54mebel.ru

Мебель в интерьере
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

29. «Круглый стол» на занятиях

§ 29. «Круглый стол» на занятиях

Краткий экскурс в историю вопроса. Термин «круглый стол» в учебной практике общеобразовательных учреждений и вузов используется очень часто: в тематических планах, выступлениях педагогов, разговорах и т.

Выражение «за круглым столом» рассматривается как встреча, совещание и т. п.: «на равных правах, условиях (при переговорах по поводу чего- либо, при обсуждении чего-либо» (Словарь русского языка. — Т. 2. — С. 137); «форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке (первоначально — сидя за столом, имеющем круглую форму)» (Советский энциклопедический словарь. — С. 659); «совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников» (Там же).

«Круглые столы» как символ равенства и благородства восходят к кельтским народным преданиям о короле бриттов Артуре (V—VI вв.), боровшемся с англосаксонскими завоевателями. Артур и рыцари «Круглого стола» (за которым как равные собирались герои легенд) воплощали нравственные идеалы рыцарства.

В последующем «круглые столы» стали использоваться в дипломатической практике, при наличии каких-либо разногласий в мировом сообществе и отдельных государствах.

В России в современных условиях «за круглым столом» обсуждаются политические, экономические и другие проблемы, конфликтные ситуации, разногласия между заинтересованными сторонами и т. д.

Столь подробный анализ термина позволяет вычленить три его составляющих: неразрешенный вопрос; равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон; выработка приемлемых для всех участников предложений, рекомендаций, решений по обсуждаемому вопросу.

Выделенные составляющие позволяют сформулировать определение учебного занятия с названием «круглый стол»; это семинарское занятие, в основу которого преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям или решениям.

Учебное занятие «за круглым столом» состоит из трех этапов: подготовительного; обсуждения проблемы; подведения итогов работы.

Подготовительный этап. На нем решается несколько вопросов:

Выбор темы для обсуждения осуществляется исходя из тематического плана и учебной программы. Тема (вопрос) должна быть неоднозначной, противоречивой, проблематичной (в учебном или реальном плане). Выработка целей занятия. Цели занятия определяются тремя основными положениями: углублением всесторонних знаний по теме; определением, насколько рассматриваемые вопросы соответствуют целям исторического образования вообще и изучаемой темы в частности; прогнозируемым практическим результатом «круглого стола».

В цели занятия также входит ориентировка: чему могут (должны) учиться у специалистов учащиеся; насколько специалисты вызовут (могут вызвать) потребность у учащихся выработать уважение к своему делу. Приглашение специалистов. Специалисты приглашаются исходя из содержания вынесенной на «круглый стол» темы. При этом учитывается наличие и различие позиций (точек зрения) у гостей. При обсуждении аграрных вопросов, к примеру, гостями могут стать фермер-единоличник и акционер-аграрий, генеральный директор закупочного ООО и председатель акционерного общества-производителя сельскохозяйственной продукции и т. д.

Обсуждение «за круглым столом» военной и внешней политики России будет содержательным, если на него пригласить участников Великой Отечественной войны, войны в Афганистане (1979—1989), военных действий на Северном Кавказе (1994—1996, 1999—2001) и т. д. Консультирование учащихся. Консультации носят индивидуальный и групповой характер. Групповые консультации проводятся на начальном и заключительном этапах подготовки «круглого стола». Индивидуальные консультации организуются как по инициативе учащихся, так и учителя.

Что может включать план? Это: структура занятия; порядок ведения «круглого стола»; возможные варианты обсуждения темы; вопросы и задачи для создания проблемных ситуаций; приемы выявления позиций у отдельных лиц или микрогрупп; приемы сведения сходных индивидуальных позиций в мик- рогрупповые, а микрогрупповых — в общую; порядок завершения занятия.

Читайте так же:
Что такое диаметр поворотного стола в микроволновке

Обсуждение проблемы. Открытие «круглого стола» должно быть ярким и впечатляющим, ведь от этого зачастую зависит ход занятия. Предметом беспокойства учителя является также выявление позиций участников встречи. Кроме того, важно не нарушать принцип справедливости в очередности выступлений и быть готовым к непредвиденным учебным ситуациям.

Деятельность ведущего отхватывает решение четырех вопросов: «С чего начинать занятие?»; «Кому и в какой последовательности давать слово?»; «Что делать, если участники в своих выступлениях начали повторяться?» и «Чего нельзя допускать «за круглым столом»?».

С чего начинать занятие? С вступительного слова ведущего. В нем отражаются цели и задачи встречи, позиции участников, если таковые уже определились заранее. Если мнения не были выявлены, учителю необходимо проделать это. Вариантов решения вопроса несколько: Выступление отдельных участников, гостей с изложением своих позиций. Выявление позиций через вопросы учащихся и ответы специалистов. Формулирование позиций учителем для всех участников встречи. Предоставление возможности приглашенным специалистам повести разговор на уровне, позволяющем учащимся определиться в выборе позиции и т.

Кому и в какой последовательности давать слово? Этот вопрос стоит перед ведущим на всем протяжении встречи.

За «круглым столом» важно, чтобы каждый участник неоднократно высказал свое мнение по обсуждаемому вопросу. И здесь вступает в силу регулирующая функция: кому и за кем давать слово? Если микрогруппы по единым точкам зрения еще не сформировались, выступают все желающие. Когда микрогруппы уже обозначились, правильным будет давать слово поочередно представителю каждой из них. Возможен вариант, когда при наличии явных лидеров в микрогруппах слово поочередно предоставляется им. Лидеры же, в свою очередь, прежде чем выступать, советуются с членами микрогруппы.

Что делать, если участники в своих выступлениях начали повторяться? Часто на встрече наступает момент, выраженный словами: «Ходит песенка по кругу. », то есть происходит разговор об уже обговоренном, без приращения знаний, без корректировки позиций и, что самое нежелательное, без сближения позиций участников занятия. Что делать ведущему при наличии такого синдрома? При очевидной бесплодности вести дискуссию дальше учитель завершает обсуждение вопроса. При затянувшемся теоретическом разговоре учитель направляет обсуждение вопроса в практическое русло. При длительном разговоре лишь о практической стороне дела учитель ориентирует участников на теоретическое обоснование вопроса или выработку практических заданий для учащихся.

Чего нельзя допускать «за круглым столом»? Не делает ведущий занятия то, что может помешать деловой и творческой обстановке на занятии. Это значит: не нарушать принцип равноправия для всех участников занятия; не допускать разжигания межличностных конфликтных ситуаций между участниками «стола»; не допускать уговаривания кем-либо кого-либо, вместо того, чтобы кто-то кому-то доказывал что-то; не позволять бездоказательно, неаргументированно отрицать ту или иную точку зрения; не стремиться примирить спорящих, только чтобы всем было хорошо;

Г.В. Плеханов вспоминал о траурных речах на похоронах Н.А.

Бедный Достоевский этого не ожидал. На мгновение он растерялся. Но его любовь к Пушкину была слишком велика, чтобы он мог согласиться с нами. Поставив Некрасова на один уровень с Пушкиным, он дошел до крайнего предела уступок «молодому поколению». Не выше, но и не ниже Пушкина! — . ответил он, обернувшись в нашу сторону» (Плеханов Г.В. История в слове. — М., 1988. — С. 195) [8]

Читайте так же:
Стол подъемный гидравлический своими руками

занятия. Все это мы постараемся использовать в учебе и жизненной практике. Мы благодарим наших гостей, что они нашли время и пришли к нам. Спасибо, до свидания».

Правильный вариант подведения итогов предусматривает: напоминание целей и задач «круглого стола»; показ итоговой расстановки участников встречи по точкам зрения на проблему; характеристику участников по занятым ими позициям: устойчивым, колеблющимся, часто меняющимся т. п.; формулирование общей позиции, к которой пришли или близки все участники встречи; предложения, вытекающие из обсуждения проблемы, и распределение их для выполнения между учащимися; ориентирование учащихся на изучение тех вопросов, которые не нашли должного освещения на занятии; задание на самоподготовку; слова благодарности приглашенным участникам встречи.

Задание. Изучите по историческим источникам: «круглого стола» конференции в Лондоне (1930—1932) с целью обсуждения проекта реформ для Индии; «круглого стола» конференции в Гааге (1949) с участием Нидерландов, Республики Индонезии, а также ряда государств на территории Индонезии по определению суверенитета Индонезии.

Полезные элементы названных «круглых столов» попытайтесь использовать в учебной практике.

Методики подготовки и проведения семинарских занятий

Поиски адекватных форм привели к коллективной форме организации семинарского занятия по принципу "круглого стола". На таком семинаре осуществляются сотрудничество и взаимопомощь, каждый студент имеет право на интеллектуальную активность, заинтересован в достижении общей цели семинаров, принимает участие в коллективной выработке выводов и решений. В условиях совместной работы студент занимает активную позицию. Семинар-дискуссия — диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой дисциплины. Каждый из участников дискуссии должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию. Частью семинара-дискуссии могут быть элементы "мозгового штурма", "деловой игры". Можно ввести роли ведущего, оппонента, рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д. в зависимости от того, какой материал обсуждается.

Функции преподавателя:

1. Определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению.

2. Подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих.

3. Распределять формы участия и функции студентов в коллективной работе.

4. Готовить студентов к выбранному ролевому участию.

5. Руководить работой семинара.

6. Подводить общий итог дискуссии.

Методика подготовки и проведения семинарских занятий. Семинар является одним из основных видов практических занятий и представляет собой средство раз­вития у студентов культуры научного мышления. На семинарах решаются следующие педагогические задачи — развитие профессионального мышления; познавательная мотивация; профессиональное использование знаний в учебных ус­ловиях; повторение и закрепление знаний; педагогическое общение. Семинар — это непосредственный контакт со студентами, ус­тановление доверительных отношений, продуктивное педагоги­ческое общение. Следует ориентировать студентов на выступления оценочно­го характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением под­готовленных тем, заслушиванием рефератов. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Процесс усвоения зна­ний более эффективен в том случае, если решение задачи осуще­ствляется не индивидуально, а предполагает коллективные уси­лия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда про­водится как заранее подготовленное совместное обсуждение вы­двинутых вопросов каждым участником семинара.

Подготовка к семинару сводится к следующему плану: 1. Выбор темы, определение задач. 2. Подбор дополнительной литературы. 3. Подготовка вопросов для обсуждения. 4. Распределение заданий и тем для сообщений. 5. Организация предварительной работы, консультации. 6. Определение критериев оценки выступлений. 7. Выбор методов и приемов проведения. 8. Подбор средств наглядности. 9. Составление плана проведения семинара. Структура семинарского занятия может быть различной, она зависит от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени подготовленности студентов к самостоятельной работе. В практике обучения психологии семинары традиционно ор­ганизуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по теме или разделу и сводятся к следующей структуре: 1. Вводное слово преподавателя: формулировка задач, по­становка проблемы, знакомство с планом проведения се­минара. 2. Выступления студентов (сообщения по заданным вопро­сам). 3. Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы. 4. Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка их выступлений).

Читайте так же:
Толщина стекла для журнального столика

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Методика проведения «круглого стола»как мероприятия по трудоустройству выпускников

Рассмотрим теоретический аспект проведения круглого стола.

Одной из задач образования является – формирование у студентов готовности эффективно использовать полученные теоретические знания в условиях производства для принятия решений и достижения поставленной цели». Для этого на теоретических и практических занятиях используются различные формы и методы подачи учебного материала, которые способствуют формированию ключевых компетентностей студентов:

· готовность к разрешению проблем;

· готовность к самообразованию;

· готовность к использованию информационных ресурсов;

· готовность к социальному взаимодействию;

Одной из таких форм, формирующей вышеназванные компетентности учащихся, является «круглый стол».

Термин «круглый стол» в учебной практике используется давно, но не очень часто.

«КРУГЛЫЙ СТОЛ» – это семинарское занятие, в основу которого преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

Данное определение позволяет выделить составляющие круглого стола:

· равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;

· выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.

Поиск оптимального решения проблемы

Учебное занятие «за круглым столом» состоит из трёх этапов: подготовительного; обсуждения проблемы; подведения итогов работы.

Подготовительный этап. На нём решаются несколько вопросов:

Выбор темы для обсуждения осуществляется исходя из тематического плана и учебной программы. Тема должна быть противоречивой, неоднозначной.

Выработка целей занятия.

Цели занятия определяются тремя основными положениями:

углублением знаний по теме;

определением, насколько рассматриваемые вопросы соответствуют целям исторического образования;

прогнозируемым практическим результатом.

В цели занятия также входит ориентировка:

· чему могут (должны) учиться у специалистов учащиеся;

· насколько специалисты вызовут (могут вызвать) потребность у учащихся выработать уважение к своему делу.

3. Приглашение специалистов.

Специалисты приглашаются исходя из содержания вынесенной на «круглый стол» темы.

4. Консультирование учащихся.

Консультации могут носить индивидуальный и групповой характер. Групповые консультации проводятся на начальном этапе подготовки «круглого стола». Индивидуальные консультации организуются как по инициативе учащихся, так и учителя.

5. Подготовка помещения. В план занятия можно включить:

· порядок ведения «круглого стола»;

· возможные варианты обсуждения темы»;

· вопросы и задачи для создания проблемной ситуации;

· приёмы выявления позиций у отдельных лиц или микрогрупп;

· порядок завершения занятия.

Обсуждение проблемы. Открытие круглого стола должно быть впечатляющим, ведь от этого зачастую зависит ход занятия. Важно не нарушать принцип справедливости в очерёдности выступлений и быть готовым к непредвиденным учебным ситуациям.

Деятельность ведущего охватывает решение 4-х вопросов: С чего начинать занятие?; Кому и в какой последовательности давать слово?; Что делать, если участники в своих выступлениях начали повторяться?; Чего нельзя допускать за «круглым столом»?

С чего начинать занятие? С вступительного слова ведущего. В нём отражаются цели и задачи встречи, позиции участников.

Читайте так же:
Как рисовать школьный стол

Кому и в какой последовательности давать слово? За «круглым столом» важно, чтобы каждый участник неоднократно высказал своё мнение по обсуждаемому вопросу. Если микрогруппы по единым точкам зрения не сформировались, выступают все желающие. Когда микрогруппы уже обозначились, правильным будет давать слово поочерёдно представителю каждой из них. Возможен вариант, когда при наличии явных лидеров в микрогруппах слово поочерёдно предоставляется им. Лидеры же, в свою очередь, прежде чем выступить, советуются с членами микрогруппы.

Что делать, если участники в своих выступлениях начали повторяться? Часто на встрече наступает момент, когда происходит разговор об уже оговоренном, без приращения знаний, без корректировки позиций, без сближения позиций участников занятия. Что делать ведущему?

1. При очевидной бесплодности вести дискуссию дальше учитель завершает обсуждение вопроса.

2. При затянувшемся теоретическом разговоре учитель направляет обсуждение вопроса в практическое русло.

3. При длительном разговоре лишь о практической стороне дела учитель ориентирует участников на теоретическое обоснование вопроса или выработку практических заданий для учащихся.

Чего нельзя допускать за «круглым столом»? Ведущий не должен :

· нарушать принцип равноправия всех участников занятия;

· допускать разжигания межличностных конфликтных ситуаций между участниками «стола»;

· допускать уговаривания кем – либо кого – либо;

· позволять бездоказательно, неаргументированно отрицать ту или иную точку зрения;

· стремиться примирить спорящих, только чтобы всем было хорошо;

· сразу проявлять свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Учащиеся учителю доверяют, и готовы тут же встать на его позицию.

Подведение итогов работы. Это обязательная составляющая «круглого стола».

Ошибочный вариант подведения итогов: «Уважаемые участники встречи, гости. Несомненно, что разговор за «круглым столом» носил полезный и плодотворный характер. Были высказаны точки зрения, позиции многих участников занятия. Всё это мы постараемся использовать в дальнейшей учёбе. Мы благодарим наших гостей, что они нашли время и пришли к нам. Спасибо, до свидания».

Правильный вариант подведения итогов предусматривает:

· напоминание целей и задач «круглого стола»:

· показ итоговой расстановки участников встречи по точкам зрения на проблему;

· формулирование общей позиции, к которой пришли или близки все участники встречи;

· ориентирование учащихся на изучение вопросов, которые не нашли должного освещения на занятии;

· задание на самоподготовку;

· слова благодарности всем участникам встречи.

Используя алгоритм политического моделирования «круглый стол» позволяет учащимся прогнозировать события.

С целью более глубокого овладения знаниями, умениями и практическими навыками студенты проходят производственную практику на предприятиях города. Это способствует подготовке выпускников к практической деятельности по решению профессиональных задач, закрепляет и углубляет знания, полученные в процессе обучения, позволяет быть востребованным и конкурентоспособным на современном рынке труда.

Предлагаем план проведения круглого стола в условиях производства на базе гостиницы «Бизнес-центр», которое состоялось 01 апреля 2010 года.

Цель: — представление выпускников потенциальным работодателям;

-презентация профессии «менеджер»; ознакомление руководителей кадровых агентств, руководителей предприятий, фирм, организаций с умениями и навыками выпускников группы 831 колледжа информационных технологий и сервиса.

Участники: Фахреева Е.С.- директор гостиницы «Бизнес-Центр»;

Гамаюнова М.С. – заместитель директора гостиницы «Восход»;

Читайте так же:
Delice стол сити сборка

Саварина И.А – директор гостиницы «Визит»;

Кулаева О.П. – директор гостиницы «Визави»;

Лисицына Т.И., Балаганская В.А., Демёнова В.Н. — преподаватели

кафедры общегуманитарных дисциплин;

Место проведения: конференц-зал гостиничного комплекса «Бизнес- Центр»,. Комсомольск – на Амуре; место прохождения производственной практики студентами выпускной 831 группы по профилю специальности

Оборудование: — отчеты по практике, по курсовому проектированию;

— анкеты потенциальных работодателей;

— листы-приглашения на собеседование;

— цветы, вода, стаканы, поощрительные памятные призы для студентов.

План проведения мероприятия

Фамилия, имя, отчество выступающих докладчиков

(с использованием слайд-проектора и компьютерной системы)

Преподаватель Лисицына Т.И.

Влияние корпоративной культуры на качество обслуживания

Ефимова Н. студентка

Влияние организации службы управления номерным фондом на экономическую безопасность

Методика проведения семинара-круглого стола

«Круглый стол» — одна из форм генерирования и обсуждения идей, значимых для различных групп общественности. Так, например, обсуждение актуальных социально-значимых проблем может быть организовано в форме «круглого стола», участниками которого являются авторитетные представители академического сообщества, делового мира, госаппарата, общественных организации. Соответственно в учебной группе участниками являются студенты.

Тема и обсуждаемые вопросы планируются и объявляются заранее и участников знакомят с ними до начала заседания. Это дает возможность участникам подготовить аргументы, материалы для демонстрации, цифры и факты, что делает заседание более интересным. Число участников может составлять 6—14 человек. Таблички-идентификаторы имен и организаций облегчают процесс общения. Работу «стола» организует ведущий. Перед началом обсуждения и выступлений все участники должны коротко представиться всем присутствующим. Удобно, если очередность представления задана порядком сидящих — например, по часовой стрелке. Ведущий/преподаватель предлагает порядок хода обсуждения и регламент участникам, объявляет вопросы для обсуждения и корректирует ход дискуссии.

25. Практическое занятие, назначение и особенности.

Практическое занятие это:

· поэтапное формирование умений и навыков, т.е. движение от знаний к умениям и навыкам, от простого к сложному и т.д.;

♦ использование при работе на тренажерах или действующей технике фактических документов, технологических карт, бланков и т.п.;

♦ выработка индивидуальных и коллективных умений и навыков.

Подготовка преподавателя к практическому занятию на технике начинается с изучения исходных документов по организации учебного процесса на кафедре. На их основе у преподавателя должно сложиться представление о целях и задачах занятия, объеме работ, который предстоит выполнить обучающимся, уровень, до которого нужно довести их умения и навыки.

На каждое практическое занятие, как правило, разрабатывается специальное задание обучающимся, призванное обеспечить методическое сопровождение их подготовки к работе на технике. Формы подобных заданий могут отличаться друг от друга в зависимости от требований, выработанных в конкретном вузе, дидактических целей занятия, а также особенностей его проведения. Но существуют общие подходы к разработке подобных заданий, на которых следует остановиться подробнее.

Как правило, специальное задание для обучающихся состоит из двух основных разделов и приложения. В первом разделе указываются учебные вопросы, к отработке которых должны быть подготовлены обучающиеся. Вопросы определяются тематическим планом и охватывают содержание работ на всех учебных точках. Во втором разделе указывается, как студентам организовать самостоятельную подготовку к занятию, что изучить, что исполнить, к чему быть готовым, на каких учебных точках предстоит работать. Кроме того, указываются общий порядок и место (места) проведения занятия, а также меры безопасности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector