54mebel.ru

Мебель в интерьере
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методическая копилка

Методическая копилка

Фразеологизмы, крылатые слова и выражения – это образные, меткие, устойчивые выражения, изречения, обороты речи, вошедшие в общее употребление. Их называют крылатыми, потому что они быстро перелетают из уст в уста. Смысл таких выражений порой бывает непросто разгадать, ведь он не складывается из значений входящих в них слов.

Фразеологические обороты очень украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Изучение фразеологизмов помогает привить ребёнку интерес к слову, к истории родного языка.

Понимание фразеологизмов при чтении художественной литературы, газет и журналов, при просмотре фильмов, употребление их в устной и письменной речи является показателем уровня владения родным языком.

Весёлые и занимательные материалы предлагаемой вашему вниманию книги помогут детям в игровой форме научиться находить, распознавать и запоминать фразеологизмы, уместно употреблять в своей речи крылатые выражения, обогатить свой словарный запас, выработать у них умение логично и последовательно излагать свои мысли.

Познакомьтесь с выборочными материалами из книги Агеевой И.Д.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ-СКЛАДКИ

Закончите в рифму строчку крылатой фразы.

Сидит очень прямо
Гордец-господин –
Как будто сейчас
ПРОГЛОТИЛ он … (АРШИН).

«Аршин проглотил» – так говорят о человеке, который стоит или сидит неестественно прямо. А «аршин» здесь – это линейка длиной 0,71 м. Такова была старинная русская мера длины.

«Двоек» у Борьки в четверти две.
Да, БЕЗ ЦАРЯ мой дружок В … (ГОЛОВЕ).

«Без царя в голове» говорят про глупого, несообразительного, неосмотрительного человека.

Быть как все девчонки
С детства не хотела я.
Слёз не лью, не крашусь –
Я ВОРОНА … (БЕЛАЯ).
Боксом занимаюсь,
Нравом непокорная.
Не желаю птицей
Становиться чёрною!

«Белой вороной» называют человека, который резко выделяется среди других, совсем не такой, как все.

Ох, копуша наш Тарас –
Ждали друга БИТЫЙ . (ЧАС)

«Битый час» – долго, в течение долгого времени, бесконечно. Битый час – от того, что о времени раньше сообщали ударом в колокол.

Делать нечего Илюше –
Целый день он БЬЁТ … (БАКЛУШИ).
Не рисует, не читает,
Просто ВРЕМЯ… (УБИВАЕТ).
ПРОПАДАЕТ ДАРОМ лето –
Нет на даче Интернета.

«Бить баклуши» – бездельничать. «Убивать время» – заполнять ничем не занятое время каким-либо случайным занятием, затрачивать время попусту. «Пропасть даром» – без результата.

Стал курить мой младший брат –
Нужно срочно БИТЬ В … (НАБАТ).
От опасных сигарет
Для здоровья столько бед!

«Бить в набат» – поднимать тревогу, звать на помощь.

Нам простуда нипочём,
В нас здоровье БЬЁТ … (КЛЮЧОМ).
Солнце, воздух и вода –
Вот здоровы мы всегда.

«Бить ключом» – бурно, активно проявлять себя, протекать.

С трудною «Р» мы
Второй уже год
БЬЁМСЯ упорно
КАК РЫБА ОБ … (ЛЁД).
И замечательный
Наш логопед,
За это время
Совсем стал уж сед.

«Биться как рыба об лёд» – прилагать все усилия, мучительно искать выход из трудного положения.

Я за лето не подрос –
Вот он мой БОЛЬНОЙ … (ВОПРОС).
Ниже я девчонок всех –
Шансов нету на успех.

«Больной вопрос» – вопрос, проблема, не дающие покоя.

Готовлюсь пограничником,
Как брат мой старший, стать
И рубежи российские
Надёжно охранять.
Шпиона на границе
Мгновенно засеку,
В дозоре ведь с Мухтаром
Я БУДУ … (НАЧЕКУ).

«Быть начеку» – значит быть наготове, находится в неусыпном ожидании.

Всех убеждает повсюду Вадим:
С Марса пришелец общается с ним.
Только не верят Вадиму нигде –
ВИЛАМИ ПИСАНО ВСЁ НА … (ВОДЕ).

«Вилами на воде писано» – так скажут о том, что почти невозможно, маловероятно.

Друг нас всех не замечает,
О любимой он мечтает.
С её именем в устах
Он ВИТАЕТ В … (В ОБЛАКАХ).

«Витать в облаках» – находиться в мечтательном состоянии, не замечая окружающего.

Наша Таня очень ловко
Из мальчишек ВЬЁТ … (ВЕРЁВКИ).
Лишь мигнёт – пацан любой
Прыгнет В ОМУТ С … (ГОЛОВОЙ).

«Вить верёвки» – поступать с кем-либо так, как вздумается. «Бросаться в омут с головой» – безрассудно решаться на какой-либо смелый, отчаянный поступок.

Иришка бабуле
Стирать помогает,
Картина приятная,
ГЛАЗ … (ОТДЫХАЕТ).

«Глаз отдыхает (радуется)» – так говорят о приятном, успокаивающем зрелище.

Просил я друга зря
Оставить мне кусочек дыни,
Услышан не был мой
ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В … (ПУСТЫНЕ).

«Глас вопиющего в пустыне» – так говорят о бесполезных призывах, остающихся без внимания.

РУБАХА-ПАРЕНЬ одноклассник Мишка,
Хотя отец его – БОЛЬШАЯ … (ШИШКА).

«Большая шишка» – важный, влиятельный человек, занимающий высокий пост. В старину самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. А потом это перешло в современное крылатое выражение. «Рубаха-парень» – открытый, простой в обращении человек.

Сосед наш всю ночь
То стучал, то сверлил –
И ЗВЕРЯ ВО МНЕ он
К утру … (РАЗБУДИЛ).

«Будить зверя» – злить, бесить, приводить в ярость, раздражать кого-либо. «Не буди во мне зверя!» – это настоятельная просьба о том, что не надо пробуждать в человеке его низменные, животные инстинкты, ведь такое может плохо кончиться для всех.

И еще много-много фразеологических загадок-складок в книге

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА

Вставьте числа, числительные в известные фразеологизмы.

Одинокий, без семьи, без родственников, близких – … как перст.

Очень мало, не хватает – на … зуб.

Читайте так же:
Как изготовить ножки для стула

Совершенно трезв – ни в … глазу.

Легко победить – … левой.

Первые признаки готовящихся благоприятных событий – … ласточка.

Ни хорошо, ни плохо – ни два ни …

Очень глуп – у него всего . извилины.

О том, кто ещё очень мал – от горшка … вершка.

Похожи, неотличимы – как … капли (воды).

Одновременно сделать два дела, добиться осуществления двух целей – убить … зайцев.

В каком-нибудь деле, споре занимать колеблющуюся, двусмысленную позицию – сидеть между … стульев.

Пешком – на своих …

На долгий срок – до … пришествия.

Очень мало – раз … и обчёлся.

Очень просто – как дважды …

Очень горько плакать – плакать в . ручья.

Основа основ – . кита.

Выгонять решительно, быстро, без промедления – гнать в … шеи.

Очень много – с … короба.

Не общаясь, не выходя из дома – жить в . стенах.

Куда угодно, куда захочется – на все . стороны.

Абсолютно не нужен – как собаке . нога.

Что-то лишнее, ненужное – . колесо в телеге.

Враждебная агентура внутри стран – . колонна.

Для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: у него … пятниц на неделе.

Очень умён – . пядей во лбу.

О чем-либо абсолютно непостижимом, недоступном пониманию, скрытом от непосвященных – книга за … печатями.

Чувствовать себя безмерно счастливым – на … небе (от счастья).

Очень дальняя родня – … вода на киселе.

Наивысший подъём, взлёт – . вал.

Не столь важно, совершенно несущественно – дело .

Смелый, храбрый – не трусливого .

Выражение недовольства по поводу чего-либо повторяющегося и надоевшего – опять .

(Двадцать пять).

О том, с кем постоянно случаются всякие неприятности – . несчастья.
(Тридцать три.)

ЗАГАДКИ, ЗАГАДАННЫЕ КРЫЛАТЫМИ ФРАЗАМИ

Вспомнив известные крылатые фразы и их значения, отгадайте загаданные слова. Чем меньше подсказок для этого понадобится, тем лучше.

ОН в голове у легкомысленного, несерьезного человека.
ЕГО советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.
На НЕГО бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

(ВЕТЕР: «ветер в голове», «ищи ветра в поле», «бросать слова на ветер»)

ЕЁ заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.
ЕЁ не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.
ЕЁ «просит» рваная обувь.
ОНА в голове у путаников.

(КАША: «заварить кашу», «(с ним) каши не сваришь», «(ботинки) каши просят»)

ЕЁ толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.
ЕЁ набирают в рот, когда молчат.
ЕЮ нельзя разлучить неразлучных друзей.
В НЕЁ прячут концы несчастные люди
Иногда выходят из НЕЁ сухими.

(ВОДА: «толочь воду в ступе», «как в рот воды набрал», «концы в воду», «не разлей вода», «выйти сухим из воды».)

ОНО бывает в шляпе, когда проблема близка к разрешению.
ОНО пахнет керосином, когда ожидаются неприятные последствия.
ОНО выгорает в случае успешного завершения.
ЕГО можно курить в негативной ситуации.

(ДЕЛО: «дело в шляпе», «дело пахнет керосином», «дело выгорело», «дело табак».)

ЕГО проглатывают, упорно не желая говорить.
ОН хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко.
За НЕГО тянут или дергают, заставляя высказаться.
ЕГО держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

(ЯЗЫК: «язык проглотил», «язык хорошо подвешен», «кто тебя за язык тянул?», «держать язык за зубами».)

ОНИ не зайцы, а разбегаются.
ОНИ не цыплята, а вылупляются.
В НИХ пускают пыль, создавая ложное или лучшее впечатление о себе.
ОНИ могут слипаться, разгораться и быть на мокром месте.
(ГЛАЗА: «глаза разбегаются», «глаза вылупил», «пускать пыль в глаза», «глаза слипаются», «глаза разгорелись», «глаза на мокром месте».)

ЕГО вешают, приходя в уныние.
ЕГО задирают, зазнаваясь.
ЕГО всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

(НОС: «нос повесить», «нос задрать», «нос совать».)

ОНИ не цветы, а вянут.
Не бельё, а ИХ развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Не ладоши, а ИМИ хлопают, если чего-то не понимают.

(УШИ: «уши вянут», «уши развесить», «ушами хлопать».)

В НЕГО набирают воды, когда нужно молчать.
ЕГО широко открывают, когда сильно удивляются.
ОН полон хлопот у того, кто берется сразу за много дел.

(РОТ: «набрать в рот воды», «широко открытый рот», «хлопот шире ворот».)

ИХ кладут на полку голодные люди.
ИХ скалят насмешники.
ИХ заговаривают, когда хотят ввести в заблуждение, обмануть.

(ЗУБЫ: «класть зубы на полку», «скалить зубы», «заговаривать зубы».)

ВЕСЁЛЫЙ ТЕСТ НА ЗНАНИЕ КРЫЛАТЫХ ФРАЗ

Какой становится меткая фраза, когда её все узнают?
а) Крылатой;
б) Бородатой;
в) Шаблонной;
г) Звёздной.
(Крылатая фраза.)

Как называют совершенно бесполезную работу?
а) Мартышкин труд;
б) Мышиная возня;
в) Собачья радость;
г) Медвежья услуга.

Как говорят о человеке очень большого роста?
а) Коломенская верста;
б) Ростовский аршин;
в) Вологодский сажень;
г) Лондонская миля.

Как говорят о чьём-то бесследном исчезновении?
а) След простыл;
б) Отпечаток простудился;
в) Колея заболела;
г) Лыжня заразилась.

Где находятся сладко спящие люди?
а) В ящике Пандоры;
б) На весах Фемиды;
в) В объятиях Морфея;
г) В кубке Диониса.

Как иначе можно назвать переполох, неразбериху или сложную ситуацию?
а) Творог-лес;
б) Сыр-бор;
в) Сметана-роща;
г) Колбаса-чаща.
(Здесь «сыр» – это краткое прилагательное. Сыр-бор – сырой сосновый лес, растущий на болотистых местах. В русском фольклоре горение сырого бора является символом гневных, горячих эмоций.)

Читайте так же:
Fallout 4 мерфи стул

Какое слово пропущено в крылатой фразе, характеризующей жизнь богатых людей: «На широкую … жить»?
а) Ногу;
б) Душу;
в) Руку;
г) Талию.
(На широкую ногу жить – богато, не стесняясь в средствах.)

Какое из этих «рыбацких» выражений означает «дать себя обмануть, перехитрить»?
а) Закинуть удочку;
б) Сматывать удочки;
в) Попасться на удочку;
г) Поддеть на удочку.

(«Закинуть удочку» – осторожно намекать на что-либо с целью разузнать, выяснить обстановку, ситуацию, чьи-то решения. «Сматывать удочки» – поспешно, торопливо уходить, убираться откуда-либо. «Поддеть на удочку» – обманом, хитростью выведать что-нибудь у кого-нибудь.)

Что «ломают» притворщики и неискренние люди?
а) Комедию;
б) Трагедию;
в) Драму;
г) Фарс.
(Ломать комедию.)

Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?
а) Точит карандаши;
б) Моет кисти;
в) Сгущает краски;
г) Ломает палитру.

До чего вооружается хороший воин?
а) До колен;
б) До пят;
в) До зубов;
г) До макушки.
(Вооружён до зубов.)

Какое из этих выражений нужно добавить, чтобы получился фразеологизм: «держать …»?
а) Изо всех сил;
б) В постоянном напряжении;
в) В мозолистых руках;
г) В черном теле.
(«Держать в черном теле» – сурово, строго обращаться с кем-либо, притеснять кого-либо.)

Как говорят о новом приливе сил?
а) Вторая скрипка;
б) Второе дыхание;
в) Второе рождение;
г) Второй дом.
(«Вторая скрипка» – не лидер; «второе рождение» – удачный исход сложной ситуации; «второй дом» – родное, значимое место.)

Вставьте пропущенное слово в крылатую фразу, характеризующую очень глупого, недалёкого, бестолкового человека: «Без … в голове».
а) Царь;
б) Султан;
в) Император;
г) Президент.
(Без царя в голове.)

И еще много-много вопросов на знание фразеологизмов в книге

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА С КОМПОНЕНТОМ-ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ

Keywords: phraseological, Yakut language, numeral, semantic.

Методом сплошной выборки нами выявлено 125 фразеологизмов с компонентом-числительным из «Якутско-русского фразеологического словаря» [1]. С компонентом-числительным биир ‘один’ – выявлено 38 единиц, с числительным икки ‘два’ – 36, с үс ‘три’ – 10, с түөрт ‘четыре’ – 7, с биэс ‘пять’ – 4, с сэттэ ‘семь’ – 6, с аҕыс ‘восемь’ – 9, с тоҕус ‘девять’ – 6, с уон ‘десять’ – 6, с сүүс ‘сто’ – 1, с порядковым числительным бастакы (маҥнайгы) ‘первый’ – 2.

Компонентам-числительным в составе фразеологических единиц свойственна семантизация / частичная десемантизация / полная десемантизация. Семантизация – это когда компонент-числительное сохраняет свое определённо-количественное значение: биир муостанан хаамтар ‘заставлять ходить на одной половице’ – не давать свободу действий; биир мутук үрдүк ‘выше на один сук’ – значительно превосходить кого-л. в чем-л.; икки илиитинэн түстэ ‘набрасываться двумя руками’ – набрасываться с жадностью на что-л.; уон тарбах уунуута ‘протягивание десяти пальцев’ – дар, подарок; миигинниин биэс хааһах ‘пять мешков вместе со мной’ – и я оказался причастным и.т.п.

Частичная десемантизация – компонент фразеологической единицы утрачивает конкретное числовое значение, но реализует неопределённо-малое либо неопределённо-большое количественное значение: биир биэс кэпсэтиитэ суох ‘без одного-пяти разговоров’ – безпрекословно, без всяких разговоров; биири-биэһи билбэт ‘не знать ни одного, ни пяти’ – ничего не знать, ничего не ведать; иккитэ эрбэҕин эргитиэ, үстэ сөмүйэтин төгүрүтүө ‘дважды проведет вокруг большого пальца, трижды – вокруг указательного’ – плут, мошенник; үүнэр үс сахаҕа үҥэн ‘кланяться трем якутам’ – кланяться каждому; сэттэ сирэй ‘семь лиц’ – подхалим льстец; уон аҥы барда ‘на десять сторон’ быть разбросанным, раскиданным; таҥара уон оччону биэриэ ‘бог даст в десять раз больше’; бэлэһигэр биэс иннэлээх ‘с пятью иголками во рту’ – языкастый и.т.п.

Полная десемантизация – числительное полностью утрачивает количественное значение и реализует лишь качественную оценку, при этом нумеративный фразеологизм может выражать самые разнообразные оценочные значения от эстетических до религиозных: үс дойдуттан ‘с трех стран’ – со всего света; үс күлүгэр үҥк ‘кланяться его трем теням’ – преклоняться перед кем-л.; үс өргөстөөх, аҕыс кырыылаах ‘с тремя остриями, с восемью гранями’ – добрый молодец, удалец; үс хаттыгастаах халлаан ‘трехъярусное небо’; түөрт үтүгэн ‘четыре бездны’ – подземный мир, преисподняя; тоҕус халлаан улаҕатыттан ‘из глубины девятого небесного свода’ – из бесконечной дали и.т.п.

Среди фразеологизмов с компонентом-числительным преобладают глагольные фразеологизмы: биир быаҕа баайылын ‘быть связанным одной веревкой’ – быть с кем-л. взаимозависимым; биир да харчыга уурбат ‘ни в медный грош не ставить’; биир муостаҕа туруохпут ‘станем рядом на одной половице’ – мы виноваты в равной степени и отвечать будем вместе; икки атаҕынан куот ‘двумя ногами своими убегать’ – обратиться в бегство; икки илиибин уунабын ‘свои обе руки поднимаю’ – полностью, с радостью согласен;

икки хараҕа туолуо ‘оба глаза его наполнятся’ – удовлетворять свою жадность; икки харахпар көстүмэ ‘не показывайся в мои оба глаза’; биири-биэһи билбэт ‘не знает ни пяти, ни одного’ – ничего не знать, ничего не ведать и.т.п. Встречаются также субстантивные (икки атахтаах ‘двуногий’, икки кулгаахтаах ‘с двумя ушами’ – человек, человечество; икки илиилээх – с двумя руками’ – человек, обычно кузнец, который делает что-л. плохо или добротно; иккитэн биирэ ‘одно из двух’ – либо пан либо пропал; уон тарбах уунуута ‘протягивание десяти пальцев’ – дар, подарок и.т.п.), адъективные (биир мутук үрдүк ‘выше на один сук’ – значительно превосходить кого-л. в чем-л.; бэлэһигэр биэс иннэлээх ‘с пятью иголками во рту’ – языкастый; үс күлүктээх (киһи) ‘с тремя тенями’ – проныра, плут; аҕыс уон аҕыс ааһар албастаах, тоҕус уон тоҕус куотар кубулҕаттаах ‘с восьмидесятью восемью проскальзывающими маневрами, с девяносто девятью убегающими уловками’ – мошенник, плут и.т.п.) и адвербиальные фразеологизмы иир бииргэ ‘один на один’ – с глазу на глаз; биир көмүс туһата суох ‘бесполезен ни на одно золото’ – зря, напрасно; уһун күн уонна, кылгас күн биэстэ ‘в длинный день десять раз, в короткий день пять раз’ – очень часто; биир биэс кэпсэтиитэ суох ‘без одного-пяти разговоров’ – безпрекословно, без всяких разговоров; аҕыс айдаанынан ‘восемью скандалами’ – с огромным беспокойством, хлопотами; тоҕуһун үйэҕэ ‘в девятом веке’ – в давние времена, в незапамятные времена и.т.п.).

Читайте так же:
Как поставить 4 стула у четырех стен

Что касается этимологии фразеологизмов, встречаются как исконно якутские, так и заимствованные. Среди исконно народных фразеологизмов преобладают фразеологизмы, связанные с традиционной культурой, бытом и мифологией: сэттэ кэрэх этиттэн маппыт ‘обделен мясом от семи жертвенных скотин’ – крайне невезучий, неудачливый человек; биир угунньаҕа ук ‘в одну стельку вложить’ – ругать всех подряд; биир эрэ собо тыастаах ‘только один карась шумлив’ – выделяющийся из многих умом и речистостью; икки саары икки ардынан – быть в неопределенности, в нерешительности. Буквальное значение данного фразеологизма трактуется двояко. Э.К. Пекарский предпологает, что саарыы образовано «от основы саараа – сомневаться: сараа+ыы – нерешимость. Икки саарыы икки ардынан сылдьабын ‘я в нерешительности’» [3,2112]. Но очевидно, что в данном фразеологизме фигурирует слово саары, а не саарыы. Саары – это выделанная кожа, снятая с конского крупа. В тюркском соору, саҕры, сауру означает круп лошади, кожа с крупа лошади. Икки саары икки ардынан может означать ‘меж двух крупов лошади’. Ср: сидеть между двух стульев (обыкн. неодобр.) – быть в состоянии нерешительности, не в состоянии сделать выбор.

Среди фразеологизмов с компонентом-числительным встречаются кальки с русского языка (биир бииргэ один на один, биир да харчыга уурбат ни в один грошь, биир куолаһынан саҥар в один голос, биир муннукка ык загнать в угол, биир таммах хаан хаалыар диэри до одной капли крови, биир да тыла суох без единого слова, икки илиибин уунабын двумя руками согласен, икки куобаҕы эккирэт гнаться за двумя зайцами, иккистээн төрөөбүт саҕа сананна будто заново родился, икки уот икки ардыгар меж двух огней, икки хаамыылаах сиргэ в двух шагах, биэс тарбах курдук бил знать как свои пять пальцев, маҥнайгы хараҥаччы первая ласточка и.т.п.), а также можно выделить фразеологизмы, схожие по семантике (cэттэ көлөһүнүн ык ‘выжать семь его потов’ – доводить до отчаяния кого-л. (ср. спустить семь шкур), тоҕус халлаан улаҕатыттан ‘за девятым сводом неба’ – очень далеко (ср. за тридевять земель), сүүс сааһын быһа сиэбит съесть свои сто лет – очень долго жить (ср. аредовы веки жить, мафусаиловы года жить).

Таким образом, фразеологизмы с числовыми компонентами являются носителями важной культурной информации, т.к. каждый фразеологизм является отражением специфики языка и культуры того или иного народа Важным вопросом всестороннего исследования якутских фразеологизмов с числовыми компонентами является изучение активности числовых компонентов и частоты их использования, сопоставительный анализ с фразеологизмами других народов.

1. Какое из данных выражений может быть и свободным сочетанием и фразеологизмом?

1. Какое из данных выражений может быть и свободным сочетанием и фразеологизмом?

Расстелить ковер (перед кем-либо);

Снять шляпу (перед кем-либо);

Лететь на большой высоте;

Отойти от намеченного плана.

2. Каково значение фразеологизма «сжечь свои корабли»?

Пойти на крайние меры, рискуя потерять все ради выигрыша, победы;

Проявить героизм, не сдаться победившему;

Решительно порвать с прошлым, сделать невозможным возврат к нему;

Совершить оплошность, допустить непростительную ошибку.

3. Какой фразеологизм имеет значение «достигать сразу двух целей»?

(Оказаться) между двух огней;

сидеть между двух стульев;

гоняться за двумя зайцами;

убить двух зайцев.

4. Найдите фразеологизм, в котором допущена ошибка:

Пришел неожиданно, как тать в ночи;

Трудиться в поте лица;

Работать спустя рукава;

Согласиться скрепя сердце.

5. Укажите ряд, в котором есть «лишний» фразеологизм, (имеющий отличное значение от общего значения ряда).

Наставлять нос, обводить вокруг пальца, оставить с носом, клевать носом;

Сбросить время, разорвать цепи, развязать себе руки, сбросить хомут;

Откуда ни возьмись, как снег на голову, как гром среди ясного неба, как обухом по голове.

6. Найдите фразеологизм, синонимичный фразеологизму «игра не стоит свеч»:

Хоть караул кричи;

Ни слуху ни духу.

7. Найдите фразеологизм, антонимичный фразеологизму «положа руку на сердце»:

Через пень колоду.

8. Укажите предложение, в котором употреблен фразеологизм.

Когда я учился в университете, я был с ним в дружеских отношениях.

Постарайтесь выбросить из головы эту неприятную историю.

Видно, ему суждено всю жизнь странствовать в поисках счастья.

Ты ничего не доказал своими действиями, а только поставил себя в смешное положение.

9. Укажите предложение, в котором нет фразеологизма.

Мы с ним знакомы давно, и я знаю его как свои пять пальцев.

На худой конец, если от нее не будет никаких известий, придется к ней съездить.

Строительство завода закончено, и он уже начал действовать.

Приезд маминого брата выбил нас из колеи.

10. Укажите, какое толкование фразеологизма «петь дифирамбы» является правильным:

Читайте так же:
Как нарисовать человека который сидит на стуле легко

добиваться расположения женщины, говоря ей комплименты;

лгать, обманывать, обещая что-либо заведомо неосуществимое;

неумеренно восхвалять кого-либо;

преувеличивать свои успехи.

Укажите, какое толкование фразеологизма «пройти огонь и воду и медные трубы» является правильным:

сильно измениться под влиянием тяжелых обстоятельств;

не растеряться и не струсить перед грозящей опасностью;

не поддаваться на уговоры других, если просят о том, что противоречит твоим убеждениям;

многое испытать в жизни хорошего и плохого, но не растерять лучшего в себе.

12. Какой фразеологический оборот должен закончить фразу:

13. Какой фразеологический оборот должен закончить предложение?

Брат и сестра вышли из дома вместе, но по дороге он внезапно …

Смотрел сквозь пальцы;

Голову дал на отсечение;

Вставил палки в колеса;

Как сквозь землю провалился.

14. Какой фразеологический оборот должен закончить предложение?

Ему и слова возразить нельзя, он сразу …

выходит из себя;

садится в калошу;

смотрит сквозь пальцы;

15. Подберите ответы – фразеологизмы:

Как говорят о человеке, глухом ко всем доводам?

Молчит, как в рот воды набрал;

Смотрит как баран на новые ворота;

Ему всё как об стену горох;

Как сыр в масле катается.

16. Подберите ответы – фразеологизмы:

Как говорят об очень бедном, неимущем?

Как сыр в масле катается;

Держит ухо востро;

Ни рыба ни мяса;

17. Укажите фразеологизм, значение которого определено неверно

Сума перемётная – человек, легко меняющий свои убеждения, быстро переходящий на сторону противника;

От альфы до омеги – он начала до конца;

Балалайка бесструнная – очень болтливый неделовой человек;

Рыльце в пушку – что-то неясное, непонятное, незнакомое.

18. Укажите предложение, в котором фразеологизм употреблен не в соответствии с его значением.

Мальчик искренне обиделся, и из его глаз тут же покатились огромные, с горох, крокодиловые слезы.

Зачем лезть в бутылку? Причин для возмущения никаких нет.

Не посыпай себе голову пеплом: может, все еще будет хорошо.

Петренко – наш дальний родственник, седьмая вода на киселе.

19. Укажите фразеологизм, значение которого определено верно.

Дать от ворот поворот – указать дорогу неправильно;

Гусь лапчатый – бесхитростный, тихий, скромный человек;

Куда кривая вывезет – как получится, как выйдет;

Прийти к шапочному разбору – прийти к открытию магазина, рынка.

20. Укажите конструкцию, в которой не нарушен лексический состав фразеологизма.

Чужими руками жар загребать;

Подлить жиру в огонь;

Пройти сквозь огонь, воду и железные трубы;

Держать под сапогом.

21. Укажите предложение, в котором нарушен лексический состав фразеологизма.

Почему ты постоянно без настроения, какая муха тебя укусила?

Эх ты, грибник: в пяти соснах заблудился!

Эй, рвём подмётки: сторож идет!

Доказательства надо не высасывать из пальца, а кропотливо собирать.

22. Найдите ошибку, вызванную нарушением фразеологических норм:

колосс на глиняных ногах;

Вставлять палки в колеса.

23. Укажите предложение без речевой ошибки.

Город достаточно большой, на кривой не объедешь.

Во всех ситуациях дед умел выйти живым из воды.

Не успел он бровью шевельнуть, как оказался укутанным в теплое одеяло.

Не люблю тех, кто в глаза начальству дифирамбы поет, а за глаза грязью поливает.

24. Укажите предложение без речевой ошибки.

Наутро Арсений вскочил ни свет ни заря, часы показывали только половину пятого.

Иван ростом больше двух метров, настоящий колосс на глиняных ногах.

Петю жена здорово под сапогом держит!

Мне не вотрешь очко, я выведу тебя на чистую воду!

25. Укажите предложение с речевой ошибкой.

Нечего всех стричь под одну гребенку.

Прекрати рассусоливать и ставить точки над «и», а доведи все до логического конца.

Не надо гадать на кофейной гуще, нужно идти и самому все узнавать.

Петров и Сидоров – одного поля ягоды.

26. Укажите предложение с речевой ошибкой.

Отлично сделано! Комар носа не подточит!

Наши ребята не упадут лицом в грязь.

Фрицев была чертовская дюжина, как раз тринадцать человек.

У нашей хозяйки зимой снега не выпросишь.

27. Определите в данном предложении вид речевой ошибки, обусловленной нарушением фразеологической нормы.

Его лицо было бледное, с красными аллергическими пятнами – одним словом, кровь с молоком.

Нарушение лексического состава фразеологизма;

Нарушение грамматической устойчивости фразеологизма;

Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении.

28. Определите в данном предложении вид речевой ошибки, обусловленной нарушением фразеологических норм.

Ты такой мечтатель, постоянно витаешь в высоких облаках.

Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;

Нарушение лексического состава фразеологизма;

Нарушение грамматической устойчивости фразеологизма.

29. Определите в данном предложении вид речевой ошибки, обусловленной нарушением фразеологических норм.

Дед держал внука в ежовой рукавице.

употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;

нарушение лексического состава фразеологизма;

нарушение грамматической устойчивости фразеологизма.

30. Определите в данном предложении вид речевой ошибки, обусловленной нарушением фразеологических норм.

Контрольная Работа Фразеологизмы 6

Контрольная Работа Фразеологизмы 6
Для всех учителей из 37 347 образовательных учреждений по всей стране
Получите деньги за публикацию своих
разработок в библиотеке «Инфоурок»
и получить бесплатное свидетельство о размещении материала на сайте infourok.ru
репетиторы онлайн
от проекта «ИнфоУрок»
Онлайн-занятия с репетиторами
Подберём репетитора лично для Вас и запишем на бесплатное пробное занятие!
Инфоурок

Русский язык

Другие методич. материалы

Контрольная работа по русскому языку на тему "Фразеологизмы" (6 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Только сейчас Вы можете пройти дистанционное обучение прямо на сайте "Инфоурок" со скидкой 40% по курсу повышения квалификации "Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС" (72 часа). По окончании курса Вы получите печатное удостоверение о повышении квалификации установленного образца (доставка удостоверения бесплатна).
Контрольная работа по русскому языку на тему "Фразеологизмы" (6 класс)
Самостоятельная работа «Фразеология» 6 класс
1.Запишите, что обозначают данные фразеологизмы. С двумя из них составьте предложения и подчеркните фразеологизмы как члены предложения.
В двух шагах, хоть пруд пруди, как снег на голову, взять себя в руки, морочить голову.
Без задних … Брать себя в … Бросать слова на … Взять голыми …
3. Замените фразеологизмы одним словом:
1. ходить на голове- 2. как снег на голову-
3.как воды в рот набрал- 4. кусать локти-
4. Какой фразеологизм имеет значение «достигать сразу двух целей»?
А) (Оказаться) между двух огней; Б) сидеть между двух стульев;
В) гоняться за двумя зайцами; Г) убить двух зайцев.
5. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:
А) бить баклуши, Б) положа руку на сердце, В) сложа руки Г) не покладая рук Д) море по колено
6. Какой фразеологический оборот должен закончить предложение?
Ему и слова возразить нельзя, он сразу …
А) выходит из себя; Б) садится в калошу; В) смотрит сквозь пальцы.
7*. Вспомните и запишите фразеологизмы, имеющие в своем составе название животного, птицы, частей лица, тела человека.
8*. Запишите 2 любых фразеологизма, объясняя историю их появления в языке (происхождение).
Самостоятельная работа «Фразеология» 6 класс
1.Запишите, что обозначают данные фразеологизмы. С двумя из них составьте предложения и подчеркните фразеологизмы как члены предложения.
Куры не клюют, спустя рукава, у чёрта на куличках, в час по чайной ложке, душа в душу.
Не разольёшь … Вывести на чистую … Делать из мухи … Держать язык за …
Как говорят о человеке, глухом ко всем доводам?
А) Молчит, как в рот воды набрал; Б) Смотрит как баран на новые ворота;
В) Ему всё как об стену горох; Г) Как сыр в масле катается.
4.Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?
А) как в воду глядел; Б) набрать в рот воды; В) выйти сухим из воды;
Г) как рыба в воде; Д) не разлить водой.
5. Этот фразеологизм означает то, что открывает дорогу кому-либо вперед, представляет право, возможность полезного существования.
А) вывести на чистую воду; Б) родиться в сорочке; В) путёвка в жизнь.
6. Найдите фразеологизм, антонимичный фразеологизму «положа руку на сердце»:
А) Играть на руку; Б) Засучив рукава; В) Кривить душой; Г) Через пень колоду.
7*. Вспомните и запишите фразеологизмы, имеющие в своем составе название животного, птицы, частей лица, тела человека.
8*. Запишите 2 любых фразеологизма, объясняя историю их появления в языке (происхождение).
Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию:
Все категории
Алгебра
Английский язык
Астрономия
Биология
Внеурочная деятельность
Всеобщая история
География
Геометрия
Директору, завучу
Доп. образование
Дошкольное образование
Естествознание
ИЗО, МХК
Иностранные языки
Информатика
История России
Классному руководителю
Коррекционное обучение
Литература
Литературное чтение
Логопедия, Дефектология
Математика
Музыка
Начальные классы
Немецкий язык
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
Природоведение
Религиоведение
Родная литература
Родной язык
Русский язык
Социальному педагогу
Технология
Украинский язык
Физика
Физическая культура
Философия
Французский язык
Химия
Черчение
Школьному психологу
Экология
Другое
Выберите класс:
Все классы
Дошкольники
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
также Вы можете выбрать тип материала:
Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М. и др.
Тема: § 26. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Знаете, что говорят коллеги из Вашего учебного заведения о КУРСАХ «Инфоурок»?
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте так же:
Обтянуть стулья пленкой

Контрольная работа по русскому языку на тему "Фразеологизмы.
Контрольная работа по теме "Фразеология. Культура речи. "
Проверочная работа для 6 -го класса по теме «Фразеологизмы»
Тест «Знаешь ли ты фразеологизмы ?» (6 класс)
Контрольная работа по теме "Фразеологизмы ". 6 класс
Сочинение Известных Писателей
Нравственный Выбор Героев Романа Дубровский Сочинение
Отчет По Практике Крс
Сочинение По Русскому Чья Пятерка Лучше
Описание Человека 7 Класс Русский Язык Сочинение

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector