Как и чем покрасить металл по ржавчине
Как и чем покрасить металл по ржавчине
Ржавление стальных конструкций — многоступенчатый процесс, включающий до десятка химических реакций, перетекающих одна в другую. Обязательных условий для появления ржавчины три: наличие кислорода, воды в любом виде и определённых примесей в стальном расплаве. Именно наличие углерода или серы в составе стали способствует разрушению слоя образовавшейся ржавчины и оголению всё более новых слоёв металла. Процесс может сильно ускоряться в присутствии солей или при повышенной кислотности. Источниками последней могут быть растворы карбонатной и сернистой кислоты в атмосферной влаге.
В отличие от пассивации, ржавчина не препятствует дальнейшему окислению стали. Структура у ржавчины — рыхлая и гигроскопичная, что способствует быстрому накоплению влаги и её удержанию. Таким образом, при нарастании ржавого слоя протекание окислительных процессов ускоряется: как из-за снижения условной толщины металла, так и из-за увеличения продолжительности контакта с водой и кислородом.
Обычно, покраска металла по ржавчине не имеет смысла. Внутри пор накапливается некоторое количество влаги и воздуха, которого достаточно, чтобы ржавление протекало и после обработки. Плотность ржавчины ниже, чем у стали, поэтому под слоем краски образуются высокие напряжения — преобразованный металл непрерывно расширяется. Покрытие быстро покрывается сетью сквозных кракелюр и облетает, достаточно повреждения слоя краски хотя бы в одном месте.
Когда возможна покраска без зачистки
Общий комплекс подготовки металлических изделий к покраске включает зачистку, шлифовку, покрытие грунтом и слоем защитной эмали. Однако зачистка возможна не всегда, в ряде случаев проще нанести покрытие со специальными характеристиками. Попробуем разобраться.
Первый критерий, влияющий на возможность покраски по ржавчине, мы рассмотрели выше — это плотность ржавого слоя. Если точнее — способность изделия накапливать активаторы коррозии. Со временем разнообразие и содержание активных химических соединений увеличивается, из-за чего даже при отсутствии кислорода и влаги внутри всё равно будут протекать реакции. Невозможно предугадать, как поведёт себя ЛКМ в таких условиях эксплуатации.
Другой важнейший фактор — качество поверхности. Малый равномерный слой ржавчины, похожий на порошковую присыпку, позволяет краске проникнуть до поверхности металла и прочно связаться с «телом» изделия. А вот наличие на ржавом слое вздутий и отслоений почти гарантированно приведёт к разрушению защитного покрытия. Негативное влияние оказывают остатки масла: если прокатное изделие не было обезжирено, масляные примеси могут оказать непредсказуемое влияние на защитный слой.
Подготовка поверхности
Мы плавно подошли к тому, что стальные ржавые изделия требуют перед покраской пусть минимальной, но обработки. Как подготавливать изделия — зависит от их состояния.
Поверхности, побитые ржавчиной небольшими пятнами или равномерным тонким слоем, требуют обеспыливания и обезжиривания. Достаточно протереть их ветошью, обильно смоченной в растворителе. Также хороший вариант — использовать аэрозольные обезжириватели: они содержат ингибиторы коррозии, позволяющие свести химическую активность под защитным слоем до нуля.
Сильно ржавые поверхности нужно зачистить вручную: отколоть крупные отслоения, ободрать шабером, затем обработать рытвины и мелкие раковинки металлической щёткой. Нет нужды зачищать до блеска: поверхность может быть покрыта ржавчиной, но последний слой должен быть плотным, прочным и, по возможности, равномерным.
Обязательное условие перед покраской по ржавчине — тщательная сушка детали. Если имеется возможность — выдержать изделие в комнатных условиях при влажности 40–50% и температуре 20–25 °С. Если изделие стационарно закреплено под открытым небом — назначить покраску спустя 3–4 дня выдержки в тёплую солнечную погоду. Чем больше влаги успеет испариться из ржавого слоя — тем меньше будет риск преждевременного повреждения покрытия.
Нанесение грунта
Существует около десятка способов для нанесения краски без снятия ржавчины. Большая часть этой группы технологий подразумевает фабричные методы обработки и подготовки изделий, как правило, речь идёт о защитной обработке тяжёлых металлоконструкций для строительства. В частном порядке можно применять два варианта:
- Покрывать дорогостоящей двухкомпонентной краской, предварительно обработав поверхность пассивирующим составом, обычно с содержанием ортофосфорной кислоты.
- Покрытие универсальной грунтовкой, пригодной для нанесения по ржавчине, с последующим окрашиванием алкидной или полиуретановой эмалью.
Практическая разница этих двух методов заключена в стоимости материалов и долговечности защитного покрытия. Двухкомпонентные краски наносятся более толстым слоем и образуют прочную плёнку. В отличие от обычных эмалей, такое покрытие не допускает даже минимального газообмена, воздух и водяной пар в ржавчину не проникают. К тому же краска обладает более высокой твёрдостью и при этом сохраняет эластичность, она способна выдерживать даже очень существенное набухание ржавчины. При этом слой корродировавшего железа постоянно уплотняется, и реакция спадает на нет.
Бюджетный тип покрытия в виде грунта и эмали обеспечивает сохранность изделия в течение не более 2–3 лет и требует регулярного обновления. Последнее заключается в зачистке и обезжиривании слоя эмали с последующим нанесением очередного. Суть та же: со временем толщина слоя краски становится достаточно большой для обеспечения полной изоляции изделия от атмосферных воздействий.
Выбор и нанесение краски
Все лакокрасочные материалы, предназначенные для необработанных поверхностей, должны обладать тремя качествами:
- Атмосферостойкость, образование плёнки толщиной не менее 150 мкм.
- Способность замедлять коррозию (ингибирование).
- Способность модифицировать состав имеющегося слоя ржавчины для частичной пассивации.
Как мы уже говорили, толщина покрытия зависит от типа краски, устойчивость к разного рода воздействиям — от качества и химической чистоты основы. Атмосферостойкая краска может быть основана только на органических растворителях. А вот с разного рода добавками и присадками дело обстоит индивидуально.
Идеальным результатом действия защитного покрытия считается нулевой выход реагентов в процессе деактивации ржавчины. Все внесённые вещества должны прореагировать в полном объёме, образуя в качестве выходного продукта химически нейтральные соединения. В реальности это невозможно, ибо состав ржавчины всегда разный, он зависит и от экологии, и марки стали, и условий её содержания.
Разработать оптимальные соотношения присадок очень сложно, и потому их точная рецептура не разглашается. Судить о качестве можно по комплексности эффектов, лучшими показателями обладают:
- Пассиваторы и модификаторы верхнего слоя.
- Средства повышения адгезии, действующие не только на границе ржавчина-покрытие, но и в глубине.
- Активные вещества, связывающие поступающий кислород.
- Качественные растворители, обеспечивающие глубокое проникновение краски и грунтовки в поры.
В конечном итоге, результат напрямую зависит от качества ЛКМ. Глупо рассчитывать, что дешёвые эмалевые краски типа ПФ-266 обеспечат качественную и надёжную многолетнюю защиту. В целях защиты от развития имеющейся коррозии пригодны исключительно атмосферостойкие и специальные краски, в маркировке которых после буквенного кода через дефис указана цифра 1 или 5 соответственно. Наиболее подходящий тип основы для противодействия корродированию имеют алкидные и полиуретановые эмалевые краски.
Что до способа нанесения, то большинство эмалевых красок в этом плане универсальны. На этикетке неизменно указываются пиктограммы, определяющие допустимость работы валиком, кистью и распылителем, поэтому окончательный выбор нужно делать, исходя из размеров и формы обрабатываемых изделий.
Секреты покраски металлических поверхностей
Главная проблема любого металла (и черного, и цветного) — коррозия. Под этим термином часто довольно узко понимается только ржавление, но на самом деле коррозия — это процесс разрушения материала под воздействием внешней окружающей среды. Практически невозможно создать условия, в которых металлические изделия сохраняли бы «статус-кво» без дополнительной антикоррозийной обработки — железо и его аналоги всегда стремятся к саморазрушению. Очевидно, что подвергшийся коррозии металл уже не может считаться качественным и надежным: поверхность утрачивает прочность, декоративные свойства и со временем приходит в полную негодность.
Антикоррозийная окраска: какой продукт выбрать?
На черных металлах коррозия выглядит как привычная нашему глазу ржавчина, на цветных же она может проявляться в виде бело-зеленого налета. Мало того, что это ослабляет металл, коррозия портит внешний вид изделия. Специализированная краска успешно справляется с обеими проблемами. Одно из основных условий успешности предприятия — обеспечение хорошей адгезии к подложке, для этого обрабатываемую поверхность необходимо подготовить к окраске.
На рынке шире представлены лакокрасочные материалы для черных металлов, так как спрос на них больше. Кроме того, обработка цветных металлов стоит дороже, и грунтовки для них относятся, как правило, к верхнему ценовому сегменту.
Подготовка
В первую очередь окрашиваемый предмет необходимо зачистить. На упаковках некоторых материалов указано, что их можно применять прямо поверх коррозии, но имеется в виду прочно держащаяся ржавчина, а не отстающие хлопьями слои. Какую бы краску вы ни выбрали, поверхность требуется хорошенько очистить жесткой щеткой или даже наждачной бумагой, чтобы удалить старую краску и отслаивающуюся ржавчину. Затем поверхность тщательно промывают с применением специальных чистящих средств и просушивают.
Этапы процесса
Существует несколько подходов к окрашиванию металлических поверхностей. Традиционный способ — трехчастный, когда весь процесс делится на три этапа:
- Очищение поверхности от ржавчины. Кроме стандартных механических инструментов, на этом этапе применяются также специальные преобразователи ржавчины и растворители, чтобы обеспечить идеальную адгезию для последующих этапов.
- Грунтование. Этот этап самый важный, так как именно грунтовка создает надежный барьер на пути развития коррозии, от ее качества будет зависеть степень защиты. Одним из лучших предложений в своем классе считается антикоррозийная грунтовка ГФ-021 «Универсал» от ТЕКС.
- Финишная отделка. На этом этапе наступает время декоративной окраски, владелец может выбрать любой материал, подходящий по цвету, текстуре и цене. Мы рекомендуем универсальную эмаль ПФ-115 «Универсал» или любую другую универсальную эмаль, например — Эмаль для дерева и металла «Профи». Она превосходно защищает металлические поверхности и придает им декоративный эффект. Эмаль выпускается с матовым, полуматовым или глянцевым блеском, обладает низким уровнем запаха, служит до 7 лет и подходит для колеровки в любой из 4500 цветов палитры ТЕКС.
Для экономии времени можно использовать специализированные продукты, сочетающие в себе несколько функций. Например, продукты «2 в 1» — примером может служить эмаль-грунт антикоррозийная Универсал.
Зачистка поверхности проходит в обычном режиме, а затем можно обойтись без промежуточного грунтования, так как этот материал сочетает в себе и антикоррозийную, и декоративную функции. Продукция выпускается в 6 готовых цветах, быстро сохнет (время межслойного высыхания не превышает 1 час), не имеет резкого запаха и обладает высокой атмосферостойкостью. Эмаль-грунт прекрасно подходит для использования как внутри помещений, так и на открытом воздухе. Продукт сохраняет привлекательный внешний вид поверхности и не требует обновления на срок до 5 лет.
Наконец, самое многофункциональное и распространенное средство из всех возможных — материал «3 в 1». В линейке продукции ТЕКС этот продукт представлен антикоррозийной эмалью 3 в 1 «Ржавостоп».
Использование этого материала не требует предварительной подготовки поверхности, эмаль можно наносить прямо на остатки плотно держащейся ржавчины. «Ржавостоп» действует одинаково хорошо и на ржавых поверхностях, и на чистом металле. Этап грунтования также можно пропустить, так как в состав эмали входят антикоррозионные пигменты. Продукция выпускается в 13 цветовых решениях, в том числе — с металлизированным эффектом: на рынке представлен золотистый, серебристый и бронзовый «Ржавостоп».
Инструменты и условия окраски
Наилучший декоративный эффект достигается при нанесении распылением — материал ложится ровнее. Но так как это оборудование есть далеко не в каждом доме, можно использовать традиционные инструменты. Для больших ровных поверхностей подойдет синтетический валик с коротким ворсом, а небольшие и сложные поверхности (решетки, ограды) лучше окрашивать кистью.
Прежде, чем приступать к работе, ознакомьтесь с прилагаемой к продукции инструкцией и узнайте, при какой влажности и температуре лучше всего проводить окраску. Чем тщательнее вы соблюдаете рекомендации, тем дольше продержится покрытие и тем лучше будет защищен металл. Окраску нужно проводить при температуре не ниже +5°С и влажности воздуха не более 80%. Повышение влажности и снижение температуры увеличивает время высыхания материала.
Иван-Кузнец
Кузнечная краска металлических частей кованой мебели нашего магазина может быть чёрной, коричневой, белой. Нужно ли говорить, что цвет металла имеет большое значение при выборе мебели: строгий чёрный, романтический коричневый, воздушный белый — кованая мебель, как и любая другая, в разном цвете будет выглядеть по-разному.
При выборе любого предмета кованой мебели на странице товара есть окошко, в котором можно выбрать цвет. Окошко называется "покраска и патина". Нажмите черный треугольничек возле слова "выбрать". Вывалится перечень цветов с патиной или без, которые можно выбрать для покраски выбранного вами предмета кованой мебели.Теперь нажмите на ту строчку покраски которая вам нужна. Если вам нужна покраска без патины, выберите "чёрный", "коричневый", " белый", в зависимости от того, какой цвет вам нужен. Кроме того, в наличии есть цвет "бронза", "серебро", "светлая слоновая кость". На три последних патина, как правило, не наносится, но такие варианты тоже возможны.
С краской, вроде, разобрались. Несколько слов про патину. Патина — искусственное состаривание мебели. Патина наносится небольшими фрагментами, создавая эффект потёртости. Классический вариант "черный с патиной серебро" — создаёт эффект того, что сквозь чёрную краску проглядывает металл, как если бы кованое изделие — будь то банкетка, либо вешалка — давно "живёт" на свете и побывало в некоторых передрягах.
Цвет чёрный с патиной золотая бронза" создаёт эффект ровно обратный: как будто золото кое-где стёрлось ))
Самый романтичный — "белый с патиной золотая бронза"..17 век, Франция, короли, фаворитки. Очень хорошо смотрится на мебели в стиле Прованс.
Белый с патиной "Серебро" наиболее полно отвечает стилю "Шебби Шик", "раньше бывший шикарным, но слегка пострадавший от времени:
Коричневый цвет с патиной золотая бронза — очень тёплый, домашний. Великолепно смотрится с тканями бежевых, коричневых, красных тонов.
В нашем магазине есть ещё патина "Красная медь". С этой патиной наиболее эффектно смотрится чёрный цвет — получается этакая чернённая медь.
Очень похож на коричневый с патиной "золотая бронза" цвет коричневый, но с патиной "красная медь". Повторюсь — цвета очень похожи, но коричневый с красной медью, естественно, чуть краснее, чем коричневый с золотой бронзой
И важный момент. Для изделий белого цвета, с патиной или без патины, а также цвета "светлая слоновая кость" цена увеличивается на 400 руб (при выборе краски на сайте расчёт цены производится автоматически.
Как красить металл
На первый взгляд вопрос окраски металлов не вызывает никаких проблем. Подготовленная поверхность, кисть, краска, да собственная рука. Бери в руку кисть, макай в краску и мажь аккуратненько. Но это только на первый взгляд. Уже первый этап подбора краски может вас озадачить – разнообразие красок на стеллажах магазинов очень велико. Металлы тоже не одинаковы. Какая же краска нужна именно вам? Попробуем прояснить этот вопрос.
Выбор краски для металла
Традиционно для окраски металлов использовали масляные краски. Сейчас же, с появлением современных грунтовок, можно использовать акриловые краски, и обычные, и те, которые разбавляются водой, а также краски на эпоксидных и алкидных основах. Но не используйте обычную водно-дисперсионную краску, вам нужны те, в состав которых входят антикоррозийные добавки, а ещё лучше такие краски, которые содержат преобразователи ржавчины и образуют плотное покрытие.
Стоят такие краски, конечно, дороже обычных алкидных или масляных, но вы сэкономите средства за счет их долговечности. Эти краски имеют высокую эластичность, которая не изменяется с течением времени.
Особенности окрашивания металлов
Наилучший результат окраски получится в том случае, если вы подберете краску в соответствии с видом металла.
Самый распространенный материал при изготовлении металлических конструкций – это черное железо, ржавчиной он покрывается очень быстро, и его окрашивание обязательно. Используют для его окраски и алкидные, и масляные краски. Лучше подобрать алкидную грунтовку, содержащую хромат или фосфат (соединения цинка), тогда поверхность черного железа будет защищена надежнее.
Оцинкованная поверхность значительно устойчивее к коррозии, её широко используют для покрытия крыш до настоящего времени, хотя сейчас и появилось большое разнообразие видов кровельного материала. Крыша из оцинкованного материала прослужит до 15 лет, но если вы покрасите ее, то увеличите срок службы ещё больше. Кроме того, крыша будет выглядеть гораздо более эстетично.
Окраска продержится несколько сезонов, если вы примените алкидную эмаль, а не масляную или алкидную краску.
Потребность в окраске цветных металлов возникает крайне редко. Как правило, их покрывают лаком, а не окрашивают. Можно использовать полиуретановые и эпоксидные лаки.
В инструкции по применению, прилагаемой к краске, производители всегда указывают наиболее целесообразные способы ее применения. Не забывайте ознакомиться с ней.
Подготовка металла перед покраской
Вне зависимости от вида и качества краски поверхность металла должна быть правильно и качественно подготовлена, от этого практически целиком зависит результат вашей работы. Подготовить поверхность – значит очистить её от всего, что на ней накопилось
Сначала удалите мусор с поверхности. Затем необходимо удалить ржавчину и старую отслаивающуюся краску, можно использовать для этой цели скребок, проволочную щётку, наждак или даже обычную металлическую губку для мытья посуды.
Смойте въевшиеся пыль, грязь, масло, жир, соли и прочее. Но не используйте абразивные средства, лучше сделать обычный мыльный раствор. Потом промойте поверхность чистой водой и дайте обсохнуть.
Если к покраске предназначено массивное изделие, то можно воспользоваться кислородно-ацетиленовой горелкой. От пламени горелки краска сгорит, а окалина и ржавчина отслоятся за счет продуктов коррозии и разницы коэффициентов термического расширения металлов.
В запущенных случаях можно воспользоваться преобразователем ржавчины. Это раствор, изготовленный на основе фосфорной кислоты. Изделие смазывают раствором, оставляют на некоторое время, но не менее 3-х часов, и затем промывают водой и высушивают.
В случае, когда ржавчину совсем невозможно удалить, обязательно применяйте краску с антикоррозийными добавками и наносите её прямо на такую поверхность, которую удалось получить.
Грунтование металла
После очистки поверхности следует провести грунтование. Грунтовка является препятствием для агрессии окружающей среды, а также выполняет функцию преобразователя ржавчины. Кроме того, грунтование металла создает лучшую адгезию окончательному покрытию.
Грунтовки также подразделяются на виды. О том, для чего предназначена грунтовка, можно узнать из прилагаемой инструкции. А общие рекомендации следующие. Для обработки черных металлов лучше подойдут грунтовки с антикоррозийным покрытием, для цветных же металлов важна хорошая адгезия. Наносятся грунтовки различными способами – налив, распыление, валик, кисть и другие. Выбирайте любой, который вам удобен.
Технология окраски металла
Далее следует непосредственно окраска. Попробуйте сначала краску на небольшом кусочке, не на «лобном» месте, дайте высохнуть. Если краска ляжет хорошо, без дефектов, то можно приступать к основному процессу окрашивания.
Если ваше изделие сложной формы, то лучше использовать кисть. Чем больше изогнута поверхность, тем тоньше должен быть слой краски. Обычно краску наносят в 2-3 слоя, но с уменьшением толщины слоя, их количество доводят до 5-ти или 6-ти.
Малярный инструмент здесь играет важную роль. Мы уже писали как-то о том, как правильно выбрать инструмент для покрасочных работ. Все желающие могут ознакомиться.
Если поверхность невелика, или вам нужно просто подкрасить небольшой участок, то для окраски подойдет аэрозольный баллончик. Краска наносится тонким слоем, оптимальное расстояние от распылителя до поверхности 15-20 см. Всего слоев при этом способе окраски должно быть не менее 4-х. Перед нанесением очередного слоя необходимо выждать минут 20.
При окраске ровных больших поверхностей целесообразно применить валик. При окраске валиком краску рекомендуется разбавить растворителем примерно на 10%. Для окраски кромок и уголков используйте кисть, а для основной поверхности – валик. Окраска валиком требует 2-х – 3-х слоев.
О том как правильно красить валиком мы уже рассказывали в одной из статей. Излишне подробно на этом мы останавливаться не будем.
При любых вариантах окраски необходимо выдерживать время от 20-30 минут между нанесением слоев, но не более 3- часов, во избежание отвердения краски. Если краска отвердеет, то следующее покрытие можно будет произвести только через полтора месяца. Суммарная толщина покрытия должна иметь значение более 0,1 мм.
Используйте эти рекомендации, и вы надежно защитите свое изделие и придадите ему эстетичный, радующий глаз, вид.