54mebel.ru

Мебель в интерьере
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пир (застолье)

Пир (застолье)

Пир (пи́ршество, с-рус. пированье, столованье) — праздничное застолье у славян, большой званый обед или братчина, угощение с обильной едой и напитками, с беседами, шутками, а нередко — с песнями и танцами.

Содержание

Семантика пира [ править | править код ]

По традиционным воззрениям севернорусского крестьянина, совместная трапеза за столом («застолье»), сопровождавшаяся общением с широким кругом родственников, «со всем родом», в том числе с умершими, моделировала идеальное общество, отражала идею «изобильного рая» [1] .

Веселье и игра были неразрывно связаны с глубинной семантикой традиционного застолья, поскольку центральная его идея заключалась в наделении всех присутствующих гостей «долей», определении «судьбы». В надежде получить свою удачу, свой шанс, участники застолья вступали в игровое состязание, в «тонкое общение с судьбой», которое и является сущностью любой игры.

В сельском обиходе застолье рассматривалось как совместное действие, влиявшее на благосостояние и судьбу всех членов коллектива и использовавшееся для нейтрализации «чужого» [1] .

На званом обеде по традиции хозяин старался накормить и напоить гостей, если возможно, до того, чтобы они на ногах не стояли; а кто мало пил, тот огорчал хозяев. О таких говорили: «Он не пьёт, не ест, он не хочет нас одолжать!». Пить следовало полным горлом, а «не прихлебывать, как делают куры». Кто пил и ел с охотой, тот показывал, что любит хозяев. Но с другой стороны считалось постыдным напиться допьяна. Пир был в некотором роде шуточная война хозяина с гостями. Хозяин хотел во что бы то ни стало напоить гостя допьяна; гости не поддавались и только из вежливости должны были признать себя побежденными после упорной защиты. Некоторые, желая меньше выпить, из угождения хозяину притворялись пьяными к концу обеда, чтобы их более не принуждали, и таким образом в самом деле не опьянеть [2] .

В Древней Руси пир являлся формой общественного сближения, выражающего торжество, победу или просто праздничное веселье. Пиры устраивались во всех слоях русского общества — от царя до простого крестьянина [3] .

Если бояре обычно устраивали «званные» пиры, то крестьяне чаще — «незваные» братчины («на братчину ездят незваны»). Не случайно сложились поговорки про основную Никольскую братчину: «Никольщина не ходит с поклоном на барский двор». «Позывала Никольщина барщину в гости пировать, а того Никольщина не ведала, что на барщину царём от Бога навек заказ положен». Духовенство ещё в XIX веке советовало помещикам не участвовать в крестьянских братчинах.

Традиционные дни пирований [ править | править код ]

Званые пиры устраивали по определённым праздникам: Пасха, Рождество, Троица, Николин день, Петра и Павла, Масленица, а также по семейным праздникам: рождение, крещение детей, свадебный пир, на новоселье и т. д. [3]

Крепостные крестьяне получали от помещиков разрешение на пир 4 раза в году: на Великий день, Дмитровскую субботу, Масленицу и Рождество, а также на крестины и свадьбу. Крестьян отпускали на 3 дня, или на неделю [4] . В некоторых местах к таким дням относился Никола зимний. Это были законодательно установленные «пивные» братчины — частным лицам разрешалось варить пиво до четырёх раз в год к церковным и семейным праздникам [5] .

Царские и боярские пиры [ править | править код ]

Царские пиры проводились с древних времён до реформ Петра I, когда были введены ассамблеи. Пиры, традиции и обряды были практически идентичными в различных слоях общества.

Приглашение [ править | править код ]

Почётных гостей хозяин приглашал лично, к другим отправлял слуг. Тем самым между гостями делалось различие: одни получали честь прийти на пир, у других хозяин сам искал чести пригласить гостя на пир. На неофициальные пиры приглашались и жёны гостей. Для них хозяйка дома устраивала отдельный стол.

Царь за почётными гостями посылал специальный экипаж. К послам ездил окольничий с посольским приставом. Улицы убирались, вдоль дороги стояли стрельцы. Поезд гостя начинал стрелецкий полковник. Поезд сопровождали дворовые люди с протазанами в руках. Гостю устраивали три встречи: при выходе из экипажа (меньшая), на крыльце (средняя) и в сенях (большая). Почётным гостям устраивали четвёртую встречу. На первую встречу выходили два стольника и дьяк, на вторую встречу — окольничий, стольник и дьяк, на третью — боярин, стольник и думный дьяк.

Место проведения пира [ править | править код ]

Пир устраивали в специальной столовой, или сенях. Комнату украшали заранее: на пол стелили ковры или половики, вешали занавески на окна, на столы стелили скатерти, на лавки — полавочники. Столы ставили вдоль стен, от красного угла.

В царском дворце Приёмную палату убирали в большой, средний или меньший наряд в зависимости от торжественности случая.

Столовые приборы [ править | править код ]

На стол ставили перечницу, уксусницу, лимонник и солонку на каждые четыре персоны. Еда подавалась на стол порезанной на мелкие куски, поэтому не было необходимости в ножах и вилках. Гости ели вдвоём из одного блюда — это называлось «разделить трапезу». Есть с кем-либо из одного блюда считалось определённой честью [ источник не указан 3086 дней ] .

Читайте так же:
Как покрасить велюровую ткань

Местничество [ править | править код ]

В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим. К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался прямым. Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли кривой стол.

Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от места. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Последнее место за кривым столом называлось полатный брус, так как располагалось под потолочным брусом, на который укладывали полати. В былинах богатыри на княжеских пирах садились обычно на полатный брус, а затем уже пересаживались на более почётные места, исходя из своих подвигов.

Место по правую руку от хозяина считалось почётным. Гости занимали места сообразно своему достоинству, родству, роду, отчеству (см. Местничество). Заслуги человека считались незначительными в сравнении с родовыми счетами. Сесть выше кого-то, кто считался выше по достоинству, означало нанести ему оскорбление. Скромный человек намеренно занимал более низкое место, с тем чтобы хозяин пересадил его на подобающее ему место. Тот, кто садился на неподобающе высокое место, мог быть обнесён блюдом или получить тарелку с меньшим количеством еды, чем у соседа. Стулья (кресла) были редким предметом и предназначались только для старейшин, патриархов и князей (царей). Остальные сидели на лавках, занимая места выше или ниже соседа — пир был частью родовой, а не общественной жизни. В XVIII веке застолье переместилось на стулья — независимые друг от друга места.

Царь сидел за отдельным столом на большом месте. На царских пирах кроме прямого и кривого столов ставили столы посольские, властелинские (для духовенства), боярские и другие.

Праздничный пир

Бежала однажды жаба через рельсы. Бежала-бежала, и тут проехал поезд и отрезал ей ногу. Ползет дальше на одной ноге.
Но потом подумала: красивая была нога, заберу я ее. И только перелезла через рельсы, как опять проехал поезд и отрезал ей голову. Так давайте выпьем же за то, чтобы не терять голову из-за красивых ног!

DeletedUser13214
Guest
  • #3
DeletedUser15237
Guest
  • #4
1ntegratoR
Guest
  • #5

Икорку красную да на ломоть каравая свежеиспеченного.

А под чарочку и тост можно сказать:
Шла как то по полевой тропинке девушка и заметила она, что за ней по пятам идет парень. И не отстает и не догоняет — держится поодаль. Подойдя к развилке дорог, уходящих в три разный стороны в лес она резко развернулась, подошла к парню и спросила у него:
-Зачем ты идешь за мной уже несколько верст?
-Я увидел тебя и сразу полюбил! Ты такая красивая, такая замечательная! Я иду за тобой, чтобы узнать где ты живешь и попросить у твоих родителей разрешения взять тебя в жены!
-Вот как. Зачем я тебе нужна? Обернись, прямо за тобой идет девушка, которая и красивее и стройнее меня и родители у нее богаче!
Парень обернулся, стал всматриваться вдаль, но никого там не увидел, а когда повернулся обратно — девушка уже скрылась в лесу, убежав по одной из тропинок.
Так выпьем же за настоящую любовь, когда ты видишь перед собой одного-единственного человека и не хочется смотреть по сторонам в надежде найти кого-то получше!

DeletedUser15760
Guest
  • #6

я так понимаю выпросил))))))))))))))))))))
ну угодили музы старику по полной программе . грех отсиживаться в сторонке, и с меня тост:

Жизнь имеет границы, она коротка, а мечты безграничны.
Сам ты идешь по дороге, а мечта уже дома.
Сам ты идешь к любимой, а мечта уже у нее в объятьях.
Сам ты живешь сейчас, а мечта уже на многие годы впереди.
Она летит дальше той черты, где во тьме обрывается жизнь.
Так выпьем за мечту, продлевающую нам жизнь!

PS
и за хозяек, устроивших пир горой.

DeletedUser15789
Guest
  • #7

(golfim)
О да, пир воистину царский!
Только вот яблок печёных нет.

Устроим вакханалию — водой вино разбавим,
Прибавим хлеба к этому и кушаний заморских,
И сладостей -каких сегодня на столе найдём мы,
И тост произнесу я — и за вас, и не за вас:

Читайте так же:
Babyton манеж как собрать

-За хозяек и за гостей!
-За эпохи, что мы прошли!
-За весну и за зиму!
-За осень и за лето!
-За то, что вы здесь собрались!

-Salvete, convivae!
скажу на латыни,
И вот, начинается пир!
Споёт вам сейчас
Про вас и не вас
Известный бард Талиесин!

(Талиесин)
я спою вам небольшую песенку, может быть, детскую, про карточный домик.
Я хотел спеть её в Мусейоне — храме муз, но, пожалуй, спою здесь.

Вперёд, мой строитель,
Построим же дом!
И будет он весь треуголен,
Из карт мы построим
на парте твоей
И карты игральные будут.

Один, два, четыре, ну и дальше так,
Ты скажешь, ты скажешь, какой я чудак,
И вот перекрытие строим без вскрытия,
И дальше мы строим ра-аньше как.
Вдруг дом покосился, вдруг дом пошатнулся,
И как будто он — конфетти, развалился,
Мешаем колоду и строим опять
Два раза, четыре, а может и пять
И ведь с каждым разом ты опытнее,
быстрее, и ловче, и у-м-нее!

это всего лишь одна песня из моего репертуара!
Спасибо тебе, golfim, что привела меня на пир, не присоединиться ль мне к вакханалии!
А тут здорово! не остаться ли мне тут, может, поселюсь в какой нибудь хибарке рядом с Мусейоном — лишь бы арфа поместилась! Может быть, примут меня модератором какого — нибудь проэкта!
-За вас, Ринбин, Клио, Талия, Эрато!

Конспект занятия по рисованию «Пир на весь мир!»

Задачи. Учить детей рисовать посуду по мотивам гжели, дополнять изображениями сказочных яств и составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию (праздничный стол). Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к народному искусству.

Предварительная работа. Беседа о концовках русских народных сказок, завершающихся пиром (и я там был, мед-пиво пил). Рассматривание иллюстраций к сказкам «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др. Обсуждение убранства праздничных столов (скатерть, посуда, еда). Ознакомление с керамической и деревянной посудой (в разных народных промыслах).

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги желтого цвета одного размера и формата, краски гуашевые, кисти разных размеров, банки с водой, салфетки.

Рекомендуемые учебно-методические пособия, наглядность. Плакат и комплект карточек «Синяя Гжель». Альбом для детского художественного творчества «Синяя Гжель».

Содержание занятия.

Педагог вывешивает плакат «Синяя Гжель»,показывает детям несколько предметов посуды из Гжели и рассказывает:

— Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, — называются «гжель», по названию небольшой подмосковной деревушке Гжель. Там живут и мастера, которые делают посуду с «небесными» узорами. Эта посуда так необыкновенно хороша, что слава о ней разлетелась быстрокрылой птицей по всей земле – и не только у нас в стране, но в заморских краях.

Почему же гжель так полюбилась людям? Что в ней такого особенного?

Ну, конечно же в первую очередь – это необыкновенный цвет! Он всегда бело-синий – яркий и прямо какой-то звонкий, будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзилинь!». Далеко слышно колокольчик и так же далеко видно бело-синий узор на посуде. Жители деревушки Гжель называют себя – гжельцы и всегда с радостью говорят, что такого синего неба, как у них над крышами домиков, больше нет нигде. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда «небесным» цветом и напоминала о ласковом лете.

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а поверх этого белого полотна художник ведет кисточку с одной-единственной краской – то слабее нажимает на кисточку, то сильнее, то гуще и плотнее кладет краску, то легче и прозрачнее, то всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком… Будто не художник одной-единственной краской рисует, а дирижер целым оркестром управляет. А палочка дирижера, между прочим, очень похожа на кисть художника. Палочка помогает рождаться на свет звукам, а кисточка – красочным узорам. И все они появляются на большую радость людям!

Самый любимый узор у мастеров гжели – чайная роза, которая так и называется гжельской. Настоящие розы бывают самыми разными, и узорные – декоративные – розы тоже не похожи одна на другую. Одни мастера любят крупные розы, поэтому рисуют они широкими сочными смелыми мазками. Другие мастера любят миниатюрные розочки, поэтому они выбирают тоненькие кисточки и рисуют нежные мелкие грациозные цветы или только бутоны.

Гжельские мастера – большие выдумщики, поэтому и посуду делают самую разную. Тут тебе и чайник, и кофейник, и самовар, и сахарница, и маслёнка, и молочник. Ну а чашек –видимо-невидимо: чайные и кофейные, простые и затейливые, с одной и двумя ручками, с крышками и ситечками для чаинок. А некоторые кружки –фигурные: сразу даже и не поймешь, что это такое, потому что сделаны они в виде льва, коня или рыбы. Да и узоры на гжельской посуде самые разные. Кроме роз и другие цветы встречаются – ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города. Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы – часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают своими знаменитыми «небесными» узорами. Вот так!

Читайте так же:
Чем красить пластиковую мебель

Педагог еще раз показывает детям несколько предметов гжельского фарфора и предлагает всем вместе нарисовать сказочный «Пир на весь мир»: «Каждый возьмет лист бумаги желтого цвета и нарисует сначала красивую посуду – сине-белую, будто ее сделали мастера из Гжели, а потом –красивую еду на праздничном столе в праздничной посуде: сочные фрукты в вазах и фруктовницах, фигурные караваи и крендели, пышные пироги и печатные пряники…»

Дети рисуют и в конце занятия составляют из отдельных картин большую ленточную панораму «Пир на весь мир».

После занятия. Оформление выставки «Пир на весь мир».

«Пир на весь мир», Гжельская роспись Задачи: • учить детей расписывать посуду по мотивам «гжели» • составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию (праздничный.

Перспективный план по художественно-эстетическому развитию. Рисование. Часть 1 часть 2 часть 3 часть 4 № 1 «День знаний».Тема: «Лето» Программные задачи: Формировать умение у детей отражать свои впечатления о лете в.

Презентация по теме:"Пир в теремных палатах" Изобразительное искусство. 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Цели: повторить и закрепить знания, полученные в течение 2 четверти; завершить работу над панно; дать домашнее задам на зимние каникулы; напомнить о работе над проектом; познакомить с термином «гридница».

•Вид деятельности: аппликация.

•Планируемые результаты: школьники повторят материалу и навыки, освоенные в течение четверти; завершат работу над панно.

•Оборудование: принадлежности для аппликации.

•Ключевые слова и понятия: гридница, классная выставка, экскурсия, экскурсовод.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме:»Пир в теремных палатах» Изобразительное искусство. 4 класс. »

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Тема. Пир в теремных палатах. Обобщение темы II четверти 4 класс Урок 15 Автор: Сидоренкова Любовь Григорьевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Тема. Пир в теремных палатах. Обобщение темы II четверти 4 класс Урок 15

Автор: Сидоренкова Любовь Григорьевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь

Тема. Пир в теремных палатах. Обобщение темы II четверти

Тема. Пир в теремных палатах. Обобщение темы II четверти

  • Цели: повторить и закрепить знания, полученные в течение 2 четверти; завершить работу над панно; дать домашнее задам на зимние каникулы; напомнить о работе над проектом; познакомить с термином «гридница».
  • Вид деятельности: аппликация.
  • Планируемые результаты: школьники повторят материалу и навыки, освоенные в течение четверти; завершат работу над панно.
  • Оборудование: принадлежности для аппликации.
  • Ключевые слова и понятия: гридница, классная выставка, экскурсия,экскурсовод.

Повторение пройденного материала

  • Каким видом изобразительной деятельности вы занимались, на прошлом уроке?
  • Что вы рисовали?
  • Какие архитектурные детали присутствуют в царских палатах?
  • Какие декоративные детали можно изобразить в царских палатах?
  • Как по своему назначению может делиться царская палата на зоны?
  • Отличаются ли по своему оформлению разные зоны палаты?
  • Какие орнаменты можно использовать при росписи стен и потолка?
  • Какие тона чаще всего использовались художниками дли росписи царских палат?
  • Какая мебель присутствует в таких палатах?

Беседа по теме урока, работа с учебником

  • Сегодня вам предстоит завершить уже начатую работу, сделать аппликации людей, которые находятся в царских палатах, уже изображенных вами. Это могут быть сам князь или царь, его дружинники и другие гости, приглашенные на царский пир. Конечно, люди XVIII в. будут выглядеть иначе, чем сегодняшние, ведь нас разделяет несколько столетий. Поэтому рассмотрите, как были одеты в старину люди, чьи изображения вам надо будет ВЫПОЛНЯТЬ.

Мужская одежда на Руси

  • Основной одеждой мужчин был подпоясанный кафтан — простой или богатый. Бояре обычно поверху надевали шубы, несмотря на время года, и зимой, и летом. Признаком богатства были очень длинные рукава, с тех времен до нас дошла поговорка «работать спустя рукава». Это означало «работать небрежно, неохотно», ведь со спущенными рукавами работать неудобно. Зато возникла и другая поговорка: «работать засучив рукава», т. е. старательно, умело
  • Еще у богатых бояр была мода на высокие стоячие воротники, они получили название «козыри». Такие воротники плотно подпирали снизу боярскую шапку, не давая голове откинуться назад. Отсюда возникло еще одно выражение — «ходить козырем», т. е. «важно, ни на кого не глядя.
Читайте так же:
Спальня лара инструкция по сборке

Вот таких зажиточных бояр и князей вам сегодня предстоит нарисовать и вырезать из бумаги, чтобы переселить их в нарисованные царские палаты .

Праздничный пир в теремных палатах ИЗО и художественный труд 4 класс Учитель Власова С.В. — презентация

Презентация на тему: » Праздничный пир в теремных палатах ИЗО и художественный труд 4 класс Учитель Власова С.В.» — Транскрипт:

1 Праздничный пир в теремных палатах ИЗО и художественный труд 4 класс Учитель Власова С.В.

2 Пир Пир большой званый обед, угощение с обильным возлиянием.обед Пиры проводились с древних времён до реформ Петра I, когда были введены ассамблеи.реформ Петра Iассамблеи Пиры, традиции и обряды были практически идентичными в различных слоях общества.обряды Типы пиров Пиры были двух типов: Пир и Братчина. Пир устраивал один хозяин, братчина проводилась вскладчину, например жителями одного села. Пиры давались по праздникам: Пасха, Рождество, Троица, Николин день, Петра и Павла, масленица, а также по семейным праздникам: рождение, крещение детей, свадебный пир, на новоселье и т. д.ПасхаРождествоТроицамасленица свадебный пирновоселье Крестьяне получали от помещиков разрешение на пир 4 раза в году: на Великий день, Дмитровскую субботу, масленицу в Рождество, а также на крестины и свадьбу. Крестьян отпускали на пир на 3 дня, или на неделюКрестьянепомещиковкрестинысвадьбу

3 Приглашение гостей Почётных гостей хозяин приглашал лично, к другим отправлял слуг. Тем самым между гостями делалось различие: одни получали честь придти на пир, у других хозяин сам искал чести пригласить гостя на пир. На неофициальные пиры приглашались и жёны гостей. Для них хозяйка дома устраивала отдельный стол. ЦарьЦарь за почётными гостями посылал специальный экипаж. К послам ездил окольничий с посольским приставом. Улицы убирались, вдоль дороги стояли стрельцы. Поезд гостя начинал стрелецкий полковник. Поезд сопровождали дворовые люди с протазанами в руках. Гостю устраивали три встречи: при выходе из экипажа (меньшая), на крыльце (средняя) и в сенях (большая). Почётным гостям устраивали четвёртую встречу. На первую встречу выходили два стольника и дьяк, на вторую встречу окольничий, стольник и дьяк, на третью боярин, стольник и думный дьяк.окольничий стрельцыполковникпротазанамистольникадьякстольникбоярин

4 А Рябушкин «Едут!»

5 Вдоль дороги, по которой проезжали гости, стояли стрельцы.

6 Русские женщины 18 столетия

7 Среди самых известных исторических полотен А.П. Рябушкина «Боярин» (1896), «В гости» (1896), «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899), «Свадебный поезд в Москве» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902), «Московская девушка XVII века» (1903), «Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве» (1897), «Едут!» (1901). В этих произведениях, созданных мастером, пленяет сплетение вымысла и точного знания исторического материала, веселой насмешливости и мечтательной грусти, чувства восхищения и легкой иронии. В его жажде подлинности, точности деталей сокрылась страстная любовь ко всему художественно выразительному в народной жизни, к ее пестрым контрастам, сочной красочности. Именно это чувство заставило его идти от документальной точности к правде художественной, вскрывая в каждой изображаемой детали ее образный и поэтический смысл. Отсюда и присутствие в картинах А.П. Рябушкина свободы образной интерпретации прошлого, не позволяющей «превратить историческую картину в наглядное пособие»

8 Место проведения пира Пир устраивали в специальной столовой, или сенях. Комнату украшали заранее: на пол стелили ковры или половики, вешали занавески на окна, на столы стелили скатерти, на лавки полавочники. Столы ставили вдоль стен, от красного угла. коврыокна В царском дворце Приёмную палату убирали в большой, средний или меньший наряд в зависимости от торжественности случая. Столовые приборы На стол ставили: перечницу, уксусницу, лимонник и солонку на каждые четыре персоны. Еда подавалась на стол порезанной на мелкие куски, поэтому не было необходимости в ножах и вилках. Гости ели вдвоём из одного блюда это называлось «разделить трапезу». Есть с кем-либо из одного блюда считалось определённой честьюножахвилках

9 Пир Хозяин сам резал хлеб и подавал его с солью гостям. Получить хлеб-соль от хозяина означало получить его расположение.хлебсолью После раздачи хлеба подавали напитки, и начинался пир. Гости сами требовали напитков; при подаче гуся говорили, что «гусь плавает по воде», при подаче индейки говорили, что «индейская курица воду пьёт».гусяиндейки Подавали до пяти перемен блюд: холодное, горячее, жаркое, пироги и «верхосыток» (десерт). Из напитков первым подавался квас, на царских пирах вино. В XVI веке на царских пирах первым подавали жаркое. Царь начинал с жареного павлина или лебедя. В XVII веке первым блюдом стало холодное обычно студень из говяжих ног, или икра. Напитков подавалось до девяти: три подачи вина, три подачи красного мёда, три подачи белого мёда. Обычаи гостеприимства требовали напоить гостей допьяна.десерт квасвиноXVI векежаркоепавлина лебедяXVII веке студеньикрамёда Царские пиры продолжались пять или шесть часов. В конце пира произносилась молитва «Достойно есть», и все расходились по домам. Гостям царь посылал на дом несколько вёдер вин и медов. Стольникам, стряпчим и жильцам, которые стояли с протазанами и прислуживали за столами, после пира выдавали по блюду сахаров зеренчатых, ягоды и изюм. В пирах участвовали стольников, чашников, и стряпчих.молитвастряпчимжильцамсахаровягодыизюмчашников

Читайте так же:
Как самому сделать кий

10 Е.Маковский «Боярский свадебный пир»

11 Местничество В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.избе печиИконы В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим. К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался прямым. Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли кривой столстол

12 Местничество Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от места. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Последнее место за кривым столом называлось полатный брус, так как располагалось под потолочным брусом, на который укладывали полати. В былинах богатыри на княжеских пирах садились обычно на полатный брус, а затем уже пересаживались на более почётные места, исходя из своих подвигов.полатибылинахподвигов Место по правую руку от хозяина считалось почётным. Гости занимали места, сообразно своему достоинству, родству, роду, отчеству. Заслуги человека считались не значительными в сравнении с родовыми счетами. Сесть выше кого-то, кто считался выше по достоинству, означало нанести ему оскорбление

13 Местничество Скромный человек намеренно занимал более низкое место с тем, чтобы хозяин пересадил его на подобающее ему место. Те, кто садился на неподобающе ему высокое место, мог быть обнесён блюдом, или получить тарелку с меньшим количеством еды, чем у соседа. Стулья (кресла) были редким предметом и предназначались только для старейшин, патриархов и князей (царей). Остальные сидели на лавках, занимая места выше, или ниже соседа пир был частью родовой, а не общественной жизни. В XVIII веке застолье переместилось на стулья независимые друг от друга места.Стульякресла патриархов лавкахXVIII веке Царь сидел за отдельным столом на большом месте. На царских пирах кроме прямого и кривого столов ставили столы посольские, властелинские (для духовенства), боярские и другие.

14 Руслан и Людмила А.С.Пушкин

15 Руслан и Людмила

16 Боярин Боярин (ж.р. боярыня, мн.ч. бояре) в узком смысле высший слой феодального общества в X XVII веках в Киевской Руси, Московском княжестве, Болгарии, Молдавском княжестве, Валахии, с XIV века в Румынии.феодальногоXXVII векахКиевской РусиМосковском княжестве БолгарииМолдавском княжествеВалахииXIV векаРумынии Происхождение слова «боярин» до конца не выяснено. По одной версии оно происходит от славянских слов «бой» воитель, или «болий» большой, по другой от тюркского слова «баяр» вельможа, богатый муж, господин, по третьей от исландского «боеармен » знатный человек, по четвертой от позднелат. baro слово франкского происхождения с первоначальным значением человек, мужчина [1]. В церковных книгах употреблялось написание Болярин. В более широком смысле в XVII веке боярами называли всех помещиков зависимые от них крестьяне, отсюда происхождение слова «барин». славянскихтюркского исландского[1]XVII векебарин

22 Музыканты и гусляры

27 В.Васнецов Царевна- лягушка Царевна-Лягушка персонаж некоторых русских народных волшебных сказок. По типичному сюжету сказки — Царевну-Лягушку Иван-Царевич находит случайно. Иван-Царевич стрелял из лука, чтобы стрела привела его к невесте, но вместо девушки находит лягушку в болоте, которая держит его стрелу. При этом стрелы всех остальных братьев (их обычно двое) попадают в дома боярской или купеческой дочери. Иногда Царевна-Лягушка оказывается дочерью какого-либо царя, иногда — нет. Царевна- лягушка обычно умная, доброжелательная, умелая девушка, которая делает работу быстро и споро. Часто работу по дому она делает ночью, чтобы её жених — Иван-Царевич не видел этого. В образе Лягушки Царевна-Лягушка должна жить 3 года, так как она ослушалась своего отца (вариант : не захотела выйти замуж за Кощея Бессмертного).Иван-ЦаревичКощея Бессмертного

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector