54mebel.ru

Мебель в интерьере
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверяемая безударная гласная в корне слова

Проверяемая безударная гласная в корне слова

Виды используемых упражнений при изучении данной темы во 2 классе.

1. Смыслоразличительная функция ударения.

а) Кружки стоит замок стрелки

Раздели на слоги. Поставь ударение на первом слоге. Составь схемы слов. Поставь ударение на втором слоге. С любой парой слов составляем предложения.

б) Спиши текст. Расставь ударения в выделенных словах.

В стеклянной вазе стоят гвоздики.
Дядя Гена купил замок.
Тётя Поля работает на заводе.
Поля за лесом огромные.
Я мою руки. Дай мою тетрадь.

2. Ударные и безударные гласные.

а) Расставь ударение. Подчеркни двусложные слова с ударением на первом слоге:

грачи, ежи, пила, врачи, овцы, плечи, море, листья, козы, грибы, цена, гуляли, звезда, зима.

б) Выпиши двусложные слова с ударением на втором слоге:

снежок, шины, ребята, кричат, зима, дорога, травы, следы, налетела, столы, страны, листы, брат, звери.

в) Придумай свои 5 слов с ударением на втором слоге:

г) Измени по образцу. Расставь ударение. Обозначь безударные гласные:

одинмногомногоодин
леслесагрозыгроза
мостстены
рядслёзы
следсёстры
полетравы
моререки
коткольца
грачгнёзда
снегноги
грибокна
чижвёдра

д) Спиши. Вставь пропущенные буквы.

У ручья растёт (сосны) с_сна. У с_сны длинные иглы. Под с_сной стоит скамья.

е) Спиши. В скобках пиши проверочные слова. Обозначь ударение и безударные гласные.

В ( . . . ) л_су под сосной ( . . . ) н_ра.
В н_ре живёт ( . . . ) л_са с лисятами.
В ( . . . ) тр_ве росли ( . . . ) гр_бы.

ж) Вставь букву. Составь предложения. Запиши. Выпиши буквы, которые ты вставил. Допиши недостающие гласные.

гр_чи, лёд, сосульки, гн_здо
потекли, затрещал, прилетели и свили

3. Найди лишнее слово.

соринка
сорняк
сорвал
насорил
голубка
голубятня
голубь
голыш
поле
полевой
полочка
полюшко

4. Выпиши группы однокоренных слов.

а) гора, горелка, горка, горный, горение, горит, гористый, горняк.

б) медь, крепкий, пена, место, седой, медный, местность, крепость, седина, местный, пенистый, седеть.

в) бег, белый, ветка, вера, вес, свет, делить, лень, бегать, белок, веточка, верить, весить, светить, деление, ленится, бегство, бегун, весы, светлый, ленивый, лентяй, белеть, доверчивость.

5. Подбор однокоренных слов с заданным корнем.

лес – лесник, лесной.
свет
мост
грач
цвет

сад – садовый
зима – зимний (подбор только прилагательных)
море
речка
зверь
лень
плод
червь
дождь
боль

6. В каждой группе однокоренных слов подчеркни проверочное слово.

Выдели корень, расставь ударение.

грозагрозныйгрозить
катоккатиткатить
ходитходьбавыход
далёкийдальдалеко
носильщикноситьносит
старикстарушкастарый
цветокцветцветной

7. Для каждой группы найди проверочное слово. Запиши его в начале строки.

Выдели корень, расставь ударение.

п_сьмо, п_сатель, расп_сание, зап_сал
стр_лок, выстр_л, стр_льба, стр_лял
м_док, м_довый, м_дуница, м_дочек
посм_трел, рассм_трел, пересм_трел
т_рговля, т_ргует, т_рговый (ряд)
сл_ва, сл_вечко, сл_варь
гл_тать, прогл_тил, гл_ток, загл_тнул

8. Орфографические минутки.

а) к _за, х_тел, запл_тил, с_рняк, отт_нули, пл_та, пл_чо, ч_сло, гр_бной, г_рюет, п_тёрка, м_сник, тр_пинка, выс_хла.

б) замени одним словом

10 штук – (д_сяток)
прибор, указывающий время – (часы)
человек, ухаживающий за лесом – (лесник)
сорное растение – (сорняк)
птенец совы – (совёнок)
приспособление, которое хлопает, издаёт громкий звук – (хлопушка)
звуковой сигнал, сообщающий о начале урока – (звонок)
участник боя – (боец)
дом с меблированными комнатами для приезжающих – (гостиница)
написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь – (письмо)
монета, или сумма в 5 копеек – (пятак)
часть туловища от шеи до руки – (плечо)
мастер по приготовлению пищи – (повар)
неопрятный, грязный человек – (грязнуля)
место, где зимуют животные – (зимовье)
тот, кто шалит, балуется – (шалун)
человек, опытный в морском деле – (моряк)
узкая дорожка, протоптанная пешеходами – (тропинка)
небольшой, плотно скатанный комок снега – (снежок)
пиленные и расколотые деревья, используемые как топливо – (дрова)
понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт – (число)

в) запиши слова противоположного значения:

грязь – (чистота)холод – (тепло)
зло – (добро)старый – (молодой)
лёгкий – (тяжёлый)здоровый – (больной)
прилететь – (улететь)кричит – (молчит)
близкий – (далёкий)сытый – (голодный)
счастье – (беда)светает – (вечереет)
красивая (линия) – (прямая)трус – (смельчак)
оробел – (осмелел)промолчал – (сказал)
белизна – (чернота)плакал – (смеялся)
привезли – (увезли)грустил – (веселился)

г) спиши словосочетания, подбери и запиши проверочные слова. Выдели корень, обозначь ударные и безударные гласные:

(по)б_жать (по) д_роге
др_жать (от) хол_да
пол_скать м_лыша
в_сит к_ртина
прил_тел скв_рец
пол_скала бельё
п_л_сатый к_тёнок
м_л_дой п_сатель

9. Письмо по памяти с предварительной подготовкой.

Посреди дв_ра ст_ит к_пна.
Спереди вилы, а сзади м_тла.

На дв_ре г_рой, а в избе в_дой.

Осыпался с б_рёзы лист
И, как к_вёр, устлал д_рогу (А.Майков)

Читайте так же:
Скамейка из старых колес от телеги

Апрель с в_дой, а май с тр_вой.

Весна кр_сна цв_тами, осень пл_дами, а з_ма сн_гами.

10. Выборочный диктант.

Выписываем слово, пишем проверочное, выделяем корень, обозначаем ударную и безударную гласную.

По всей стране шумят сады.
В нашем краю много озёр.
Коля сидел в первом ряду.
Дом грача – гнездо.
На полях местами белеет снег.
Из тёплых стран летят грачи, скворцы, дрозды.
Ребята встречают пернатых гостей.
Молодые листочки зеленеют на деревьях.

11. Работа по развитию речи.

а) Определи границу предложения. Озаглавь. Спиши. Найди слова с безударной гласной, проверяемой ударением. Выдели корень. Обозначь безударную гласную.

Наступил январь стоят сильные морозы резкий ветер щиплет лицо и уши снег пушистым ковром лежит на полях и холмах в лесу замело все дорожки по лесу можно ходить только на лыжах.

б) Вставь пропущенную букву. Спиши, расположив предложения так, чтобы получился связанный текст.

Дети отв_ли друга (в) лес и загрустили.
Однажды л_сник подобрал в л_су оленёнка.
За лето м_лыш подрос.
У м_лыша погибла мать-олениха.
Теперь он должен жить в р_дном доме.
М_лыш не умел добывать сам пищу.
Л_сник отдал оленёнка школьникам.
По утрам оленёнок гулял по с_лу.
Ребята назвали м_лыша Рыжиком.
Ребятишки д_вали м_лышу ябл_ки, печенье.
Они отв_ли ему м_сто в сарае.
Д_твора н_сила зв_рьку хлеб, м_л_ко.

в) Составление небольшого текста по опорным однокоренным словам.

(грибы, грибники, грибной)
(осина, осинник, подосиновик)
(лес, лесная, лесник)

12. Тестирование.

а) Среди слов каждого ряда подчеркни только однокоренные.

белка белить белила беленький белок беличий
дальний дала вдали далеко подал далёкий
боль больной большой разболелся больница

б) Отметь значком (х) слова, в корне которых пишется гласная Е.

пож_лел, гр_знул, зв_риный, в_зать, св_тлячок, сц_пить, ж_лтизна, пл_та, посп_шил, сл_дит, пол_вают, гл_деть

в) Отметь значком (х) слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

На все голоса поют синицы, дрозды, скворцы.
Ровными рядами стоят молодые берёзы.
Ёлочки выгибают колючие ветви.

г) В каждом ряду оставь только близкие по значению слова.

Стужа метель снег пурга буран
Зной пекло жара теплынь солнце

Памятка по русскому языку "Работа над ошибками" 3 — 4 класс

Выпиши предложение правильно. Составь и запиши ещё одно предложение, подчеркни заглавную букву.

Выпал пушистый снег.

Пропуск и замена букв.

Выпиши слово правильно, подчеркни пропущенную букву.

Раздели слово на слоги, укажи их количество. Подчеркни гласные.

У — чи- тель 3 слога

Запомни: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Укажи все способы переноса слова с ошибкой.

Ма — лина, мали – на

Запомни: при переносе слова одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.

Выпиши правильно слово с ошибкой, подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё два слова на это правило.

Коньки , деньки, мальчик.

Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Выпиши слово правильно. Вспомни и запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни сочетание.

Малыши, гаражи, стучу, роща.

Слова с сочетаниями чк, чн, нч, нщ, ст, зн.

Выпиши слово правильно. Вспомни и запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни сочетание.

Дочка, мощный, болезнь, Костя.

Запомни! Сочетания чк, чн, нч, нщ, зн, ст пиши без мягкого знака.

Выпиши слово правильно. Поставь в них правильно знак ударения.

Алфавит, морковь, портфель.

Безударная гласная, проверяемая ударением.

Выпиши слово правильно, поставь ударение, выдели корень. В корне обозначь безударную гласную, подбери и запиши проверочное слово. Морской – море, линейка – линия.

Безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением (словарные слова).

Выпиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни безударную гласную , подбери однокоренное слово.

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Выпиши слово правильно, в котором допущена ошибка, подбери проверочное слово.

Гладкий – гладить, мороз – морозы.

Запомни! Для проверки парной согласной в корне слова надо изменит форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после парной согласной стоял бы гласный звук или сонорная согласная.

Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно, запиши ещё два слова на это правило.

Илья Фёдорович, кошка Мурка, собака Бимка.

Разделительный мягкий знак.

Выпиши слово правильно, напиши ещё два слова на это правило.

Вьюга, Дарья, скамья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после согласных и перед гласными е, ё, ю, я.

Удвоенные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни удвоенную согласную.

Коллектив, группа, масса.

Знаки препинания в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Составь и запиши предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

Ты любишь отгадывать загадки?

Выпиши слово, разбери его правильно по составу. Запиши ещё два слова с таким же морфемным составом.

Читайте так же:
Как хранить вешалки

Гласные и согласные в приставке.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с этой приставкой.

Полетел, побежал, посмотрел.

Правописание приставки в слове

Выпиши слово правильно, выделив приставку. Образуй от этого слова однокоренные с различными приставками.

Влез, полез, перелез, слез, пролез.

Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово с предлогом. Докажи, что предлог пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.

К _ берегу, к _(какому?) берегу, к _крутому берегу.

Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не путай приставку со словом. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Перед глаголами предлоги не пишутся.

Лодка отплыла от _ берега.

Разделительный твёрдый знак.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило. Выдели приставку .Подчеркни гласную после разделительного твёрдого знака.

Подъезд, объятия, объём.

Запомни! Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласный звук и перед гласными е, ё, ю, я.

Непроизносимая согласная в корне слова.

Выпиши слово правильно, выделив корень. Подбери проверочное слово. Запиши ещё два слова на это правило.

Честный – честь, грустный – грустить, тростник – тростинка

Соединительная гласная в сложных словах.

Выпиши слово правильно, выделив корни. Подчеркни соединительную гласную.. Запиши ещё два слова на это правило.

Самолёт, пылесос, пешеход, водопад

Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму- пробел.

Не _ мог, не _ хотел, не _ писал.

Звуко — буквенный анализ слова.

Выпиши слово, запиши звуковую запись слова, выполни правильно. звуко-буквенный анализ.

Пальто — [п а л,, т о]- 2 сл., 6 б., 5 зв.

Растение — [р а с т, э н,, и й, э] – 4 сл, 8 б., 9 зв

Семья — [с, ,э м ,й , а]- 2 сл, 5 б., 5 зв.

Запомни! Мягкий знак звука не обозначает.

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных и после разделительного твёрдого и мягкого знака.

Согласование прилагательного с существительным.

Выпиши из предложения существительное, запиши от него вопрос к прилагательному. Обозначь орфограмму.

Солнце (какое?) яркое

.Правописание суффиксов –ек – ик –ец — иц

Измени форму слова (поставь в другой падеж)

При изменении слова гласный «выпадает»

Да →пиши — ек (-ец) нет →пиши –ик(-иц)

Например: замоч..к →нет замочка (гласный «выпал»)→замочек

Безударная гласная в приставке.

Приставки 1 группы пишутся всегда одинаково, независимо от произношения: в-(во-), взо-, об-(обо-), до-,изо-, о-, от-(ото-),по-,под- (подо-)пред- (предо-), про-, с- (со-), за-, на-, над(надо-) не-(недо-)па-. Пере-, пра-,разо-, су-, у-

Запомни: Большинство приставок 1 группы подчиняется «главному» правилу. Гласные в них пишутся в слабой позиции так, как и в сильной (под ударением)!

Делай так: выпиши слово правильно, выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой. Побежал, погладил, посадил.

Правописание слов с приставкой с-

Запомни: как бы ни звучала приставка с- будем помнить , что это

приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково.

Делай так: выпиши слово правильно, образуй ещё 2 слова с этой же приставкой: сделал, сбежал, слепил

Правописание приставок 2 группы: без-(бес-), вз-(вс-), воз- (вос-) из-(ис-), раз- (рас-) роз-(рос-) через(черес-)

Определяю перед каким согласным приставка

Перед глухим перед звонким

Вывод: пишу с вывод: пишу з

Делай так: выпиши слово правильно, образуй ещё 2 слова с такой же приставкой: рассвет, распад, расклад. Разбег, разгон, раздевалка.

Перенос слов с приставкой.

При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласный.

Буквы о — ё после щипящих и ц в окончаниях существительных.

Гласный в окончании под ударением?

Удвоенные согласные на стыке корня и приставки.

В некоторых словах на стыке приставки и корня образуются удвоенные согласные

Например: подделка, беззаботный, расселить.

Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса.

На стыке корня и суффикса могут образоваться удвоенные согласные.

Например: осенний, ранний, весенний

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Определи склонение существительного

С крыш, лещ помощь

Много луж врач полночь

Предлог с местоимением

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 слова на эту же орфограмму. У_ нас, ко_ мне, с _ тобой.

Запомни! После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква н: к _нему.

Запомни: Предлоги с местоимениями (как и с другими словами) пишутся отдельно.

Согласование существительного с глаголом.

Выпиши словосочетание сущ. + глагол, поставь от существительного вопрос.

Запомни: глагол стоит в том же числе, что и существительное, от которого он зависит. Делай так: птицы (что делают?) поют – мн. ч.

Правописание –ться и тся в глаголах.

Напиши слово правильно, поставь к нему вопрос. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Запомни! Чтобы проверить написание глагола на ться-тся, нужно поставить вопрос. Если в вопросе есть мягкий знак, то и у глагола перед

Читайте так же:
Табурет или табуретка как

–ся пиши мягкий знак.

Например: Что делать? Смеяться, что делает? Смеётся

Безударные падежные окончания имён существительных.

Безударные падежные окончания имён существительных проверяй ударными в том же склонении.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Земля(вода) конь (окно) степь (печь)

Например: от тёт (и/е)?

1. Поставь в начальную форму для определения склонения: тётя

2. определить склонение и сопоставить со словом-ключом:

Тётя(ж.р. 1 скл) →земля (ж.р.1 скл.)

3. слово-ключ поставлю в ту же форму, в каком стояло исходное слово:

Безударные падежные окончания имён прилагательных.

Выпиши словосочетание сущ. + прил. От существительного поставь вопрос, определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Вспомни падежное окончание. Выдели окончание прилагательного.

К лесу (какому?) дремучему – м.р. ед.ч., Д.п

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Делай так: выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму. Пишешь, решаешь, читаешь.

Запомни: на конце глаголов 2-го лица ед/числа наст/времени пишется мягкий знак. Если к глаголу добавляется возвратная частица – ся, то мягкий знак сохраняется: улыбаешься

Безударные гласные е-и в личных окончаниях глаголов.

Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму

Посмотри на гласную перед –ть

Заканчивается на –ить другие – ать, -еть…

(кроме брить, стелить+ 1.

Скачать

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 50 Скачиваний: 7

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Скамья проверочное слово

Самостоятельная работа по русскому языку для 2 класса.

Выпишите из предложений слова, в которых

все согласные произносятся твёрдо.

Зина гладит юбку и брюки. У дороги растут высокие тополя. На шляпе голубой бант.

Выпишите в один столбик слова с

мягкими согласными, а во второй —

с твёрдыми согласными.

Вазы, сядь, лютики, сумка, рука, ров, тень, бабушка, Петя, ящики.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

саранч…, коч…ан и туч…,

все слова на ч… и щ… .

Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

Этаж… , друж…на, ш…шки, груш… , ш…ны, еж… , шалаш… , ерш… , чиж… , ж…р, уш… , галош… , уж… , камыш… .

Напишите слова по образцу.

Учить – я ____________.

Плакать – я __________.

Тащить – я __________.

Крутить – я _________.

Запишите слова в два столбика. В первый столбик – с ударением на первом слоге, во второй – на втором.

Грибы, салют, мастер, народ, галстук, осень.

Выпишите слова, в которых ударение падает на третий слог.

Журналы, огурцы, деревня, пружина, города, играет, шелестит, камыш.

Запишите слова в два столбика. В первый столбик – с ударением на первом слоге, во второй – на втором.

Хвостик, глаза, поле, море, река, мебель, сады, зима.

Выпишите слова, которые отвечают на вопрос кто?

Собака, утро, кошка, рысь, дождь, самовар, окно, мальчик, окунь, дверь.

Найдите и выпишите имена существительные.

Быстрая, бежит, ученик, сладкий, автобус, спит.

Выпишите слова в два столбика. В первый – слова, отвечающие на вопрос кто?, во второй – что?

Берег, птицы, гнездо, река, медведь, заяц, лужайка, синица.

Прочитайте. Выпишите слова, которые отвечают на вопрос что делает?

Кричит, небо, рисует, поёт, голова, сидит, несёт, ковёр, дрова, спит.

Спишите. Подчеркните слова, отвечающие на вопрос что делают? двумя линиями.

Шахтёры добывают уголь. Медведи спят всю зиму. Гуси выходят из воды сухими.

Подпишите к звонким согласным парные глухие согласные.

Спишите. Подчеркните в словах все звонкие согласные.

Мышка, кошка, глазки, лапки,

дружба, книжки и тетрадки,

шубка, шапка и сапожки,

и берёзка, и серёжки.

Прочитай. Подбери проверочные слова. Запиши сначала проверочное слово, а затем проверяемое.

Мышка, кошка, глазки, лапки,

дружба, книжки и тетрадки,

шубка, шапка и сапожки,

и берёзка, и серёжки.

Выпиши из предложений имена прилагательные.

Денис любит жареный картофель. На кухне большое окно. Наступила тёплая погода.

Выпишите имена прилагательные, обозначающие цвет.

Быстрый, зелёный, синий, хороший, чёрный, зимний, белый, красный.

Выпишите имена прилагательные.

Лес, лесной, сад, садовый, море, морской, железо, железный, берёза, берёзовый.

Спиши. Подчеркни в тексте предлоги.

Алёша пошёл в лес за грибами. На поляне у старых пней было много опят.

Спишите предложения, раскрывая скобки.

Рыбаки (при)шли (на)озеро. (На)дереве было гнездо. Жаркая погода (про)стоит (до)конца месяца.

Спишите, раскрывая скобки.

Встали утром, (на)заре,-

Выпишите группы однокоренных слов. Выделите корень.

Смешить, гриб, смех, грибник, смешной, грибные.

Спишите. Подберите однокоренные слова.

Выпишите из каждой группы однокоренных слов слова, которые обозначают признак предмета. Выделите в них корень.

Школа, школьник, школьный;

гора, горняк, горный;

осина, подосиновик, осиновый.

Спишите. Выделите корень. Подчеркните лишнее слово.

Белка, белочка, беличья, бельчонок, побелка, бельчатник.

Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.

Читайте так же:
Повесить двери пакс

Поле, полюшко, поливать, полевой.

Снег, снежный, снегопад, снесённый.

Спишите, вставив пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Запишите однокоренные слова столбиками. Подчеркните проверочные слова.

Хвост, ночной, хвостатый, ночь, хвостище, ночевать.

Выпишите из предложения слова с безударной гласной в корне. Напишите проверочные слова.

У моей сестры болит нога.

Спишите, вставив пропущенные буквы.

С…сна стр…йна, а дуб м…гучий,

В…твями достаёт до тучи.

Подберите проверочные слова. Вставьте пропущенные буквы.

М…сты, гр…бочек, сн…говик, сл…нята.

Запишите слова во множественном числе.

Перо, друг, стул, соловей, дерево, муравей, ручей.

Выпишите слова с разделительным мягким знаком.

Дарья решила шить себе платье. Илья забрался на переднее сиденье. С горки на санях мальчики режут полозьями снег.

Запишите слова в два столбика.

Письмо, варенье, листья, коньки, медведь, воробьи.

Разделите слова для переноса.

Хрустальный, заячья, Наталья, скамья, деньки, льдина.

Спишите, вставив пропущенные буквы. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

У лукомор…я ду… з…ленный;

Златая цеп… на дубе том:

И днём и ноч…ю кот учёный

Всё ходит по цепи кругом… .

Выпишите слова с разделительным мягким знаком, разделив их для переноса.

Всю я ноченьку не спал;

На моё ж притом несчастье,

Было страшное ненастье:

Дождь вот так ливмя и лил,

Рубашонку всю смочил.

Спишите, вставив разделительный ъ или ь.

Хлоп…я, в…юга, под…ёмный, об…ект, под…езд, журчан…е, раз…ярить.

Спишите. Подчеркните в словах гласные буквы.

Морковь, пятница, весна, ёлка, снежинка, подруга, зима, книга, юбка.

Что такое имя числительное в русском языке?

Числительное — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет коли­че­ство пред­ме­тов, чис­ло и поря­док пред­ме­тов при сче­те.

Чтобы выяс­нить, что такое имя чис­ли­тель­ное в рус­ском язы­ке, опре­де­лим общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки слов этой части речи.

Числительное как часть речи

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют сло­ва, кото­рые назы­ва­ют отвле­чен­ное чис­ло, выра­жен­ное циф­ра­ми.

Например, мате­ма­ти­че­ское урав­не­ние 3 х 3 = 9 мож­но запи­сать сло­ва­ми:

Трижды три (сколь­ко?) девять.

Ряд слов обо­зна­ча­ют коли­че­ство или поря­док пред­ме­тов при сче­те:

В саду школь­ни­ки поса­ди­ли (сколь­ко?) два­дцать яблонь.

Моим отцом постро­ен (кото­рый по счё­ту?) пер­вый дом от реки.

Количество могут назы­вать или ука­зы­вать и дру­гие части речи, напри­мер:

  • пятер­ка (отмет­ка), деся­ток яиц (суще­стви­тель­ные),
  • трой­ной пры­жок, пяти­руб­ле­вая купю­ра (при­ла­га­тель­ные),
  • удво­ить уси­лия, утро­ить энер­гию (гла­го­лы),
  • столь­ко дней, сколь­ко уси­лий (место­име­ния),
  • позво­нить три­жды, мало слов (наре­чия).

В отли­чие от этих само­сто­я­тель­ных частей речи чис­ли­тель­ное мож­но запи­сать как бук­ва­ми, так и циф­ра­ми. Отличается оно и сво­и­ми мор­фо­ло­ги­че­ски­ми при­зна­ка­ми.

Слова, име­ю­щие общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние коли­че­ства, кото­рые мож­но запи­сать циф­ра­ми, объ­еди­ня­ют­ся в само­сто­я­тель­ную часть речи — имя чис­ли­тель­ное.

ОпределениеИмя чис­ли­тель­ное — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет чис­ло, коли­че­ство и поря­док пред­ме­тов при счё­те и отве­ча­ет на вопро­сы сколь­ко? кото­рый?

Числительное это

Числительные харак­те­ри­зу­ют­ся почти пол­ным отсут­стви­ем кате­го­рии чис­ла и рода, осо­бы­ми фор­ма­ми скло­не­ния и сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Рассмотрим мор­фо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти име­ни чис­ли­тель­но­го.

Грамматические особенности имени числительного

Имена чис­ли­тель­ные раз­ли­ча­ют­ся по сво­ей струк­ту­ре. По соста­ву ука­жем:

  • про­стые чис­ли­тель­ные, кото­рые име­ют один корень (два, шесть, пят­на­дцать, сорок, сто),
  • слож­ные чис­ли­тель­ные, состо­я­щие из двух кор­ней (пять­де­сят — девя­но­сто, две­сти — девять­сот),
  • состав­ные чис­ли­тель­ные скла­ды­ва­ют­ся из несколь­ких слов (три тыся­чи две­сти сорок пять).

По зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам име­на чис­ли­тель­ные делят­ся на коли­че­ствен­ные и поряд­ко­вые.

Имя числительное таблица

Количественные чис­ли­тель­ные не изме­ня­ют­ся по чис­лам, так как сами обо­зна­ча­ют чис­ло, кро­ме слов «тыся­ча», «мил­ли­он», «мил­ли­ард», «трил­ли­он» и пр. Категория рода явля­ет­ся у этих чис­ли­тель­ных посто­ян­ным при­зна­ком.

Количественные чис­ли­тель­ные
ЦелыеДробныеСобирательные
Обозначают целые чис­лаОбозначают дроб­ные или сме­шан­ные чис­лаОбозначают несколь­ко пред­ме­тов как одно целое
Двенадцать (меся­цев)Одна вто­рая (ябло­ка)Двое (щип­цов)
Три тыся­чи (мет­ров)Семь деся­тых (грам­ма)Трое (котят)
Семьдесят (стра­ниц)Три целых пять вось­мых (пути)Семеро (рабо­чих)

Непостоянный грам­ма­ти­че­ский при­знак рода опре­де­ля­ет­ся у чис­ли­тель­ных:

  • один (одна, одно)
  • два (две)
  • пол­то­ра (пол­то­ры)
  • оба (обе)
  • у поряд­ко­вых чис­ли­тель­ных.

Категория паде­жа опре­де­ля­ет­ся у всех чис­ли­тель­ных.

Количественные числительные

Количественные чис­ли­тель­ные обо­зна­ча­ют чис­ло или коли­че­ство пред­ме­тов и отве­ча­ют на вопрос сколь­ко?

Количественные име­на чис­ли­тель­ные изме­ня­ют­ся по паде­жам. Некоторые сло­ва этой части речи име­ют осо­бен­но­сти при скло­не­нии.

Склонение простых числительных

Простое чис­ли­тель­ное «один» изме­ня­ет­ся по родам и име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • один чело­век,
  • одна ска­мья,
  • одно блю­до,
  • одни сан­ки.

Форма чис­ли­тель­но­го «одни» согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ны­ми, кото­рые име­ют толь­ко мно­же­ствен­ное чис­ло. В этом слу­чае оно обо­зна­ча­ет толь­ко один пред­мет, а не несколь­ко (одни нож­ни­цы, одни граб­ли).

При скло­не­нии чис­ли­тель­ное «один» согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным во всех паде­жах, как при­ла­га­тель­ное:

  • и. п. один стол, одна ска­мья, одно блю­до, одни сан­ки
  • р. п. одно­го сто­ла, одной ска­мьи, одно­го блю­да, одних санок
  • д. п. одно­му сто­лу, одной ска­мье, одно­му блю­ду, одним сан­кам
  • в. п. один стол, одну ска­мью, одно блю­до, одни сан­ки
  • т. п. одним сту­лом, одной ска­мьёй, одним блю­дом, одни­ми сан­ка­ми
  • п. п. об одном сто­ле, об одной ска­мье, об одном блю­де, об одних сан­ках
Читайте так же:
Как избавиться от запаха еды на одежде без стирки

Склонение чис­ли­тель­ных «два», «три», «четы­ре»:

  • и. п. два, две, три, четы­ре
  • р. п. двух, трех, четы­рех
  • д. п. двум, трем, четы­рем
  • в. п. два/двух, три/трех, четыре/четырех
  • т. п. дву­мя, тре­мя, четырь­мя
  • п. п. о двух, трех, четы­рех

У чис­ли­тель­ных «один», «два», «три», «четы­ре» вини­тель­ный падеж сов­па­да­ет с име­ни­тель­ным, если суще­стви­тель­ное обо­зна­ча­ет неоду­шев­лен­ный пред­мет (вижу три дома), и с роди­тель­ным, если суще­стви­тель­ное обо­зна­ча­ет оду­шев­лен­ный пред­мет (вижу трех малы­шей).

Простые коли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные от «пяти до два­дца­ти» и «трид­цать» скло­ня­ют­ся, как суще­стви­тель­ные тре­тье­го скло­не­ния.

ПадежЧисло 5
И. п.пять
Р. п.пяти
Д. п.пяти
В. п.пять
Т. п.пятью
П. п.о пяти

Числительные «сорок», «девя­но­сто» и «сто» име­ют толь­ко две фор­мы.

Числительные «тыся­ча», «мил­ли­он», «мил­ли­ард» и пр. име­ют кате­го­рию рода и изме­ня­ют­ся по чис­лам:

  • тыся­ча (ж. р.) — тыся­чи людей,
  • мил­ли­он (м. р.) — мил­ли­о­ны звезд,
  • мил­ли­ард (м. р.) — мил­ли­ар­ды све­то­вых лет.

Эти чис­ли­тель­ные скло­ня­ют­ся, как суще­стви­тель­ные.

Склонение сложных числительных

Числительные «пол­то­ра» и «пол­то­рас­та» име­ют две фор­мы:

  • и. п. пол­то­ра, пол­то­рас­та
  • р. п. полу­то­ра, полу­то­ра­ста
  • д. п. полу­то­ра, полу­то­ра­ста
  • в. п. пол­то­ра, пол­то­рас­та
  • т. п. полу­то­ра, полу­то­ра­ста
  • п. п. полу­то­ра, полу­то­ра­ста

При скло­не­нии слож­ных чис­ли­тель­ных пять­де­сят — восемь­де­сят две­сти — девять­сот изме­ня­ют­ся обе части слов.

Падеж60300700
И. п.шесть­де­сяттри­стасемь­сот
Р. п.шести­де­ся­титрех­сотсеми­сот
Д. п.шести­де­ся­титрем­стамсеми­стам
В. п.шесть­де­сяттри­стасемь­сот
Т. п.шестью­де­ся­тьютре­мя­ста­мисемью­ста­ми
П. п.о шести­де­ся­тио трёх­стахо семи­стах

Склонение составных количественных числительных

В состав­ных коли­че­ствен­ных чис­ли­тель­ных изме­ня­ют­ся все сло­ва:

  • и. п. девять­сот два­дцать три
  • р. п. девя­ти­сот два­дца­ти трех
  • д. п. девя­ти­стам два­дца­ти трем
  • в. п. девять­сот два­дцать три
  • т. п. девя­тью­ста­ми два­дца­тью тре­мя
  • п. п. о девя­ти­стах два­дца­ти трёх

Собирательные числительные

Собирательные чис­ли­тель­ные обо­зна­ча­ют коли­че­ство пред­ме­тов как сово­куп­ность и отве­ча­ют на вопрос сколь­ко?

Эти чис­ли­тель­ные обра­зо­ва­ны от слов, обо­зна­ча­ю­щих целые чис­ла:

  • два → двое,
  • три → трое,
  • шесть → шесте­ро,
  • десять → деся­те­ро.

Склонение собирательных числительных

Собирательные чис­ли­тель­ные двое — деся­те­ро не соче­та­ют­ся с суще­стви­тель­ны­ми жен­ско­го рода. Их мож­но упо­тре­бить в соче­та­нии:

  • с суще­стви­тель­ны­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми лиц муж­ско­го пола (двое сол­дат, двое сту­ден­тов),
  • с суще­стви­тель­ны­ми люди, дети, ребя­та, лица (трое моло­дых людей, чет­ве­ро детей, двое неиз­вест­ных лиц),
  • с лич­ны­ми место­име­ни­я­ми (их трое, нас шесте­ро),
  • с назва­ни­я­ми дете­ны­шей живот­ных (пяте­ро котят),
  • в раз­го­вор­ной речи с назва­ни­я­ми пар­ных пред­ме­тов (трое брюк, шесте­ро туфель, но луч­ше упо­треб­лять сло­во «пара»: шесть пар туфель),
  • с суще­стви­тель­ным мно­же­ствен­но­го чис­ла (чет­ве­ро санок, пяте­ро нож­ниц).

Собирательными явля­ют­ся чис­ли­тель­ные «оба», «обе».

Собирательное чис­ли­тель­ное «оба» согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ны­ми муж­ско­го и сред­не­го рода:

  • оба дру­га,
  • оба окна.

Слово «обе» упо­треб­ля­ет­ся с суще­стви­тель­ны­ми жен­ско­го рода:

  • обе вазы,
  • обе сто­ро­ны ули­цы.

При скло­не­нии чис­ли­тель­ное «оба» пишет­ся с бук­вой «о» перед окон­ча­ни­ем, «обе» — с бук­вой «е»:

  • и. п. оба уче­ни­ка, обе стра­ни­цы
  • р. п. обо­их уче­ни­ков, обе­их стра­ниц
  • д. п. обо­им уче­ни­кам, обе­им стра­ни­цам
  • в. п. оба дома/обоих уче­ни­ков, обе страницы/обеих подруг
  • т. п. с обо­и­ми уче­ни­ка­ми, обе­и­ми стра­ни­ца­ми
  • п. п. об обо­их уче­ни­ках, об обе­их стра­ни­цах

Порядковые числительные

Порядковые чис­ли­тель­ные обо­зна­ча­ют поря­док пред­ме­тов при счё­те и отве­ча­ют на вопро­сы какой? какая? какое? какие?

  • пер­вый этаж,
  • вто­рой дом,
  • тре­тий зво­нок,
  • чет­вер­тый класс,
  • две­на­дца­тое чис­ло,
  • соро­ко­вой день.

Грамматически эти чис­ли­тель­ные оформ­ле­ны, как при­ла­га­тель­ные, и точ­но так же изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам.

  • и. п. тре­тий день, тре­тья неде­ля, тре­тье чис­ло, тре­тьи две­ри
  • р. п. тре­тье­го дня, тре­тьей неде­ли, тре­тье­го чис­ла, тре­тьих две­рей
  • д. п. тре­тье­му дню, тре­тьей неде­ле, тре­тье­му чис­лу, тре­тьим две­рям
  • в. п. тре­тий день, тре­тью неде­лю, тре­тье чис­ло, тре­тьи две­ри
  • т. п. тре­тьим днем, тре­тьей неде­лей, тре­тьим чис­лом, тре­тьи­ми две­ря­ми
  • п. п. о тре­тьем дне, о тре­тьей неде­ле, о тре­тьем чис­ле, об тре­тьих две­рях

В состав­ных поряд­ко­вых чис­ли­тель­ных изме­ня­ет­ся толь­ко послед­нее сло­во:

  • и. п. две тыся­чи сорок второй знак
  • р. п. две тыся­чи сорок второго зна­ка
  • д. п. две тыся­чи сорок второму зна­ку
  • в. п. две тыся­чи сорок второму зна­ку
  • т. п. две тыся­чи сорок вторым зна­ком
  • п. п. о две тыся­чи сорок втором зна­ке

Синтаксическая роль числительных

Числительное может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния.

Особенностью коли­че­ствен­ных, соби­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных явля­ет­ся их спо­соб­ность обра­зо­вать с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми грам­ма­ти­че­ски неде­ли­мые сло­во­со­че­та­ния, кото­рые функ­ци­о­ни­ру­ют как один член пред­ло­же­ния.

На про­плы­ва­ю­щем мимо теп­ло­хо­де любо­ва­лись окрест­но­стя­ми Волги два­дцать тури­стов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector