Каким способом образовано слово диван кровать
Диван
Дива́н (от ср.-франц. divan — ложе [1] ) — жёсткий, полужёсткий, полумягкий или мягкий [2] предмет мебели со спинкой, предназначенный для сидения нескольких человек [3] или лежания.
Может входить в набор мебели для отдыха, в комплекте с другими предметами, креслами [4] , подставками для ног (пуфиками), журнальным столиком и др.
Содержание
Происхождение названия [ править | править код ]
Слово «диван» появилось не позднее XVI века и означало на фарси, на турецком и арабском языках сначала «исписанные листы бумаги» или «списки» [5] , затем этим словом стали обозначать учётные книги, потом канцелярии и в конце концов типичную для подобных учреждений мебель — длинные скамьи с мягкой набивкой [6] .
Трансформируемая мебель [ править | править код ]
Диван часто является одной из конфигураций трансформируемой мебели: раскладной диван-кровать или диван, преобразуемый в кушетку и кресла [7] .
Основные части, детали и применяемые материалы (в современных диванах) [ править | править код ]
Каркас-основа [ править | править код ]
Каркас дивана — это спроектированная определённым образом конструкция, которая принимает основную часть нагрузки при эксплуатации изделия. Несущая часть состоит из деревянных деталей: брусков и досок. В основном, для изготовления данных несущих деталей применяются сосна, ель, берёза, ольха.
В качестве щитовых элементов и элементов заполнения рамок каркаса используют детали из фанеры, ДСП, ДВП.
Мягкие элементы и настилочные материалы [ править | править код ]
Основным настилочным материалом при изготовлении мягкого элемента часто является пенополиуретан (ППУ), который имеет разную плотность и рассчитан на разные нагрузки. Разные марки ППУ применяются в разных частях дивана, например: белый пенополиуретан применяют для декоративных элементов, который не несут нагрузки (боковые стенки, задняя стенка и т. д.), также он может использоваться как упаковочный материал; марки, способные выдерживать значительные нагрузки в течение всего срока эксплуатации (15 лет) применяются на сиденье.
Эластичные мебельные ремни применяются для распределения нагрузки на каркас при эксплуатации. Они имеют разную степень растяжения, что позволяет правильно подбирать степень мягкости изделия.
В подушках и боковых конструкциях могут применяться нетканые полотна, пласты и «шарики».
Отделка [ править | править код ]
Обивочные ткани [ править | править код ]
- Шенилл — классифицируется как ткань с разрезным ворсом. Шенилловая пряжа используется в плетении Лэно (вид ажурного плетения, напоминающий кружево) для хлопка, шёлка, шерсти и других производных тканях, которая режется вдоль основы, что создаёт полосы ворса (шенилловые полосы), а затем используются как уто́к в текстиле, который может быть одно- и двусторонний. Шениллы имеют сложный состав (натуральные и синтетические волокна), примерно 50 % — хлопок, 50 % — синтетика и относятся к группе мебельных тканей со сложным рисунком плетения, имеющие в структуре одну или несколько шенилловых нитей. Шенилловая нить (созданная плетением простой и пушистой нитей) становится практически нерастяжимой и хорошо встаёт в общую структуру ткани.
- Велюр — это ткани, которые получают при переплетении пяти нитей, четыре из них попарно образуют верхнюю и нижнюю основы, а пятая — образует ворс. Далее ткани между двух образованных основ режутся и отделяются, таким образом, друг от друга, образовывая два рулона ткани с ворсистой поверхностью.
Ворс может быть расположен вертикально по всей ткани или на отдельных участках приглажен в одну сторону. Ворс отделывают тиснением, расчёсывают по трафарету или укладывают в виде разнообразных рисунков, поэтому велюр может быть гладким, фасонным, тиснёным и др.
Для обивки мягкой мебели применяются велюры хлопчатобумажные и шерстяные. Хлопчатобумажный велюр имеет две основы. Плотность основы больше плотности утка́. Полотно велюра состоит из нитей вискозного шёлка и штапельной или шерстяной пряжи. - Флок (заменитель бархата) — это обивочная ткань с основой из полиэстра и хлопка (обычно 35 % — хлопок, 65 % — синтетика), на которую электростатическим способом наносится ворс. Сначала изготавливается канва из хлопковой нити редкого полотняного переплетения («сеточка»). Она пропитывается клеем и растягивается в электромагнитном поле, где на неё напыляется ворс. В результате получается ворсовая ткань нейтрального белого цвета. Потом ткань окрашивается печатным способом.
- Гобелен — одна из тех натуральных природных обивочных тканей. Гобелен отличает правильное переплетение пряжи с фигурой или орнаментальная композиция и множество различных оттенков и расцветок. Его можно стирать.
- Жаккард — ткань со сложным рисунком и рисунком крупного рапорта (вертикальный и горизонтальный повтор рисунка). Это достигается путём переплетения нитей основы (продольных) и утка́ (поперечных) в заранее определённом порядке. По составу сырья ткань может быть однородной, скажем, вискозной или полиэстерной, или быть смешанной, например, полиэстер с вискозой, хлопком или акрилом.
Кожа [ править | править код ]
- Кожа натуральная (см. кожа) является основным облицовочным материалом для изготовления высококачественной, «престижной» мягкой мебели.
- Искусственная кожа (кожезаменитель, кожзам) — материал с односторонним монолитным или пористым ПВХ покрытием на хлопчатобумажных и полиэфирных трикотажных основах. В зависимости от назначения, выпускается с поливинилхлоридным и комбинированным поливинилхлорид-полиуретановым покрытием различной толщины, то есть путём соединения плёнки поливинилхлорида или полимерных полиэфирных материалов с различными основами — трикотажной, тканой или нетканой.
Искусственный мех [ править | править код ]
Искусственный мех применяется в основном при изготовлении диванных подушек или при отделке.
Диванная подушка [ править | править код ]
Является комплектующим изделием для обеспечения дополнительного комфорта, а также имеет декоративную функцию. В отличие от обычной подушки не предназначена для сна.
Словообразование и орфография
Основные способы образования слов в русском языке
1. Укажите вариант ответа, в котором указаны все слова, образованые суффиксальным способом.
2. Укажите способ образования слов подберёзовик, сокурсник.
3. Укажите способ образования слов самолёт, пароход, ледокол.
4. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
5. Укажите слово, образованное приставочным способом.
6. Укажите слово, образованное сложением слов.
7. Укажите слово, образованное суффиксальным способом.
8. Укажите способ образования слова вход.
9. Укажите ряд, в котором все слова образованы суффиксальным способом.
1) приятный, опёнок, синь
2) водолаз, булочная, тишь
3) волейболист, прыгун, пустота
4) ключик, берёзонька, дядя
10. Укажите неверное утверждение.
1) слово автозаводско́й образовано суффиксальным способом
2) слово тишь образовано бессуффиксным способом
3) слово диван-кровать образовано сложением основ
4) слово поехать образовано приставочным способом
Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 15.
(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и до этого садился в ванну, и тысячи людей до него делали то же самое. (3)Но до того исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он удивился — он задумался. (6)А когда он задумался — он открыл великую тайну природы. (7)Наверное, открытия совершают даже не те, у кого ума палата, а прежде всего неравнодушные люди.
(По Г. Скребицкому)
11. Напишите способ образования слова почувствовал.
12. Выпишите из предложения 7 слово, образованное приставочным способом.
13. Определите тему и идею текста.
14. Озаглавьте текст.
15. Напишите, что вы знаете о великих открытиях, или ответьте на вопрос: «Почему важно уметь удивляться?»
1. Укажите неверное суждение.
1) слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним морфем
2) слова могут образовываться сложением слов
3) один из способов образования слов в русском языке называется бесприставочным
4) один из способов образования слов в русском языке называется бессуффиксным
2. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?
1) сапожок, зубной, землянка
2) вбежать, красавец, глупыш
3) дипломник, циркач, предыстория
4) вредитель, баловень, прародина
3. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?
1) сыграть, подполковник, передумать
2) соразмерный, зааплодировать, представление
3) развесёлый, прабабушка, подставка
4) поумнее, прескверный, буквенный
4. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?
1) изголодаться, предвоенный, дисгармония
2) всмотреться, подводный, контратака
3) подснежник, загривок, подоконник
4) настольный, заморский, соавтор
5. Укажите слово, образованное бессуффиксным способом.
6. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке: гора — горный — . — горняцкий!
7. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?
1) томить — утомить — утомительный — утомительно
2) чёрный — чернеть — почернеть — почерневший
3) цена — ценить — оценить — переоценка
4) душа — душевный — задушевный — задушевность
8. Укажите ряд, в котором словообразовательная цепочка построена верно.
1) круг — округ — окружность — окружной
2) круг — округ — окружной — окружность
3) округ — круг — окружной — окружность
4) круг — окружность — округ — окружной
9. Укажите ошибочное суждение.
1) слово ход образовано бессуффиксным способом
2) слово ходок образовано суффиксальным способом
3) слово исход образовано приставочным способом
4) слово ходить образовано приставочно-суффиксальным способом
10. Укажите неверное суждение.
1) слово листопад образовано бессуффиксным способом
2) слова в русском языке могут образовываться переходом из одной части речи в другую
3) слова домик и домище образованы суффиксальным способом
4) слово подосиновик образовано приставочно-суффиксальным способом
Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 15.
(1)Под жарким июльским солнцем я уплываю по ручью к небольшому лесному озеру. (2)Оно почти заросло травой. (3)Лес далеко отступил от воды, и озеро кажется тихим и уютным прудом, останавливаю лодку и слушаю спокойную лесную тишину.
11. Выпишите из предложения 3 слово самостоятельной части речи без окончания.
12. Выпишите из предложений 2 и 3 слова с нулевым окончанием.
Ответ: лес, отступил
13. Определите тему и идею текста.
14. Озаглавьте текст.
15. Напишите сочинение по данному тексту. Ответьте на вопрос: «Что чувствует человек, слушающий спокойную лесную тишину?»
Тест Основные способы образования слов в русском языке 6 класс
Тест Основные способы образования слов в русском языке для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, Часть С). В части А — 10 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 3 задания.
Часть А — задания с выбором ответа
Часть В — задания с кратким ответом
Часть С — письменные ответы на вопросы
1 вариант
A1. Укажите вариант ответа, в котором слово образовано суффиксальным способом
А) белизна
Б) синий
В) порез
Г) беловатый
1) В, Г
2) Б, В
3) А, Г
4) Б, Г
А2. Укажите способ образования слов: подберёзовик, сокурсник
1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) сложение
А3. Укажите способ образования слов: самолёт, пароход, ледокол
1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) сложение
А4. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом
1) бездельник
2) сестрица
3) конечный
4) матушка
А5. Укажите слово, образованное приставочным способом
1) приключение
2) потемнеть
3) здание
4) стульчик
А6. Укажите слово, образованное сложением слов
1) плащ-палатка
2) сухофрукт
3) сталевар
4) вечерок
А7. Укажите слово, образованное суффиксальным способом
1) подлещик
2) безвкусица
3) водяной
4) безводный
А8. Укажите способ образования слова вход
1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) бессуффиксный
А9. Укажите ряд, в котором все слова образованы суффиксальным способом
1) приятный, опёнок, синь
2) водолаз, булочная, тишь
3) волейболист, прыгун, пустота
4) ключик, берёзонька, дядя
A10. Укажите неверное утверждение
1) слово автозаводской образовано суффиксальным способом
2) слово тишь образовано бессуффиксным способом
3) слово диван-кровать образовано сложением основ
4) слово поехать образовано приставочным способом
Прочитайте текст, выполните задания В и С.
(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и до этого садился в ванну, и тысячи людей до него делали то же самое. (3)Но до того исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он удивился — он задумался. (6)А когда он задумался — он открыл великую тайну природы. (7)Наверное, открытия совершают даже не те, у кого ума палата, а прежде всего неравнодушные люди.
(По С. Скребицкому)
В1. Напишите способ образования слова почувствовал.
В2. Выпишите из предложения 7 слово, образованное приставочным способом.
1. Определите тему и идею текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Напишите, что вы знаете о великих открытиях или ответьте на вопрос: «Почему важно уметь удивляться?»
2 вариант
A1. Укажите неверное суждение
1) слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним морфем
2) слова могут образовываться сложением слов
3) один из способов образования слов в русском языке называется бесприставочным
4) один из способов образования слов в русском языке называется бессуффиксным
А2. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?
1) сапожок, зубной, землянка
2) вбежать, красавец, глупыш
3) дипломник, циркач, предыстория
4) вредитель, баловень, прародина
А3. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?
1) сыграть, подполковник, передумать
2) соразмерный, зааплодировать, представление
3) развесёлый, прабабушка, подставка
4) поумнее, прескверный, буквенный
А4. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?
1) изголодаться, предвоенный, дисгармония
2) всмотреться, подводный, контратака
3) подснежник, загривок, подоконник
4) настольный, заморский, соавтор
А5. Укажите слово, образованное бессуффиксным способом
1) по-прежнему
2) заводской
3) ответ
4) подберёзовик
А6. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке гора — горный — … — горняцкий?
1) горка
2) пригорок
3) гористый
4) горняк
А7. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?
1) томить — утомить — утомительный — утомительно
2) чёрный — чернеть — почернеть — почерневший
3) цена — ценить — оценить — переоценка
4) душа — душевный — задушевный — задушевность
А8. Укажите ряд, в котором словообразовательная цепочка построена верно
1) круг — округ — окружность — окружной
2) круг — округ — окружной — окружность
3) округ — круг — окружной — окружность
4) круг — окружность — округ — окружной
А9. Укажите ошибочное суждение
1) слово ход образовано бессуффиксным способом
2) слово ходок образовано суффиксальным способом
3) слово исход образовано приставочным способом
4) слово ходить образовано приставочно-суффиксальным способом
A10. Укажите неверное суждение
1) слово листопад образовано бессуффиксным способом
2) слова в русском языке могут образовываться переходом одной части речи в другую
3) слова домик и домище образованы суффиксальным способом
4) слово подосиновик образовано приставочно-суффиксальным способом
Прочитайте текст, выполните задания В и С.
(1)Под жарким июльским солнцем я уплываю по ручью к небольшому лесному озеру. (2)Оно почти заросло травой. (3)Лес легко отступил от воды, и озеро кажется тихим и уютным прудом, останавливаю лодку и слушаю спокойную лесную тишину.
(По М. Пришвину)
В1. Выпишите из предложения 3 слово без окончания.
В2. Выпишите слова с нулевым окончанием.
1. Определите тему и идею текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Напишите сочинение по данному тексту. Ответьте на вопрос: «Что чувствует человек, слушающий спокойную лесную тишину?»
Ответы на тест Основные способы образования слов в русском языке
1 вариант
А1-3
А2-3
А3-4
А4-1
А5-2
А6-1
А7-3
А8-4
А9-3
А10-3
В1-приставочный
В2-неравнодушные
2 вариант
А1-3
А2-1
А3-1
А4-3
А5-3
А6-4
А7-3
А8-2
А9-4
А10-1
В1-легко
В2-лес, отступил
Сложение как способ словообразования. Примеры
Сложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков. Способом сложения в русском языке образуются существительные.
Выясним, что такое сложение как способ образования новых слов, рассмотрев способы соединения двух производящих основ в единое целое.
Наиболее плодотворно слова образуются морфологическим способом, который осуществляется присоединением к производящей основе различных аффиксов (приставки, суффикса, постфикса) и их комбинаций. Новое слово можно получить более сложным способом, а именно сложением.
Что такое сложение в словообразовании?
Рассмотрим суть метода сложения как одного из эффективных морфологических способов словообразования. Сам термин «сложение» прозрачно говорит о том, что что-то с чем-то складывается.
С помощью сложения возникают только сложные слова. В словотворчестве участвуют как целые слова, так и их части и даже начальные буквы и звуки словосочетаний. В связи с этим можно указать следующие виды словосложения:
1. в единое целое складываются два самостоятельных слова. Этот процесс словообразования осуществляется двумя способами:
а) без соединительной гласной
- вагон-ресторан;
- физик-ядерщик;
- грусть-тоска;
- друзья-приятели;
б) с соединительной гласной
- пен о стекло;
- шлак о блок;
- звук о режиссёр;
- хлеб о завод;
- бур е вестник;
- юг о -восток;
2. соединение части слова с целым словом
- заведующий складом → завскладом;
- заместитель декана → замдекана;
- танцевальный зал → танцзал;
- ветеринарный врач → ветврач;
3. сложение сокращенных основ слов
- физический факультет → физфак;
- заведующий гаражом → завгар;
- городской отдел здравоохранения → горздрав;
4. сложение названий начальных букв словосочетаний
- автоматическая телефонная станция → АТС (а, тэ, эс);
- независимое телевидение → НТВ (эн, тэ, вэ);
- военно-воздушные силы → ВВС (вэ, вэ, эс);
- морской военный флот → МВФ (эм, вэ, эф);
- жизнь знаменитых людей → ЖЗЛ ( жэ, зэ, эл);
5. сложение начальных звуков слов
- государственный институт театрального искусства → ГИТИС;
- московский автомобильный завод → МАЗ;
- средства массовой информации → СМИ
Сложение сокращённых основ слов, букв и звуков образует новое слово, которое называется аббревиатурой.
Как отличить сложение от суффиксации?
При словообразовательном разборе слова, а также выполняя тестовое задание по русскому языку, важно не принять любое сложное существительное или прилагательное за образование способом сложения.
Многие лексемы являются производными от сложных слов с помощью суффиксов. Например, название военной профессии «миномётчик» очень похоже на сложное слово, образованное сложением с помощью соединительной гласной -о-. А так ли это?
Определим, кто такой минометчик. Минометчик — это стрелок из миномета. Вот и прозвучало производящее слово «миномёт». Значит сложение было раньше, на предыдущем этапе словообразования. Чтобы понять это, составим словообразовательную цепочку:
мин а, мета ть → миномёт → миномет чик
Приведем аналогичные примеры суффиксального способа образования слов:
- пар , ходи ть → пароход → пароход ств о;
- желез о, бетон → железобетон → железобетон н ый;
- сад , води ть → садовод → садовод ческ ий;
- перв ый, открыватель → первооткрыватель → первооткрыватель ниц а.
Сложносуффиксальный способ образования слов
Очень часто сложение производящих основ слов с помощью соединительной гласной сопровождается суффиксацией.
Сложносуффиксальным способом образуются новые лексемы, когда две производящие основы связываются в одно слово соединительной морфемой с добавлением суффикса к последней части сложения:
бел ый снег → бел о снеж н ый.
Такой способ словообразования является очень продуктивным:
- земл я, проходи ть → земл е проход ец ;
- рук а, плеска ть → рук о плеска ни е;
- левый, берег → лев о береж н ый.
Сложение следует также отличать от другого способа словообразования сложных лексем — сращения, или слияния.
Сложение или слияние?
Слияние (сращение) — это лексико-синтаксический способ образования новых слов. Суть его состоит в том, что новая лексема образуется путем «склеивания» его компонентов:
- наречия + прилагательного;
- наречия + причастия.
Понаблюдаем:
- много, обещающий → многообещающий взгляд;
- низко, летящий → низколетящий самолёт;
- быстро, растворимый → быстрорастворимый кофе;
- высоко, точный → высокоточный станок.
При этом способе в словообразовании участвуют наречия с конечным суффиксом -о/-е:
- мног о — мал о ;
- высок о — низк о ;
- далек о — близк о ;
- быстр о — медленн о ;
- легк о — трудно;
- выш е — ниж е ;
В сложных словах нет соединительной гласной в отличие от лексем, образованных сложением. Обратим внимание, что подавляющее большинство слов, образованных слиянием, являются прилагательными. А сложение образует сложные существительные.
Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»
Словообразование
Например, стол ☐ , ночь ☐ (производящая основа ноч-) → ночн—ой (производная основа ночн); чита—ть (производящая основа чита-) → читатель ☐ . Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-а—ть → за-жиг-а-лк—а), так и в усечённом виде (например: рез-а—ть → рез-к—а – усекается глагольный суффикс —а-).
При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным. Например, в словообразовательных парах: ночь → ночной; читать → читатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре правдивый → правдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правда → правдивый.
Новые производные слова в русском языке образуются тремя основными способами:
- Морфологический способ (с помощью словообразовательных морфем – приставок, суффиксов и др.);
- Сращение словосочетания в одно слово;
- Переход из одной части речи в другую.
Морфологический способ (образование новых слов с помощью словообразовательных морфем) – самый распространённый в современном русском языке.
Например: Существительное силач (основа —силач-) образовано от существительного сила (основа —сил-) с помощью словообразовательного суффикса —ач. Это суффиксальный способ словообразования. Графически образование слова силач можно обозначить следующим образом: сил-ач ☐ ← сила-а;
Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями. В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:
- Сложение производящих слов: диван-кровать ← диван ☐, кровать☐. При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно, ср.: на диване-кровати.
- Сложение производящих основ с помощью соединительной гласной: лесостепь – лес-о-степь ☐ , степь ☐, лес ☐.
- Cложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов: комроты ← командирроты.
- Cложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов: облоно ← областнойотделнародногообразования.
Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ – это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки. Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные и наречия. Например: Умиротворитвори—ть – сложение основ —мир-, —твори- и приставочный способ: у- – словообразовательная приставка.
Сращение, в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании. Например: Умалишённый – слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа – ума, ср.: лишённый [чего?] ума человек, ума лишённый человек.
Переход слова из одной части речи в другую. В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного). Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливает → Больной (сущ.) уже выздоравливает; зайдите в учительскую (прил.) комнату → зайдите в учительскую (сущ.). Более того, субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения. Ср.: мороженое (прил.) мясо → вкусное мороженое (сущ.).