Не садись на покрашенную скамейку или окрашенную
Русский [ править ]
Приставка: пере-; корень: -крест-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть; постфикс: -ся [Тихонов, 1996] .
Произношение [ править ]
- : [ pʲɪrʲɪkrʲɪˈsʲtʲit͡sːə ]
Семантические свойства [ править ]
Значение [ править ]
- совершить ритуальный жест крестного знамения ◆ Два раза он поднимал руку, чтобы перекреститься , и опускал её, будучи не в силах донести до лба. М. А. Шолохов, «Тихий Дон», 1928—1940 г. [НКРЯ] ◆ Вышел он на улицу, снял шапку, трижды перекрестился на церковь, что стояла середь базарной площади, и, широко, во весь рот зевнувши, уселся на приворотной скамейке. П. И. Мельников-Печерский, «На горах», 1875—1881 г. [НКРЯ] ◆ Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь кипарисный крестик. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», 1866 г. [НКРЯ] ◆ Послышалась команда: «Садись!» — солдаты перекрестились и стали садиться. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867—1869 г. [НКРЯ] ◆ Нимилин набожно перекрестился и вздохнул, правитель губернии вздохнул, но не перекрестился , большинство же только перекрестилось … А. П. Пятковский, «Наблюдатель», 1882 г. заново обряду крещения при переходе из одной христианской церкви в другую или из одной христианской общины в другую ◆ Странное это семейство. Отец ― римско-католического исповедания, недавно перекрестился , мать немка. Часть детей ― лютеране, другая ― православные. И. С. Аксаков, «Письма к родным (1849—1856)», 1849—1856 г. [НКРЯ] под углом, крест-накрест; скреститься ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ). , соединиться, направляясь из разных точек в одно место ◆ Лучи света поголубели, потом покраснели, они как мечи перекрестились над сценой, и группа перешла к следующему номеру. Сьюзен Элизабет Филлипс, «Блестящая девочка» / перевод с англ. В. В. Копейко, Н. К. Рамазанова, 1987 г. в соприкосновение друг с другом, скреститься, пересечься ◆ …религия буддизма сменилась религиозно-философским исканием, христианским устремлением, линия безвременности перекрестилась с линией какого-то большого будущего, во времени получился крест, и крестом этого страдания, этого трагического разрыва, этого перелома в сознании были окрашены целые слои тогдашней русской интеллигенции, еще не соединенной в кружки, но переживавшей каждый в своем индивидуальном сознании это время. Андрей Белый, «Доклад на Открытом заседании Вольной Философской Ассоциации. 28 августа 1921 г.», 1921 г. [НКРЯ] ◆ Грохотало ни сном ни духом не ведал, что жизненные пути его перекрестятся с путями той истрепанной банды самостийщиков. В. П. Астафьев, «Царь-рыба», 1974 г. [НКРЯ] ◆ Николай попытался отшутиться, шаркнул ногой, поцеловал ручку, но, когда их взгляды перекрестились , он понял: не место, не время для шуток — и ничего веселого у него не получится. «Тайник», 1970 г. // «Огонёк»
Синонимы [ править ]
Антонимы [ править ]
Гиперонимы [ править ]
Гипонимы [ править ]
Родственные слова [ править ]
- существительные: крест, крещение
- прилагательные: крестный, крещёный
- глаголы: перекрестить, креститься
- имена собственные: Водокрещи, Выкрестово, Крестовский, Крестовский остров, Кресты, Крещение, Крещение Господне, Красный Крест, Иоанн Креститель
- фамилии: Крестовский
- пр. существительные: выкрест, выкрестка, крест, крестик, крестики-нолики, креститель, крестичек, крёстная, крестник, крестница, крестничек, крёстный, крестовик, крестовина, крестовинка, крещение, крещенье, некрест, некресть, перекрестие, перекрёсток, перекрёсточек, перекрестье
- прилагательные: крестный, крёстный, крестовидный, крестовой, крестовый, крестообразный, крещёный, некрещёный, перекрёстный
- глаголы: крестить, креститься, окрестить, окреститься, откреститься, открещиваться, перекрестить, перекреститься, перекрещивать, перекрещиваться
- наречия: вперекрёст, крестиком, крест-накрест, крестовидно, крестом, крестообразно
Этимология [ править ]
Происходит от пере- + крестить + -ся, далее от существительного крест, далее от праслав. *krьstъ , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. крьстъ (договор Игоря с греками 911 г. и др.), из ст.-слав. крьстъ (др.-греч. σταυρός), русск. крест, укр. крест, хрест, белор. хрест, болг. кръст, сербохорв. кр̏ст (род. п. кр̀ста), словенск. kr̀st (род. п. kŕstа) «крещение, крестины», чешск. křest (род. п. křestu), křtu «крещение», словацк. krst, польск. chrzest (род. п. chrztu), диал. krzest «крещение», в.-луж. khřest (род. п. khřtu). Первонач. *krьstъ означало «Христос» и произошло из др.-в.-нем. krist, christ. Вероятно, затем появилось знач. «распятие» (лат. crucifiхus), откуда и возникло знач. «крест». Более далекое в фонетическом отношении лат. Chrīstus, греч. Χρῑστός. Невероятно заимствование из готск. christus, а также местное новообразование *krьstъ «крещение» от krьstьjaninъ. Из русск. заимств. фин. risti «крест», эст. riśt, латышск. krists, krusts (-u- под влиянием лат. сruх?). Объяснение крьстъ из др.-в.-нем. chriuʒ «крест» недопустимо в фонетическом отношении. Крест русск. церкви сохраняет в своей второй верхней перекладине реминисценцию о дощечке с надписью INRI «Иисус из Назарета, царь Иудейский» над главой распятого, тогда как нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног Христа. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Ср., однако: лат. crux «крест», изначально «столб», предположительно финикийск. происхождения.
Не садись на покрашенную скамейку или окрашенную
Новости
«Росводоканал Оренбург» завершил строительство магистрального водовода от насосной станции второго подъема Южно-Уральского водозабора до проспекта Гагарина.
Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» сообщает, что с 15 по 26 ноября для оренбуржцев будет организована горячая линия по услугам такси и каршеринга.
Дома, в которых проживают больные коронавирусной инфекцией, обрабатывают на основании предписания Роспотребнадзора в целях снижения риска распространения заболевания.
При автоматической оплате школьного питания 8 ноября в некоторых образовательных организациях Оренбурга плату за завтрак списали и с учеников начальной школы.
Эти три некогда популярных имени, а также необычные — Алексия, Мелания, Юстина, Райана, Вениамин — пополнили статистику редких имен, которыми родители назвали своих малышей при рождении. Всего, по информации управления ЗАГС администрации города, за первую неделю ноября в областном центре свидетельства о рождении получили 57 юных оренбуржцев.
Просто анекдот!
— Ну вот, допустим, есть примета: уронишь вилку — баба придёт, уронишь нож — мужик. А вот чтобы пришло нечто, вроде Бори Моисеева, что надо уронить? Наверное, мыло?
— Ну вот, допустим, есть примета: уронишь вилку — баба придёт, уронишь нож — мужик. А вот чтобы пришло нечто, вроде Бори Моисеева, что надо уронить? Наверное, мыло?
* * *
Снимаю всё: порчу, сглаз, одиночество, картины, часы, цепочки, серьги, часовых.
* * *
— Алло, я вчера у вас сверхмощный пылесос купил.
— Вас плохо слышно, говорите громче!
Орёт в трубку:
— Понимаете, я вам сейчас звоню из мешка для пыли.
* * *
Сидит человек на скамейке с ужасно расстроенной физиономией. К нему подходит мужик и говорит:
— Ты чего, браток, грустишь? В чём дело?
— Садись рядом, расскажу.
Мужик садится.
— Дело в том, что скамейка окрашена…
* * *
Рожает жена футболиста.
Он приходит под окна роддома жена, высовывается в окошко, он ей кричит:
— Родила?
— Родила.
— Мальчик?
— Нет!
— А КТО ЖЕ?!
* * *
Пpапоp приходит домой и говорит жене:
— Есть давай!
Жена жалуется:
— Я так устала. За весь день ни pазy не пpисела…
Пpапоp сжалился над ней и заставил пpисесть её двести pаз…
* * *
Телефонный звонок:
— Алло, доктор, помогите. У моей жены болит голова и температура.
— Высокая?
— Да, метр восемьдесят пять!
* * *
Перед операцией.
— Доктор, вы лично будете меня оперировать?
— Да, люблю, знаете ли, хотя бы раз в году проверить, помню ли я ещё что-нибудь…
* * *
Блондинка, выйдя из машины, долго спорила и ругалась с задержавшим её «лежачим полицейским».
* * *
Молодая женщина остановила машину как раз под знаком запрета стоянки.
Подходит автоинспектор:
— Вы что, ничего не видите?!
— Нет… Ах, простите, инспектор. Я сразу не заметила. У вас новая форма?
* * *
Манька съездила в Англию. Приезжает и говорит Ваньке:
— Всё, отныне будешь звать меня, как в Лондоне — Мэри.
— Ну Мэри так Мэри, — согласился Иван.
Только проходит несколько дней, приходит Иван домой злющий-презлющий.
— Всё, — говорит, — буду звать тебя как прежде.
Манька в недоумении:
— Что случилось?
— Так раньше как бывало: иду я на работу, люди говорят: вон Ванька Манькин идёт. А сейчас иду на работу, а мне за спиной: вон Ванька Мерин на работу скачет.
* * *
— Почему пятницу 13-е считают жутким днём?
— Потому что в этот день ведьмы, кикиморы, бабки-ёжки, русалки, фурии, гарпии, горгоны, мегеры, валькирии и прочая нечисть собираются вместе и устраивают шабаш.
— Вот только не надо путать пятницу 13 и 8 Марта.
* * *
Муж с женой пришли в зоопарк, подходят к клетке, где должны быть обезьяны редкой породы, но обезьян нет.
Подходит смотритель зоопарка и говорит:
— К сожалению, у обезьян сейчас брачный период, и они уединились.
Муж:
— А если им кинуть в клетку что-нибудь вкусненькое, они выйдут?
Смотритель:
— А вы бы вышли?
* * *
На репетиции дирижёр недоволен игрой группы ударных инструментов:
— Если музыкант не может ни на чём играть, ему дают две палочки, и он становится барабанщиком.
Шёпот из оркестра: «А если он и с барабаном не справляется, у него одну палочку отбирают, и он становится дирижёром».
Создание сайта, поисковое
продвижение сайта — diafan.ru
Повторные анекдоты
Муж уезжает в длительную командировку и прощается с женой: -.
не могу оставить тебя на такой длительный период без секса, поэтому
в секс-шопе купил тебе
робота пенетратора.
Жена: -. да как ты мог подумать. да я никогда ни с кем тебе не
изменю. даже с роботом.
Муж: -. ну. как знаешь. Если вдруг передумаешь просто крикни —
ЛЕЛИК КО МНЕ! и он все сделает.
Муж уезжает. Проходит две недели, жене на глаза все время попадается
ЛЕЛИК.
Жена думает:
— жалко конечно денег потраченных на ЛЕЛИКА. может попробовать.
чего даром стоит.
Жена решается: -. ЛЕЛИК КО МНЕ.
ЛЕЛИК включается. 8 часов безумного, беспрерывного секса, ее покидают
силы, но одна проблема. жена не знает как его выключить. Изнеможенная
подползает к
окну, выглядывает и видит во дворе дворника Михалыча, который подметает
двор.
Жена: -. Михалыч. есть дело на бутылку! Крикни — ЛЕЛИК КО МНЕ.
Михалыч не долго думая: -. ЛЕЛИК КО МНЕ.
Прошло полтора месяца, муж возвращается из командировки, во дворе кучи
мусора, в доме выбиты стекла, людей на улице не видно. Из-за угла
появляется Михалыч
с винтовкой вместо метлы, не бритый, с красными глазами, на заднице
порваны штаны.
Муж: -. Михалыч а что произошло? Где ВСЕ.
Михалыч:
— . Тихо, БЛ@@Ь. Я не знаю ГДЕ ВСЕ. . НО. ЛЕЛИК ГДЕ ТО
РЯДОМ.
Новый русский на джипе едет с превышением, его останавливает ДПСовец.
— Так, выходим из машины.
— Пошел на х№;%й!
— Я сказал, выходим!
— Я сказал, пошел на х»№й, урод.
ДПСовец поворачивается в сторону уазика и кричит: «Петренко!»
Из уазика вылезает здоровенный хохол, подходит к джипу, разбивает
кулаком стекло, вытаскивает новоруса за голову через окно, скручивает,
запихивает в уазик, сам садится на место водителя и достает рацию.
— Центральный, Центральный, говорит рядовой Петренко. Задержан
нарушитель.
Превышение скорости. Оказывал сопротивление.
— Петренко, говорит центральный. Значит так, ты его в лес на наше место
отвези, там трахни, потом в СИЗО повезешь. Ясно?
— Так точно.
Едут. Новорус смотрит, дела фиговые, хохол здоровый, надо что-то думать.
— Слышь, Петренко, давай я тебе денег откину.
— Никак нельзя, старший трахнуть приказал.
— Ну че ты как не свой, скажешь сбежал, давай, вон у меня еще часы с
камнями — бери.
— Я сказал нет.
Едут дальше. Срабатывает рация.
— Петренко, Петренко, это Центральный. Ты до леса доехал?
— Центральный, Петренко. Еще нет.
— Ты давай к нам заезжай, возьмешь еще двоих с собой.
— А их тоже трахнуть?
— Нет, ты их там на нашем месте убей и закопай, а того, первого, трахни
и
потом в СИЗО привези.
— Вас понял, товарищ капитан.
Едут молча. Новорус с минуту сидит, потом наклоняется к хохлу, теребит
его
за рукав и говорит:
— Слышь, Петренко. Меня трахнуть, ты только не перепутай!
Очкарик (1972)
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
новое сообщение
- запрещено обсуждение политики, классовых, религиозных и национальных вопросов;
- запрещено обсуждение личной жизни публичных людей;
- запрещено использование в сообщениях нецензурных слов, брани, выражений, оскорбительных для других посетителей;
- запрещена публикация сообщений, содержащих ссылки на «пиратский» контент (фильмы, музыка и т.п.);
- запрещено отправлять сообщения под разными именами с одного компьютера;
- запрещено обсуждение действий модераторов;
- запрещено повторять удаленные сообщения.
отзывы
И еще небольшая автобиографическая заметка от Бермет Маликовой.
Мне иногда снятся сны, действие которых происходит в моем родном доме. Каждый человек энергетически привязан к месту, где он родился и вырос. Для кого–то это может быть маленький домик в селе с покосившимся забором, садом, полным аромата цветущего абрикоса, и запахом дыма из трубы самовара. А для меня моя малая родина — старый сталинский дом на бульваре Эркиндик со счастливым числом “семь”.
У этого строения своя история, неповторимая аура. Вкупе с другими оставшимися домами оно придает особый колорит всему району, называемому Дзержинкой.
Мой дед Кубанычбек Маликов с бабушкой Анисой Алиевой и четырьмя детьми вселился в этот дом в 1947 году. В соседнем подъезде много лет прожил со своей семьей классик кыргызской музыки Абдылас Малдыбаев. Из этого двора в последний путь провожали великую балерину Бюбюсару Бейшеналиеву.
Эти стены пережили многие дни рождения, свадьбы и похороны. В их незримом хронометре хранится память о самых разных судьбах, счастливых и печальных.
Где бы я ни жила после 30 лет, проведенных на Дзержинке, все равно туда тянет как магнитом. Благо родители до сих пор обитают там. А мои двое сыновей почти каждую неделю наведываются к ним, чтобы порезвиться, а заодно отведать бабушкиных деликатесов.
Я еще помню то время, когда вдоль аллеи высились ряды тополей. Маленькой девочкой я любила смотреть в окно и слушать шелест их листьев в ветреную погоду или созерцать багровый закат. Иногда летом мне позволяли спать на открытом балконе, где можно было смотреть на звезды и луну, загадывая сокровенное желание.
Мир вокруг дома казался полным зелени, вокруг росло много кустов сирени, весной цвели одуванчики. А трава перед фасадом была такая высокая, что ее можно было косить.
Соседи с первого этажа затеняли свой балкон диким виноградом, и когда я додумалась опустить веревочки сверху, то полдома покрылось зарослями, придавая нашей обители особую прелесть. Во дворе когда–то стояла беседка и имелась песочница для малышей. Но наступление автомобилистов сделало свое дело: часть дворовой территории отошла под гаражи.
Конечно, жизнь не стоит на месте, старое уступает место новому, появляются новые жильцы, которые даже стараются улучшить место обитания: сажают декоративные кусты, сеют газонную траву, пытаются облагородить лоджии.
Но есть люди, смотрящие на этот дом только как на недвижимость: кто–то скупает, перепродает или сдает в аренду квартиры. Таким дельцам не до сантиментов, они все оценивают стоимостью квадратных метров.
Когда я увидела, что произошло с соседним домом напротив — Эркиндик, 9, то, конечно, не могла спать спокойно. Неужели, подумала, такая же участь ждет и мое родовое гнездо, с которым связана чуть ли не вся жизнь?
Мой отец, Бакай Маликов, меня успокоил. Хотя строительная фирма, начавшая возведение нового дома на месте разрушенного “соседа”, имеет здесь офис и скупила три квартиры, разговора о сносе этой “сталинки” вроде не было. Жильцы, недавно прибывшие в этот двор, успели сделать евроремонт в своих апартаментах, и, конечно, их устраивает житье в тихом комфортном центре с видом на бульвар. А старожилы, в основном пенсионеры, не хотят расставаться со своим жилищем. Ведь на деньги, которые могут им предложить, равноценное жилье уже не купишь. А тут и особое место на столичной карте, и память, и чувства.
Папа говорит, что в таком добротном доме, как наш, можно при должном уходе прожить еще не один десяток лет.
Статья "Очкарику" — 40 лет!". Интервью с Бермет Маликовой, 2012 г.
Многие из нас помнят старый, еще черно-белый фильм "Очкарик". Сколько в нем детской непосредственности и искренности, смеха и света, светлой радости и грусти! Художественная короткометражка, автором сценария и режиссером-постановщиком которого является народный артист КР Альгимантас Видугирис, был запущен в производство в 1972 году. С тех пор лента отмечена множеством наград и, по данным Википедии, собрала наибольшее число зрителей и закуплена 43 странами.
В нынешнем году исполнилось 40 лет фильму о неловком и рассеянном мальчишке в смешных очках Кубанычбеке и его маленькой подружке Бермет. По случаю круглой даты ИА "24.kg" решило не только поздравить с юбилеем одну из исполнительниц главной роли, ныне известного журналиста, Бермет Маликову, но и вместе с ней окунуться в приятное прошлое.
— В каком возрасте и как вы попали на съемки фильма "Очкарик"? Это была первая роль?
— Мне было 8 лет, я заканчивала первый класс. На перемене в коридоре СШ №6 я и увидела большого бородатого мужчину, который ходил туда-сюда и как-то странно и очень внимательно разглядывал детей. Я обратила внимание, что незнакомый дядька уж очень подозрительно смотрит. Потом меня вызвали с урока в актовый зал. Там было еще несколько детей и незнакомых людей. Честно говоря, я была довольно робкой. Меня завлекли расспросами, люблю ли петь, танцевать или читать стихи. Деталей не помню. Но еще один бородатый мужчина, как потом выяснилось, оператор-постановщик Константин Орозалиев, начал меня пугать крокодилом, который появится и съест. Такого поворота я не ожидала. Подняла крик, заплакала. Оказывается, именно так, как требовалось. Мне сказали, мол, детка, не бойся, мы тебя в кино будем снимать. А я им в ответ: "Не хочу сниматься в кино, отпустите домой, к маме. ".
Меня отпустили, но через некоторое время дома появился ассистент режиссера, но я его выгнала, сказав, что в кино сниматься не буду. Потом появился сам режиссер, с родителями чай пил. Говорил, что хочет повезти меня на пробы. Но я категорически отказывалась.
Начались летние каникулы. Помню, были какие-то пробные съемки с выездом за город на маковое поле. Толком осознать, что происходит, в том возрасте было трудно. Рабочим названием картины было "Призвание". На главную роль утвердили другого мальчика, худого и долговязого. Но он заболел и не смог сниматься. Потом на некоторое время киношники пропали.
В августе я жила у бабушки в селе Кенеш. Вдруг за мной приехали родители. Меня временно отдали на попечение в семью Альгимантаса Видугириса. Мы жили в его квартире в 5 микрорайоне неделю или больше. Там во дворах 4-5-этажек и снималась картина. Я была единственной девочкой и самой младшей среди ребят, которые снимались в главных ролях: Кубанычбек Алыбаев, Андрей Сопуев и еще один парень, игравший одноклассника главного героя.
— Вы не боялись кинокамеры?
— Для ребенка процесс съемок, честно говоря, тяжкое испытание. Снимали по три-четыре дубля, и приходилось играть, проговаривать одну и ту же сцену по несколько раз. Мне это казалось довольно нудным занятием. Тем более в жаркий летний день мы были вынуждены стоять при дополнительном искусственном освещении. Огромные прожекторы слепили глаза и грели, как печки.
— Можете вспомнить курьезный случай на съемках?
— Самое курьезное, что по роли я должна была часто плакать, потому что не досталось мороженое, но слезы совсем не текли. Видугирис очень добрый, всегда улыбался. А тут, чтобы выжать из меня слезы для кадра, начинал хмурить брови, запугивать меня: плачь, нехорошая девчонка, я сейчас осу поймаю, она тебя укусит! Но и такие угрозы не помогали вышибить из меня слезу.
В фильме главный герой сажает меня на окрашенную скамейку. Для получения эффекта неожиданности мне не сказали об этом. Скамейку покрасили обыкновенной гуашью, чтобы потом можно было легко отмыть. В момент съемок, когда Очкарик сажает меня на скамейку, я соскочила как ужаленная (краска-то настоящая!). От обиды и неожиданности разрыдалась. Именно этого все ждали. Видугирис радостно приговаривал: "Плачь, плачь!". А камера снимала, снимала.
— Какие отношения сложились у вас на съемочной площадке с другими детьми?
— Особые отношения тогда не сложились, потому что вокруг меня были мальчишки 10-12 лет, которые в этом возрасте презирают девчонок. В то время еще по городу ездили меняльщики — шара-бара. Мальчишки меняли бутылки из-под лимонада на пестрые шарики на резинке. Мне тоже хотелось иметь такой шарик. Но про меня, как сейчас говорят, мелкую, забывали. Я больше играла с собакой, охотничьим спаниелем с длинными ушами по имени Мотя.
После выхода фильма на экран никого из тех детей не видела. Только через много лет, когда поступила в МГУ, встретила в Москве Кубанычбека Алыбаева, который оканчивал Московский автодорожный институт. Какое-то время по-дружески общались, а потом контакты прервались.
— А после этого кино были предложения сниматься от других режиссеров?
— Да, предложения были. В 1973-1974 году пару раз брали на пробы другие режиссеры. Но больше в кино не снималась. Как мне сказали, нужны были другие типажи — девочки с косами, умеющие скакать на коне.
— Как изменилась ваша жизнь после "Очкарика"?
— Не могу сказать, что жизнь особо изменилась. Первое время очень напрягало, что узнавали на улице, незнакомые люди о чем-то меня расспрашивали. Помню, в 1973 году после выхода фильма поехала в пионерлагерь, где очень устала от любопытства и назойливости. Дети — народ беспощадный: заставляли играть сцены из фильма, просили повторить "Птичка ожила!". Посмотрят две девчонки, потом они приведут еще двоих, а те — еще пятерых. И все не просто просили, а требовали зрелища. После таких испытаний я не могла смотреть фильм много лет.
— Не хотели стать актрисой?
— Поначалу. Не столько сама, сколько родственники, одноклассники, знакомые говорили, мол, теперь можешь стать актрисой. Но внутри особого порыва не было. Больше мечтала быть певицей. Хотя особых вокальных данных у меня не было, петь очень любила и сейчас люблю, к ужасу моих близких (смеется).
— Почему вы выбрали профессией именно журналистику?
— С детства много читала. Выросла среди книг, газет, толстых журналов. Когда училась в школе, по мне было видно, что я не математик, не химик. Зато сочинения писала лучше всех в классе. Могу сказать, что и в 1970-е годы не все школьники читали взахлеб, многие даже школьную хрестоматийную программу с трудом одолевали. А я с 12 лет начала читать лучшее из мировой литературы, с 14 лет регулярно читала журнал "Юность", позже — "Иностранную литературу". Заморочек с выбором профессии не было. С 8-го класса хотела стать журналистом, поэтому поступила на филфак. А потом перевелась на журфак МГУ.
— Что мешает, на ваш взгляд, сейчас снимать такие удивительные детские ленты, как "Очкарик"?
— Хочу напомнить, что в советское время были еще другие хорошие детские фильмы, как "Улица космонавтов", "Дорога в Париж". Их редко показывают. А снимать подобное сейчас, наверное, не только денег не хватает, но и сценариев, идей. Детям нужно показывать их жизнь, про то, что им близко. И современным ребятам интересно смотреть истории про таких же ребят, как они сами. Очень жаль, что наши кинематографисты мало думают о детях. Хотя это самый благодарный зритель в нашей стране, ведь кинотеатры в основном посещают дети и подростки.
— Каким запомнился вам режиссер картины Альгимантас Видугирис?
— У меня о нем больше детских воспоминаний. Позже мы встречались несколько раз, но урывками. В моей памяти он остается молодым, солнечным человеком, шутником с добрыми глазами. Он по характеру, как мне кажется, был большим ребенком, непосредственным и жизнерадостным, поэтому у него хорошо получился детский фильм.
Просто удивительно, как можно за неполных сорок шесть минут вместить на экране и тему утверждения среди сверстников, и вопросы детской доброты и жестокости, и редкую для советских картин линию первой любви школьного изгоя к красавице старшекласснице, и примеры непонимания взрослых и детей. И много других разных мыслей (один лишь только эпизод с сомнительной «помощью» бабушке чего стоит!). Тот человек, который создавал сценарий и фильм, в ребятах хорошо разбирался:
– А почему дядя решётку сделал? Почему.
– Я не знаю…
– Он что волков боится, да? Наверно, он упасть боится, да?
– Это – забор, да?
– Нет, это – просто красиво.
– Я не умею в дочки-матери играть.
– Дурачок, это же очень просто: садись на диван и читай газету.