Проверяемая безударная гласная в корне слова
Проверяемая безударная гласная в корне слова
Виды используемых упражнений при изучении данной темы во 2 классе.
1. Смыслоразличительная функция ударения.
а) Кружки стоит замок стрелки
Раздели на слоги. Поставь ударение на первом слоге. Составь схемы слов. Поставь ударение на втором слоге. С любой парой слов составляем предложения.
б) Спиши текст. Расставь ударения в выделенных словах.
В стеклянной вазе стоят гвоздики.
Дядя Гена купил замок.
Тётя Поля работает на заводе.
Поля за лесом огромные.
Я мою руки. Дай мою тетрадь.
2. Ударные и безударные гласные.
а) Расставь ударение. Подчеркни двусложные слова с ударением на первом слоге:
грачи, ежи, пила, врачи, овцы, плечи, море, листья, козы, грибы, цена, гуляли, звезда, зима.
б) Выпиши двусложные слова с ударением на втором слоге:
снежок, шины, ребята, кричат, зима, дорога, травы, следы, налетела, столы, страны, листы, брат, звери.
в) Придумай свои 5 слов с ударением на втором слоге:
г) Измени по образцу. Расставь ударение. Обозначь безударные гласные:
один | много | много | один |
лес | леса | грозы | гроза |
мост | стены | ||
ряд | слёзы | ||
след | сёстры | ||
поле | травы | ||
море | реки | ||
кот | кольца | ||
грач | гнёзда | ||
снег | ноги | ||
гриб | окна | ||
чиж | вёдра |
д) Спиши. Вставь пропущенные буквы.
У ручья растёт (сосны) с_сна. У с_сны длинные иглы. Под с_сной стоит скамья.
е) Спиши. В скобках пиши проверочные слова. Обозначь ударение и безударные гласные.
В ( . . . ) л_су под сосной ( . . . ) н_ра.
В н_ре живёт ( . . . ) л_са с лисятами.
В ( . . . ) тр_ве росли ( . . . ) гр_бы.
ж) Вставь букву. Составь предложения. Запиши. Выпиши буквы, которые ты вставил. Допиши недостающие гласные.
гр_чи, лёд, сосульки, гн_здо
потекли, затрещал, прилетели и свили
3. Найди лишнее слово.
соринка сорняк сорвал насорил | голубка голубятня голубь голыш | поле полевой полочка полюшко |
4. Выпиши группы однокоренных слов.
а) гора, горелка, горка, горный, горение, горит, гористый, горняк.
б) медь, крепкий, пена, место, седой, медный, местность, крепость, седина, местный, пенистый, седеть.
в) бег, белый, ветка, вера, вес, свет, делить, лень, бегать, белок, веточка, верить, весить, светить, деление, ленится, бегство, бегун, весы, светлый, ленивый, лентяй, белеть, доверчивость.
5. Подбор однокоренных слов с заданным корнем.
лес – лесник, лесной.
свет
мост
грач
цвет
сад – садовый
зима – зимний (подбор только прилагательных)
море
речка
зверь
лень
плод
червь
дождь
боль
6. В каждой группе однокоренных слов подчеркни проверочное слово.
Выдели корень, расставь ударение.
гроза | грозный | грозить |
каток | катит | катить |
ходит | ходьба | выход |
далёкий | даль | далеко |
носильщик | носить | носит |
старик | старушка | старый |
цветок | цвет | цветной |
7. Для каждой группы найди проверочное слово. Запиши его в начале строки.
Выдели корень, расставь ударение.
п_сьмо, п_сатель, расп_сание, зап_сал
стр_лок, выстр_л, стр_льба, стр_лял
м_док, м_довый, м_дуница, м_дочек
посм_трел, рассм_трел, пересм_трел
т_рговля, т_ргует, т_рговый (ряд)
сл_ва, сл_вечко, сл_варь
гл_тать, прогл_тил, гл_ток, загл_тнул
8. Орфографические минутки.
а) к _за, х_тел, запл_тил, с_рняк, отт_нули, пл_та, пл_чо, ч_сло, гр_бной, г_рюет, п_тёрка, м_сник, тр_пинка, выс_хла.
б) замени одним словом
10 штук – (д_сяток)
прибор, указывающий время – (часы)
человек, ухаживающий за лесом – (лесник)
сорное растение – (сорняк)
птенец совы – (совёнок)
приспособление, которое хлопает, издаёт громкий звук – (хлопушка)
звуковой сигнал, сообщающий о начале урока – (звонок)
участник боя – (боец)
дом с меблированными комнатами для приезжающих – (гостиница)
написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь – (письмо)
монета, или сумма в 5 копеек – (пятак)
часть туловища от шеи до руки – (плечо)
мастер по приготовлению пищи – (повар)
неопрятный, грязный человек – (грязнуля)
место, где зимуют животные – (зимовье)
тот, кто шалит, балуется – (шалун)
человек, опытный в морском деле – (моряк)
узкая дорожка, протоптанная пешеходами – (тропинка)
небольшой, плотно скатанный комок снега – (снежок)
пиленные и расколотые деревья, используемые как топливо – (дрова)
понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт – (число)
в) запиши слова противоположного значения:
грязь – (чистота) | холод – (тепло) |
зло – (добро) | старый – (молодой) |
лёгкий – (тяжёлый) | здоровый – (больной) |
прилететь – (улететь) | кричит – (молчит) |
близкий – (далёкий) | сытый – (голодный) |
счастье – (беда) | светает – (вечереет) |
красивая (линия) – (прямая) | трус – (смельчак) |
оробел – (осмелел) | промолчал – (сказал) |
белизна – (чернота) | плакал – (смеялся) |
привезли – (увезли) | грустил – (веселился) |
г) спиши словосочетания, подбери и запиши проверочные слова. Выдели корень, обозначь ударные и безударные гласные:
(по)б_жать (по) д_роге
др_жать (от) хол_да
пол_скать м_лыша
в_сит к_ртина
прил_тел скв_рец
пол_скала бельё
п_л_сатый к_тёнок
м_л_дой п_сатель
9. Письмо по памяти с предварительной подготовкой.
Посреди дв_ра ст_ит к_пна.
Спереди вилы, а сзади м_тла.
На дв_ре г_рой, а в избе в_дой.
Осыпался с б_рёзы лист
И, как к_вёр, устлал д_рогу (А.Майков)
Апрель с в_дой, а май с тр_вой.
Весна кр_сна цв_тами, осень пл_дами, а з_ма сн_гами.
10. Выборочный диктант.
Выписываем слово, пишем проверочное, выделяем корень, обозначаем ударную и безударную гласную.
По всей стране шумят сады.
В нашем краю много озёр.
Коля сидел в первом ряду.
Дом грача – гнездо.
На полях местами белеет снег.
Из тёплых стран летят грачи, скворцы, дрозды.
Ребята встречают пернатых гостей.
Молодые листочки зеленеют на деревьях.
11. Работа по развитию речи.
а) Определи границу предложения. Озаглавь. Спиши. Найди слова с безударной гласной, проверяемой ударением. Выдели корень. Обозначь безударную гласную.
Наступил январь стоят сильные морозы резкий ветер щиплет лицо и уши снег пушистым ковром лежит на полях и холмах в лесу замело все дорожки по лесу можно ходить только на лыжах.
б) Вставь пропущенную букву. Спиши, расположив предложения так, чтобы получился связанный текст.
Дети отв_ли друга (в) лес и загрустили.
Однажды л_сник подобрал в л_су оленёнка.
За лето м_лыш подрос.
У м_лыша погибла мать-олениха.
Теперь он должен жить в р_дном доме.
М_лыш не умел добывать сам пищу.
Л_сник отдал оленёнка школьникам.
По утрам оленёнок гулял по с_лу.
Ребята назвали м_лыша Рыжиком.
Ребятишки д_вали м_лышу ябл_ки, печенье.
Они отв_ли ему м_сто в сарае.
Д_твора н_сила зв_рьку хлеб, м_л_ко.
в) Составление небольшого текста по опорным однокоренным словам.
(грибы, грибники, грибной)
(осина, осинник, подосиновик)
(лес, лесная, лесник)
12. Тестирование.
а) Среди слов каждого ряда подчеркни только однокоренные.
белка белить белила беленький белок беличий
дальний дала вдали далеко подал далёкий
боль больной большой разболелся больница
б) Отметь значком (х) слова, в корне которых пишется гласная Е.
пож_лел, гр_знул, зв_риный, в_зать, св_тлячок, сц_пить, ж_лтизна, пл_та, посп_шил, сл_дит, пол_вают, гл_деть
в) Отметь значком (х) слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
На все голоса поют синицы, дрозды, скворцы.
Ровными рядами стоят молодые берёзы.
Ёлочки выгибают колючие ветви.
г) В каждом ряду оставь только близкие по значению слова.
Стужа метель снег пурга буран
Зной пекло жара теплынь солнце
Памятка по русскому языку "Работа над ошибками" 3 — 4 класс
Выпиши предложение правильно. Составь и запиши ещё одно предложение, подчеркни заглавную букву.
Выпал пушистый снег.
Пропуск и замена букв.
Выпиши слово правильно, подчеркни пропущенную букву.
Раздели слово на слоги, укажи их количество. Подчеркни гласные.
У — чи- тель 3 слога
Запомни: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Укажи все способы переноса слова с ошибкой.
Ма — лина, мали – на
Запомни: при переносе слова одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку.
Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.
Выпиши правильно слово с ошибкой, подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё два слова на это правило.
Коньки , деньки, мальчик.
Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово правильно. Вспомни и запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни сочетание.
Малыши, гаражи, стучу, роща.
Слова с сочетаниями чк, чн, нч, нщ, ст, зн.
Выпиши слово правильно. Вспомни и запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни сочетание.
Дочка, мощный, болезнь, Костя.
Запомни! Сочетания чк, чн, нч, нщ, зн, ст пиши без мягкого знака.
Выпиши слово правильно. Поставь в них правильно знак ударения.
Алфавит, морковь, портфель.
Безударная гласная, проверяемая ударением.
Выпиши слово правильно, поставь ударение, выдели корень. В корне обозначь безударную гласную, подбери и запиши проверочное слово. Морской – море, линейка – линия.
Безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением (словарные слова).
Выпиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни безударную гласную , подбери однокоренное слово.
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово правильно, в котором допущена ошибка, подбери проверочное слово.
Гладкий – гладить, мороз – морозы.
Запомни! Для проверки парной согласной в корне слова надо изменит форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после парной согласной стоял бы гласный звук или сонорная согласная.
Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно, запиши ещё два слова на это правило.
Илья Фёдорович, кошка Мурка, собака Бимка.
Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно, напиши ещё два слова на это правило.
Вьюга, Дарья, скамья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после согласных и перед гласными е, ё, ю, я.
Удвоенные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни удвоенную согласную.
Коллектив, группа, масса.
Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Составь и запиши предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.
Ты любишь отгадывать загадки?
Выпиши слово, разбери его правильно по составу. Запиши ещё два слова с таким же морфемным составом.
Гласные и согласные в приставке.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с этой приставкой.
Полетел, побежал, посмотрел.
Правописание приставки в слове
Выпиши слово правильно, выделив приставку. Образуй от этого слова однокоренные с различными приставками.
Влез, полез, перелез, слез, пролез.
Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово с предлогом. Докажи, что предлог пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.
К _ берегу, к _(какому?) берегу, к _крутому берегу.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не путай приставку со словом. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Перед глаголами предлоги не пишутся.
Лодка отплыла от _ берега.
Разделительный твёрдый знак.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило. Выдели приставку .Подчеркни гласную после разделительного твёрдого знака.
Подъезд, объятия, объём.
Запомни! Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласный звук и перед гласными е, ё, ю, я.
Непроизносимая согласная в корне слова.
Выпиши слово правильно, выделив корень. Подбери проверочное слово. Запиши ещё два слова на это правило.
Честный – честь, грустный – грустить, тростник – тростинка
Соединительная гласная в сложных словах.
Выпиши слово правильно, выделив корни. Подчеркни соединительную гласную.. Запиши ещё два слова на это правило.
Самолёт, пылесос, пешеход, водопад
Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму- пробел.
Не _ мог, не _ хотел, не _ писал.
Звуко — буквенный анализ слова.
Выпиши слово, запиши звуковую запись слова, выполни правильно. звуко-буквенный анализ.
Пальто — [п а л,, т о]- 2 сл., 6 б., 5 зв.
Растение — [р а с т, э н,, и й, э] – 4 сл, 8 б., 9 зв
Семья — [с, ,э м ,й , а]- 2 сл, 5 б., 5 зв.
Запомни! Мягкий знак звука не обозначает.
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных и после разделительного твёрдого и мягкого знака.
Согласование прилагательного с существительным.
Выпиши из предложения существительное, запиши от него вопрос к прилагательному. Обозначь орфограмму.
Солнце (какое?) яркое
.Правописание суффиксов –ек – ик –ец — иц
Измени форму слова (поставь в другой падеж)
При изменении слова гласный «выпадает»
Да →пиши — ек (-ец) нет →пиши –ик(-иц)
Например: замоч..к →нет замочка (гласный «выпал»)→замочек
Безударная гласная в приставке.
Приставки 1 группы пишутся всегда одинаково, независимо от произношения: в-(во-), взо-, об-(обо-), до-,изо-, о-, от-(ото-),по-,под- (подо-)пред- (предо-), про-, с- (со-), за-, на-, над(надо-) не-(недо-)па-. Пере-, пра-,разо-, су-, у-
Запомни: Большинство приставок 1 группы подчиняется «главному» правилу. Гласные в них пишутся в слабой позиции так, как и в сильной (под ударением)!
Делай так: выпиши слово правильно, выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой. Побежал, погладил, посадил.
Правописание слов с приставкой с-
Запомни: как бы ни звучала приставка с- будем помнить , что это
приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково.
Делай так: выпиши слово правильно, образуй ещё 2 слова с этой же приставкой: сделал, сбежал, слепил
Правописание приставок 2 группы: без-(бес-), вз-(вс-), воз- (вос-) из-(ис-), раз- (рас-) роз-(рос-) через(черес-)
Определяю перед каким согласным приставка
Перед глухим перед звонким
Вывод: пишу с вывод: пишу з
Делай так: выпиши слово правильно, образуй ещё 2 слова с такой же приставкой: рассвет, распад, расклад. Разбег, разгон, раздевалка.
Перенос слов с приставкой.
При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласный.
Буквы о — ё после щипящих и ц в окончаниях существительных.
Гласный в окончании под ударением?
Удвоенные согласные на стыке корня и приставки.
В некоторых словах на стыке приставки и корня образуются удвоенные согласные
Например: подделка, беззаботный, расселить.
Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса.
На стыке корня и суффикса могут образоваться удвоенные согласные.
Например: осенний, ранний, весенний
Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Определи склонение существительного
С крыш, лещ помощь
Много луж врач полночь
Предлог с местоимением
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 слова на эту же орфограмму. У_ нас, ко_ мне, с _ тобой.
Запомни! После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква н: к _нему.
Запомни: Предлоги с местоимениями (как и с другими словами) пишутся отдельно.
Согласование существительного с глаголом.
Выпиши словосочетание сущ. + глагол, поставь от существительного вопрос.
Запомни: глагол стоит в том же числе, что и существительное, от которого он зависит. Делай так: птицы (что делают?) поют – мн. ч.
Правописание –ться и тся в глаголах.
Напиши слово правильно, поставь к нему вопрос. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Запомни! Чтобы проверить написание глагола на ться-тся, нужно поставить вопрос. Если в вопросе есть мягкий знак, то и у глагола перед
–ся пиши мягкий знак.
Например: Что делать? Смеяться, что делает? Смеётся
Безударные падежные окончания имён существительных.
Безударные падежные окончания имён существительных проверяй ударными в том же склонении.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Земля(вода) конь (окно) степь (печь)
Например: от тёт (и/е)?
1. Поставь в начальную форму для определения склонения: тётя
2. определить склонение и сопоставить со словом-ключом:
Тётя(ж.р. 1 скл) →земля (ж.р.1 скл.)
3. слово-ключ поставлю в ту же форму, в каком стояло исходное слово:
Безударные падежные окончания имён прилагательных.
Выпиши словосочетание сущ. + прил. От существительного поставь вопрос, определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Вспомни падежное окончание. Выдели окончание прилагательного.
К лесу (какому?) дремучему – м.р. ед.ч., Д.п
Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Делай так: выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму. Пишешь, решаешь, читаешь.
Запомни: на конце глаголов 2-го лица ед/числа наст/времени пишется мягкий знак. Если к глаголу добавляется возвратная частица – ся, то мягкий знак сохраняется: улыбаешься
Безударные гласные е-и в личных окончаниях глаголов.
Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму
Посмотри на гласную перед –ть
Заканчивается на –ить другие – ать, -еть…
(кроме брить, стелить+ 1.
Полезно? Поделись с другими:
Просмотров: 50 Скачиваний: 7
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Скамья проверочное слово
Самостоятельная работа по русскому языку для 2 класса.
Выпишите из предложений слова, в которых
все согласные произносятся твёрдо.
Зина гладит юбку и брюки. У дороги растут высокие тополя. На шляпе голубой бант.
Выпишите в один столбик слова с
мягкими согласными, а во второй —
с твёрдыми согласными.
Вазы, сядь, лютики, сумка, рука, ров, тень, бабушка, Петя, ящики.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
саранч…, коч…ан и туч…,
все слова на ч… и щ… .
Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
Этаж… , друж…на, ш…шки, груш… , ш…ны, еж… , шалаш… , ерш… , чиж… , ж…р, уш… , галош… , уж… , камыш… .
Напишите слова по образцу.
Учить – я ____________.
Плакать – я __________.
Тащить – я __________.
Крутить – я _________.
Запишите слова в два столбика. В первый столбик – с ударением на первом слоге, во второй – на втором.
Грибы, салют, мастер, народ, галстук, осень.
Выпишите слова, в которых ударение падает на третий слог.
Журналы, огурцы, деревня, пружина, города, играет, шелестит, камыш.
Запишите слова в два столбика. В первый столбик – с ударением на первом слоге, во второй – на втором.
Хвостик, глаза, поле, море, река, мебель, сады, зима.
Выпишите слова, которые отвечают на вопрос кто?
Собака, утро, кошка, рысь, дождь, самовар, окно, мальчик, окунь, дверь.
Найдите и выпишите имена существительные.
Быстрая, бежит, ученик, сладкий, автобус, спит.
Выпишите слова в два столбика. В первый – слова, отвечающие на вопрос кто?, во второй – что?
Берег, птицы, гнездо, река, медведь, заяц, лужайка, синица.
Прочитайте. Выпишите слова, которые отвечают на вопрос что делает?
Кричит, небо, рисует, поёт, голова, сидит, несёт, ковёр, дрова, спит.
Спишите. Подчеркните слова, отвечающие на вопрос что делают? двумя линиями.
Шахтёры добывают уголь. Медведи спят всю зиму. Гуси выходят из воды сухими.
Подпишите к звонким согласным парные глухие согласные.
Спишите. Подчеркните в словах все звонкие согласные.
Мышка, кошка, глазки, лапки,
дружба, книжки и тетрадки,
шубка, шапка и сапожки,
и берёзка, и серёжки.
Прочитай. Подбери проверочные слова. Запиши сначала проверочное слово, а затем проверяемое.
Мышка, кошка, глазки, лапки,
дружба, книжки и тетрадки,
шубка, шапка и сапожки,
и берёзка, и серёжки.
Выпиши из предложений имена прилагательные.
Денис любит жареный картофель. На кухне большое окно. Наступила тёплая погода.
Выпишите имена прилагательные, обозначающие цвет.
Быстрый, зелёный, синий, хороший, чёрный, зимний, белый, красный.
Выпишите имена прилагательные.
Лес, лесной, сад, садовый, море, морской, железо, железный, берёза, берёзовый.
Спиши. Подчеркни в тексте предлоги.
Алёша пошёл в лес за грибами. На поляне у старых пней было много опят.
Спишите предложения, раскрывая скобки.
Рыбаки (при)шли (на)озеро. (На)дереве было гнездо. Жаркая погода (про)стоит (до)конца месяца.
Спишите, раскрывая скобки.
Встали утром, (на)заре,-
Выпишите группы однокоренных слов. Выделите корень.
Смешить, гриб, смех, грибник, смешной, грибные.
Спишите. Подберите однокоренные слова.
Выпишите из каждой группы однокоренных слов слова, которые обозначают признак предмета. Выделите в них корень.
Школа, школьник, школьный;
гора, горняк, горный;
осина, подосиновик, осиновый.
Спишите. Выделите корень. Подчеркните лишнее слово.
Белка, белочка, беличья, бельчонок, побелка, бельчатник.
Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.
Поле, полюшко, поливать, полевой.
Снег, снежный, снегопад, снесённый.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.
Запишите однокоренные слова столбиками. Подчеркните проверочные слова.
Хвост, ночной, хвостатый, ночь, хвостище, ночевать.
Выпишите из предложения слова с безударной гласной в корне. Напишите проверочные слова.
У моей сестры болит нога.
Спишите, вставив пропущенные буквы.
С…сна стр…йна, а дуб м…гучий,
В…твями достаёт до тучи.
Подберите проверочные слова. Вставьте пропущенные буквы.
М…сты, гр…бочек, сн…говик, сл…нята.
Запишите слова во множественном числе.
Перо, друг, стул, соловей, дерево, муравей, ручей.
Выпишите слова с разделительным мягким знаком.
Дарья решила шить себе платье. Илья забрался на переднее сиденье. С горки на санях мальчики режут полозьями снег.
Запишите слова в два столбика.
Письмо, варенье, листья, коньки, медведь, воробьи.
Разделите слова для переноса.
Хрустальный, заячья, Наталья, скамья, деньки, льдина.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.
У лукомор…я ду… з…ленный;
Златая цеп… на дубе том:
И днём и ноч…ю кот учёный
Всё ходит по цепи кругом… .
Выпишите слова с разделительным мягким знаком, разделив их для переноса.
Всю я ноченьку не спал;
На моё ж притом несчастье,
Было страшное ненастье:
Дождь вот так ливмя и лил,
Рубашонку всю смочил.
Спишите, вставив разделительный ъ или ь.
Хлоп…я, в…юга, под…ёмный, об…ект, под…езд, журчан…е, раз…ярить.
Спишите. Подчеркните в словах гласные буквы.
Морковь, пятница, весна, ёлка, снежинка, подруга, зима, книга, юбка.
Что такое имя числительное в русском языке?
Числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число и порядок предметов при счете.
Чтобы выяснить, что такое имя числительное в русском языке, определим общее грамматическое значение и морфологические и синтаксические признаки слов этой части речи.
Числительное как часть речи
В лексике русского языка существуют слова, которые называют отвлеченное число, выраженное цифрами.
Например, математическое уравнение 3 х 3 = 9 можно записать словами:
Трижды три (сколько?) девять.
Ряд слов обозначают количество или порядок предметов при счете:
В саду школьники посадили (сколько?) двадцать яблонь.
Моим отцом построен (который по счёту?) первый дом от реки.
Количество могут называть или указывать и другие части речи, например:
- пятерка (отметка), десяток яиц (существительные),
- тройной прыжок, пятирублевая купюра (прилагательные),
- удвоить усилия, утроить энергию (глаголы),
- столько дней, сколько усилий (местоимения),
- позвонить трижды, мало слов (наречия).
В отличие от этих самостоятельных частей речи числительное можно записать как буквами, так и цифрами. Отличается оно и своими морфологическими признаками.
Слова, имеющие общее грамматическое значение количества, которые можно записать цифрами, объединяются в самостоятельную часть речи — имя числительное.
ОпределениеИмя числительное — это часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?
Числительные характеризуются почти полным отсутствием категории числа и рода, особыми формами склонения и словообразования. Рассмотрим морфологические особенности имени числительного.
Грамматические особенности имени числительного
Имена числительные различаются по своей структуре. По составу укажем:
- простые числительные, которые имеют один корень (два, шесть, пятнадцать, сорок, сто),
- сложные числительные, состоящие из двух корней (пятьдесят — девяносто, двести — девятьсот),
- составные числительные складываются из нескольких слов (три тысячи двести сорок пять).
По значению и грамматическим признакам имена числительные делятся на количественные и порядковые.
Количественные числительные не изменяются по числам, так как сами обозначают число, кроме слов «тысяча», «миллион», «миллиард», «триллион» и пр. Категория рода является у этих числительных постоянным признаком.
Количественные числительные | ||
---|---|---|
Целые | Дробные | Собирательные |
Обозначают целые числа | Обозначают дробные или смешанные числа | Обозначают несколько предметов как одно целое |
Двенадцать (месяцев) | Одна вторая (яблока) | Двое (щипцов) |
Три тысячи (метров) | Семь десятых (грамма) | Трое (котят) |
Семьдесят (страниц) | Три целых пять восьмых (пути) | Семеро (рабочих) |
Непостоянный грамматический признак рода определяется у числительных:
- один (одна, одно)
- два (две)
- полтора (полторы)
- оба (обе)
- у порядковых числительных.
Категория падежа определяется у всех числительных.
Количественные числительные
Количественные числительные обозначают число или количество предметов и отвечают на вопрос сколько?
Количественные имена числительные изменяются по падежам. Некоторые слова этой части речи имеют особенности при склонении.
Склонение простых числительных
Простое числительное «один» изменяется по родам и имеет форму множественного числа:
- один человек,
- одна скамья,
- одно блюдо,
- одни санки.
Форма числительного «одни» согласуется с существительными, которые имеют только множественное число. В этом случае оно обозначает только один предмет, а не несколько (одни ножницы, одни грабли).
При склонении числительное «один» согласуется с существительным во всех падежах, как прилагательное:
- и. п. один стол, одна скамья, одно блюдо, одни санки
- р. п. одного стола, одной скамьи, одного блюда, одних санок
- д. п. одному столу, одной скамье, одному блюду, одним санкам
- в. п. один стол, одну скамью, одно блюдо, одни санки
- т. п. одним стулом, одной скамьёй, одним блюдом, одними санками
- п. п. об одном столе, об одной скамье, об одном блюде, об одних санках
Склонение числительных «два», «три», «четыре»:
- и. п. два, две, три, четыре
- р. п. двух, трех, четырех
- д. п. двум, трем, четырем
- в. п. два/двух, три/трех, четыре/четырех
- т. п. двумя, тремя, четырьмя
- п. п. о двух, трех, четырех
У числительных «один», «два», «три», «четыре» винительный падеж совпадает с именительным, если существительное обозначает неодушевленный предмет (вижу три дома), и с родительным, если существительное обозначает одушевленный предмет (вижу трех малышей).
Простые количественные числительные от «пяти до двадцати» и «тридцать» склоняются, как существительные третьего склонения.
Падеж | Число 5 |
---|---|
И. п. | пять |
Р. п. | пяти |
Д. п. | пяти |
В. п. | пять |
Т. п. | пятью |
П. п. | о пяти |
Числительные «сорок», «девяносто» и «сто» имеют только две формы.
Числительные «тысяча», «миллион», «миллиард» и пр. имеют категорию рода и изменяются по числам:
- тысяча (ж. р.) — тысячи людей,
- миллион (м. р.) — миллионы звезд,
- миллиард (м. р.) — миллиарды световых лет.
Эти числительные склоняются, как существительные.
Склонение сложных числительных
Числительные «полтора» и «полтораста» имеют две формы:
- и. п. полтора, полтораста
- р. п. полутора, полутораста
- д. п. полутора, полутораста
- в. п. полтора, полтораста
- т. п. полутора, полутораста
- п. п. полутора, полутораста
При склонении сложных числительных пятьдесят — восемьдесят двести — девятьсот изменяются обе части слов.
Падеж | 60 | 300 | 700 |
---|---|---|---|
И. п. | шестьдесят | триста | семьсот |
Р. п. | шестидесяти | трехсот | семисот |
Д. п. | шестидесяти | тремстам | семистам |
В. п. | шестьдесят | триста | семьсот |
Т. п. | шестьюдесятью | тремястами | семьюстами |
П. п. | о шестидесяти | о трёхстах | о семистах |
Склонение составных количественных числительных
В составных количественных числительных изменяются все слова:
- и. п. девятьсот двадцать три
- р. п. девятисот двадцати трех
- д. п. девятистам двадцати трем
- в. п. девятьсот двадцать три
- т. п. девятьюстами двадцатью тремя
- п. п. о девятистах двадцати трёх
Собирательные числительные
Собирательные числительные обозначают количество предметов как совокупность и отвечают на вопрос сколько?
Эти числительные образованы от слов, обозначающих целые числа:
- два → двое,
- три → трое,
- шесть → шестеро,
- десять → десятеро.
Собирательные числительные двое — десятеро не сочетаются с существительными женского рода. Их можно употребить в сочетании:
- с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое солдат, двое студентов),
- с существительными люди, дети, ребята, лица (трое молодых людей, четверо детей, двое неизвестных лиц),
- с личными местоимениями (их трое, нас шестеро),
- с названиями детенышей животных (пятеро котят),
- в разговорной речи с названиями парных предметов (трое брюк, шестеро туфель, но лучше употреблять слово «пара»: шесть пар туфель),
- с существительным множественного числа (четверо санок, пятеро ножниц).
Собирательными являются числительные «оба», «обе».
Собирательное числительное «оба» согласуется с существительными мужского и среднего рода:
- оба друга,
- оба окна.
Слово «обе» употребляется с существительными женского рода:
- обе вазы,
- обе стороны улицы.
При склонении числительное «оба» пишется с буквой «о» перед окончанием, «обе» — с буквой «е»:
- и. п. оба ученика, обе страницы
- р. п. обоих учеников, обеих страниц
- д. п. обоим ученикам, обеим страницам
- в. п. оба дома/обоих учеников, обе страницы/обеих подруг
- т. п. с обоими учениками, обеими страницами
- п. п. об обоих учениках, об обеих страницах
Порядковые числительные
Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
- первый этаж,
- второй дом,
- третий звонок,
- четвертый класс,
- двенадцатое число,
- сороковой день.
Грамматически эти числительные оформлены, как прилагательные, и точно так же изменяются по родам, числам и падежам.
- и. п. третий день, третья неделя, третье число, третьи двери
- р. п. третьего дня, третьей недели, третьего числа, третьих дверей
- д. п. третьему дню, третьей неделе, третьему числу, третьим дверям
- в. п. третий день, третью неделю, третье число, третьи двери
- т. п. третьим днем, третьей неделей, третьим числом, третьими дверями
- п. п. о третьем дне, о третьей неделе, о третьем числе, об третьих дверях
В составных порядковых числительных изменяется только последнее слово:
- и. п. две тысячи сорок второй знак
- р. п. две тысячи сорок второго знака
- д. п. две тысячи сорок второму знаку
- в. п. две тысячи сорок второму знаку
- т. п. две тысячи сорок вторым знаком
- п. п. о две тысячи сорок втором знаке
Синтаксическая роль числительных
Числительное может быть любым членом предложения.
Особенностью количественных, собирательных числительных является их способность образовать с именами существительными грамматически неделимые словосочетания, которые функционируют как один член предложения.
На проплывающем мимо теплоходе любовались окрестностями Волги двадцать туристов.