54mebel.ru

Мебель в интерьере
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стекло, глазурь, эмаль

Стекло, глазурь, эмаль

Резкую границу в определениях стекла, глазури и эмали провести трудно.

  • Глазурь и эмаль — это стекла, причем последнее из них заглушено (непрозрачно).

Эмалевый расплав более вязок и меньше растворяет в себе красителя, чем глазурный.

При низкой температуре вязкость расплавленных стекол настолько велика, что они становятся твердыми. Но, в противоположность истинно твердым веществам, которые кристалличны (анизотропны), т. е. обладают пространственной решеткой с определенной ориентацией молекул (ионов) в пространстве, и, как правило, имеют определенную точку плавления, — стекло аморфноподобно (изотропно).

Хлористый натрий (NaCl), например, как истинно твердое вещество, обладает механической прочностью, электропроводностью, теплопроводностью и другими физическими свойствами, заметно отличающимися в различных направлениях кристаллов.

Стекло же обладает одинаковыми свойствами во всех направлениях, а самое главное, с чем особенно приходится считаться керамисту, — оно не имеет определенной точки плавления.

При плавлении однородного кристаллического соединения, т. е. при переходе его из кристаллического состояния в расплав, наблюдается резкое нарушение хода температурной кривой плавкости.

В это время вещество, несмотря на продолжающуюся затрату тепла, как бы перестает нагреваться.

Тепло (работа) затрачивается на плавление кристаллического вещества. Только после полного его расплавления оно снова продолжает нагреваться и переходит в жидкое состояние. При отвердении происходит обратный процесс (иногда — с небольшими отклонениями). Затраченное на плавление тепло выделяется при кристаллизации вещества.

Для стекла подобная температурная кривая плавления или остывания имеет плавный, без резких скачков, вид.

Переходя из состояния внешне неподвижного («твердого») в состояние расплава, стекло постепенно изменяет свою вязкость («пластичность») и постепенно делается жидким.

Уподобляя глазурь стеклу, мы все же должны сделать некоторые оговорки. Наружный слой глазури может почти полностью сохранять строение стекла, но в плоскостях контакта с черепком оно в какой-то мере видоизменено (например, вросшими в глазурь кристаллами).

Кроме того, глазури делают специально кристаллическими и др.

Глазурное стекло, смотря по назначению глазурованного предмета, должно обладать рядом практических свойств: кислотоустойчивостью (особенно к пищевым кислотам), стойкостью к атмосферным агентам, не должно легко царапаться и др.

Глазурование или эмалирование, кроме придания изделию красивого вида, имеет целью сделать его более гигиеничным, не пропускающим воду и хорошо сохраняющим подглазурное декорирование.

Классификация и возможные определения глазурей

Большое разнообразие видов глазурей затрудняет их строгую классификацию. Поэтому мы даем лишь некоторые примеры определений глазурей.

  • Сырые глазури.

Шихтовые сырьевые материалы, измельченные до соответствующей тонкости, смешивают с водой до той или иной плотности глазурного шликера. Полученную суспензию наносят на черепок. В этом случае в состав глазури не входят растворимые в воде компоненты.

  • Фриттованные глазури.

Если состав с растворимыми в воде материалами смешать с водой, а затем нанести на черепок, то некоторая растворимая часть состава (например, сода) проникнет в поры черепка и, таким образом, изменит соотношение компонентов в сыром глазурном слое, а следовательно, и плавкость глазури.

Во избежание этого часть или всю глазурную шихту предварительно фриттуют,

  • т.е. спекают или сплавляют, в результате чего растворимые компоненты переходят в нерастворимые силикаты и другие соединения.

Фриттование делает глазурный состав более легкоплавким при повторном плавлении, т. е. при политом обжиге изделий.

Процесс созревания такой глазури несколько отличается от процесса созревания сырой глазури. Наблюдая через контрольное отверстие муфеля одновременно фриттованную и сырую глазури примерно одного состава, мы увидим, что при 750 — 800° С фриттованная глазурь более остеклована, чем сырая.

При этой температуре на фриттованной глазури можно заметить поднимающиеся и лопающиеся пузырьки воздуха, в то время как на сырой их еще не видно.

Если сделать разрез (шлиф) и посмотреть на него под микроскопом, то увидим, что в сырой глазури содержится еще много нерасплавленных частиц кварца, и только при температуре около 900° С обнаруживаются пузырьки воздуха, поднимающиеся к поверхности; количество частиц кварца уменьшается, но и при 1000° С в сырой глазури они еще останутся.

При температуре 1050 — 1100° С и там и там будет сравнительно чистое глазурное стекло, иногда чуть проросшее снизу теми или иными кристаллическими новообразованиями, например муллитом.

Последние составляют промежуточный слой между глазурью и черепком.

Определение глазурей по составу.

Названия глазурей (полевошпатовая, свинцовая, борносвинцовая, стронциевая, литиевая и т. п.) опытному керамисту говорят о многом.

  • Если глазурь полевошпатовая, то она сравнительно тугоплавка и может быть рекомендована для изделий с плотным черепком.
  • Если же глазурь, скажем, многосвинцовая или борносвинцовая, значит она легкоплавка (900 — 1000е С). Она наиболее пригодна для фаянса, майолики или гончарного товара.
Читайте так же:
Как покрасить лавочку на улице правильно деревянную

Очевидно, что определения по данному признаку ориентировочны.

Полевошпатовую глазурь можно корректировать и сделать весьма легкоплавкой.

Определение глазурей по плавкости.

Глазури делят на

  • легкоплавкие, применяемые при глазурном обжиге ниже 1230° С,
  • тугоплавкие, используемые при политом обжиге выше 1230°С.

В практике художественной керамики легкоплавкими считают глазури, плавящиеся до 1000 — 1100° С.

Определение глазурей по просвечиваемости, внешнему виду и поверхности.

Глазури делятся на

  • прозрачные
  • глухие (непрозрачные).

Прозрачные глазури усиливают цвет черепка и глубину декора.

Под глухими глазурями цвет черепка не виден, но при тонком слое он кажется слегка смешанным с цветом глазури; это достигается добавлением разных веществ, действие которых подобно действию глушителя, такого, как окись олова.

Известные дельфтские изделия с желтоватым черепком, покрытые оловянной глазурью (эмалью), выглядят весьма белыми и в свое время имитировали китайский фарфор.

Непрозрачные глазури часто называют опаковыми (разновидность глухих). Известны старинные итальянские скульптуры, покрытые подобными глазурями (Ренессанс).

Поверхности глазурей можно характеризовать так: кристаллические (цинковые), мелкокристаллические (типа авантюриновых), блестящие, матовые, кракле, с пузырчатой поверхностью и др.

К этим характеристикам иногда добавляют определение, связанное со схожестью их цвета с природным, например «коралл».

Какое покрытие микроволновки лучше выбрать

Выбирая микроволновую печь, покупатели обращают внимание на дизайн, функционал, размеры, возможность встраивания, цену. Но не стоит упускать из виду еще одну немаловажную особенность — покрытие микроволновки. Особенно, если вы собрались потратить на технику крупную сумму. Поговорим, какие лучше выбрать варианты, чтобы обезопасить себя и обеспечить бесперебойную работу СВЧ-печи долгие годы.

СВЧ с разными типами покрытий

Зачем нужно напыление

Электромагнитные волны, которые вырабатываются механизмами микроволновой печи не должны покидать камеру — это повлечет не только перерасход электричества, но и навредит человеку. Это самые важные факторы, на которые стоит ориентироваться при выборе. Но не менее важными являются и такие детали: насколько стойко напыление к стиранию, царапинам и механическому воздействию, как легко оно загрязняется и очищается и т.д.

Какие типы бывают

Выбирая внутреннее покрытие, потенциальный покупатель сталкивается с четырьмя различными вариантами:

  • эмаль (пищевая);
  • керамика и БИО-керамика;
  • из нержавейки;
  • акрил.

Термостойкая эмаль

Самая выгодная с точки зрения себестоимости. С нее легко отмыть жир, а скачки температуры ей не страшны. Исключение составляет лишь слишком высокая температура, сохраняющаяся в камере долгое время. Если стоит цель купить многофункциональную модель с опциями гриля и конвекции, а не соло микроволновку , не стоит останавливать внимание на этом типе.

Покрытие с термостойкой эмалью

Достоинства:

  • практичность;
  • стойкость к скачкам температуры;
  • невысокая цена;
  • простой уход за поверхностью без спецприспособлений и навыков.

Недостатки:

  • служит недолго;
  • не готова долго держать высокие температуры;
  • не стойка к повреждениям механического характера.

На заметку! Компания «Самсунг» выпустила линейку новых микроволновок с Easy Clean. Это та же эмаль, просто, по заверению изготовителя, очищать ее в 10 раз легче.

Нержавеющая сталь

Камера из нержавеющей стали без проблем перенесет любые режимы на самых высоких температурах. Но добиться идеальной частоты ежедневно будет нелегко. Жир, остающийся на стенке после готовки пищи, отмывается только с использованием специализированных средств. Чтобы избавиться от пятен, разводов или подтеков, нужно будет приложить усилия.

Нержавеющее покрытие СВЧ печи

Достоинства:

  • внушительный эксплуатационный срок;
  • стойкость к повреждениям;
  • к температурным перепадам;
  • к долгому воздействию высокой температуры.

Недостатки:

  • требует ухода;
  • налипает жировой трудноудаляемый налет;
  • спустя годы использования цвет тускнеет, меняется.

Керамика и биокерамика

В принципе это одно и то же с небольшой поправкой: биокерамическая эмаль появилась относительно позже керамики.

Керамическая камера признана одной из лучших — на нее практически не налипает жир благодаря идеальной гладкости напыления. Очистка не отнимает усилий. Прочность материала на высоте, но механического воздействия лучше избегать, чтобы не появилось сколов и трещин.

СВЧ с керамическим покрытием

Ряд экспертов утверждает, что именно в камере с биокерамическим покрытием лучше всего сохраняется питательная ценность, витамины и прочие полезные вещества продуктов.

Достоинства:

  • стойкость к механическому воздействию;
  • не образуется жирный налет;
  • сохраняет теплоту воздуха при приготовлении пищи;
  • препятствует пригоранию продуктов;
  • отличается антибактериальными свойствами;
  • долговечна;
  • просто ухаживать и очищать;
  • сохраняет пользу продуктов.

Недостатки:

  • относительно высокая цена, по сравнению с СВЧ-печками с аналогичным функционалом и другим типом покрытия;
  • хрупкость — могут появиться сколы или трещины, требует бережного обращения.

Акрил

Это недавно изобретенная технология, не получившая должного распространения. Акриловые камеры используются только в недорогих вариантах СВЧ-печей, мощность которых не превышает 1400 Вт. Они смогут подогреть обед, разморозить полуфабрикат, порадовать вас горячим бутербродом — но не более.

Читайте так же:
Паспарту для мебели

Материал плох тем, что работает только на низкой мощности.

Как покрасить микроволновку

Если годы использования СВЧ-печи уже позади, а слой эмали медленно уходит в небытие, его можно попробовать восстановить самостоятельно, используя вполне доступные материалы.

СВЧ в плохом состоянии

Выбор средства

Чаще всего при появлении непоправимых дефектов внутреннего покрытия, пользователи «прощаются» со старой помощницей и отправляются за новой. Но есть люди, в руках которых восстанавливается любая техника. Для таких умельцев у нас есть полезные советы по покраске микроволновой печки изнутри.

Начинать нужно с выбора краски, которая должна соответствовать некоторым критериям:

  • Не выделять токсинов при нагреве.
  • Быть устойчивой к влажности и температурным колебаниям.
  • Совпадать с «родной» цветовой гаммой электроприбора для гармоничности (но не обязательно).

Какие краски подходят

Прежде чем покрыть камеру внутри, изучите ассортимент красок, подходящих для этой затеи.

Спецкраски органические пищевые

Идеальный выбор, но цена «кусается». Состав устойчив к любым воздействиям: скачкам температур, спиртовым парам, кислотам, влажности. Для организма человека они абсолютно безвредны, потому что состав разработан специально для использования в пищевой промышленности. Безупречно лягут ровным слоем на металл, алюминий.

Эмаль БЭП для перекраски покрытия

Эмалевыми составами для пищепрома обычно окрашивают емкости под питьевую воду, поэтому можете не беспокоиться за их экологическую чистоту. Краски, о которых идет речь, состоят из цинкового порошка и спиртового раствора, прошедшего специальную обработку.

Факт! Эмаль предотвращает коррозионные процессы в СВЧ-печи благодаря «холодному цинкованию», способны переносить температуру до 100 градусов, стойки к влаге.

Электропроводные

В составе вы можете обнаружить цинк, алюминий, серебро или шунгит. Высыхая, слой приобретает стойкость к окружающей среде, способен переносить t° до 200 градусов. Задействуется в покрытии печей редко из-за высокой стоимости.

Антикоррозионная термостойкая эмаль

На основе шунгита

Шунгит — это порода, отличающаяся шикарными энергосберегающими свойствами. В 1000 кг этого материала содержится 300 кг шунгитового углерода, активные свойства которого выше, чем у кокса. Он плотный, прочный, электропроводный, поэтому основы, как антистатические, так и термостойкие, из него выходят то, что надо. Смело берите такие краски для СВЧ-печи.

Шунгитовое покрытие для СВЧ

Автомобильный акрил

Дешево и сердито. Требует зашкуривания ржавчины, обезжиривания поверхности. Выпускается в балонах: одного хватает на одну печку.

Покрытие из автомобильного акрила

Процесс покраски

Здесь вы вряд ли узнаете что-то новое, но на всякий случай изучайте этапы покраски:

  1. Подготовьте поверхность, зачистив камеру листом наждачки. Выровняйте пузырящуюся поверхность.
  2. Обезжирьте камеру спиртом или его раствором.
  3. Нанесите краску.
  4. Оставьте камеру открытой до полной просушки.

Теперь вы знаете о покрытиях микроволновых печей все: какие они бывают, в чем их особенности, как восстановить своими руками. Удачного выбора или ремонта вам!

Керамика

Керамика (керамические коронки) — это самый совершенный вид протезирования фронтальных зубов. Керамика обладает высокой прочностью, не имея в составе металла, а также максимальной схожестью с натуральными зубами. Материал не вызывает аллергию и считается биологически безвредным.

Особенности

Керамику стоматологи используют для того, чтобы скрыть дефекты зубов, а также возобновить их функционирование после разрушения или повреждения.

Структура керамики с одной стороны напоминает стекло, а с другой похожа на кристалл. В зависимости от содержания в керамике различных веществ она может обладать разными свойствами.

Состав керамики совершенствуется. Если раньше она устанавливалась только на передние зубы, то сейчас установка возможна и на жевательные.

Преимущества

  • Эстетичный внешний вид коронок, которые не отличить от настоящих зубов
  • Керамика не вызывает аллергию и обладает 100% приживаемостью с зубной тканью
  • Лёгкий уход за керамикой и гигиеничность благодаря её гладкой поверхности
  • Идеальное прилегание к зубу, что не провоцирует возникновение и развитие кариеса
  • Керамику комфортно носить, практически не чувствуется на зубах благодаря маленькому весу
  • Минимальное обтачивание зубной эмали перед установкой
  • Керамика устойчива к красящим продуктам, поэтому долго сохраняет свой цвет
  • В отличие от других видов протезирования не вызывает у пациента неприятных вкусовых ощущений
  • Обладает хорошей амортизацией
  • Не травмирует дёсны

Классификация керамики

По материалу изготовления

  • Цельнокерамические (форфоровые). Благодаря наличию в составе форфора коронки хорошо пропускают свет, а также обладают высокой прочностью и гипоаллергенностью. Идеально прилегают, передают прозрачность и цвет натуральных зубов. Из минусов стоматологи выделяют хрупкость изделия и высокую стоимость. Не рекомендуется употреблять слишком твёрдые продукты.
  • Цельноциркониевые (оксид и диоксид циркония). Цельноциркониевые коронки не скалываются, поэтому можно устанавливать их как на передние, так и на жевательные зубы. Этот вид керамики характеризуется сверх прочностью, не имея в составе металла, идеальной точностью прилегания, эстетикой и биосовместимостью с тканями зуба. Можно использовать даже при бруксизме (скрежет зубами).
Читайте так же:
Babyton smart инструкция

По применению керамики в стоматологии

  • Виниры. Виниры — это керамические накладки на зубы. Применяются для улучшения внешнего вида зоны улыбки пациента, а также для устранения дефектов, например щели между зубами. Перед установкой эмаль зуба стачивается и восстановить её невозможно.
  • Вкладки. Вкладки — это маленькие протезы, используемые для коррекции зубов, имеющих повреждение. Можно использовать при разрушении третьей части зуба, так как обладают хорошей прочностью и плотностью. У вкладок отсутствуют микропоры, поэтому кариес не развивается повторно. Устанавливаются с помощью специального клея, фиксирующего вкладку на поверхности зуба.
  • Керамические коронки. Керамические коронки максимально естественные, подходят для восстановления передних зубов. Благодаря высокой прочности устанавливаются теперь и на боковые зубы с высокой жевательной нагрузкой.

Изготовление керамики

Для изготовления керамики используются такие технологии, как обжиг, литьё, прессование и CAD/CAM.

Обжиг

Для обжига керамики используется специальная огнеупорная модель, которая благодаря содержанию фосфорных соединений способна выдержать высокую температуру. Эта технология позволяет изготовить точные конструкции за короткий срок.

Литьё

Эта технология основывается на центрифугирование по огнеупорным формам. Главным преимуществом литья является отсутствие микропор на протезе, что облегчает его полирование, а также обеспечивает идеальное прилегание. Минусы технологии — это отсутствие возможности сделать цельные мостовидные протезы.

Прессование (Empress)

Прессование с помощью системы Empress сделало реставрирование поврежденных коронок различных групп зубов возможным, при том, что учитываются индивидуальные особенности оттенка зубов пациента. Керамика, изготовленная этим способом, полностью имитирует восковой слепок, создавая 100 % прилегание.

Процесс изготовления выглядит так: материал Empress заливается в форму под давлением и предварительно нагретой до температуры свыше 1000 градусов, затем коронка обжигается, и на неё наносятся дополнительные слои керамики.

Этот метод обладает абсолютной точностью и прочностью изготавливаемой конструкции.

CAD/CAM

Самый современный способ проектирования и создания протезов из керамики. Благодаря компьютерной программе без слепков создаётся 3d-модель, которая с точностью повторяет реставрирующий зуб. Затем фрезировальный станок автоматически изготовляет керамическую коронку. Реставрация CAD/CAM не темнеет, не вызывает аллергии и выглядит естественно.

Показания и противопоказания

Устанавливать керамику рекомендуется, когда у пациента отсутствует более одного зуба, имеется несовершенства зубного ряда и внешний вид не является достаточно эстетичным. Также реставрация проводится на повреждённых зубах.

Стоматологи не советуют осуществлять протезирование во время и после острых заболеваний, когда организм ослаблен, а также при воспалении ротовой полости.

Следует воздержаться от керамики в случаи беременности и остеопороза (снижение плотности костей, большой риск переломов).

Установка протезов

  • На самом первом приёме осуществляется предварительный осмотр ротовой полости на предмет наличия противопоказаний и оценивается качества зубов. Если есть кариес или старые пломбы, то пациента отправляют на лечение.
  • На следующем этапе реставрируемую часть стоматолог подгоняет под размер коронки, спиливая эмаль.
  • После снимаются слепки, и уже на подготовленный зуб устанавливается пластмассовая конструкция, которая сцепляется цементом на некоторое время.
  • Следующим действием является выбор подходящего цвета керамики и изготовление конструкции.
  • Теперь коронка примеряется и закрепляется особым цементом.

Уход за керамикой

Уход за керамикой ничем не отличается от ухода за натуральными зубами.

  • Необходимо чистить зубы два раза в день
  • Следить за тем, чтобы после еды на зубах ничего не оставалось, особенно в межзубном пространстве и на дёснах. Рекомендуется проводить ополаскивающие процедуры и использовать зубную нить
  • Контролировать индекс абразивности (уровень отбеливания) зубной пасты, так как это может разрушить керамическую эмаль
  • Не следует грызть жёсткие предметы (ногти, морковь, орехи и другие).

Срок службы керамики составляет 5—7 лет, но при должном уходе можно увеличить срок до 10 лет.

Эмаль

Эмаль — тонкое стекловидное покрытие на поверхности металла, получаемое высокотемпературной обработкой.

В художественной керамике эмалями иногда называют непрозрачные (глухие), обычно белые, блестящие глазури за их свойство перекрывать цвет керамического черепка.

  • В переносном смысле эмалями нередко называют практически все стекловидные покрытия по металлам, используемые в бытовых целях (эмалированная посуда, ванна и т. д.).

Содержание

История [ править | править код ]

Эмальерное дело начиналось в Древнем Египте и Византии и только к началу XII века пришло в Европу через Германию. Но вскоре из-за технической и технологической трудоёмкости пришло в упадок и лишь в XIX веке возродилось в эпоху господства стиля «модерн» в Париже, Брюсселе, Вене.

Первое упоминание о русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена в Московии все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке старинное название «финифть» сменилось на новый термин «эмаль». В России развитие эмальерного дела относится к XVI—XVII векам, а расцвет его как искусства, связан с Сольвычегодской («усольской») расписной эмалью. С XVIII века это ремесло получило развитие в Ростове Великом (ростовская финифть), где изготовлялись иконы и другие изделия в технике эмали уже на основе эмалевых красок из отечественных материалов, разработанных М. В. Ломоносовым. Был учреждён эмальерный класс в Императорской Академии Художеств (впервые упомянут в 1781 году). На рубеже XIX—XX веков изделия из серебра и эмали стали изготовлять ювелирные фирмы К. Фаберже, И. П. Хлебникова, П. А. Овчинникова, Грачёвых.

Читайте так же:
Как сделать вешалку для члена

События революции 1917 года в России привели к спаду в эмальерном искусстве. Но впоследствии центром возрождения эмали становится и остаётся по настоящее время Ростов Великий, где есть собственная школа художников и фабрика по изготовлению различных украшений из финифти и сюжетной миниатюры [1] .

Эмалис [ править | править код ]

Эмалис — музей и школа эмальерного искусства в Ярославле в 1992 году [ значимость факта? ] . «Эмалис» открыл новую современную ярославская школу по работе с горячей эмалью [2] [3] . С 1998 года в «Эмалисе» проходят ежегодные практические симпозиумы по работе с эмалями, в которых принимают участие художники из 28 городов России, а также художники из Бельгии, Голландии, Германии, Испании, Италии и Японии. Центром организовано и проведено 28 симпозиумов, организовано более 100 выставок, из которых около 20 — международные [4] . На базе «Эмалиса» проводится программа прохождения практики по обучению эмальерному искусству студентов Екатеринбургского университета (с 2008).

Эмаль в искусстве Китая и Японии [ править | править код ]

В Китай перегородчатая эмаль, вероятно, пришла из Персии к началу Минской династии (1368-1643). В этой технике изготовлялись вазы, блюда, декоративные панно, а также культовые сосуды. С всё более широким распространением употребления нюхательного табака во второй половине 18 века, в период правления императора Цяньлун перегородчатой эмалью украшались и табакерки в форме флаконов, однако их производство не носило массового характера ввиду технической сложности при изготовлении маленьких объектов.

Роспись эмалевыми красками по металлу, изобретённая в Европе в 16 веке, была принесена в Китай миссионерами-иезуитами в начале 18 века и вызвала большой интерес у ценителя искусств императора Канси. В 1713 году он распорядился основать в Пекине императорскую мастерскую эмалевой росписи, которая поначалу испытывала большие технические трудности. С целью их преодоления были вызваны мастера из Кантона (Гуанчжоу), где, по-видимому, подобные мастерские к тому времени уже существовали. В 1717 году в Пекин прибыл французский мастер-эмальер Жан-Батист Гравро, благодаря которому техника эмалевой росписи была существенно улучшена. Металлической основой для эмалевой росписи обычно служила медь, покрывавшаяся несколькими слоями одноцветной, как правило, белой эмали, служившей фоном для росписи. Помимо удовлетворения потребностей внутреннего рынка, в Кантоне был налажен массовый экспорт предметов декоративно-прикладного искусства в Европу, ставших известными под общим названием «кантонская эмаль».

В Японии техника перегородчатой эмали была известна ещё в период Эдо, однако её взлёт наступил уже в эпоху Мэйдзи с открытием страны для внешнего мира. В 70-х годах 19 века японская перегородчатая эмаль ещё выполнялась в китайском стиле, но уже в 80-х годах японские мастера развили оригинальный национальный стиль, эстетика которого резко отличалась от китайской. Выдающуюся роль в технологическом развитии японской перегородчатой эмали сыграл немецкий химик Готфрид Вагенер (1831-1892). Эпоха высшего расцвета искусства японской перегородчатой эмали длилась всего около 40 лет (1880-1920), но в это время были созданы непревзойдённые шедевры. Его выдающимися представителями были Намикава Ясуюки (1845-1927), Хаяси Кодэндзи (1831-1915), Намикава Сосукэ (1847-1910), Кавадэ Сибатаро (1856–1921) и Гонда Хиросукэ (1865-1937).

Технология [ править | править код ]

Эмаль представляет собой стекловидный порошок, получаемый измельчением стекловидных пластин до необходимой фракции. Измельченная в порошок эмаль смачивается водой до нужной консистенции и наносится в ячейки. Работа обжигается в печи или производится локальный обжиг эмали в каждой ячейке посредством газовой или бензиновой горелки. Разные виды и цвета эмали требуют и разную температуру обжига, которая колеблется в диапазоне от 700 до 900 градусов по Цельсию. После обжига, порошок эмали сплавляется в цветной стекловидный слой, в зависимости от типа эмали: прозрачный, или так называемый «глухой» — цветной непрозрачный слой эмали. Во время обжига эмалевый слой подвергается усадке, будучи насыпан до обжига по верхний край перегородки, он «опускается», становится ниже перегородки. Для полного заполнения ячейки требуется неоднократный обжиг и пополнение обжигаемой эмали в ячейке. В зависимости от сложности композиции и задач, стоящих перед мастером, работа подвергается от пяти до ста обжигам. Мастер не имеет возможности вмешиваться во взаимодействие эмали и высокой температуры, он может лишь основываясь на опыте и интуиции регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения из эмали. В последние десятилетия XX века техника горячей эмали вышла за рамки традиционного круга своего применения. Горячая эмаль сочетает в себе много различных техник и способов обработки, как металла, так и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений, как декоративных, так и сложно-живописных.

Читайте так же:
Соединить фасады между собой

Виды эмалей [ править | править код ]

Технические эмали для бытовых изделий (посуда) и для специального назначения.

Ювелирная эмаль — легкоплавкое прозрачное или глухое стекло, которое наносят на медь, серебро, золото, реже на алюминий при температуре 500—800 °C.

Выемчатая эмаль — относительно простая техника: на пластине-основе гравируется, чеканится или выпиливаются углубления, которые потом заполняют эмалью разных цветов. В производстве бижутерии используются штампованные заготовки или заготовки, изготовленные литьем.

Перегородчатая эмаль — сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации. Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки «на торец». Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.

После этого эмаль шлифуется и окончательно отполировывается таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей. Полученное разноцветное изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями.

Витражная, или оконная, эмаль — разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Своё название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как насквозь просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнёздах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла.

В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической формы (каркаса), полученный или выпиливанием в металле, или путём монтирования и пайки из сканой (скрученной) проволоки. Металлический каркас для витражной эмали делают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью.

В производстве витражной эмали обжиг изделия производится каждый раз после нанесения очередного слоя эмали.

Расписная эмаль имеет много общего с живописью. На пластину-основу наносится защитный слой эмали, по которому производится роспись жаропрочными красками. Защитным слоем служит фондон — бесцветная прозрачная эмаль, образующая блестящее покрытие на изображении после обжига.

Сеяная эмаль выполняется поочерёдным распылением порошков разноцветных эмалей на основу-трафарет. Каждый слой закрепляется клеем.

Составы эмалей [ править | править код ]

Эмаль по одному из старинных рецептов приготавливается из одной части кварцевого песка, одной части борной кислоты и двух частей свинцового сурика. Для придания цвета добавляются пигменты: окись кобальта (синий-чёрный), окиси кадмия (красный), окиси меди (зелёный).

Современные эмали состоят из диоксида кремния, борного ангидрида, окиси титана, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, цинка, свинца, различных фторидов. Эмалевые покрытия используются везде, где необходимо добиться долговременной химической стойкости покрытия — трубы, химические реакторы и т. д. [5]

Применение [ править | править код ]

Для нанесения шликера в производстве эмали используют различные способы: окрашивание погружением, обливом, пульверизатором, электростатическое нанесение. После сушки эмаль обжигают (сплавляют) при температурах от 750 до 950 °C.

Применение эмали для защиты чёрных металлов от коррозии в ряде случаев позволяет заменить дорогостоящие сплавы. В этом случае в качестве основы можно использовать обычное железо (точнее, недорогую низкоуглеродистую сталь).

Галерея [ править | править код ]

Эмалированная стальная кружка со сколами белой эмали в местах деформации

Чугунная ванна, покрытая белой эмалью

Октябрятский значок. Красная и белая эмаль, латунь. Латвия

Ваза с декоративным многоцветным эмалевым покрытием по технологии перегородчатой эмали

Иисус Христос (эмалевая миниатюра Пала д’Оро)

Орден Отечественной войны I степени. Рубиново-красная и белая эмаль, золото.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector