54mebel.ru

Мебель в интерьере
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каким способом образовано слово диван кровать

Диван

Дива́н (от ср.-франц. divan — ложе [1] ) — жёсткий, полужёсткий, полумягкий или мягкий [2] предмет мебели со спинкой, предназначенный для сидения нескольких человек [3] или лежания.

Может входить в набор мебели для отдыха, в комплекте с другими предметами, креслами [4] , подставками для ног (пуфиками), журнальным столиком и др.

Содержание

Происхождение названия [ править | править код ]

Слово «диван» появилось не позднее XVI века и означало на фарси, на турецком и арабском языках сначала «исписанные листы бумаги» или «списки» [5] , затем этим словом стали обозначать учётные книги, потом канцелярии и в конце концов типичную для подобных учреждений мебель — длинные скамьи с мягкой набивкой [6] .

Трансформируемая мебель [ править | править код ]

Диван часто является одной из конфигураций трансформируемой мебели: раскладной диван-кровать или диван, преобразуемый в кушетку и кресла [7] .

Основные части, детали и применяемые материалы (в современных диванах) [ править | править код ]

Каркас-основа [ править | править код ]

Каркас дивана — это спроектированная определённым образом конструкция, которая принимает основную часть нагрузки при эксплуатации изделия. Несущая часть состоит из деревянных деталей: брусков и досок. В основном, для изготовления данных несущих деталей применяются сосна, ель, берёза, ольха.

В качестве щитовых элементов и элементов заполнения рамок каркаса используют детали из фанеры, ДСП, ДВП.

Мягкие элементы и настилочные материалы [ править | править код ]

Основным настилочным материалом при изготовлении мягкого элемента часто является пенополиуретан (ППУ), который имеет разную плотность и рассчитан на разные нагрузки. Разные марки ППУ применяются в разных частях дивана, например: белый пенополиуретан применяют для декоративных элементов, который не несут нагрузки (боковые стенки, задняя стенка и т. д.), также он может использоваться как упаковочный материал; марки, способные выдерживать значительные нагрузки в течение всего срока эксплуатации (15 лет) применяются на сиденье.

Эластичные мебельные ремни применяются для распределения нагрузки на каркас при эксплуатации. Они имеют разную степень растяжения, что позволяет правильно подбирать степень мягкости изделия.

В подушках и боковых конструкциях могут применяться нетканые полотна, пласты и «шарики».

Отделка [ править | править код ]

Обивочные ткани [ править | править код ]
  • Шенилл — классифицируется как ткань с разрезным ворсом. Шенилловая пряжа используется в плетении Лэно (вид ажурного плетения, напоминающий кружево) для хлопка, шёлка, шерсти и других производных тканях, которая режется вдоль основы, что создаёт полосы ворса (шенилловые полосы), а затем используются как уто́к в текстиле, который может быть одно- и двусторонний. Шениллы имеют сложный состав (натуральные и синтетические волокна), примерно 50 % — хлопок, 50 % — синтетика и относятся к группе мебельных тканей со сложным рисунком плетения, имеющие в структуре одну или несколько шенилловых нитей. Шенилловая нить (созданная плетением простой и пушистой нитей) становится практически нерастяжимой и хорошо встаёт в общую структуру ткани.
  • Велюр — это ткани, которые получают при переплетении пяти нитей, четыре из них попарно образуют верхнюю и нижнюю основы, а пятая — образует ворс. Далее ткани между двух образованных основ режутся и отделяются, таким образом, друг от друга, образовывая два рулона ткани с ворсистой поверхностью.
    Ворс может быть расположен вертикально по всей ткани или на отдельных участках приглажен в одну сторону. Ворс отделывают тиснением, расчёсывают по трафарету или укладывают в виде разнообразных рисунков, поэтому велюр может быть гладким, фасонным, тиснёным и др.
    Для обивки мягкой мебели применяются велюры хлопчатобумажные и шерстяные. Хлопчатобумажный велюр имеет две основы. Плотность основы больше плотности утка́. Полотно велюра состоит из нитей вискозного шёлка и штапельной или шерстяной пряжи.
  • Флок (заменитель бархата) — это обивочная ткань с основой из полиэстра и хлопка (обычно 35 % — хлопок, 65 % — синтетика), на которую электростатическим способом наносится ворс. Сначала изготавливается канва из хлопковой нити редкого полотняного переплетения («сеточка»). Она пропитывается клеем и растягивается в электромагнитном поле, где на неё напыляется ворс. В результате получается ворсовая ткань нейтрального белого цвета. Потом ткань окрашивается печатным способом.
  • Гобелен — одна из тех натуральных природных обивочных тканей. Гобелен отличает правильное переплетение пряжи с фигурой или орнаментальная композиция и множество различных оттенков и расцветок. Его можно стирать.
  • Жаккард — ткань со сложным рисунком и рисунком крупного рапорта (вертикальный и горизонтальный повтор рисунка). Это достигается путём переплетения нитей основы (продольных) и утка́ (поперечных) в заранее определённом порядке. По составу сырья ткань может быть однородной, скажем, вискозной или полиэстерной, или быть смешанной, например, полиэстер с вискозой, хлопком или акрилом.
Читайте так же:
Детская кровать с дельфином и ящиками схема сборки
Кожа [ править | править код ]
  • Кожа натуральная (см. кожа) является основным облицовочным материалом для изготовления высококачественной, «престижной» мягкой мебели.
  • Искусственная кожа (кожезаменитель, кожзам) — материал с односторонним монолитным или пористым ПВХ покрытием на хлопчатобумажных и полиэфирных трикотажных основах. В зависимости от назначения, выпускается с поливинилхлоридным и комбинированным поливинилхлорид-полиуретановым покрытием различной толщины, то есть путём соединения плёнки поливинилхлорида или полимерных полиэфирных материалов с различными основами — трикотажной, тканой или нетканой.
Искусственный мех [ править | править код ]

Искусственный мех применяется в основном при изготовлении диванных подушек или при отделке.

Диванная подушка [ править | править код ]

Является комплектующим изделием для обеспечения дополнительного комфорта, а также имеет декоративную функцию. В отличие от обычной подушки не предназначена для сна.

Словообразование и орфография
Основные способы образования слов в русском языке

1. Укажите вариант ответа, в котором указаны все слова, образованые суффиксальным способом.

2. Укажите способ образования слов подберёзовик, сокурсник.

3. Укажите способ образования слов самолёт, пароход, ледокол.

4. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

5. Укажите слово, образованное приставочным способом.

6. Укажите слово, образованное сложением слов.

7. Укажите слово, образованное суффиксальным способом.

8. Укажите способ образования слова вход.

9. Укажите ряд, в котором все слова образованы суффиксальным способом.

1) приятный, опёнок, синь

2) водолаз, булочная, тишь

3) волейболист, прыгун, пустота

4) ключик, берёзонька, дядя

10. Укажите неверное утверждение.

1) слово автозаводско́й образовано суффиксальным способом

2) слово тишь образовано бессуффиксным способом

3) слово диван-кровать образовано сложением основ

4) слово поехать образовано приставочным способом

Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 15.

(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и до этого садился в ванну, и тысячи людей до него делали то же самое. (3)Но до того исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он удивился — он задумался. (6)А когда он задумался — он открыл великую тайну природы. (7)Наверное, открытия совершают даже не те, у кого ума палата, а прежде всего неравнодушные люди.

(По Г. Скребицкому)

11. Напишите способ образования слова почувствовал.

12. Выпишите из предложения 7 слово, образованное приставочным способом.

13. Определите тему и идею текста.

14. Озаглавьте текст.

15. Напишите, что вы знаете о великих открытиях, или ответьте на вопрос: «Почему важно уметь удивляться?»

1. Укажите неверное суждение.

1) слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним морфем

2) слова могут образовываться сложением слов

3) один из способов образования слов в русском языке называется бесприставочным

4) один из способов образования слов в русском языке называется бессуффиксным

2. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

1) сапожок, зубной, землянка

2) вбежать, красавец, глупыш

3) дипломник, циркач, предыстория

4) вредитель, баловень, прародина

3. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?

1) сыграть, подполковник, передумать

2) соразмерный, зааплодировать, представление

3) развесёлый, прабабушка, подставка

4) поумнее, прескверный, буквенный

4. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?

1) изголодаться, предвоенный, дисгармония

2) всмотреться, подводный, контратака

3) подснежник, загривок, подоконник

4) настольный, заморский, соавтор

5. Укажите слово, образованное бессуффиксным способом.

6. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке: гора — горный — . — горняцкий!

7. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

Читайте так же:
Загадка про кровать для квеста

1) томить — утомить — утомительный — утомительно

2) чёрный — чернеть — почернеть — почерневший

3) цена — ценить — оценить — переоценка

4) душа — душевный — задушевный — задушевность

8. Укажите ряд, в котором словообразовательная цепочка построена верно.

1) круг — округ — окружность — окружной

2) круг — округ — окружной — окружность

3) округ — круг — окружной — окружность

4) круг — окружность — округ — окружной

9. Укажите ошибочное суждение.

1) слово ход образовано бессуффиксным способом

2) слово ходок образовано суффиксальным способом

3) слово исход образовано приставочным способом

4) слово ходить образовано приставочно-суффиксальным способом

10. Укажите неверное суждение.

1) слово листопад образовано бессуффиксным способом

2) слова в русском языке могут образовываться переходом из одной части речи в другую

3) слова домик и домище образованы суффиксальным способом

4) слово подосиновик образовано приставочно-суффиксальным способом

Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 15.

(1)Под жарким июльским солнцем я уплываю по ручью к небольшому лесному озеру. (2)Оно почти заросло травой. (3)Лес далеко отступил от воды, и озеро кажется тихим и уютным прудом, останавливаю лодку и слушаю спокойную лесную тишину.

11. Выпишите из предложения 3 слово самостоятельной части речи без окончания.

12. Выпишите из предложений 2 и 3 слова с нулевым окончанием.

Ответ: лес, отступил

13. Определите тему и идею текста.

14. Озаглавьте текст.

15. Напишите сочинение по данному тексту. Ответьте на вопрос: «Что чувствует человек, слушающий спокойную лесную тишину?»

Тест Основные способы образования слов в русском языке 6 класс

Тест Основные способы образования слов в русском языке для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, Часть С). В части А — 10 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 3 задания.

Часть А — задания с выбором ответа
Часть В — задания с кратким ответом
Часть С — письменные ответы на вопросы

1 вариант

A1. Укажите вариант ответа, в котором слово образовано суф­фиксальным способом

А) белизна
Б) синий
В) порез
Г) беловатый

1) В, Г
2) Б, В
3) А, Г
4) Б, Г

А2. Укажите способ образования слов: подберёзовик, сокурсник

1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) сложение

А3. Укажите способ образования слов: самолёт, пароход, ледокол

1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) сложение

А4. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

1) бездельник
2) сестрица
3) конечный
4) матушка

А5. Укажите слово, образованное приставочным способом

1) приключение
2) потемнеть
3) здание
4) стульчик

А6. Укажите слово, образованное сложением слов

1) плащ-палатка
2) сухофрукт
3) сталевар
4) вечерок

А7. Укажите слово, образованное суффиксальным способом

1) подлещик
2) безвкусица
3) водяной
4) безводный

А8. Укажите способ образования слова вход

1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) бессуффиксный

А9. Укажите ряд, в котором все слова образованы суффиксальным способом

1) приятный, опёнок, синь
2) водолаз, булочная, тишь
3) волейболист, прыгун, пустота
4) ключик, берёзонька, дядя

A10. Укажите неверное утверждение

1) слово автозаводской образовано суффиксальным способом
2) слово тишь образовано бессуффиксным способом
3) слово диван-кровать образовано сложением основ
4) слово поехать образовано приставочным способом

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и до этого садился в ванну, и тысячи лю­дей до него делали то же самое. (3)Но до того исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытес­ненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он уди­вился — он задумался. (6)А когда он задумался — он открыл ве­ликую тайну природы. (7)Наверное, открытия совершают даже не те, у кого ума палата, а прежде всего неравнодушные люди.
(По С. Скребицкому)

В1. Напишите способ образования слова почувствовал.

Читайте так же:
Из чего делают кровать в террарии

В2. Выпишите из предложения 7 слово, образованное приставочным способом.

1. Определите тему и идею текста.

2. Озаглавьте текст.

3. Напишите, что вы знаете о великих открытиях или от­ветьте на вопрос: «Почему важно уметь удивляться?»

2 вариант

A1. Укажите неверное суждение

1) слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним морфем
2) слова могут образовываться сложением слов
3) один из способов образования слов в русском языке на­зывается бесприставочным
4) один из способов образования слов в русском языке на­зывается бессуффиксным

А2. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

1) сапожок, зубной, землянка
2) вбежать, красавец, глупыш
3) дипломник, циркач, предыстория
4) вредитель, баловень, прародина

А3. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?

1) сыграть, подполковник, передумать
2) соразмерный, зааплодировать, представление
3) развесёлый, прабабушка, подставка
4) поумнее, прескверный, буквенный

А4. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?

1) изголодаться, предвоенный, дисгармония
2) всмотреться, подводный, контратака
3) подснежник, загривок, подоконник
4) настольный, заморский, соавтор

А5. Укажите слово, образованное бессуффиксным способом

1) по-прежнему
2) заводской
3) ответ
4) подберёзовик

А6. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке гора — горный — … — горняцкий?

1) горка
2) пригорок
3) гористый
4) горняк

А7. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

1) томить — утомить — утомительный — утомительно
2) чёрный — чернеть — почернеть — почерневший
3) цена — ценить — оценить — переоценка
4) душа — душевный — задушевный — задушевность

А8. Укажите ряд, в котором словообразовательная цепочка построена верно

1) круг — округ — окружность — окружной
2) круг — округ — окружной — окружность
3) округ — круг — окружной — окружность
4) круг — окружность — округ — окружной

А9. Укажите ошибочное суждение

1) слово ход образовано бессуффиксным способом
2) слово ходок образовано суффиксальным способом
3) слово исход образовано приставочным способом
4) слово ходить образовано приставочно-суффиксальным способом

A10. Укажите неверное суждение

1) слово листопад образовано бессуффиксным способом
2) слова в русском языке могут образовываться переходом одной части речи в другую
3) слова домик и домище образованы суффиксальным спо­собом
4) слово подосиновик образовано приставочно-суффиксальным способом

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Под жарким июльским солнцем я уплываю по ручью к небольшому лесному озеру. (2)Оно почти заросло травой. (3)Лес легко отступил от воды, и озеро кажется тихим и уютным прудом, останавливаю лодку и слушаю спокойную лесную тишину.
(По М. Пришвину)

В1. Выпишите из предложения 3 слово без окончания.

В2. Выпишите слова с нулевым окончанием.

1. Определите тему и идею текста.

2. Озаглавьте текст.

3. Напишите сочинение по данному тексту. Ответьте на во­прос: «Что чувствует человек, слушающий спокойную лесную тишину

Ответы на тест Основные способы образования слов в русском языке
1 вариант
А1-3
А2-3
А3-4
А4-1
А5-2
А6-1
А7-3
А8-4
А9-3
А10-3
В1-приставочный
В2-неравнодушные
2 вариант
А1-3
А2-1
А3-1
А4-3
А5-3
А6-4
А7-3
А8-2
А9-4
А10-1
В1-легко
В2-лес, отступил

Сложение как способ словообразования. Примеры

Сложение — это мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слож­ных слов путем соеди­не­ния целых слов, их частей, началь­ных букв и зву­ков. Способом сло­же­ния в рус­ском язы­ке обра­зу­ют­ся существительные.

Выясним, что такое сло­же­ние как спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов, рас­смот­рев спо­со­бы соеди­не­ния двух про­из­во­дя­щих основ в еди­ное целое.

Наиболее пло­до­твор­но сло­ва обра­зу­ют­ся мор­фо­ло­ги­че­ским спо­со­бом, кото­рый осу­ществ­ля­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем к про­из­во­дя­щей осно­ве раз­лич­ных аффик­сов (при­став­ки, суф­фик­са, пост­фик­са) и их ком­би­на­ций. Новое сло­во мож­но полу­чить более слож­ным спо­со­бом, а имен­но сложением.

Что такое сложение в словообразовании?

Рассмотрим суть мето­да сло­же­ния как одно­го из эффек­тив­ных мор­фо­ло­ги­че­ских спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Сам тер­мин «сло­же­ние» про­зрач­но гово­рит о том, что что-то с чем-то складывается.

Сложение способ образования слов

С помо­щью сло­же­ния воз­ни­ка­ют толь­ко слож­ные сло­ва. В сло­во­твор­че­стве участ­ву­ют как целые сло­ва, так и их части и даже началь­ные бук­вы и зву­ки сло­во­со­че­та­ний. В свя­зи с этим мож­но ука­зать сле­ду­ю­щие виды словосложения:

Читайте так же:
Фанера под матрас какой толщины

1. в еди­ное целое скла­ды­ва­ют­ся два само­сто­я­тель­ных сло­ва. Этот про­цесс сло­во­об­ра­зо­ва­ния осу­ществ­ля­ет­ся дву­мя способами:

а) без соеди­ни­тель­ной гласной

  • вагон-ресторан;
  • физик-ядерщик;
  • грусть-тоска;
  • друзья-приятели;

б) с соеди­ни­тель­ной гласной

  • пен о стек­ло;
  • шлак о блок;
  • звук о режис­сёр;
  • хлеб о завод;
  • бур е вест­ник;
  • юг о -восток;

2. соеди­не­ние части сло­ва с целым словом

  • заве­ду­ю­щий скла­дом → завскладом;
  • заме­сти­тель дека­на → замдекана;
  • тан­це­валь­ный зал → танцзал;
  • вете­ри­нар­ный врач → ветврач;

3. сло­же­ние сокра­щен­ных основ слов

  • физи­че­ский факуль­тет → физфак;
  • заве­ду­ю­щий гара­жом → завгар;
  • город­ской отдел здра­во­охра­не­ния → горздрав;

4. сло­же­ние назва­ний началь­ных букв словосочетаний

  • авто­ма­ти­че­ская теле­фон­ная стан­ция → АТС (а, тэ, эс);
  • неза­ви­си­мое телевиде­ние → НТВ (эн, тэ, вэ);
  • военно-воздуш­ные силы → ВВС (вэ, вэ, эс);
  • морской воен­ный флот → МВФ (эм, вэ, эф);
  • жизнь знаме­ни­тых людей → ЖЗЛ ( жэ, зэ, эл);

5. сло­же­ние началь­ных зву­ков слов

  • госу­дар­ствен­ный инсти­тут теат­раль­но­го искус­ства → ГИТИС;
  • москов­ский авто­мо­биль­ный завод → МАЗ;
  • сред­ства массо­вой инфор­ма­ции → СМИ

Сложение сокра­щён­ных основ слов, букв и зву­ков обра­зу­ет новое сло­во, кото­рое назы­ва­ет­ся аббревиатурой.

Как отличить сложение от суффиксации?

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­ва, а так­же выпол­няя тесто­вое зада­ние по рус­ско­му язы­ку, важ­но не при­нять любое слож­ное суще­стви­тель­ное или при­ла­га­тель­ное за обра­зо­ва­ние спо­со­бом сложения.

Многие лек­се­мы явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от слож­ных слов с помо­щью суф­фик­сов. Например, назва­ние воен­ной про­фес­сии «мино­мёт­чик» очень похо­же на слож­ное сло­во, обра­зо­ван­ное сло­же­ни­ем с помо­щью соеди­ни­тель­ной глас­ной -о-. А так ли это?

Определим, кто такой мино­мет­чик. Минометчик — это стре­лок из мино­ме­та. Вот и про­зву­ча­ло про­из­во­дя­щее сло­во «мино­мёт». Значит сло­же­ние было рань­ше, на преды­ду­щем эта­пе сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Чтобы понять это, соста­вим сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепочку:

мин а, мета ть → мино­мёт → мино­мет чик

Приведем ана­ло­гич­ные при­ме­ры суф­фик­саль­но­го спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов:

  • пар , ходи ть → паро­ход → паро­ход ств о;
  • желез о, бетон → желе­зо­бе­тон → желе­зо­бе­тон н ый;
  • сад , води ть → садо­вод → садо­вод ческ ий;
  • перв ый, откры­ва­тель → пер­во­от­кры­ва­тель → пер­во­от­кры­ва­тель ниц а.

Сложносуффиксальный способ образования слов

Очень часто сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ слов с помо­щью соеди­ни­тель­ной глас­ной сопро­вож­да­ет­ся суффиксацией.

Сложносуффиксальным спо­со­бом обра­зу­ют­ся новые лек­се­мы, когда две про­из­во­дя­щие осно­вы свя­зы­ва­ют­ся в одно сло­во соеди­ни­тель­ной мор­фе­мой с добав­ле­ни­ем суф­фик­са к послед­ней части сложения:

бел ый снег → бел о снеж н ый.

Такой спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся очень продуктивным:

  • земл я, про­хо­ди ть → земл е про­ход ец ;
  • рук а, плес­ка ть → рук о плес­ка ни е;
  • левый, берег → лев о береж н ый.

Сложение сле­ду­ет так­же отли­чать от дру­го­го спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния слож­ных лек­сем — сра­ще­ния, или слияния.

Сложение или слияние?

Слияние (сра­ще­ние) — это лексико-синтаксический спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов. Суть его состо­ит в том, что новая лек­се­ма обра­зу­ет­ся путем «скле­и­ва­ния» его компонентов:

  • наре­чия + прилагательного;
  • наре­чия + причастия.

Понаблюдаем:

  • мно­го, обе­ща­ю­щий → мно­го­обе­ща­ю­щий взгляд;
  • низ­ко, летя­щий → низ­ко­ле­тя­щий самолёт;
  • быст­ро, рас­тво­ри­мый → быст­ро­рас­тво­ри­мый кофе;
  • высо­ко, точ­ный → высо­ко­точ­ный станок.

При этом спо­со­бе в сло­во­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ют наре­чия с конеч­ным суф­фик­сом -о/-е:

  • мног о — мал о ;
  • высок о — низк о ;
  • далек о — близк о ;
  • быстр о — мед­ленн о ;
  • легк о — трудно;
  • выш е — ниж е ;

В слож­ных сло­вах нет соеди­ни­тель­ной глас­ной в отли­чие от лек­сем, обра­зо­ван­ных сло­же­ни­ем. Обратим вни­ма­ние, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство слов, обра­зо­ван­ных сли­я­ни­ем, явля­ют­ся при­ла­га­тель­ны­ми. А сло­же­ние обра­зу­ет слож­ные существительные.

Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»

Словообразование

Например, стол, ночь ☐ (производящая основа ноч-) → ночной (производная основа ночн); читать (производящая основа чита-) → читатель ☐ . Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-атьза-жиг-а-лка), так и в усечённом виде (например: рез-атьрез-ка – усекается глагольный суффикс —а-).

Читайте так же:
Двухъярусная кровать клик клак боровичи инструкция по сборке

При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным. Например, в словообразовательных парах: ночьночной; читатьчитатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре правдивыйправдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правдаправдивый.

Новые производные слова в русском языке образуются тремя основными способами:

  1. Морфологический способ (с помощью слово­образовательных морфем – приставок, суффиксов и др.);
  2. Сращение словосочетания в одно слово;
  3. Переход из одной части речи в другую.

Морфологический способ (образование новых слов с помощью словообразовательных морфем) – самый распространённый в современном русском языке.

Например: Существительное силач (основа —силач-) образовано от существительного сила (основа —сил-) с помощью словообразовательного суффикса —ач. Это суффиксальный способ словообразования. Графически образование слова силач можно обозначить следующим образом: сил-ач ☐ ← сила-а;

Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями. В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:

  1. Сложение производящих слов: диван-кровать ← диван ☐, кровать☐. При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно, ср.: на диване-кровати.
  2. Сложение производящих основ с помощью соединительной гласной: лесостепьлес-о-степь ☐ , степь ☐, лес ☐.
  3. Cложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов: комротыкомандирроты.
  4. Cложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов: облонообластнойотделнародногообразования.

Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ – это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки. Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные и наречия. Например: Умиротворитворить – сложение основ —мир-, —твори- и приставочный способ: у- – словообразовательная приставка.

Сращение, в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании. Например: Умалишённый – слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа – ума, ср.: лишённый [чего?] ума человек, ума лишённый человек.

Переход слова из одной части речи в другую. В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного). Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливаетБольной (сущ.) уже выздоравливает; зайдите в учительскую (прил.) комнату → зайдите в учительскую (сущ.). Более того, субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения. Ср.: мороженое (прил.) мясовкусное мороженое (сущ.).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector