваясь к своим ощущениям в каждой из трех ролей, которые вы играли. Но теперь, вставая с кресла, не оставляйте в нем Мечтателя, Реалиста и Критика, а «соберите в себе» последовательно все эти три роли.
Теперь самое время составить план дальнейших действий. Вероятно, вам осталось только записать его и начать воплощать в жизнь.
Mind Map- Эллада Диордица
Другие названия этого метода: «Ментальные карты», «Карты ума», «Интеллект-карты».
Mind Map был популяризован Тони Бьюзеном. Этот метод очень хорош для организации и визуального представления информации, для решения одной определенной проблемы или работы с конкретной идеей. С помощью ментальных карт вы можете структурировать, представлять в наглядном виде информацию, а также стимулировать получение новых идей. Их используют для записи идей во время мозгового штурма.
Ментальные карты часто рисуются вручную. Также существует специальное программное обеспечение для их создания в электронном виде[9]. С помощью Ментальных карт вы можете создавать конспекты лекций, разрабатывать творческие идеи или планировать мероприятия, например, определять что необходимо сделать во время показа и кто ответственен за каждое действие.
Слово, словосочетание или рисунок, представляющие главную идею или проблему, размещаются в центр чистого листа, расположенного по горизонтали. Ассоциации первого порядка — основные идеи, связанные с главной, записываются вокруг и напрямую соединяются линиями с главной записью. В свою очередь, идеи, пришедшие по поводу этих ассоциаций, соединяются уже со вторыми, подобно ветвям дерева. В дальнейшем уже они обрастают новыми ассоциациями. Это позволяет не только расширить набор связей уже готовой идеи, но и сгенерировать новую, отыскать неочевидное.
Т. Бьюзен предлагает десять принципов построения Ментальных карт:
1. Начните с центра листа, написав или нарисовав главную идею, используйте минимум три карандаша разного цвета.
2. Смело используйте изображения, символы, коды и числа для вашей Ментальной карты.
3. Выберите ключевые слова и записывайте их используя буквы разного размера в соответствии со значимостью слов.
4. Каждому слову или изображению должна соответствовать одна ветвь (линия). Не используйте «пузыри» для записи идей.
5. Линии, начинаясь от центральной записи, должны образовывать несколько единых ветвей. По мере удаления от центра на периферию они должны становиться тоньше.
6. Рисуйте линии такой же длины, что и слово или рисунок, записанный на ней.
7. Используйте разные цвета для разных ветвей и групп ключевых слов.
8. Развивайте ваш собственный стиль создания ментальных карт.
9. Используйте ассоциации, делайте акценты в своих ментальных картах.
10. Следите за тем, чтобы ментальная карта легко читалась, для этого иерархически организуйте свои записи, также пользуйтесь схемами и контурами (См. Рис. 7[10]).
Согласно Т. Бьюзену, общепринятый линейный способ записи и организации текстовой информации не является оптимальным. По его утверждению, чтение страницы слева направо и сверху вниз представляется человеческому мозгу искусственным, ведь он устроен так, что воспринимает данные нелинейно и сразу целиком. При составлении Ментальных карт вы можете в любой момент, когда возникла ассоциация, записать ее в соответствующем месте на листе, в то время как при линейной организации информации придется либо заранее оставлять место для новых ассоциаций, либо переписывать списки заново. Использование и записей и рисунков позволяет использовать потенциал обоих полушарий, поскольку считается, что левое полушарие в большей степени отвечает за обработку вербальной информации, а правое — образно представленной информации.
Рис. 7. Mind Map для создания Mind Map
Мыслительные стулья Диснея
Аналогом метода «шести шляп» Э. де Боно является ме- тод «мыслительных стульев Диснея», описанный Р.Дилтсом в книге «Стратегии гениев» [12].
Об Уолте Диснее известно, что, работая над сценария- ми, последовательно входил в три различные роли: мечтате- ля, реалиста и критика. Дисней сознательно как можно даль- ше отделял эти роли друг от друга. Когда он менял свою роль, он менял и свое место, поэтому у него якобы сначала было три разных стула для размышлений, а позже он стал исполь- зовать три разных комнаты. « В комнате мечтателя по всем стенам висели картины, вдохновляющие рисунки и высказы- вания. Все здесь было хаотичным и красочным, а на критиче- ские замечания был наложен запрет – сюда допускались толь- ко фантазии. На территории реалиста стояли столы мульти- пликаторов, оснащенные самым современным оборудовани- ем, всеми средствами, необходимыми для воплощения фан- тазий. Столы были расставлены по большой комнате так, что- бы художники могли видеть друг друга и говорить между со- бой. Критикам была отведена маленькая комната под лестни- цей, в которой мультипликаторы могли смотреть на исходные карандашные наброски и оценивать их».
Р. Дилтс, используя эти находки Уолта Диснея, развил технику «мыслительных стульев».
Для использования этой техники необходимо в свих размышлениях последовательно исходить из различных по- зиций, связывая эти позиции с определенными местами. Связь между определенным местом и образом мыслей яв- ляется решающей.
Предназначен для работы поиска новых возможностей. Основная роль при этом отводится воображению и фанта- зии, направленности в будущее. Позволительно шутить, играть самыми разнообразными возможностями, ставить все с ног на голову. Главное – не думать о проблеме всерьез. Полученные идеи рекомендуется фиксировать письменно.
Примерные вопросы, на которые ищет ответ Мечта-
Что я намереваюсь делать? Почему? Какова цель этого? Какова будет компенсация затраченных усилий?
Когда я ожидаю ее получить?
Куда я стремлюсь прийти в будущем, воплотив этот замысел?
Кем я хочу стать в результате выполнения этого за-
На этом этапе подключается логика и здравый смысл. Необходимо проанализировать идеи, полученные на стуле мечтателя, отобрать из них наиболее реальные и превратить их в готовый продукт или осуществимый план. На этом эта- пе происходит детальный анализ, подбор средств и практи- ческих методов.
Примерные вопросы, на которые отвечает Реалист:
Каким именно образом будет осуществлен данный за-
Каким образом я узнаю, что цель достигнута? Каковы критерии исполнения?
Кто будет это делать?
Когда будет осуществляться каждый этап? Когда будет выполнена общая задача?
Где будет выполняться каждый этап? Почему необходим каждый конкретный шаг?
Цель этого этапа – оценить полученный проект с целью найти упущения и недостатки. Для этого важно уметь дис- танцироваться от предыдущих ролей и стульев, видеть по- лученное решение со стороны, без предубеждений, каким бы заманчивым и удачным оно не казалось.
Примерные вопросы, на которые отвечает Критик:
Отвечает ли данный план критериям и целям, лежа-
щим в его основе?
Почему кто-то мог бы выступать против этого за-
На ком отразится этот новый замысел?
Кто может ему содействовать или препятствовать и какие у них на это причины?
Как можно сохранить все положительные моменты нового замысла?
Когда и где не следует осуществлять данный замысел?
«Мыслительные стулья» можно использовать и в груп- повом творческом процессе. Для этого, по словам Р. Дилт- са, важно сочетать все три стадии творчекого цикла (Меч- татель, Ралист, Критик) и различные точки зрения членов группы на этих стадиях, иначе получится лишь борьба про- тивоположных мнений [12 : 186].
Стратегия Уолта Диснея (инструкция)
Считается, что Уолт Дисней разработал эту методику для организации командной работы в ходе создания полнометражных мультфильмов. Превосходные идеи разбивались о стену критики сотрудников, пока однажды он не обратил внимание на то, как по-разному реагируют коллеги на его задумки.
Одни восторженно развивали любую его идею, другие сотрудники сразу начинали думать о возможностях ее реализации, а третьи своей беспощадной критикой разбивали задумку в пух и прах.
И Уолт решил рассадить своих сотрудников по разным этажам. Я не знаю, правда это или нет, но история звучит чудесно.
На втором этаже были стены, на которых можно рисовать, и огромные окна, дающие панорамный обзор. Там сидели «мечтатели» — те, кто способны придумать нечто новое, необычное, грандиозное. Они могли часами создавать воздушные замки, но жесткая критика напрочь убивала их вдохновение.
На первом этаже, который был обустроен под обычное офисное помещение, Дисней посадил «реалистов». Их задача состояла в том, чтобы переводить любую идею мечтателей в план реализации с составлением подробных смет требуемых расходов.
А полуподвальном темном помещении с маленькими окошками сидели «критики». Эти искали малейшие изъяны в проектах реалистов и никогда не пересекались с мечтателями.
Схема командной работы была такой: сначала мечтатели (или визионеры) придумывали идею и отправляли ее описание реалистам.
Те создавали проектную документацию, а затем отправляли получившийся материал критикам. Последние искали в присланных проектах любые возможные изъяны и описывали причины «почему это не сработает».
Все возражения критиков отправлялись обратно реалистам, которые дорабатывали проекты с учетом всех замечаний.
Внутри каждого из нас живут Мечтатель, Реалист и Критик. Одна из ролей часто бывает выражена сильнее остальных. Поэтому одни люди часто строят воздушные замки, никогда не приступая к реализации задуманного.
Другие любят создавать четкие планы, а затем шаг за шагом последовательно продвигаются по направлению к цели, не испытывая никаких эмоций.
А уж критиканов, которые во всем видят только недостатки, я думаю, вы можете встретить в любом месте каждый день.
Любой проект может стать по-настоящему успешным, когда все эти персонажи слаженно работают над одной целью, добросовестно выполняя свои обязанности.
Это увлекательное упражнение поможет в ситуациях, когда вам нужно:
- Добавить творчества и придумать нестандартное решение.
- Разобраться с имеющимися внутренними возражениями и сопротивлением.
- Выявить возможные риски и «подстелить соломку».
- Составить план действий по достижению цели.
- И, наконец, сделать первый шаг!
Данное упражнение позволяет «пообщаться» с каждой из трех ролей, живущих в одном человеке. Но для того, чтобы эффективно «перемещаться» между ролями, рекомендуется использовать вспомогательные элементы.
Например, взять три аксессуара из своего гардероба так, чтобы каждый из них символизировал определенную роль. Надевая тот или иной предмет (например, шляпу), вы будете помнить — в какой роли вы сейчас пребываете.
Можно поставить три стула, и для каждого назначить свою роль. Сидите на стуле реалиста — рассуждайте как реалист, на стуле мечтателя — мечтайте взахлеб и напропалую.
Можно просто написать названия ролей на листе бумаге, перемещать ручку на название соответствующей роли и последовательно «перевоплощаться».
Начинаем мы, конечно же, с роли Мечтателя. Представьте вашу цель или мечту такой, как если бы вы ее уже достигли. Опишите эту картинку максимально подробно.
• Где Вы находитесь?
• Что на Вас надето?
• Кто рядом с Вами?
• Что Вы говорите себе в момент достижения цели?
• Что Вам говорят об этом другие люди?
• Какие чувства вы при этом испытываете?
• Что изменилось в вашей жизни?
• Чему вы научились?
• Почему эта цель так важна для вас?
• Что даст вам ее достижение?
• Для чего вам нужно достичь ее?
• Кем Вы станете, когда достигнете цели?
• Для кого еще это может быть важно?
Чем ярче картинка, тем больше информации можно почерпнуть из нее. После этого можно перемещаться «на стул» Реалиста и сделать получившуюся картинку более реалистичной.
К примеру, можно разложить цель по SMART-критериям:
• Что необходимо сделать для достижения цели?
• Какой может быть последовательность действий?
• Что необходимо сделать в первую очередь?
• Сколько времени понадобится на реализацию?
• Какие потребуются ресурсы для реализации этой идеи?
• Какие из них есть уже сейчас?
• Какие еще необходимо приобрести?
• Какие знания, навыки, способности вам понадобятся?
• Кто может помочь в достижении цели?
Очень важно! Критик часто бывает очень сильным, но он умело маскируется под Реалиста. «Вполне реально, что эта цель нереальна» — Реалист так никогда не скажет.
Вместо этого он попробует скорректировать сроки или точнее описать ресурсы, которых сейчас нет. Но он никогда не скажет, что достижение цели невозможно.
Если в роли Реалиста возникают такие возражения — запишите их отдельно и отложите в сторону.
Когда наброски плана будут составлены, можно переходить к роли Критика. Он давно заждался и нетерпеливо постукивает пальцами в ожидании, когда ЕГО, НАКОНЕЦ-ТО, УЖЕ СПРОСЯТ!
Дайте Критику возможность оценить получившийся план (не саму идею, а именно план!).
• Насколько он реализуем?
• Какие в нем изъяны?
• Кому может не понравиться эта идея?
• Какие слабые места есть в плане реализации?
• Что может остановить вас в достижении цели?
• Кто может помешать достижению цели?
• Какие еще моменты не были учтены в плане?
Записывайте все возражения до тех пор, пока они не иссякнут. Вы поймете это по возникшему приятному чувству, когда высказаны все страхи и опасения.
Облегченно выдохните и вернитесь обратно в позицию Реалиста. Взгляните на список, который составил Критик, и скрупулезно разберите каждый пункт с точки зрения Реалиста.
Внесите корректировки в план с учетом замечаний Критика, помня о коучинговых принципах.
Например, возражение Критика «Через две недели тебе, как обычно, это все надоест, и ты все бросишь» может быть нейтрализовано аргументом Реалиста: «Значит, через две недели мне необходимо сменить стратегию. Можно придумать награду за три недели неукоснительного следования намеченному плану. Да и потом, люди меняются… Почему я обязательно стану действовать «как обычно»?»
Бывает и так, что Реалист не может ответить на все возражения Критика. В этом случае помогает метод «Раскадровки». Возьмите конкретное возражение и отнесите его Мечтателю.
Представьте, что вы уже достигли своей цели и справились с этим препятствием. Помечтайте о том, как у вас это получилось.
Запишите все шаги и повторно пройдитесь по маршруту «Мечтатель — Реалист —Критик — Реалист».
Последовательно повторяйте эти действия до тех пор, пока у Критика не останется никаких возражений.
После этого взгляните на получившийся план и спросите себя: «Какой первый (и самый простой!) шаг по направлению к этой цели я готов совершить уже сегодня?»
С благодарностью к автору методики Роберту Дилтсу
Вы можете прямо сейчас проверить эффективность метода «Стратегия Уолта Диснея». Это можно сделать здесь
Креативная стратегия Уолта Диснея – метод трех мыслительных стульев
Суть творческого метода Диснея заключается в том, что вы представляете себя последовательно в трех ролях: мечтателя, реалиста, критика.
Техника подходит для решения простых и конкретных креативных задач.
Для эффективной работы по этому методу нужно создать соответствующую обстановку для каждой из трех ролей.
Вариантов может несколько, все зависит от технических возможностей помещения и вашего воображения. В идеале нужно поставить три стула в три разных угла (или комнаты, как у самого У. Диснея), соответствующим образом оформленных. Если помещение не позволяет, то вы ставите один стул и создаете три зоны с разным оформлением, а стул переставляете или поворачиваетесь на нем лицом к соответствующей зоне. Углы или зоны нужно оформить символами, отражающими суть каждой роли, и стимулирующими мышление в соответствующих направлениях. При использовании трех стульев покройте их импровизированными чехлами из подручных материалов. Это может быть определенный цвет (см. Метод «Цветной креатив») или что-то более конкретное.
Для мечтателя: цветы, картина (репродукция) с красивым панорамным пейзажем, стеклянный шар или искусственный кристалл (или несколько цветных).
Для реалиста: ваши привычные рабочие инструменты — подставка с карандашами и ручками, калькулятор и т.п., а можете использовать свое рабочее место, немного его изменив, например, наведите на нем идеальный порядок.
Для критика лучше всего подойдет совсем пустое место, но если у вас бегают глаза и вы не можете сосредоточиться, повесьте коричневый, серый или голубой лист бумаги, или вырежьте из него какую-нибудь фигуру (см. метод «Простые фигуры»).
Теперь о каждой роли подробнее:
- Мечтатель. Сядьте на соответствующий стул и погрузитесь в нереальные мечты (в рамках поставленной креативной задачи, конечно), фантазируйте, фонтанируйте, мыслите образами, будьте безгранично креативным. Вам должно быть хорошо в этом созданном вами иллюзорном мире. Будет здорово, если в процессе генерации идей в этой роли вы будете улыбаться.
- Реалист. Теперь сядьте на другой стул и вылейте на себя ведро холодный воды (условно, конечно же). И представьте, что все, что вы напридумывали в предыдущей роли, происходит на самом деле и вам нужно все это воплотить в жизнь. Или вы абсолютно другой человек, которому попали идеи Мечтателя и их нужно реализовать. Это самый важный этап, на котором вы разрабатываете конкретные предложения для решения творческой задачи, т.е. думаете над тем, что нужно сделать для осуществления идей Мечтателя. Роль под названием «реалист» используется в различной литературе, для работы по этому креативному методу я придумал другое название – Практик.
- Критик. Сидя на этом стуле, вы тщательно анализируете предложения Реалиста, разложив их «по полочкам»: насколько выполнимы эти креативные идеи, действительно ли они креативны, понравятся ли целевой аудитории.
Не забудьте на каждом этапе записывать все на бумагу или диктофон, а то ваши креативные мысли потеряются при пересадке с одного стула на другой.