Индивидуальная карточка по русскому языку во 2 классе по теме; Родственные слова; материал по русскому языку (2 класс)
Индивидуальная карточка по русскому языку во 2 классе по теме "Родственные слова"
материал по русскому языку (2 класс)
Стол, молодой, помолодеть, столик, застольный, молодость.
2. Подчеркните однокоренные слова.
Цвет, клумба, поход, цветник, мост, цветной, бегать, белить, цветок.
3. Выпишите слова в три столбика и выделите в каждом слове корень.
Часы, холод, стена, часовщик, холодный, стенной, часовой, стенка, холодеть.
1. Выпишите слова в два столбика.
Стол, молодой, помолодеть, столик, застольный, молодость.
2. Подчеркните однокоренные слова.
Цвет, клумба, поход, цветник, мост, цветной, бегать, белить, цветок.
3. Выпишите слова в три столбика и выделите в каждом слове корень.
Часы, холод, стена, часовщик, холодный, стенной, часовой, стенка, холодеть.
1. Выпишите слова в два столбика.
Стол, молодой, помолодеть, столик, застольный, молодость.
2. Подчеркните однокоренные слова.
Цвет, клумба, поход, цветник, мост, цветной, бегать, белить, цветок.
3. Выпишите слова в три столбика и выделите в каждом слове корень.
Часы, холод, стена, часовщик, холодный, стенной, часовой, стенка, холодеть.
1. Выпишите слова в два столбика.
Стол, молодой, помолодеть, столик, застольный, молодость.
2. Подчеркните однокоренные слова.
Цвет, клумба, поход, цветник, мост, цветной, бегать, белить, цветок.
3. Выпишите слова в три столбика и выделите в каждом слове корень.
Часы, холод, стена, часовщик, холодный, стенной, часовой, стенка, холодеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные карточки по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»
Индивидуальная карточка содержит готовые задания, достаточно вставить букву и написать проверочное слово. Данный вид работы можно использовать на этапах повторения и закрепления.
Индивидуальные карточки по русскому языку для учащихся 3 – 4 классов
Карточки (20 штук) распечатываются и используются для самостоятельной работы на уроке или для домашней работы.
Индивидуальные карточки по русскому языку для учащихся 3 – 4 классов
Карточки для развития орфографической зоркости учащихся.
Индивидуальные карточки по русскому языку для учащихся начальных классов.
Индивидуальные карточки по русскому языку (пропедевтика орфографических и речевых ошибок в диктантах и творческих работах).
Карточки по русскому языку на тему: « Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слова» для индивидуальной работы в 3 классе.
Данные карточки с заданиями помогут вам организовать как индивидуальную работу на уроке, так и работу в парах. Задания помогут закрепить материал по данной теме.
Индивидуальные карточки по русскому языку на актуализацию знаний по темам : «Главные члены предложения», «Состав слова» 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Из данных слов составь предложения, чтобы получился текст. Озаглавь. Во всех предложениях найди главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).Образуйте слова с помощью суффиксов – к-, -ик-, .
Индивидуальные карточки по русскому языку на тему «Орфограммы в корне слова» (2 класс)
Индивидуальные карточки, небольшие самостоятельные работы, и все это в одном материале.
Слева подберите проверочное слово.
Трава, Саша, травка, лиса, столик, книга, волки, река, озеро.
№ 6.
Подбери однокоренные слова к словумороз.
Уровень D.
№ 7.
Разгадай шараду по теме «Проверяемые безударные гласные в корне слова»:
С буквой Е ты делай в хоре и таланта не таи.
Принял горькое лекарство – делай быстро с буквой И.
№ 8.
Выбери верное проверочное слово, подчеркни его:
уд…вительно (дева, диво)
м…нять (мина, замена)
Русский язык
Тематическая контрольная работа № 6.
Тема: «Родственные (однокоренные слова).
Проверяемые безударные гласные в корне слова ».
Продолжительность 40 мин.
Вариант II.
Уровень А.
№1.
Дополни предложения.
1) Буквы а, о, е, и, яв _____________ слогах нужно проверять. Для этого изменяют слово так, чтобы ______________ гласный стал ________________________ .
2)Общая часть родственных слов называется _________________ .
№ 2.
Дополни предложение.
Слова, которые имеют ______________ ____________ и общее значение ,
называются родственными.
Уровень В.
№ 3.
Вставьте пропущенные буквы безударных гласных.
Слева подберите проверочное слово.
Выделите орфограмму по образцу:
№ 4.
Отметьте значкомхтри пары родственных слов.
Уровень С.
№ 5.
Прочитайте слова. Поставьте ударение.
Распределите слова в две группы.
Гора, Петя, горка, сосна, домик, зимний, лисы, роса, зелень.
№ 6.
Подбери однокоренные слова к словувода.
Уровень D.
№7.
Разгадай шараду по теме «Проверяемые безударные гласные в корне слова»:
С Инедолго сделать кошке, если есть сметана в плошке.
С Е же сделать нелегко, коль забрался высоко.
№ 8.
Выбери верное проверочное слово, подчеркни его:
м…нять (мина, замена)
л…пить ( лепка, липкий)
Русский язык
Тематическая контрольная работа № 6.
Тема: «Родственные (однокоренные слова).
Проверяемые безударные гласные в корне слова ».
Продолжительность 40 мин.
Вариант III.
Уровень А.
№ 1.
Дополни предложения.
1) Буквы а, о, е, и, яв _______________ слогах нужно проверять. Для этого изменяют слово так, чтобы _________________ гласный стал ________________________ .
2)Общая часть родственных слов называется __________________ .
№ 2.
Дополни предложение.
Слова, которые имеют общую часть и ____________ ________________ ,
называются родственными.
Уровень В.
№ 3.
Вставьте пропущенные буквы безударных гласных.
Слева подберите проверочное слово.
Выделите орфограмму по образцу:
№ 4.
Отметьте значкомхдве пары родственных слов.
поле – полевой (цветок)
Уровень С.
№ 5.
Прочитайте слова. Поставьте ударение.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Уменьшительно-ласкательные слова
Характерной особенностью русского языка является наличие большого количество уменьшительно-ласкательных слов. Уменьшительно-ласкательная форма в русском языке чаще всего образуется при помощи специальных суффиксов. Как вы уже наверно знаете, суффиксальная система, чрезвычайно хорошо развита в русском языке, как ни в каком другом. При помощи различных суффиксов мы можем выразить эмоции и оценки. С помощью них мы можем передать ласку, нежность, восхищение, умиление, пренебрежение, ненависть и так далее. Но в данной статье нас будут интересовать в основном способы передачи ласки, нежности и умиления.
Когда мы говорим с детьми или близкими родственниками, мы постоянно используем уменьшительно-ласкательную форму: вместо нейтрального слова «сын», мы предпочитаем использовать «сынуля» или «сыночек», вместо сухого слова «дочь», мы скажем «доченька», «дочурка», на «маму» скажем «мамуля» или «мамочка», на «бабушку» — «бабуля» или «бабулечка».
Передача добра, красоты и ласки в речи также необходимы как и хорошие добрые поступки, осуществляемые в жизни.
Уменьшительно-ласкательная форма связана с формой диминутива, то есть словом или формой слов, которые передают субъективно-оценочное значение малого размера, объема и так далее. Однако, у диминутива есть как уменьшительно-ласкательная форма (кошечка, домик, ключик), так и уменьшительно-пренебрежительная форма или же уничижительная форма (людишки, царьки, народишко), однако в этой статье мы будет раскрывать лишь уменьшительно-ласкательную форму слов.
Образование уменьшительно-ласкательных форм при помощи суффиксов служит для субъективной оценки и характерно для разговорной, экспрессивно окрашенной речи. Уменьшительно-ласкательные формы, как мы уже упоминали выше, часто используется для передачи близких отношений, в частности при общении с маленькими детьми.
Итак, какие же бывают уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые помогают нам вежливо и ласково обращаться к окружающим или описывать что-то либо же кого-то.
Суффикс —ек
Он используется, когда при изменении слова по падежам, гласный звук из него выпадает.
Например: орешек – орешка (проверочное слово). В проверочном слове, мы видим выпадение гласной буквы е.
Сыночек – сыночка (проверочное слово). Опять же мы наблюдаем выпадение гласной е в проверочном слове.
Другие примеры: кусочек – кусочка, веночек – веночка, человечек – человечка, цветочек – цветочка.
Суффикс –ик
Он используется, когда при изменении слова по падежам, гласный звук из него не выпадает.
Например: столик – столика (проверочное слово), бегемотик – бегемотика, нолик – нолика, обормотик – обормотика, солдатик – солдатика, домик — домика.
Суффиксы —ечк, —еньк
Эти суффиксы используются после мягких согласных и после шипящих, а также после гласных.
Например: чашечка, доченька, рученька, маечка, заечка, новенький, книжечка.
Эти суффиксы часто используются для образования уменьшительно-ласкательных форм имен личных.
Например: Юлечка, Танечка, Сенечка, Олечка, Сашечка, Сонечка.
Суффиксы —очк, —оньк
Эти суффиксы используются во всех остальных случаях.
Например: сказочка, глазоньки, тетрадочка, парочка, яблонька.
Эти суффиксы также используются для образования уменьшительно-ласкательных форм имен личных.
Например: Димочка, Ромочка, Тимочка.
Суффикс —ул
Этот суффикс часто используется для того, чтобы образовать уменьшительно-ласкательную форму от имен личных и названий родственных связей.
Например: лапатуля, Димуля, сынуля, мамуля, бабуля, дедуля, Машуля, Сашуля.
Следует запомнить и обратить внимание на то, что уменьшительно-ласкательные суффиксы никогда не бывают ударными. Они всегда безударные.
Например: глАзоньки, дОмик, стОлик, чАшечка. Большой буквой в примерах показана ударная гласная.
Как мы заметили, уменьшительно-ласкательные слова часто используются в речи русского языка. Это помогает выразить нам нашу доброту, заботу, любовь и ласку к окружающему миру и людям. Практически от любого слова в русском языке можно образовать уменьшительно-ласкательную форму при помощи нужного суффикса.
Проверочное слово к слову «прекрасный»
Проверочным словом в написании прилагательного «прекрасный» является его краткая форма единственного числа мужского рода «прекрасен». В слове напишем пре-, которое равно по значению слову «очень» (очень красивый).
Непроизносимый согласный в корне слов
В русском языке существует целый пласт слов с непроизносимым согласным в корне слова.
Чтобы правильно написать эти слова, подбираем проверочное слово среди родственных лексем или изменим его форму так, чтобы после непроизносимого согласного звука стоял гласный:
- месТный — проверочное слово «место»;
- яросТный — проверочное слово «яростен»;
- прелесТный — проверочное слово «прелестен»;
- ненасТный — проверочное слово «ненастен».
«Прекрасный» или «прекрастный», как правильно?
Но в ряде слов русского языка непроизносимого согласного не наблюдается, хотя по аналогии можно совершить орфографическую ошибку, написав букву «т» в стечении согласных «сн».
Выясним, пишется ли буква «т» в слове «прекрасный». Поступим точно так же, проверив написание этого прилагательного подбором родственной лексемы или изменив его форму, чтобы в сомнительном месте оказался гласный звук.
Это качественное прилагательное изменяется по родам и числам и образует краткие формы:
- прекрасный человек — человек прекрасен;
- прекрасная хозяйка — хозяйка прекрасна;
- прекрасное настроение — настроение прекрасно;
- прекрасные дети — дети прекрасны.
Полную форму качественного прилагательного «прекрасный» преобразовали в краткую форму единственного числа мужского рода «прекрасен». В стечении согласных «сн» в корне слова «прекрасный» появилась беглая гласная «е», которая прояснила ситуацию с его написанием. Как видим, нет в нём непроизносимого согласного.
В корне слова «прекрасный» не пишется буква «т», что доказало проверочное слово «прекрасен».
Аналогично поступаем с прилагательными, в написании которых нет буквы «т»:
- опасный — проверочное слово «опасен»;
- ужасный — проверочное слово «ужасен»;
- искусный — проверочное слово «искусен»;
- чудесный — проверочное слово «чудесен».
«Прекрасный» или «прикрасный», как пишется?
В написании этого слова имеется еще одна орфограмма. Ударение падает на гласный «а» в корне, из-за чего неясно слышится безударный гласный в начале прилагательного. По этой причине может вызвать затруднение, как пишется слово «прекра́сный» или «прикрасный»?
В анализируемом слове напишем пре-, так как эта этимологическая приставка имеет значение, равное слову «очень». Прекрасный — это «очень красивый», а также «замечательный», «отличный».
Имеем в виду, что в современном морфемном строении рассматриваемого слова уже не выделяется этимологическая приставка пре-, которая вошла в состав корня:
Примеры предложений
Друзья, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен-
Непоколебим, свободен и беспечен.
Как прекрасен морозный солнечный день!
Прекрасен вид старинного города со смотровой площадки древней башни.
Стеклянный или стекляный?
Хотя в русском языке немало правил, рассказывающих, как правильно писать и произносить то или иное слово, большинство из них имеют исключения. Иногда исключения запомнить даже проще, чем само правило. Однако чтобы запомнить исключения, нужно, прежде всего, знать правило хотя бы в общих чертах. Тогда и ошибок на письме будет гораздо меньше. Вот, например, как правильно пишется: стекляННый или стекляНый? Давайте разбираться.
Правописание слова
Пожалуй, правило, регламентирующее правописание суффикса «-ан/-ян/-ин» в прилагательных, – одно из самых простых для запоминания. Оно говорит, что все эти суффиксы имеют только одну согласную букву Н.
Для примера можно взять практически любое прилагательное, отвечающее условию «корень+суффикс «-ан/-ян/-ин»:
- кожа – кожаНый;
- резать – резаНый;
- латать – латаНый;
- соль – соляНой;
- мышь – мышиНый.
Каждое из этих прилагательных пишется с одной Н в суффиксе. В свою очередь слово стекляННый образовано тем же суффиксальным способом от существительного «стекло». Так почему же в нём не только слышится, но и пишется удвоенная НН?
А потому, что, как уже сказано выше, правил без исключений в русском языке практически не существует. Есть слова-исключения и в этом правиле. Но их всего три, поэтому запомнить их труда не составит. Вот они:
- стекло – стекляННый;
- олово – оловяННый;
- дерево – деревяННый.
Рассматриваемое нами прилагательное как раз попадает в этот небольшой список. Следовательно, слово стеклянный мы пишем только с двумя НН в суффиксе и никак иначе. Никакого проверочного слова тут нет, поэтому, если запомнить не получается, нужно просто воспользоваться словарём.
Примеры предложений
- Свет из окна падал на стеклянный стакан с тонкими стенками и отражался на столешнице красивыми зигзагами.
- Ирина из всей своей мебели больше всего любила небольшой столик со стеклянной поверхностью, который стоял в гостиной возле камина уже лет двадцать.
- Павел взял с камина стеклянный графин с плотно притёртой крышкой и налил себе воды.
- От матери Ольге достались только столовые приборы и дешёвая стеклянная посуда: остальное растащили соседи.
- Стеклянные хрупкие фигурки в витрине магазина завораживали и притягивали взгляд.
Ошибочное написание
Неправильно писать «стекляный», «стиклянный», «стикляный».
Синонимы
Полных синонимов слову стеклянный нет, так как это относительное прилагательное. Однако всегда можно подобрать синонимичные выражения к переносному значению данного прилагательного. Например:
- «стеклянный взгляд» – «пустой, безжизненный, мёртвый, остановившийся взгляд»;
- «стеклянный звук» – «звонкий, тонкий, дребезжащий звук».
Заключение
Итак, чтобы правильно написать прилагательное стеклянный, нужно запомнить одно несложное правило и всего три слова-исключения из него. Либо воспользоваться словарём.