15 Слова с буквами И и Й
№ 15 Слова с буквами И и Й.
Сегодня на уроке будем учится распознавать согласный звук [й'] и гласный звук [и], обозначать эти звуки буквами; делить для переноса слова с буквой й.
1. — Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
На голове пуговица,
Одна рука и та на спине.
Только бег его спасает.
От врагов он убегает.
Прыгает, как мячик
Из железа тучка,
А из тучки — ручка.
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку. (Лейка.)
— Какой общих звук в этих словах-отгадках? ([й'])
Подчеркните в словах букву, которая обозначает звук [й1].
2. Работа с учебником (с. 78)
— Прочитайте тему урока. (Буквы й и и.)
Уточните познавательную задачу урока. (Чем отличаются звуки [и] и [й']?)
Сегодня на уроке вы будете учиться распознавать согласный звук [й'] и гласный звук [и], обозначать эти звуки буквами; делить для переноса слова с буквой й.
— Вспомните, что вы знаете о звуках [и] и [й’]. Приведите примеры слов с этими звуками.
Упражнение 2 (с. 78) (устно).
— Обратите внимание, что звук [й’] — это согласный звук. И без гласного звука он слога не составляет.
3. Для закрепления выполните:
Упражнение 3 (с. 79) (устно).
Упражнение 5 (с. 80) (устно).
— Прочитайте слова. Обратите внимание на правила переноса слов с буквой й в середине слова. Постарайтесь сделать вывод.
Упражнение 4 (с. 79) (в тетрадь).
— Прочитайте сочетания слов.
Какие буквы пропущены?
Вспомните, какой словарь поможет нам проверить правильность написания словарных слов. (Орфографический словарь.). Спиши три сочетания слов.
— Выпишите столбиком выделенные слова. Рядом с каждым словом запишите слово, противоположное по значению. (Трусливый — смелый, новый — старый, чёрный — белый, маленький — большой).
4. Задание для любознательных.
Упражнение 6 (с. 80)
— Ответьте на второй вопрос рубрики «Проверь себя» — как разделить для переноса слова скамейка, дежурный.
Просмотр содержимого документа
«№ 15 Слова с буквами И и Й.»
№ 15 Слова с буквами Ии, Й
Организационный момент.
Тема. Слова с буквами Ии, Й
Задачи урока: учащиеся научатся распознавать согласный звук [й’] и гласный звук [и], обозначать эти звуки буквами; делить для переноса слова с буквой й.
Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
На голове пуговица,
Одна рука и та на спине.
Только бег его спасает.
От врагов он убегает.
Прыгает, как мячик
Из железа тучка,
А из тучки — ручка.
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку. (Лейка.)
— Какой общих звук в этих словах-отгадках? ([й’])
Подчеркните в словах букву, которая обозначает звук [й1].
3. Первичное усвоение новых знаний
Работа с учебником (с. 78)
— Прочитайте тему урока. (Буквы й и и.)
Уточните познавательную задачу урока. (Чем отличаются звуки [и] и [й’]?)
Сегодня на уроке вы будете учиться распознавать согласный звук [й’] и гласный звук [и], обозначать эти звуки буквами; делить для переноса слова с буквой й.
— Вспомните, что вы знаете о звуках [и] и [й’]. Приведите примеры слов с этими звуками.
Упражнение 2 (с. 78) (устно).
— Обратите внимание, что звук [й’] — это согласный звук. И без гласного звука он слога не составляет.
Словарная работа
Работа со словом дежурный.
Что означает слово дежурный?
Дежурный — человек, который выполняет в порядке очереди какие- либо служебные поручения или обязанности.
— Подумайте, кто может быть дежурным? (Дежурный по классу, дежурный врач).
— Постарайтесь объяснить написания гласной в первом слоге.
4. Первичная проверка понимания и закрепление
Упражнение 3 (с. 79) (устно).
Игра «Собери слова е слоги»
— Составьте слова. (Мойка, зайка, лайка, сойка, тройка, лейка, копейка, майка, гайка, стройка.)
Объясните значение каждого слова.
— Найдите среди всех слов многозначное слово. (Тройка.)
Упражнение 5 (с. 80) (устно).
— Прочитайте слова. Обратите внимание на правила переноса слов с буквой й в середине слова. Постарайтесь сделать вывод.
Упражнение 4 (с. 79) (в тетрадь).
— Прочитайте сочетания слов.
Какие буквы пропущены?
Вспомните, какой словарь поможет нам проверить правильность написания словарных слов. (Орфографический словарь.). Спиши три сочетания слов.
— Выпишите столбиком выделенные слова. Рядом с каждым словом запишите слово, противоположное по значению. (Трусливый — смелый, новый — старый, чёрный — белый, маленький — большой).
5. Задание для любознательных.
Упражнение 6 (с. 80)
— Ответьте на второй вопрос рубрики «Проверь себя» — как разделить для переноса слова скамейка, дежурный.
Дидактический материал для проведения орфографических минуток на уроках русского языка
Как добиться прочных и глубоких знаний по русскому языку? Одним из эффективных приёмов в усвоении орфограмм учащимися является проведение орфографических минуток на уроках русского языка. Материал будет полезен для использования во 2 классе.
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал для проведения орфографических минуток на уроках русского языка»
Дидактический материал
для проведения орфографических минуток
на уроках русского языка во 2 классе
Учитель начальных классов
Работу с орфограммами на уроках русского языка с учащимися начальной школы учителя ведут постоянно, начиная с периода обучения грамоте.
Задача учителя – показать несоответствие в произношении и написании отдельных слов. Нужно, чтобы ученик понял, что для грамотного письма недостаточно знания алфавита, необходимо освоение и законов письма. На уроках русского языка ребёнок открывает для себя эти законы, знакомится с правилами правописания. Но одно знание правил не может гарантировать письмо без ошибок.
Мы часто задаём вопрос: «Как добиться прочных и глубоких знаний учащихся по
русскому языку?» Одним из эффективных приёмов в усвоении орфограмм учащимися является проведение на уроках орфографических минуток.
Орфографические минутки
Найди слова, в которых ударение падает на второй слог:
Машина, ландыш, посуда, осина, топор, чашка, капуста, гроза, карандаш, стриж, квартира, письмо, пружина, мороз.
Найди слова, которые нельзя перенести:
Платок, пальто, орех, ёжик, майка, портфель, урок, пою, петух.
Парные согласные:
гла. (з, с) горо. (д, т) стол. (б, п)
медве. (д, т,)ь моро. (з, с) тра. ка (в, ф)
остро. (в, ф) шка. (в, ф) надпи. (з, с)ь
Найди слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука:
Метель, юнга, ёлка, море, даёт, варенье, уют, Яша.
Найди буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
Метро, тетрадка, пенал, яблонька, положить, уроки.
Подчерни в словах буквы, обозначающие гласные звуки. Раздели слова для переноса.
Раковина, пластырь, овёс, геркулес, клюква, рисунок, чайник.
Подчерни в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки.
Коты, берёзка, городок, грибок, компот, луна.
Разделительный мягкий знак
Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, жильё, семья-
Перед я, ю, и ,е , ё.
Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.
Подчеркни в словах буквы, обозначающие звонкие согласные.
Малина, горизонт, чаща, уроки, берег, носки.
Подчеркни в словах буквы, обозначающие глухие согласные.
Цветок, луга, нора, озеро, трава, веточка.
Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.
лебедь зверь пальто
школьник маяк берёза
платье рябина якорь
Разделить слова на слоги:
воробей опята дятел
весёлый школьник урок
круг овал скамейка
Разделить слова для переноса:
Яша, осень, рисуют, ёлка, игрушка, радуга, чайка, платье, письмо, утюг, ванна, класс.
Вставить пропущенные буквы
пруж. на ж. раф ж. лет
морж. этаж. ж. льё
ж. вой ш. рокий камыш.
ж. рный ш. шка пассаж. р
маш. на малыш. ёж. ки
Вставить пропущенные буквы:
ч. йник ч. сть обещ. л
волч. та превращ..ть щ. вель
рощ. площ. дка саранч.
туч. задач. ч. йка
Исправь ошибки:
Вставить пропущенные буквы
ч. довище молч. н
Исправь ошибки:
Вставить пропущенные буквы.
Гр…бы, скв. рцы, в. сьмой, б. льница, д. ска, р…ка, б…рега, с…довник, д. жди, с. рняк, фл. жки, к. вры, в…да, ст…на.
Вставить пропущенные буквы.
Перен…чевать, п…руса, м…чи, ст..клянный, зв..нок, к. вровый, к. мочек, гр…чи, к…рушка, д…мишко, сн…говой, св. сток, т. пло.
Вставить пропущенные буквы. Поставить ударение.
Г..рода, х..лода, св. зать, зв. рьё, ст. нной, сн..жок, пч..ла, п..чник, д. машний, вд..леке, с. лач, см. треть, л..сок, м..лок, л..сичка, т..шина, в..рона.
Вставить пропущенные буквы. Разделить на слоги .
В…да, стр. льба, п. сьмо, ст. кло, нат…нул, б. глец, л. стопад, с. лить, б..лит, бр…вно, пл…чо, гр…бник, скр. пит, ст…рик, оз…ро.
Вставить пропущенные буквы.
Сугро…, ястре. запа. паке. пиро…, гла…, голу. портре. чи. рука…, стол…, бере…, пло…, медве. арбу. моро. .
Выбери нужную букву:
була(в, ф)ка незабу(д, т)ка
ю(б, п)ка сне(ж, ш)ки
су(ж, ш)ка ука(з, с)ка
варе(ж, ш)ка сколь(з, с)кий
морко(в, ф)ка тра(в, ф)ка
поло(з, с)ка зага(д, т)ка
Подчеркуть слова с парными согласными в корне слова:
Горка, берёзка, остров, яблоня, облако, конфетка, клюв, площадь.
Исправить ошибки:
Найди орфограммы в пословицах и поговорках:
На языке медок, а на сердце ледок.
Красна весна цветами, а осень плодами.
Апрель с водою- а май с травою.
Большой говорун –плохой работник.
Дела, как сажа бела.
Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
О дереве судят по плодам , а о человеке – по его делам.
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Вставь пропущенные буквы.
Ст…ит м…розная з…ма. Л…ниво кружится сн…жок.
Я иду по л…сной тр…пе. На с…сне с…дят птицы. Под
к…рнями с…сны н…ра. Туда в…дут лисьи сл…ды.
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Исправь ошибки.
Стаит силная жора. В соду поспели душыстые ягоды. Мама
в бальшом тозу варит на плете воренье. Пушыстый рыжый катёнок васька спит у двери.
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.
с…ды — цв…ток —
з..ма — к.тята —
д..ма — б.льной —
м..ря — б.льшой —
с…ва — кр. ты —
л…са — дв…ры —
ш…ры — гр…бы —
м…сты — сл…ны —
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Д…ждливый д…нёк. Плохо без з…нта или пл…ща.
Во дв…ре п…лно в…ды.Тихо кругом.Ул…тели из с…дов
гр…чи и др…зды. Наступила ос…нь.
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Ст…ял к…нец з…мы. Сошли сн…га. З…мля опять
поч…рнела. В…черней п…рой Лёша ш…гал по тр…пе через
дремучий лес. Мальчик подх…дил к л…сной опушке.
Парные звонкие и глухие согласные
стол…-__________
зу…-___________
сто…-___________
гри…-___________
стри…-__________
дроз…-__________
ря…-___________
Парные звонкие и глухие согласные
Сугро…, у…кая, тра…ка, берё…ка, гла…ки, коро…ка,
гу…ки, голу…ь, сне…ки, тро…ка, зага…ка, верё…ка, ю…ка,
жира…чик, спра…ка, кру…ка, ры…ка, ло…ка, ша…ка,
пиро…ки, шу…ка, кана…ка.
Парные звонкие и глухие согласные
Лоша…ь, отря…, горо…, гра…, кра…, га…, сне…,
верблю…, огоро…, эта…, лебе…ь, сапо…, рука…, сторо….,
пля…, утю…, ду…, парово…., сугро….
Парные звонкие и глухие согласные
Морко…ь, гара…, бага…, кро…, арбу…, пиро…,
каранда…, хле…, дож…ь, нер…, са…, медве…ь,
стри…, га…, лё…, кла…., моро…, у….
Вставь пропущенные буквы
Всё з…мы вы ждали , де…ки,
Надоела вам давно
Осень хмурая с д…ждями;
Посм…трите ж е в …кно!
За ночь выпал сне… глубокий,
И моро… , как в д…кабре;
Уж впрягли в сала…ки Жучку
Ребятишки на дв…ре.
Перенос слов. Практические задания. Младшие школьники
Муравейник, тайна, майский, случайный, войлок, скамейка.
8. Раздели вертикальной чертой для переноса следующие слова.
Затейник, пальчик, муравейник, колокольчик, страна, парта, корова, прибой, ветер.
9. Раздели вертикальной чертой для переноса следующие слова.
Пальто, репейник, стульчик, скамейка, птица, дерево, мама, костёр, книга.
10. Раздели вертикальной чертой для переноса следующие слова.
Пеньки, кольцо, зайка, полька, чайник, тюльпан, письмо, лейка, крыльцо, деньки, мальчик.
11. Раздели вертикальной чертой для переноса следующие слова.
Группа, листья, территория, Илья, масса, крылья.
12. Разделить слова вертикальной чертой для переноса.
Суббота, майка, заяц, радио, мальчик, петух.
13. Разделить слова вертикальными чёрточками для переноса.
Сентябрь, ветер, быстро, прощай, рисунок, пальто.
14. Разделить слова вертикальными чёрточками для переноса.
Яблоня, ягода, ученик, лопата, пенал, чайник.
15. Разделить слова вертикальными чёрточками для переноса.
Дорога, осина, капуста, жёлтый, коньки, мороз.
16. Разделить слова вертикальными чёрточками для переноса.
Русский, суббота, заяц, платок, медведь, учитель.
17. Раздели слова вертикальными чёрточками для переноса.
Полька, галька, свадьба, васильки, скатерть, пальчик, ступенька, калька, яблонька, сельдь, житель.
18. Раздели чертой слова для переноса:
Тюльпан, льют, борьба, окуньки, большое, асфальт, письмо, возьму, раньше, писать, пальто, крыльцо, они, горько, меньше, стальной, школьники, яма, рассвет, трамвай, ванна.
19. Раздели чертой слова для переноса:
Вершина, карандаш, пассажир, ест, каюта, мойка, кольцо, больше, подъезд, самое, пойте, лечить, сердце, орёл, касса, съела, оно, маленькие, Ольга, зайка, въедут, ранний, осёл.
20. Раздели чертой слова для переноса:
Иван, галька, коньки, дальний, любимая, сонный, Яна, борьба, Родина, Таллинн, ишак, рассказ, хоккеист, верность, пустыня, дорожка, каменный,
миллионер, кольца, война, сойка, Олег, осенний.
21. Раздели чертой слова для переноса:
Кустик, коррида, музыка, голубка, апельсин, иллюзион, аттракцион, квартира, один, колосья, подъём, въехали, вьюга, армия, территория, пломбир, хоккей, колья, молодёжью, вредина, Аня.
22. Раздели чертой слова для переноса:
Лимонный, словарь, комиссия, Элла, субботний, юноша, Яна, циркач, мусор, белка, дорога, цветочный, колье, осень, объём, идея.
23. Раздели слова на слоги для переноса.
Крыльцо, осенний, игрушки, Наташа, Уля, яблоки, отец, урожай, чайка, ученик.
24. Раздели слова на слоги для переноса.
Рыжики, стулья, наука, аист, утренний, Зоя, Ульяна, Россия, змейка, ульи, марка, дорога, март, скамейка.
25. Раздели слова вертикальной линией для переноса.
Бульон, сырьё, подъезд, почтальон, медальон.
26. Раздели чёрточками каждое слово для переноса, где это возможно.
Майка, стул, аллея, колья, дождик, змея, яйцо, статуя, абрикос, моржи, заяц, рояль, страус.
27. Спиши слова, разделив их чёрточками для переноса.
Пенал, урок, учитель, сладость, экран, больница, языки, осина, девочка, линейка, медведь, тетрадь, весенняя, хоккей, ведёрко.
28. Спиши слова, разделив их чёрточками для переноса.
Пенал, урок, учитель, сладость, экран, больница, языки, осина, девочка, линейка, медведь, тетрадь, весенняя, хоккей, ведёрко.
29. Запиши только те слова , которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса чёрточкой.
Полёт, удар, Мария, сарай.
30. Запиши только те слова , которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса чёрточкой.
Лилия, кот, кошка, собака, мышь.
31. Запиши только те слова, которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса чёрточкой.
Свет, чайка, София, утро, Яша.
32. Раздели вертикальной чертой слова для переноса там, где это возможно.
Доктор, мороз, Анна, ручьи, ягоды, пою, ужин, птицы, победа, алфавит, написать, коньки, майка.
33. Раздели вертикальной чертой слова для переноса там, где это возможно.
Объезд, яблоко, помидор, линия, яма, огурцы, класс, школа, осень, цветы, ромашки, друзья, самолёт, Егор.
34. Раздели вертикальной чертой слова для переноса там, где это возможно.
Тюльпан, письмо, борьба, окуньки, стальной, льют, возьму, асфальт, школьник, горько, пальто, крыльцо.
35. Раздели вертикальной чертой слова для переноса там, где это возможно.
Мороз, ручьи, красивый, игрушки, ёжики, лететь, рисую, Яша, пою, птицы, учитель, Зоя, загадка, защищайте, Инна, краски, блестит.
36. Раздели вертикальной чертой слова для переноса там, где это возможно.
Юлия, летом, холодный, девочка, ягоды, утренний, окно, осенний, улица, уроки, отец, стойте, помогайте, маяк, Илья, сильная, Игорь.
37. Раздели вертикальной чертой слова для переноса там, где это возможно.
Лина, сильный, ранний, муравей, осёл, язык, осень, трактор, ужин, Олег, огонь, решайте, двигайтесь, лягушка, Люда, шью, широкая.
38. Данные слова разделить для переноса вертикальными чёрточками.
Россия, перрон, суббота, конница, осенний, аллея, лимонный, рассвет, хоккей, пассажир.
39. Данные слова разделить для переноса вертикальными чёрточками.
Алла, миллион, трасса, шоссе, класс, утренний, теннис, ссора, дрожжи, ванна.
40. Списать слова, поделив их для переноса.
Туннель, шоссе, ранний, Римма, Алла, рассказ, тонна, миллион, масса, жужжат, Инна.
41. Списать слова, поделив их для переноса.
Аппарат, хоккей, перрон, теннис, ссора, металл, ванна, сумма, группа, аллея.
42. Выписать слова, которые можно перенести. Поделить их для переноса.
Олег, сильный, гром, Юлия, двор, Антон, поезд, печаль, ястреб, озеро, ученик, овраг, сирень, юноша, гость, шерсть, болезнь.
43. Обведи слова, которые можно разделить на слоги для переноса.
Этаж, друг, вьюга, дрозды, груздь, яма, ландыш, осы, мороз.
44. Подчеркнуть только те слова, которые можно разделить для переноса.
Воздух, струя, мячик, Олег, маяк, Оля, ёжик, берег, блюдце, двор, дверь, утро, семья, звери, игра, класс, слон, зонтик, внук.
45. Раздели вертикальными чёрточками слова для переноса. Обведи слова, которые нельзя переносить.
Война, сарай, чайка, клей, стайка, ручей, май.
46. Раздели слова для переноса. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.
Ручей, озёра, осень, тыква, касса, уголок, язык, листок, льёт.
47. Спиши слова, разделяя для переноса. Подчеркни слова, которые переносить нельзя.
Альбом, семья, пью, кольцо, копьё, пальто, лью, угольки, платье, горький, шьёт, банька, пень.
48. Запиши слова, разделив их для переноса. Подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Орехи, олени, лебедь, журавль, голубь, шоссе, окунь, портфель.
49. Разделите слова на слоги для переноса. Подчеркните мягкие согласные зелёным цветом, твёрдые согласные – синим цветом.
Ледоход, играет, окунь, лёд, карандаш, мел, ухаживал, собачка.
50. Разделите слова на слоги для переноса. Подчеркните мягкие согласные зелёным цветом, твёрдые согласные – синим цветом.
Коньки, огонь, животные, пушинка, аист, снег, душистые, адрес.
51. Разделите слова на слоги для переноса. Подчеркните мягкие согласные зелёным цветом, твёрдые согласные – синим цветом.
Частый, Москва, ужи, вокзал, цех, сосна, деревья, рысь.
52. Разделите слова на слоги для переноса. Подчеркните мягкие согласные зелёным цветом, твёрдые согласные – синим цветом.
Лейка, наступил, отец, девочка, огород, ландыш, деньки, пруд.
53. Разделите слова на слоги для переноса. Подчеркните мягкие согласные зелёным цветом, твёрдые согласные – синим цветом.
Льдины, крыльцо, вьюга, осина, книжечка, жизнь, ёжик, брусника.
54. Разделите слова на слоги для переноса. Подчеркните мягкие согласные зелёным цветом, твёрдые согласные – синим цветом.
Юра, лайка, кузнечик, порт, ягодка, орех, портфель, лес.
55. Разделите слова на слоги для переноса. Подчеркните мягкие согласные зелёным цветом, твёрдые согласные – синим цветом.
Танцевать, майка, муравейник, улей, братишка, олень, пеньки, осенний.
56. Разделите слова на слоги для переноса. Подчеркните мягкие согласные зелёным цветом, твёрдые согласные – синим цветом.
Трактор, луг, речка, кольцо, огоньки, перья, берлога, апельсин.
57. Подчеркни слова, состоящие из одного слога. Спиши остальные слова, разделив их для переноса.
Пенёк, пни, пенёчек, пень, опята, пеньки.
58. Прочитай. Выпиши слова, в которых два слога. Раздели их для переноса.
Что такое сеновал?
Знает тот, кто там бывал,
Тот, кто спал, поджав колени,
На душистом мягком сене.
59. Прочитай. Выпиши слова, в которых три слога. Раздели их для переноса.
Плачет ива у дорожки,
Просит всех лесных зверей:
«Потеряла я серёжки,
Разыщите их скорей!»
60. Выпиши слова, состоящие из трёх слогов, разделяя их для переноса.
Чудеса, маяк, апельсин, ёжик, капли, птенцы, орехи.
61. Подчеркни зелёным цветом трёхсложные слова, разделяя их чёрточками для переноса; а синим цветом – слова, которые нельзя переносить.
Якорь, молоко, конфета, морковь, дежурный, груз, земля.
62. Составь слова из последних слогов слов каждой строчки. Запиши полученные слова, разделяя их чёрточками для переноса.
мыло, папа, карета — _______________________________________________
лисица, сухари, учительница — __________________________________________
63. Составь слова из последних слогов слов каждой строчки. Запиши полученные слова, разделяя их чёрточками для переноса.
улитка, родина, айва — _______________________________________________
молоко, кресло, носок — ______________________________________________
64. Запиши данные слова, разделяя их для переноса.
по[л’]за, ско[л’]ко, па[л’]то, ма[л’]чик.
65. В названиях животных перепутались буквы. Угадай, какие это животные. Напиши слова, деля их для переноса.
66. Запиши слова, разделяя их чёрточками для переноса. Укажи в скобках количество слогов.
чайник — _____________________________________________ (___сл.)
улица — _____________________________________________ (___сл.)
пальма — _____________________________________________ (___сл.)
элеватор — _____________________________________________ (___сл.)
67. Запиши слова, разделяя их чёрточками для переноса. Укажи в скобках количество слогов.
акация — _____________________________________________ (___сл.)
снежок — _____________________________________________ (___сл.)
заяц — _____________________________________________ (___сл.)
урожай — _____________________________________________ (___сл.)
68. Спиши, сначала разделяя слова на слоги, затем для переноса. Найди и подчеркни слово, у которого звуков больше, чем звуков.
Школьник, стог, летний, платье, сладость, программа, Юлия, чашечка.
69. Выпиши слова, которые делятся на слоги и для переноса одинаково.
Полынь, иней, касса, заяц, орех, машина, змея.
70. Выпиши слова, которые делятся на слоги и для переноса одинаково.
Утюг, память, умная, вышел, карапуз, семья.
71. Перед тобой слова, разделённые на слоги. Спиши их, разделяя для переноса.
У-ли-ца, Е-ме-ля, о-кунь, о-то-шёл, го-лу-ба-я, у-каз-ка, боль-ши-е, сме-ла-я.
72. Спиши текст. Выделенные слова дели на слоги, а подчёркнутые – для переноса.
Маленькая Маша очень хотела вырасти . А как это сделать, не знала. Она и в маминых туфлях ходила. И бусы примеряла . И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Все над ней только смеялись .
73. Спиши, изменяя окончания слов, данных в скобках. Выпиши подчеркнутые слова, разделяя их для переноса.
Над (цветы) около дома летали (пчела, шмель, стрекоза ). Трепетали на солнышке крыльями (бабочка).
74. Прочитай каждое слово в таблице и реши, можно ли его перенести с одной строчки на другую. Если можно — поставь рядом «+», если нельзя – «-».
75. Запиши слова в таблицу.
Георгин, вьюн, роза, мак, василёк, ирис, пион, письмо.
76. Запиши слова, распределив их по группам.
Аня, Анна, трубка, один, ужи, июль, аист, море, окно, ухо, енот, маяк, урок, вишня, кисти.
77. Отметь, кто из ребят правильно разделил все слова для переноса.
Олеся: жу-жжа-ть, те-ле-гра-мма, кол-лек-тив, рус-ский;
Игорь: жужж-ать, те-ле-грам-ма, колл-ек-тив, русс-кий;
Иван: жуж-жать, те-ле-грам-ма, кол-лек-тив, рус-ский;
Лиза: жу-жжать, те-лег-рам-ма, кол-лек-тив, русс-кий.
78. Ученик разделил слова для переноса. Подчеркните правильные варианты переноса слов.
Порт-фель, крок-одил, пос-уда, пла-ток, одеж-да, изви-ните, вор-она, вес-ело, меб-ель, лёг-кий.
79. Прочитай. Подчеркни слова, которые правильно разделены для переноса.
О-бла-ко скамей-ка су-ббота
Об-ла-ко скаме-йка суб-бота
80. Подчеркнуть слова, которые правильно разделены для переноса.
Со-ю-зы, стра-ус, ай-сберг, ди-а-лог, ин-дю-ки, е-но-ты, у-рюк, сна-ряд, ар-буз, ана-нас, ма-як, ле-о-пард, о-бувь, от-ряд, мор-ковь.
81. Укажи в скобках количество способов переноса слов.
Учительница (…), авиация (…), осиновые (…), зайчонок (…), самолётики (…), делайте (…), найдите (…), слушайте (…), лейка (…), комедия (…).
Перенос слов
Перенос слова — это разделение слова на две части: одна часть остаётся в конце одной строки, а вторая переносится в начало следующей строки.
Если слово не помещается на строке, то всё слово или его часть надо перенести на следующую строку. Для обозначения переноса части слова используется символ — (тире), который ставится после части слова, остающейся на строке. Часть слова, перенесённая на новую строку, символом тире не обозначается. Например:
Солнце светит, но не греет. Листья на-
чали желтеть.
Чтобы показать, как слово может быть разделено, для переноса используется символ — (дефис — короткая чёрточка). Например, запись:
показывает, что слово может быть перенесено тремя способами:
ру-кавица, рука-вица, рукави-ца.
Обратите внимание, так как правила разделения слов на слоги отличаются в разных учебных программах, то в правила переноса слов мы не стали добавлять пункт — слова переносятся по слогам . Изучение всех правил переноса и так создают полное представление о том, как можно и как нельзя разделять слова при переносе.
Правила переноса слов
1) Оставлять на строке или переносить на следующую строку можно только часть слова, содержащую гласную букву:
Правильно | Неправильно |
---|---|
яб-локо, ябло-ко | кла-сс, кл-асс |
Все слова, содержащие только одну гласную букву, нельзя разделять для переноса, то есть они полностью переносятся на следующую строку.
2) Нельзя оставлять на строке или переносить на следующую строку одну букву:
Правильно | Неправильно |
---|---|
па-па | я-мы, ям-ы |
Все слова, состоящие из трёх букв, нельзя разделять для переноса.
3) Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной:
Правильно | Неправильно |
---|---|
по-ми-до-ры | пом-идоры, помид-оры |
ли-ния | лин-ия |
Следовательно, руководствуясь первыми тремя правилами, некоторые слова нельзя разделить для переноса. Например:
аист, олень, обувь, овёс и т. д.
Потому что разделение таких слов всегда будет неправильным.
4) Буквы Й, Ъ, Ы и Ь нельзя отрывать от предшествующих букв, то есть новая строка никогда не должна начинаться с букв Й, Ъ, Ы и Ь:
Правильно | Неправильно |
---|---|
лай-ка | ла-йка |
объ-езд | об-ъезд |
по-дыграл | под-ыграл |
боль-ница | бол-ьница |
5) Двойные согласные, стоящие между гласными, при переносе разделяются:
Правильно | Неправильно |
---|---|
колон-на | коло-нна |
суб-бота | су-ббота |
6) Если в слове есть несколько согласных, идущих друг за другом, то слово можно разделять разными способами:
со-лнце, сол-нце, солн-це.
Согласные от корня отделять нельзя:
Правильно | Неправильно |
---|---|
ра-дост-ный | радо-стный, радос-тный |
маль-чик | ма-льчик |
Следующие правила относятся к переносу слов с приставками:
7) Если приставка оканчивается на согласную, за которой следует ещё одна согласная, то приставку оставляют на строке, а остальную часть слова переносят:
Правильно | Неправильно |
---|---|
под-бросить | по-дбросить |
раз-бить | ра-збить |
8) Если приставка оканчивается на гласную, за которой следует согласная, то приставку оставляют на строке, а остальную часть слова переносят:
Правильно | Неправильно |
---|---|
за-крывать | зак-рывать |
со-хранить | сох-ранить |
9) Если приставка оканчивается на согласную, за которой следует гласная, то приставку оставляют на строке, а остальную часть слова переносят, или последняя согласная приставки переносится вместе с остальной частью слова:
Правильно |
---|
без-опасный, бе-зопасный |
раз-узнать, ра-зузнать |
10) Если приставка оканчивается на гласную, за которой следует двойная согласная, то приставку оставляют на строке, а остальную часть слова переносят: