54mebel.ru

Мебель в интерьере
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Однокоренные слова стол

ЛитЛайф

Словарные слова _0.jpg

Словарные слова: Справочник школьника. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. — 96 с.

© Издательский Дом «Литера», 2005 © Ушакова О. Д., 2005

Вам, конечно, не раз приходилось писать на уроках диктанты на знание словарных слов, поэтому вы уже хорошо знаете, что так называемые словарные слова — это слова, написание которых необходимо запомнить. Коварность этих трудных слов заключается в том, что их написание нельзя проверить. Правописание таких слов иногда можно объяснить историческим или иноязычным происхождением, образованием от тех слов, которые уже давно вышли из нашего употребления.

В справочнике, который вы держите в руках, представлено большинство слов с непроверяемыми или труднопроверяемыми написаниями, которые должны быть усвоены учащимися 3—6-х классов общеобразовательной школы.

Каждая словарная статья включает в себя, как правило, такие разделы:

1) толкование слова;

2) однокоренные слова;

3) синонимы (слова, близкие по значению);

4) антонимы (слова, противоположные по значению);

5) этимология (происхождение) слова.

Данный языковой материал предлагает вам возможность не только ближе познакомиться с трудным словом, узнать его происхождение, но и поможет вам:

— подбирая однокоренные слова, легко определить состав любого трудного слова, увидеть его связь с уже знакомым правописанием (очень полезно наблюдение над единообразным написанием корня в словах);

— опираясь на приведённые в данном справочнике синонимы и антонимы, писать сочинения и другие письменные работы с использованием словарных слов.

Внимательное отношение к слову, наблюдение над его многозначностью расширят ваш кругозор, повысят культуру речи и уровень грамотности.

Надеемся, что с помощью нашего справочника у вас не только будут формироваться навыки правописания, но также появится интерес к овладению богатствами русского языка.

Название рода ж. — женский род м. — мужской род ср. — средний род

ед. — единственное число

мн. — множественное число

Название падежа род. — родительный падеж дат. — дательный падеж предл. — предложный падеж

Другие сокращения книжн. — книжное (слово) нареч. — наречие

несю1. — несклоняемое (существительное)

перен. — переносное (значение)

поэт. — поэтическое (слово)

прост. — просторечное (слово)

разе. — разговорное (слово)

спорт. — спортивное (слово)

устар. — устарелое (слово)

Абрикос, -а, род. мн. -ов; м.

Южное фруктовое дерево, дающее красновато-жёлтые плоды со сладкой мякотью и крупной косточкой, а также плод такого дерева.

Однокоренные слова. Абрикосный, абрикосовый.

Этимология. Заимствовано из голландского языка в Петровскую эпоху. Образовано от латинского apricus — «согретый солнцем».

Автобус, -а, м.

Многоместный пассажирский автомобиль.

Однокоренные слова. Автобусный, автобусик, автобусище.

Этимология. Заимствовано из немецкого языка в начале XX в., но образовано по аналогии с французским omnibus — «омнибус» на основе латинского auto — «автомобиль». Буквальное значение — «автомобиль для многих».

Автомобиль, -я, м.

Самоходное транспортное средство для перевозки пассажиров или грузов по безрельсовым дорогам.

Однокоренные слова. Автомобильчик, автомобилист, автомобилистка, автомобильный.

Синонимы. Автомашина, машина (разе.); кар, железка, конь, тачка (прост.); авто, мотор <у стар.).

Этимология. Заимствовано из французского языка в конце XIX в. Образовано путём сложения двух слов: греческого autos — «сам» и латинского mobilis — «двигающийся». Буквальное значение — «самоход».

Создатель какого-либо произведения, научного труда, проекта, изобретения и т. п.

Однокоренные слова. Авторский, авторство, авторша.

Синонимы. Создатель, творец.

Этимология. Заимствовано из польского языка в XVIII в. Образовано от латинского augeo — «умножаю, содействую росту». По мнению некоторых учёных, слово автор имело первона-

чальное значение «меценат, покровитель», затем — «тот, кому покровительствуют».

Агроном, -а, м.

Специалист по агрономии — науке о земледелии и сельском хозяйстве.

Однокоренные слова. Агрономия, агрономический.

Синоним. Полевод.

Этимология. Образовано от двух греческих слов: agros — «поле» и nomos — «закон». Агрономия — буквально «полезаконие», наука о законах полеводства; агроном — «полезакон-ник», человек, знающий эти законы.

Аккуратный, -ая, -ое.

Соблюдающий чистоту, порядок, осторожность или регулярность.

Однокоренные слова. Аккуратно, аккуратность, аккуратист.

Синонимы. Опрятный, чистоплотный, тщательный, осторожный, регулярный, пунктуальный, точный.

Антонимы. Неряшливый, неопрятный, поверхностный.

Этимология. Заимствовано в Петровскую эпоху из польского языка, где akuratny — «старательный, точный». Образовалось же польское слово от латинского accuratus с тем же значением. Под влиянием латинского первоисточника в слове сохранилось два к. Интересно, что от этого же корня образовалось и слово курировать.

Читайте так же:
Высота стула для стола 90

Аллея, -и, ж.

Дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, кустарником, или дорожка в саду, в парке.

Однокоренное слово. Аллейка.

Синоним. Дорожка.

Этимология. Заимствовано в XVIII в. из польского языка, где aleja — «аллея». Образовано от французского слова allee — «проход, дорога».

Апельсин, -а, род. мн. -ов; м.

Субтропическое вечнозелёное дерево с крупными сочными сладкими оранжевыми плодами, а также плод этого дерева.

Однокоренные слова. Апельсиновый, апельсинчик.

Этимология. Заимствовано в XVIII в. из голландского языка, в который слово апельсин пришло как словообразовательная калька французского ротте de chine и буквально означает «китайское яблоко».

Аппетит, -а, м.

1. Желание есть/ У больного появился аппетит.

2. Разг. Влечение к чему-либо/ Почувствовать аппетит к мирским радостям.

Однокоренные слова. Аппетитный, аппетитность, аппетитно.

Синонимы. Вкус, страсть, пристрастие, влечение.

Антонимы. Безразличие, нежелание.

Этимология. Имеет латинское происхождение: образовано от слова appetitus — «желание».

Корень слова. Однокоренные слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Воронова Ирина Петровна

Задача: нахождение родственных слов, выделение корня слова.

Образовательные: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей об однокоренных словах; создать условия для формирования умения подбирать родственные слова, выделять корень в однокоренных словах.

Развивающие: создать условия для развития умения находить однокоренные слова, выделять в них корень; развития познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирования орфографической зоркости.

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку.

Тип урока: урок развития умений и навыков.

Оборудование урока: таблицы (с правилами, словами, чередованием согласных, гласных), компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

I. Самоопределение к учебной деятельности.
1. Организационный момент. С добрым утром начат день, первым делом гоним лень.

На уроке не зевать, а работать и писать.Начинаем урок!

— Запишите число Двадцать первое октября.

— каких словах можем допустить ошибки?

2. Чистописание д о сс а

— Пропишите эти буквы до конца строчки.

II.Актуализация опорных знаний.

1. Орфографическая минутка. (Кармелита у доски)

ВОДИЧКА, БОЛЬНОЙ, ГОРИСТЫЙ, ГЛАЗНОЙ, ГРИБНОЙ, ЗВЕРЁК, КОЗЛЯТА, ЛЕСНИК, МЕДОК, МОРСКОЙ, СТОЛИЦА (работа в паре)
— Поставьте ударение

— Подчеркните безударную гласную (обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга)

— Во всех ли словах можно её проверить

— Можно ли к слову СТОЛИЦА подобрать проверочное

Много лет назад в Древней Руси столицами называли СТОЛЬНЫЕ города, где были княжеские или царские столы – ПРЕСТОЛЫ (ТРОНЫ). На престолах восседали князья, а позднее — цари. СТОЛ (ПРЕСТОЛ) находился в столице княжества. Одним из значений слова СТОЛ в древнерусском языке было «ПРЕСТОЛ» (ТРОН, КНЯЖЕНИЕ). В современном русском языке слово СТОЛ не будет проверочным для слова СТОЛИЦА. Это слово стало словарным, его нужно запомнить.

III.Постановка проблемы.
— Как по-другому можно назвать проверочные слова?

— Это родственные слова. Найдите правило, которое поясняет родственные слова и прочитайте. (Закрепить на доску)

Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах – родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение.

— Из словаря однокоренных слов (с.149) подберите родственные слова к слову БОЛЬНОЙ. (Инга у доски).

БОЛЬ, БОЛЬНОЙ, БОЛЬНИЧНЫЙ, БОЛЬНИЦА, БОЛЕТЬ

— Что общее во всех этих словах?

— Как назовём мы эту часть слова?

— Найдите правило, которое поясняет корень и прочитайте. (Закрепить на доску).

IV. Открытие нового знания
Общая часть родственных слов называется корнем.

— Как обозначается корень в словах?

V. Первичное закрепление УУД

— Прочитайте и запомните предложение(Вероника у доски)

— Запишите по памяти

В лесу открылся детский сад.

Лиса ведёт туда лисят.

— Дайте характеристику первому предложению
По цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, распространённое, простое, грамматическая основа ОТКРЫЛСЯ САД.

САД (какой?) ДЕТСКИЙ, ОТКРЫЛСЯ (где?) В ЛЕСУ

— Будет ли в словосочетании ФРУКТОВЫЙ САДИК слово САДИК однокоренным к слову САД?

— Проведите звуко-буквенный разбор слова САД (Маша у доски)

— Во втором предложении найдите родственные слова, обозначьте корень

— Как по-другому их можно назвать?

— Найдите правило, которое поясняет однокоренные слова (Закрепить на доску)

Родственные слова называются однокоренными, потому что в них один и тот же корень.

Читайте так же:
Что делать если разбух стол

— В учебнике на с.149 найдите слова с корнем – ДАЛ – – ДОЛ – – МИР – (работа в группе)

— Как пишутся корни родственных слов?

— Найдите правило, которое поясняет секрет корней.

Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково. (Закрепить на доску)

Физминутка
— Отгадай по лексическому значению слово

МОДЕЛЬЕР ПИСАТЕЛЬ ПЕРЕВОДЧИК СТРОИТЕЛЬ ПРОГРАММИСТ МАССАЖИСТ ФУТБОЛИСТ ЭЛЕКТРИК

— Как искать в слове корень?

— Найдите правило и прочитайте, как искать в слове корень (Закрепить на доску)

Чтобы найти в слове корень, нужно:

  1. Подобрать родственные слова.
  2. Выделить одинаковую часть.

VI.Включение нового знания в систему знаний.

— Подберите однокоренные слова к слову СНЕГ (Владислав у доски)

— Ласковое название снега – СНЕЖОК

— Кристаллик снега – СНЕЖИНКА

— Снежная баба – СНЕГОВИК

— Обильная снегом – СНЕЖНАЯ

— Небольшие, плотно скатанные комки снега – СНЕЖКИ

У всех этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем. Представьте, что во всех этих словах корень СНЕГ. Произнесите слова с этим корнем. Удобно ли вам было произносить слова СНЕГОК, СНЕГИНКА, СНЕГНАЯ, СНЕГКИ. Вы наблюдали закон языка. В корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных. В данных словах корень СНЕГ – СНЕЖ. В корне происходит чередование согласных Г // Ж.

— Какие ещё буквы могут чередоваться в корнях слов?

— Откройте учебник на с. 76 и прочитайте правило

— Посмотрите на чередование согласных звуков (Закрепить на доску)

РАБОТА В ТЕТРАДИ

— Выполните упражнение 137 на с.77

VII. Контроль и оценка
Подведем итог нашему уроку.

-Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли?

— Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали?

— Какой способ вам понравился больше?

-Научились мы находить родственные, однокоренные слова, определять корень слова?

2.2. Корень слова

1. Корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными.

Вод а, вод ный, под вод ный, под вод ник, над вод ный, на вод нение, па вод ок и др.

Корень может состоять из нескольких звуков ( ид ёт) или из одного звука (по й ти).

2. В сложных словах выделяются два и более корня.

Вод опровод, веч но зелён ый, бел о- син е- красн ый.

В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

Корпункт – кор(респондентский) пункт, вуз – в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

3. В русском языке встречаются корни-омонимы.

Вод а, под вод ный – вод ить, про вод ник; сыр , сыр ок, сыр ный – сыр ой, от сыр еть, сыр ость.

4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.

Ср.: книга – книжечка; пахать – пашу; светить – свеча, освещение; рот – рта.

Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

ГласныеПримеры
О – еВ о зить – в е зти, н о сить – н е сти, п о ю – п е ть.
О – аБр о сить – забр а сывать, зак о нчить – зак а нчивать.
О – ы, е – иВ о й – в ы ть, ш е й – ш и ть.
О – е – иСб о р – соб е ру – соб и рать.
О – ы – уС о хнуть – заc ы хать – с у хой.
О/е – «ноль» звука (беглые гласные)Р о т – рта, д е нь – дня.
И – ы И скусный – без ы скусный.
СогласныеПримеры
К – чРу к а – ру ч ной, дружо к – дружо ч ек.
Х – шСу х ой – су ш ить.
Г – ж – зДру г – дру ж ить – дру з ья.
Д – ж – ждВо д ить – во ж у – во жд ение.
Т – ч – щСве т – све ч а – осве щ ение.
Ст – щПё ст рый – испе щ рить.
Д/т – сВе д у – ве с ти, ме т у – ме с ти.
Б – блЛю б ить – лю бл ю.
П – плКу п ить – ку пл ю.
В – влЛо в ить – ло вл ю.
Ф – флГра ф ить – гра фл ю.
М – млКор м ить – кор мл ю.

Чередование сочетаний звуков

СочетанияПримеры
А/я – им – ин – м/нЖ а ть – сж им ать – сож м у, ж а ть – пож ин ать – пож н у.
Ова/ева – уjК ова ть – к у [ j ]ю, ж ева ть – ж у [ j ]ю.

5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.

Ср.: стол , лев , стен а и др.

Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

Например, корень ул- ( ул ица, про ул ок); корень пт- ( пт ица, пт енец); корень роб- ( роб кий, роб ость), вой- ( вой ско, вой на, вои н). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожан ин , англичан ин ).

6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение. Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже – корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень – воздух, тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз-. В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н-, а в настоящее время красн- полностью является корнем.

Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.

Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова – разить, разительный), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень – образ-.

7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.

Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и .

Корень слова. Однокоренные слова

Учебные комплексы следующим образом определяют корень слова: Комплекс 1 указывает, что «корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех одноко-ренных слов».

Комплекс 2 сообщает, что «общая часть родственных слов, в кото­рых заключено их основное значение, называется корнем».

Комплекс 3 не дает определения корню, но отмечает, что приставка, корень, суффикс, окончание — это морфемы, то есть значимые части слова.

Таким образом, в комплексах 1 и 2 корень определяется как общая часть родственных (однокоренных) слов. Это определение, в общем верное, не является исчерпывающим, так как есть слова с уникальными корнями, не имеющие родственных слов <какаду, очень, увы, большин­ство служебных слов).

Поскольку материал, касающийся корня, абсолютно не нов и изучен в начальной школе, целесообразно обсудить с учениками казанные про­блемы, отметив также, что принципиальное отличие корня от осталь­ных морфем состоит в том, что корень — обязательная часть слова. Слов без корня нет. Но существует значительное количество слов без приставок, суффиксов <стол) и без окончаний <кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

В связи с корнем изучается понятие однокоренных слов как слов с одним корнем.

Комплекс 1 при этом фиксирует внимание на необходимости разли­чать однокоренные слова и формы одного слова: «При образовании од­нокоренных слов получаются слова с разным лексическим значением. При изменении слова получаются формы этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым». Эта проблема является чрезвычайно важной и вызывает мно­жество ошибок, большинство из которых связано с формами полноты / краткости, временами глагола и видовыми корреляциями. Неразграни­чение разных слов и форм одного слова наиболее близким последстви­ем имеет неправильный словообразовательный разбор, при котором за словообразование принимается формообразование (часты, например, такие ошибки, как указание на образованность «слова» читал от «сло­ва» читать, «слова» выше от «слова» высокий) . Существенно умение правильно определить начальную форму слова и при морфологическом

разборе. Представляется, что проблеме разграничения слов и форм сло­ва надо уделить больше внимания, тем более что однокоренные слова как таковые уже были изучены в начальной школе.

Комплексы 2 и 3 обращают внимание школьников на наличие в языке омонимичных корней (вод-авод-итъ) и необходимость учета значения корня при построении ряда однокоренных слов. Так, в ком­плексе 2 сообщается, что «есть слова с такими корнями, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разные значения. Сравните два гнезда слов: водить, вывод, проводник, подводить, приводить; вода, водный, водяной, подводный, подводник. В этих гнездах разные корни». Общая установка комплекса 2 на неразграничение синхронии и диахронии при­водит к тому, что однокоренными в нем объявляются слова, связанные этимологически, но не синхронически. Так, в тексте параграфа о корне слова приводится высказывание Д. С. Лихачева: «. сколько слов в рус­ском языке с корнем род: родной, родник, родинка, народ, природа, ро­дина <. > рожь». С синхронной точки зрения эти слова не являются однокоренными: из всех приведенных слов корень род содержит только слово родной.

Комплекс 3 отмечает, что «однокоренными являются только те сло­ва, которые имеют один и тот же корень с общим значением».

Проблема омонимии морфем (как и их синонимии или антонимии) интересна, опирается на уже изученные в курсе лексикологии знания и демонстрирует системные отношения в морфемном уровне языка, одна­ко она совершенно не обозначена и не обыгрывается в учебниках, что можно было сделать даже на имеющемся в них языковом материале.

Приставка и суффикс

Приставка и суффикс относятся к группе аффиксов и различаются по месту по отношению к корню: приставка располагается перед кор­нем (или другой приставкой), суффикс — после корня (или другого суффикса). Кроме того, при характеристике этих типов морфем учиты­вается их функция и характер выражаемого ими значения. Приставки и суффиксы могут быть использованы для образования нового слова и иметь словообразовательное значение; суффикс может быть использо­ван для образования отдельных форм глагола и степеней сравнения прилагательного и наречия и иметь грамматическое значение (вопрос о статусе приставок по- и наи-, используемых при образовании форм сте­пеней сравнения, целесообразно решить в пользу их словообразующего статуса). Соответственно можно говорить о приставке как о словообра­зовательной морфеме, а о суффиксе как о морфеме, способной выра­жать как словообразовательное, так и грамматическое значение.

Комплекс 1 определяет эти типы морфем следующим образом:

«Приставка — значимая часть слова, которая находится перед кор­нем и служит для образования слов». «Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов». Как мы видим, все необходимые признаки приставки и суффикса в этих определениях учтены, однако определение суффикса нуждается в пояснении: что значит «обычно служит для образования слов», то есть в более подробном разъяснении тех случаев, где суффикс выражает грамматическое значение. Однако весь иллюстративный материал и материал заданий направлен на работу исключительно со словообразо­вательными суффиксами, хотя эта тема уже изучена учащимися в на­чальной школе.

Комплекс 2 предлагает по этой теме следующий материал:

«Приставки и суффиксы — значимые части основы. Они служат главным образом для образования новых слов.

Приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.

Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня и обыч­но служит для образования новых слов.

В основе слова, кроме корня, может быть:

1) одна приставка: округО, выходи;

2) один суффикс: зим$ш, круж’акП;

3) приставка и суффикс:

4) несколько приставок и суффиксов: перёпрдверща,

дкружмостъП.
Одни и те же приставки и суффиксы употребляются для образования

разных по значению слов одной и той же части речи.

Приставки и суффиксы служат для образования новых слов (слово­образовательные) .

Суффиксы служат для образования некоторых глагольных форм (фор­мообразовательные): думать, жил (в этих словах суффикс -тъ образует

неопределенную форму глагола, а суффикс -л—- форму глаголов прош.

Формообразовательные суффиксы глаголов в основу не входят».

Некорректность некоторых примеров связана с общей тенденцией максимально дробного (реально субморфного) разбиения слова на мор­фемы: так, в слове искусство невозможно выделение приставки ис-, в слове окружность сомнительно выделение суффикса -н.

Как мы видим, в этом комплексе проведено разделение суффиксов на слово- и формообразовательные, но формообразовательных суффик­сов выделяется только 2 и только в глаголе, в то время как в русском языке они представлены значительно более широко. Поскольку при изучении окончания учащимся были предложены грамматические зна-

чения, передаваемые окончаниями (род, лицо, число, падеж), то не со­ставляет труда объяснить, что формообразующими являются остальные морфемы, служащие для образования форм слова, но не передающие этих грамматических значений.

Для образования глагольных форм используются следующие фор­мообразовательные суффиксы.

Для образования неопределенной формы глагола (инфинитива) слу­жат формообразовательные суффиксы -тъ/-ти. Что касается инфинити­вов на -чь, то возможны два пути выделения флексии: пе-чъ или печъ-0 (это связано с тем, что исторически в чь наложились конец основы и соб­ственно инфинитивный показатель, в силу чего в ряде пособий можно встретить разбор таких инфинитивов с наложением: печь <— * pek- ti, лечь <— * leg — ti ).

Для образования форм прошедшего времени изъявительного накло­
нения служат суффиксы -л- (дела-л-П) и -0——- нулевой формообразова­
тельный суффикс (нёс-0-П — ср.: нес-л-а).

Аналогичные суффиксы вместе с формообразовательней частицей бы образуют форму условного (сослагательного) наклонения: дела-л-П бы, нёс-0- U бы.

Форму повелительного наклонения образуют суффиксы -и- (в фор­мах типа пиш-и-П) и -0- (в формах типа делай-0- U, сядь-0-П).

Кроме того, формообразовательные суффиксы используются для об­разования степеней сравнения прилагательного и наречия:

1) простая сравнительная степень прилагательного и наречия образу­
ется с помощью суффиксов -е (еыш-ё), -ее/-ей (быстр-ее), -ше (рань­
ше), -же (глуб-жё);

2) простая превосходная степень сравнения прилагательного обра­
зуется с помощью формообразовательных суффиксов -ейш-/-айш- (бы-
стр-ейш-ий, высоч-айш-ий).

Разбор глагольных форм всегда представляет для учащихся значи­тельную сложность. Это связано и с объективными причинами (разли­чие модификаций глагольной основы), и с недостаточной проработан­ностью этой темы в разделе. Так, стандартные ошибки вызывает разбор форм императива типа делай и сядь, где грамматическое значение на­клонения передается нулевым формообразующим суффиксом посколь-

ку при изучении повелительного наклонения глагола учебники фикси­руют только суффикс —и. При этом в комплексе 2 сказано, что «некото­рые глаголы образуют форму повелительного наклонения без суффикса -и: встань, пой». То есть у учащихся возникает иллюзия того, что грам­матическое значение не обязательно имеет свое выражение, что невер­но. Как и в случае с нулевым окончанием, отсутствие материально выра­женной морфемы в этих формах информативно, значимо: именно от­сутствие отличает эти формы от всех остальных (встан-у, вста-ть, вста-вш-ий и др.), именно по отсутствию морфемы мы понимаем, что это форма повелительного наклонения. А значимое отсутствие — это основание для выделения нулевой морфемы. Нулевой формообразую­щий (и словообразовательный) суффикс не включен в школьную про­грамму, что достаточно нелогично на фоне включения материала о ну­левом окончании.

Комплекс 3 не приводит никаких определений приставки и суффик­са, полагая этот материал достаточно изученным в начальной школе и говорить о них только в связи с морфемным разбором, о речь котором пойдет далее. Как уже было сказано при рассмотрении темы «Основа слова», формообразующие суффиксы (никаких подобных терминов учеб­ник не содержит) включаются в основу.

Ни в одном из комплексов не выделяется постфикс как самостоя­тельный тип морфемы; постфиксальные морфемы считаются суффик­сами. Ни в иллюстративном материале, ни в заданиях не представлены слова, содержащие постфиксы, что не дает возможности отработать их включение в основу и продемонстрировать существование прерыви­стых основ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector