Морфологический разбор слова «креслом»
Морфологический разбор слова «креслом»
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
- причастия;
- деепричастия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
- начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- род (м,ж, ср.);
- число (ед., мн.);
- склонение;
- падеж;
- синтаксическая роль в предложении.
План морфологического разбора существительного
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
- разряд, согласно значению:
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
- переходность:
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- наклонение:
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
Урок 30. Признаки одушевлённых и неодушевлённых имён существительных
Имена существительные делятся на две группы: одушевлённые и неодушевлённые.
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют живые предметы: кошка, собака, попугай, человек.
- Живые существа: мама, кот, повар.
- Похожее на человека: робот, снеговик, кукла.
- Шахматы, карты: пешка, ферзь, валет.
- Мифологические существа: леший, русалка, домовой.
- Слова мертвец, покойник, утопленник. НО! Труп – неодушевлённое
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы: камень, солнце, домик, автобус.
- Предметы неживой природы: камень, кресло, телефон, просьба, слово.
- Растения: роза, трава, колос, дуб.
- Совокупность живых существ: армия, детвора, молодёжь, стадо.
Одушевленность-неодушевленность – постоянный морфологический признак существительного.
Одушевлённые и неодушевлённые существительные не всегда совпадают с реальным делением на живое и неживое.
Чтобы определить, одушевленное существительное или неодушевлённое, нужно поставить его в форму мн.ч. В.п., а для муж.р. в форму ед.ч. В.п.:
У одушевлённых В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.: вижу (кого?) кошек, нет (кого?) кошек.
У неодушевлённых В.п. мн.ч. = Им.п. мн. ч.: вижу (что?) дом, стоит (что?) дом.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Вспомните разбор имени существительного как части речи (Памятка 4, стр. 147-148 учебника):
- Определите часть речи. На какой вопрос отвечает, что обозначает.
- Укажите начальную форму – Им.п. ед.ч.
- Определите, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
- Определите род и склонение.
- Определите число и падеж.
- Укажите роль в предложении.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Выберете одушевлённые существительные:
- Человечество
- Мертвец
- Солнце
- Повар
Задание 2. Распределите существительные на две группы:
заяц, стакан, компьютер, робот, тюльпан, молодёжь, девочка
Задание 3. Зачеркните лишнее слово в каждом ряду, объясните свой выбор:
- Коньки, конькобежец, спорт, каток
- Медведь, кедр, заяц, муравей.
Задание 4. Поменяйте в словах одну букву так, чтобы получилось одушевлённое существительное:
Лира, полк, кол, слот
Задание 5. Выделите в тексте одушевлённые существительные зелёным цветом, а неодушевлённые синим
Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки.
Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У зверей взрослеет смена. Медвежата старше всех. Они родились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгой матерью. Рыжие лисята весело играют у норы. В сумерках выходят на охоту колючие ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзьями.Какая часть речи слово «этот»?
Слово «этот» — это самостоятельная часть речи указательное местоимение мужского рода единственного числа.
Чтобы выяснить, какая часть речи слово «этот», определим его общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.
Совокупность этих признаков позволит отнести это слово к определенному лексико-грамматическому классу, который называется частью речи.
Слово «этот» — это местоимение
В русском языке слова каждой части речи обладают общим грамматическим значением. Так например, имена существительные называют предмет (солнце, человек) и отвечают на вопросы кто? что? Другие слова выражают признак предмета и отвечают на вопросы какой? чей? Это имена прилагательные. Большая группа слов обозначает действие или состояние (нырнуть, узнать) и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Эти слова называются глаголами.
Какое общее грамматическое значение имеет слово «этот», определим, воспользовавшись следующим высказыванием:
Этот человек нам совсем незнаком.
Слово «этот» поясняет имя существительное и отвечает на вопрос какой? Аналогичные вопросы задаются к именам прилагательным, обозначающим непосредственный признак предметов или их качество:
- карандаш (какой?) красный;
- погода (какая?) солнечная;
- озеро (какое?) спокойное;
- ромашки (какие?) полевые.
Но это слово конкретно не называет признак, а только указывает на него. В системе частей речи русского языка самостоятельная часть речи местоимение указывает на предмет или лицо (я, что), на признак предмета (каждый, некоторый) или количество (несколько, столько).
В предложении это слово замещает имя прилагательное. В связи с этой способностью назовем это слово местоимением-прилагательным.
Сравним:
этот человек — веселый, молодой, жизнерадостный человек.
Рассмотрим грамматические признаки этого местоимения, отличающие его от других слов этой части речи.
Грамматические признаки слова «этот»
Все местоимения имеют постоянный морфологический признак — разряд по значению:
- личные местоимения (я, вы, он);
- притяжательные (мой, твой, наш);
- определительные (всякий, иной, самый);
- вопросительные (кто, что, который)
Местоимение «этот» относится к разряду указательных местоимений:
- тот дом;
- такой пример;
- столько лиц
Это местоимение имеет форму мужского рода. Оно изменяется по родам и числам:
- этот мужчина;
- эта девушка;
- это дело;
- эти проблемы.
В предложении исследуемое слово выполняет синтаксическую роль определения.
На краю нашего села этот дуб растет уже много лет.
Что такое имя существительное, как разбирать эту часть речи
В русском языке имя существительное (ИС) занимает особое место. Практически ни одно предложение не обходится без употребления данной части речи. Люди, обсуждая погоду, повседневные дела или поход в театр, начинают рассказ с описания кого-либо или чего-либо. Как и союзы, предлоги, наречия и другие части речи, написание, произношение, формообразование ИС регламентируются правилами.
Общие сведения о существительном
Имя существительное – это часть речи в русском языке, которая обозначает предмет. С целью определения ИС используются конкретные вопросы: «Кто?», «Что?», «Кому?», «Чему?», «Кого?», «Чего?» и др.
Суть принадлежности к имени существительному становится явной при ответах. Например, «Я взял книгу из библиотеки и отдал ее маме». «Кто?» – я, «Взял что?» – книгу, «Отдал кому?» – маме.
В тексте ИС может обозначать конкретных людей, предметы, явления природы или события, чувства или состояния, признаки и качества, действия, понятия. Например, «На улице дождь и слякоть». В данном случае применяется вопрос «Что?» (происходит на улице). Или «Хороший сон – лучший отдых». Сон – это состояние человека, когда его организм расслаблен и не бодрствует.
Каждое ИС обладает особыми признаками. Этого требует грамматика. В разговоре или на письме ИС должно иметь определенный род, число и падеж. При определении этих признаков применяются и другие вопросы («Кем?», «Чем?», «О ком?», «О чем?»). Например, «Я не упоминал друга уже целых 2 дня» или «Мне нравится работать с Машей».
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Имя существительное как часть речи имеет постоянный грамматический признак – одушевленность или неодушевленность. Это свойство называть живые и неживые объекты. Маркер принадлежности к одному из этих разрядов – вопрос:
- Хозяин, человек, ученик, механик отвечают на вопрос «Кто?».
- Радуга, гора, камень, армия отвечают на вопрос «Что?».
Определение одушевленности существительного имеет и свои особенности. К одушевленным относятся:
- Мифические существа: феникс, русалка, фея.
- Названия игрушек или механизмов, приборов, которые максимально схожи с человеком: робот, Пьеро, Мальвина.
- Названия фигур в шахматах или картах: ладья, валет, туз.
Фактически, это неживые объекты, но традиционно их относят к миру живых.
Собственные и нарицательные существительные
Для грамотного употребления имени существительного нужно знать классы и подклассы, которые напрямую обуславливают грамматические особенности. По способности называть единичные и типичные объекты все ИС делятся на собственные (Сб) и нарицательные (Нр).
Вторые из них, в свою очередь, образуют 4 группы по обобщенному значению и грамматическим свойствам.
Конкретные
Конкретные нарицательные ИС обозначают предметы, воспринимаемые с помощью органов чувств. Например: медведь, телевизор, тумба, ручка, лист, квадрат.Абстрактные
Эта группа содержит слова, обозначающие природное явление, чувство человека. Сюда относятся: радость, уважение, благодарность, сочувствие.Собирательные
Такие ИС называют скопления кого-либо или чего-либо: толпа, молодежь, общество, листва, зелень, дубняк.Вещественные
В эту группу входят ИС, называющие вещество, материал, продукты питания, химические составы, ткани и т.д. Примеры: пшено, золото, дрожжи, кислота, цемент.В качестве проекта по запоминанию этих разрядов имени существительного можно использовать таблицы или карты с подсказками наподобие приведенного ниже материала:
К Сб относят ИС, называющие уникальные предметы и явления: имена людей (Державин, Дмитрий Николаевич, Грэм Грин) и животных (Барсик, Полкан), обозначения географических (астрономических) объектов (Марс, Англия), событий (День знаний, Столетняя война), литературных произведений («Гамлет»), передач и печатных изданий (программа «За рулем», журнал «Сноб») и т.д.
Классы Сб и Нр ИС не изолированы друг от друга: слова, приобретая переносное значение, перемещаются из нарицательных в собственные и наоборот Это явление можно проиллюстрировать такими примерами: березовый веник – енот Веник, профессиональный парфюмер – бутик «Парфюмер», герой романа Ловелас – престарелый ловелас.
Имена Сб и Нр отличаются не только семантически, но и графически: пишутся со строчной и прописной буквы соответственно.
Морфологические категории существительного
Чтобы в предложении прослеживалась связь имен, признаков, совершаемых действий, формы зависящих слов должны изменяться в зависимости от формы главных. Это осуществимо благодаря наличию морфологических признаков. К примеру, по роду зависимого имени прилагательного определяется и род имени существительного. Кроме неизменных для ИС родовой принадлежности и склонения, этой части речи свойственны категории числа и падежа.
Не каждый язык может похвастаться наличием хотя бы двух родов. А в русском все ИС распределены по целым трем. Носители языка интуитивно понимают, что ботинок – мужского, каска – женского, а молоко – ИС среднего рода. Учеников младших классов учат определять родовую принадлежность посредством вспомогательной конструкции: он/она/оно – мой/моя/моё. Для иностранцев практически невозможно понять, почему кресло – оно, диван – он, а кровать – она. Поэтому единственный выход – запоминать ИС в сочетании с местоимением или прилагательным, по окончанию которого легче определить род.
Если одушевленным ИС можно назвать лицо любого пола (умница, сирота, плакса), то род считается общим. А названия, которые употребляются исключительно во множественном числе (каникулы, санки, лыжи, очи, усы, щипцы, бигуди, прятки, чернила, клещи, дрожжи, сумерки), оказываются вне категории рода, который можно определить только в ед.ч.
Склонение имен существительных
Существительные в русском языке изменяются неодинаково. По общим окончаниям, принимаемым в разных падежах, ИС делятся на 3 типовые группы, которые называются склонениями.
Разносклоняемые существительные
ИС, у которых падежные окончания – из разных склонений, не относятся ни к одной из 3-х групп. Их легко отличить по финали -мя и появлению суффикса -ен в косвенных падежах.
Несклоняемые существительные
Вне системы склонений находятся ИС, которые не меняются по падежам. Они не имеют окончаний – показателей падежной формы.
В помощь учащимся со 2-го по 4 класс – таблица склонений. В ней приведены падежные вопросы и окончания, которые помогут при составлении предложений.
Падеж
Значение падежной формы прояснит простой пример. Вот есть у нас, предположим, стол. Сидя на столе или под столом, можно ощущать рукой стол и размышлять о размере стола. Чтобы связать все эти столы в логичное сообщение, мы поставили слово, его обозначающее, в 6 разных падежных форм с характерным окончанием. К каждой из них можно поставить особый, только ей соответствующий вопрос. Категория падежа позволяет установить взаимоотношение объектов и соотнести признаки и действия с их субъектом или определяемым словом.
Число
Под числом понимают словоформу, передающую количественное свойство предмета в противопоставлении “один – много”.
Хотя большинство ИС изменяются по числам (баран – бараны, дорога – дороги), для некоторых эта категория неизменна: существует форма только одного из чисел (ножницы, молодежь, хлопья, Альпы, серебро).
Пример морфологического разбора
Анализ ИС в разрезе морфологических показателей поможет систематизировать знания об особенностях этой части речи. Первый шаг – найти в словосочетании имя существительное, которое употреблено в качестве главного или зависимого элемента. Для этого нужно поставить вопрос и сравнить его с приведенной выше таблицей падежных вопросов к ИС. После этого проделать следующие действия:
Как правильно организовать освещение в большой комнате The Village узнаёт у экспертов — архитекторов, инженеров, дизайнеров, декораторов, — какими способами можно решить ту или иную проблему типового жилья
Жильцы съёмной комнаты или собственной трёхкомнатной квартиры — словом, любого типового жилья — сталкиваются с одними и теми же распространёнными проблемами. Раз в неделю The Village обращается к экспертам, чтобы узнать, как эти проблемы решить. В новом выпуске о том, как правильно организовать освещение в большой комнате.
В многоквартирных домах типовых серий большая комната — она же зал или гостиная — представляет собой сложное пространство. При площади 18−20 квадратных метров строители предлагают жильцам единственный сценарий освещения — крюк для потолочного светильника строго посреди геометрического центра потолка. При этом какую люстру ни повесь, какой яркости лампочки ни вкрути, с освещением всё равно что-то «не так». Как можно исправить ситуацию и при этом не тратить много денег, не затевать капремонт и не спотыкаться о шнуры удлинителей?
Елена Амбросимова
главный редактор сайта 4living.ru
Будьте немного американцами в интерьере! Для них вообще нет понятия «верхний свет» — проблема освещения решается торшерами и прочими локальными лампами. Конечно, торшер нужно выбрать правильный: на длинной ножке-удочке с плафоном, склоняющимся строго над вашим креслом. Пример — знаменитый светильник Arcо или бюджетные аналоги похожей конструкции.
Если вам по душе привычный способ освещения (люстрой), а капремонт в ближайшее время вы не планируете, сместить светильник ближе к дивану всё равно не помешает. Есть по меньшей мере два способа. Первый — вы можете заказать натяжной потолок (сделают за выходные без «грязных работ»). Натяжной потолок позволяет предусмотреть место для нового светильника или нескольких в любом месте потолка — всю проводку спрячете под полотном. Второй способ — открытая проводка: тянем её в нужное место и декоративной лепной розеткой закрываем старое место парковки светильника. На новом месте люстру также вешаем в центр аналогичной лепной розетки. В классических интерьерах лепнину оставляем белой, в современных — красим в яркий цвет.
Не нужно сбрасывать со счетов нетрадиционные варианты подсветки. Солнечные лампы расставляете на подоконнике, целый день они аккумулируют свет, и вечером вам достаточно фонового света для просмотра телевизора. Его же, кстати, можно купить с амбиентной подсветкой экрана (фоновая цветная по периметру) и больше не задумываться о дополнительных бра. Читать можно от лампы-прищепки на книге, а ужинать при свете аккумуляторных светильников. И ни в одном из этих вариантов вам не придётся штробить стены и задумываться о дополнительных проводах.
Считайте, вам повезло, если вы уложили ламинат или паркетную доску замковым способом. Можете разобрать часть плашек и провести к дивану напольный выключатель под полом. То есть включать торшер нажатием ноги без всяких удлинителей.
И последний совет: постарайтесь спрятать все провода в стену при следующем ремонте. Ещё ни один интерьер вилки-розетки и удлинители не украсили. Бра ведь тоже могут управляться с клавишного выключателя или даже пульта дистанционного управления. Нужно только заранее найти им место и организовать соответствующую схему электрики.
Альбина Алиева
Свет несёт не только функциональную нагрузку, но и декоративную, психологическую, а также обеспечивает зонирование.
Сделайте свет многоуровневым (трёх уровней будет достаточно). На уровне глаз сидящего человека — настольные лампы, подсветка полок. Средний уровень — бра и торшеры. И высший уровень — потолочные
светильники и подсветка потолка. Комната при таком освещении будет выглядеть более объёмной и уютной. Установите выключатели-диммеры: они позволяют реализовать различные сценарии освещения и, что немаловажно, сэкономить электроэнергию.
Используйте четыре типа светильников в одной комнате, только так её световой дизайн будет законченным и гармоничным. Что имеется в виду? Первый тип — общий свет — помогает добиться нужного уровня освещённости (это могут быть люстры, встроенные потолочные светильники, так называемые wall washers, то есть бра, заливающие светом стены). Вторая группа светильников — функциональные: настольные лампы, точечная подсветка, торшеры для чтения. Третья группа — акцентная подсветка — направленные споты, подсветка полок и картин. И четвёртая группа — это декоративный свет, то есть когда сам светильник является декоративным объектом.
Татьяна Аленина
Я сначала спрашиваю своих заказчиков, как они проводят время в гостиной. Может быть, все вместе смотрят телевизор, может, играют, например в нарды, или любят сидеть с ноутбуком рядом на одном диване. Исходя из привычек я делаю план комнаты с расстановкой мебели. И только затем планирую расстановку светильников. Так, люстра не должна висеть по центру помещения —
правильнее располагать её в центре диванной зоны (а именно по центру журнального стола). Только определившись с расстановкой мебели, вы сможете правильно спланировать выключатели, розетки и найти правильное положение для светильников. Никак иначе.
Далеко не в каждой гостиной уместна люстра. Люстра хорошо смотрится в пространстве правильной формы в классическом стиле; она должна быть некой центральной осью, вокруг которой строится вся гостиная. Если же ваша гостиная неправильной формы, от люстры лучше отказаться — точечные направленные светильники дадут достаточно света и позволят не искать некую ось или центр пространства (мебель с такими светильниками может быть расставлена более свободно, хаотично). На мой взгляд, точечные и направленные светильники подходят современным интерьерам куда лучше люстры.
Если нет возможности купить в гостиную дорогую, авторскую люстру в классическом понимании или она не подходит по стилю, ваш выбор — абажур с шестью или восемью лампами. Да-да, абажур под потолком — прекрасное, современное решение. Важно: ткань абажура не должна быть искусственной — лучше лён или шёлк.