Разбираемся в классической музыке: зачем оркестру нужен дирижер
Разбираемся в классической музыке: зачем оркестру нужен дирижер
Постоянные посетители концертов в Мемориальном музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классических композиций небольшой лекцией, на которой объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.
Mos.ru продолжает серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике и во всем, что связано с ее исполнением.
Оркестр может играть без дирижера?
— На дирижере лежит грандиозная ответственность. Ему нужно, чтобы все 80–90 человек в оркестре (а их может быть и больше) играли в правильном ритме, понимали, кому и когда нужно вступать.
Если состав оркестра немаленький, то музыкант, который, например, сидит в правом углу, скорее всего, не слышит, что играет его коллега в левом. Просто физически невозможно распознать, когда зазвучал дальний инструмент. Музыкант слышит только ближайших соседей. Без дирижера ошибиться было бы проще простого — необходим человек, который подскажет, когда начинать играть.
Однако был и оркестр без дирижера — Персимфанс (Первый симфонический ансамбль). Он существовал в СССР с 1922 по 1932 год. Музыканты в нем рассаживались по кругу, чтобы видеть друг друга, а кому как играть — договаривались на репетициях. Этот оркестр, кстати, возобновил свое существование благодаря стараниям Петра Айду. Он признается, что это не совсем точная копия того оркестра — музыканты продолжают традиции, сложившиеся в 20-х годах ХХ века. Примерно один-два раза в год оркестр представляет публике различные программы. 25 ноября он выступит в концертном зале «Зарядье».
В партитуре дирижера записаны все инструменты?
— Да. С ее помощью дирижер видит все. В ней все инструменты, вся канва произведения. Если пианист, допустим, выражает себя и задумку композитора только посредством фортепиано, то дирижер, можно сказать, играет сразу на всех инструментах оркестра.
Почему у дирижеров одно и то же произведение может звучать по-разному?
— Дирижер должен донести до зрителя мысль, которую заложил в музыку композитор. При этом дирижер учитывает, к какой эпохе принадлежит произведение. Например, если это барокко, скрипка должна звучать более приглушенно (раньше у нее были по-другому устроены струны). Но следовать этому или нет — конечно, личное дело каждого. Именно поэтому у дирижеров получаются разные интерпретации одних и тех же симфоний. Иногда они звучат даже с разной скоростью. Дирижер может смотреть на произведение иначе, чем его коллеги, использовать свой личный опыт, который сказывается на музыке.
Как раньше обходились без дирижера?
— Профессия дирижера появилась относительно недавно, в начале XIX века. Раньше оркестром управлял один из музыкантов, чаще всего — скрипач (выбирали самого опытного). Он отсчитывал такт ударами своего смычка или же просто кивками головы. Иногда в роли главного был клавесинист или виолончелист. Но музыка развивалась, материал усложнялся, и человек просто не успевал одновременно и руководить, и играть.
Если заглянуть в еще более далекое прошлое, то, например, в древнегреческом театре во главе хора был корифей. На его ногах были сандалии с железными подошвами, с помощью них ему было удобно отбивать ритм.
А палочкой дирижеры всегда пользовались?
— Нет. Дирижерская палочка в том виде, в котором мы знаем ее сегодня, появилась в XIX веке. Некоторое время до нее использовали баттуту. Это могли быть жезл или трость, служившие для отбивания такта. Кстати, именно баттута стала причиной смерти Жан-Батиста Люлли, создателя французской оперы и придворного композитора короля Людовика XIV. Отбивая ритм во время исполнения произведения Te Deum, написанного по случаю выздоровления короля после тяжелой болезни в 1687 году, Люлли пробил стопу острым наконечником баттуты. Началось заражение крови, и композитор вскоре скончался.
Еще использовали свернутые в трубочку ноты, другие предметы, дирижировали и руками.
Но пользоваться или нет палочкой сегодня — это личное дело каждого дирижера. Валерий Гергиев, например, предпочитает держать в руках зубочистку.
Как отбивать ритм руками на столе
- Главная
- МЭЦ — Главное!
- Uncategorised
- Развитие слуха. Воспитание чувства ритма
Развитие слуха. Воспитание чувства ритма
Чиркова Ирина Михайловна
педагог дополнительного образования
(фортепиано)
МАУ ДО МЭЦ
Развитие слуха.
Воспитание чувства ритма
“…началу обучения игре на фортепиано и нотной грамоте, как правило, должен предшествовать период накопления определенного музыкального опыта, слуховых впечатлений и развития чувства ритма и слуха”.
Л. А. Баренбойм
Слух поддается развитию и над этим необходимо работать не только на уроках сольфеджио. Тренировать слух можно на самых простых, всем известных упражнениях:
сколько звуков ты слышишь?
более «тонкие » звуки (высокие) — более «толстые» (низкие).
зоопарк (голосам разных животных соответствуют разные регистры).
игра в «жмурки» (отгадывание сыгранных учителем звуков).
Я, в своей работе с малышами, стараюсь как можно раньше познакомить их с интервалами. И в начале каждого урока мы «подготавливаем ушки к работе». То есть, вначале ребенку объясняется, что два одновременно звучащих звука, называются интервалом. Они бывают разными. И нужно сыграть какие-либо два контрастных интервала, (например: октаву и секунду), внимательно послушать их, давая при этом характеристику: октава — красивый интервал, звуки сливаются, секунда — очень резкий, звуки совсем рядом. Затем ученик, закрыв глаза, должен отгадать, какой звучит интервал. На следующем уроке, если ребенок запомнил эту пару, можно объяснить следующую и т.д.
Такие упражнения способствуют развитию слуха и позволяют ученику отвлечься от игры на инструменте.
Воспитание чувства ритма
«…Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. В основе его лежит восприятие выразительности музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудится, ни развиваться».
Б.Н.Теплов
Ритм менее податлив для развития. Иногда оказывается, что научить почувствовать ритм невозможно. Известно, что для детей важнее всего первичное эмоциональное отображение музыки через что-то знакомое: движение, речь и т.д.
Прослушивание на уроках в исполнении педагога программных, жанровых пьес с обязательным последующим их красочным описанием, вызывающим у детей яркие ассоциации, расширяет кругозор учеников, активизирует их эмоционально-слуховую сферу, способствует осознанию ритмического своеобразия жанра. При прослушивании этих пьес дети могут выполнять те или иные действия (маршировать, кружиться в вальсе, или, хлопая в ладоши, тактировать звучащую музыку). Такие задания способствуют также развитию ритмического чувства учеников, тренируют их внимание, память, помогают в развитии координации движений.
Всем детям присуще образное мышление. Они с большим удовольствием “рисуют” звучащую музыку. Для иллюстрации можно использовать не только уже наработанный материал XIX-XX вв. таких композиторов, как П.Чайковский, А.Гречанинов, Р.Шуман, и др., но и обращаться к произведениям современных авторов, например Р.Петерсон, М.Шмитц, А.Билаш, А.Лепин, В.Коровицын, И.Парфенов, О.Геталова. Свои впечатления от услышанного учащиеся выражают с помощью рисунков и путем подбора карточек определенного цвета. Подобный метод работы ведет к формированию навыков слушания, приучая детей сначала к ладовым, а затем и тональным сопоставлениям. Широко известен такой факт: Н.Римский-Корсаков каждой тональности давал определенную характеристику и наделял ее тем или иным цветом.
Работа над развитием метро — ритмического чувства ребенка начинается уже с первых занятий. Я играю марш и потом спрашиваю ученика, как он думает: что это? Песня? Танец? Мы с ним выяснили, что это музыка, под которую можно мерно и ровно ходить. Потом прошу ученика маршировать под музыку так ровно, как бьется его пульс. Можно под эту музыку равномерно хлопать, а можно совместить хлопки с шагами. А потом я предлагаю ребенку сыграть эту пьесу вместе со мной, но пока его задача: передать шаги, которые слышны в этой музыке, показать ее пульс. Ученик размеренно нажимает две ноты в октаву третьим пальцем правой и левой руками. Потом спрашиваю, смог бы он записать пульс музыки? И объясняю ему, что это очень просто сделать с помощью простых палочек. Слушая марш снова, ученик записывает ровные шаги музыки. Дальше я рассказываю ему, что не только музыка марша имеет эти шаги, пульс, но и то, что их можно услышать в каждом музыкальном произведении. Нужно только вслушаться…
Потом я говорю ребенку, что шаги есть не только в музыке, но и в словах, даже в его имени. Мы проговариваем, одновременно хлопая в ладоши, разные имена, название животных, делая остановку на ударном слоге. Здесь же следует поговорить о существовании сильной доли (акцента) и слабой. С акцентом учащийся – пианист сталкивается на первых же уроках. «Нашей второй задачей (после выработки ощущения одинаковых длительностей) будет развить ощущение …. чередующихся пластических ударений…» — указывал Э. Жак — Далькроз. Шагая под музыку марша или танца, ребёнок точно выделяет метрический акцент, показывает чередующиеся сильные и слабые доли. Для песен характерна ясная фразировка, совпадающая с периодичностью стихотворных строк текста. Проговаривая текст песенки, ребёнок безошибочно определяет ударные и безударные слоги :
Маленькая мышка спрятаться старайся,
Лучше, мышка, кошке ты не попадайся.
Затем я пою ученику любую песенку, например: Динь-дон, динь-дон, загорелся Кошкин дом.
Потом прошу пропеть ее вместе со мной и одновременно прохлопать в ладоши. Спрашиваю ребенка, все ли звуки длятся одинаково? Выясняем с ним, где долгие, а где короткие звуки, что различные их сочетания создают ритм. Затем записываем эту песенку палочками, но, чтобы было понятно, где какие по долготе звуки, объясняю, что короткие звуки мы будем записывать короткими палочками, а долгие — длинными.
Потом я рассказываю ученику, что давным-давно музыканты решили назвать долгие звуки «ТА» (ЧЕТВЕРТЬ), а короткие — «ти» (ВОСЬМАЯ). Мы еще раз прохлопываем с ребенком песенку и одновременно пропеваем ее на слоги «ТА» и «ти». Выясняется, что читать эту запись совсем неудобно, что короткие палочки можно перепутать с длинными. Поэтому, рассказав ученику, что маленькие «ти-ти »(восьмые) ходят в два раза быстрее, чем четверти, и любят держаться за ручки, мы соединяем короткие палочки в записи по две. Еще раз прохлопываем новый образовавшийся ритмический рисунок.
На первых уроках это могут быть самые простые ритмические “рисунки”, их следует несколько раз прохлопать или простучать ритм подушечками пальцев по столу или по коленкам. Простукивание – прохлопывание ритма – особо предпочтительный приём, использующийся при решении ритмических задач. Ему сопутствует живое ощущение музыки: «…рукой можно отбивать счёт, а мелодию напевать», — советует А.Д.Алексеев в своей «Методике обучения игре на фортепиано». А еще можно этот ритмический рисунок проиграть на инструменте, тогда сухие, не эмоциональные и не выразительные задания превратятся в “музыку”, где будут слышны и осторожные шаги, и капельки дождя, и журчанье ручейка, и пение птиц . Следует отметить, что разнообразные ритмические задания, выполняемые на инструменте в различных октавах, стимулируют эмоциональную увлеченность учеников, развивают их фантазию, помогают лучше ориентироваться на клавиатуре. Эти ритмические “рисунки” не имеют границ, их можно все время варьировать и усложнять по-своему усмотрению и учитывая индивидуальные возможности учащихся. Желательно эти “рисунки” затем записывать. Такие задания могут выполнять даже дети, еще не освоившие нотную грамоту (зарисовка длительностей палочками различной длины)».
Большое внимание я уделяю написанию ритмических диктантов .Вначале мы пишем их на уроках. Я читаю короткие стишки — попевки, например: «Шел кот- мореход по лесной дорожке. С ним коза-дереза, тоненькие ножки», «Андрей- воробей, не гоняй голубей» .Ученик должен прохлопать ритм этих стихотворений, проговорить на слоги «ти» и «та» и записать ритмический рисунок. В дальнейшем, я задаю ученику дома самостоятельно записать ритмический диктант на любое четверостишье. Это могут быть стихи А. Барто. У многих детей дома есть книжечки с песенками — потешками, народными прибаутками, которые тоже подходят.
Очень полезны упражнения, во время исполнения которых ученик одной рукой отсчитывает пульс, а другой — ритм. Это одно из наиболее трудных заданий, которые предлагаются ученикам. Например : «Я на горку шла, я ведро несла. Уронила, потеряла и опять пошла». Ученик проговаривает этот текст, хлопая по столу левой рукой совершенно ровно (пульс), а правой — ритм. Потом мы с учениками любим загадывать друг другу ритмические загадки. Я прохлопываю по столу или в ладоши ритм знакомой ребенку песни (например, « Во поле береза стояла», «В траве сидел кузнечик»), а ученик внимательно слушает и отгадывает песенку. Затем мы меняемся ролями.
В работе по развитию ритма можно применять декламационный метод обучения. Этот способ работы по развитию метроритма ученика, наряду с просчитыванием и прохлопыванием, оказался весьма результативным! Педагог включает в работу стихотворные тексты, что позволяет усилить воздействие на ученика при параллельном включении слуха, речи и движения. Для этого используем речевые игры. Их основой является слово со своим ритмом и эмоциональным содержанием.
На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов в строфе, состоять из достаточно коротких фраз, где чётко прослушивается метрический пульс:
Бай, бай, мой малыш, мой весёлый звонкий чиж.
Спит на ветке птичка, спит в лесу лисичка.
Чёткость в произношении стихотворения благотворно влияет на игру, что даёт возможность быстро добиваться ровности в исполнении и способствует развитию ритмического чувства. Используя с первых уроков метод декламации, педагог воспитывает в учениках ощущение периода, т.е. умение исполнять не по тактам, а по фразам. Ф.Лист учил: «…фразировать мелодию по периодам, подчиняя счёт тактовых частей счёту ритмических тактов, подобно тому, как поэт считает не слоги, а строфы».
От занятия к занятию задания постепенно усложняются, так как вводится понятие «пауза» — молчание в музыке. Ребёнку следует объяснить, что паузы являются частью музыки. Они означают не остановку в движении, а подготовку к следующему звуку. Для ощущения и осознания паузы я также использую известные песни. Кроме пения ритмическую фигуру следует прохлопывать. В качестве примера беру знакомую детскую песенку «Ехали медведи»:
Ехали медведи на велосипеде
А за ними кот… задом наперёд…
Ребёнок с удовольствием поёт эту песенку и прохлопывает ритм, а во время паузы вместо хлопка разводит ладони в разные стороны. Здесь объясняю ученику, что данное молчание и обозначает паузу, равную четверти или слогу «дон». Но при этом движение не останавливается, мелодия продолжается.
В дальнейшем, при разучивании упражнений и песен, ребёнок знакомится с другими длительностями нот и соответствующими им паузами.
При знакомстве с половинной нотой использую упражнение «Прогулка всей семьёй» из Интенсивного курса Т.Смирновой, где четвертные ноты – «мамины шаги», восьмые – «рядышком идёт малыш», а половинные – «вот и папа пришёл с работы уставший». Детям очень нравится это упражнение, в котором можно использовать разнообразные формы для развития чувства ритма: здесь мы и шагаем, и хлопаем, и записываем различные ритмические схемы, и проигрываем двумя руками на двух клавишах.
Таким путем, накапливая разные ритмические блоки, постепенно в памяти и пальцах учеников «собирается» ритмический музыкальный словарь.
Итак, периоду первоначального воспитания чувства ритма принадлежит весьма существенная роль. Именно в этот период определяются дальнейшие перспективы обучения музыке, сказывается подчас решающее влияние на всю «ритмическую будущность» ученика. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми при этом умениями и навыками, учащийся – музыкант не сможет в дальнейшем двигаться по восходящей линии. Поэтому начальная фаза ритмического воспитания оценивается самым серьёзным образом. А систематические занятия активно воспитывают, разносторонне «упражняют» музыкально – ритмическое чувство, создают естественную, исключительно благоприятную среду для его развития и кристаллизации.
Как отбивать ритм руками на столе
Здесь опишу инструменты, на которых я играю в своих видео, в хронологическом порядке. Один из самых часто задаваемых вопросов, которые мне приходят это «какая у тебя гитара?». Вот в этой статье подробнейшим образом об этом и поговорим. Гитар у меня уже довольно много накопилось, но расскажу только о тех, которые звучат на записях. Итак, самая первая гитара это
С чего все начинается? Вы смотрите выступление профессионального гитариста. Он играет без малейших усилий, легко, свободно, непринужденно. Он может закрыть глаза, смотреть в любую сторону, улыбаться. Кажется что его руки играют сами, а музыкант только получает удовольствие от процесса музицирования. Сам играет, сам же слушает, и сам получает кайф. Мечта? Это так просто, это так легко, кажется вам. Я тоже так хочу. Я БУДУ УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ НА ГИТАРЕ!
В этот момент мало кто отдает себе отчет в том, что
- 10 советов начинающим гитаристам
- Гитара для обучения. Типы гитар.
- Разговор о звуке и умении его слушать.
- Об эталонной, идеальной игре.
- Мои гитары
- Посоветуй какую купить гитару.
- Почему я продаю ноты? О профессии аранжировщика для гитары.
- 0. Вступление
- 1. Длительности нот и ритмические обозначения
- 2. Метр и размер такта
- 3. Ритм и метр
- 4. Как научиться считать ритм?
- 5. Счет ритма в многоголосной записи
- 6. Метроном
- 7. Триоль
- 8. Свинг
4. Как научиться считать ритм?
Чтобы научиться считать ритм и четко исполнять ритмические рисунки, нужно научиться работать под метроном. Как именно с ним работать, я расскажу в этой статье.
Метроном нужен музыканту для отработки ритма. Так как ритм, опирается на метр (равномерную пульсацию), музыканту в учебных целях необходимо его слышать. Подробней о взаимодействие ритма и метра читайте в теме ритм и метр.
Важно с самого начала уяснить, что метроном не стучит строго заданными длительностями. Он просто стучит. Быстрее или медленней. А чему равен каждый удар (какой длительности), решаете вы, исходя из поставленных задач.
Метроном задает координатную сетку для ритма. Это как листок в клетку. Клетки это удары метронома, а рисунок, который мы рисуем по клеткам, это ритм.
Рассмотрим на примерах работу с метрономом.
Как просчитать ритмический рисунок с помощью метронома.
Допустим, у нас есть такой ритм:
В целях упрощения, все записано на одной ноте.
Теоретически мы знаем, какая длительность короче или длиннее другой, но как это сыграть? Как это звучит? Как это учить на практике?
Каждая нота в музыке имеет свое место на шкале времени. Строго обозначенное ритмической записью. Наша задача найти это место для каждой ноты. В этом нам поможет метроном.
Шаг 1.
Берём лист бумаги, или нотный редактор и рисуем нотную строчку, на которой будем писать наш пример, а под ней ритмическую линейку для ударов метронома. Не забываем указать размер такта.
Шаг 2.
Находим в примере самую мелкую длительность. В данном примере это шестнадцатая нота. На линейке метронома выписываем непрерывный ряд шестнадцатых. При этом помним, что в такте помещается сторого ограниченное количество нот заданной длительности. Потому что размер такта ограничен! В данном примере размер такта равен 4/4. Это значит что в такт может поместиться только 16 шестнадцатых нот. По 4 на каждую четверть. Вот что у вас должно получиться:
Шаг 3.
На верхней строчке выписываем наш ритмический рисунок, ориентируясь на нижнюю строчку.
Каким образом? Первая нота в примере у нас четвертной длительности.
Мы знаем что четверть по времени равна 4 шестнадцатым. Пишем эту четверть над первым ударом метронома:
Далее у нас идут две восьмые. Мы знаем, что каждая восьмая по времени равна 2 шестнадцатым.
Пишем эти восьмые над соответствующими им ударами метронома:
Аналогично выписываем весь пример, подсчитывая сколько шестнадцатых помещается в каждой длительности:
Шаг 4.
Сейчас начнем отрабатывать ритм на практике.
Инструмент в руки не берем! Ритм отрабатываем сначала на хлопках в ладони, по столу, или проговаривая ритмический рисунок на «та-та-та».
Включаем метроном. Решаем для себя, что каждый стук метронома равен шестнадцатой ноте. Устанавливаем на метрономе удобный темп. Какой темп для вас удобный, будет ясно в процессе. Но для начала лучше взять небыстрый. Если метроном электронный, очень полезно поставить его группировкой по 4 удара, так удобней будет ориентироваться. Либо сразу поставить его стучать шестнадцатыми. Каждый первый удар из четырёх будет выделяться по звуку. Описание функций метронома в статье метроном.
Все. Слушаем метроном, смотрим на запись, и отстукиваем ладонями ритмический рисунок из верхней строчки. При этом следим, чтобы ваши удары ладонями звучали одновременно с соответсвующими им ударами метронома.
Повторяем ритмический рисунок много раз, запоминая его звучание. После того, как исполнение ритма станет уверенным и четким в медленном темпе, поднимите темп на метрономе. Отработайте в более быстром. Потом ещё ускорьте. Цель — уверенное исполнение ритма в любом темпе.
После каждого изменения темпа (после того, как изменили частоту ударов метронома), не кидайтесь сразу же стучать ритм. Перед этим ВСЕГДА надо послушать пульсацию метра, впустить её в себя. И только потом стучать или играть.
Шаг 5.
После того, как уверенно освоили ритм под метроном шестнадцатыми в разных темпах, нужно освоить его под метроном восьмыми и четвертями. Если принять один удар метронома за восьмую, то запись нашего примера будет выглядеть так:
Надеюсь, что по записи все понятно и дополнительных объяснений не требуется.
Как проще всего перейти к исполнению ритма под метроном восьмыми? Допустим, под метроном шестнадцатыми вы достигли быстрого темпа. Ритм получается стучать четко и уверенно в этом темпе. Теперь нужно снизить частоту ударов на метрономе ровно в два раза. Это будут восьмые. А сам ритм (верхняя строчка) своего темпа не изменит, то есть вы будете стучать так же, как и раньше. Только метроном будет стучать в два раза реже. Другими словами изменится частота координатной сетки. Получается? Теперь пробуем разные темпы под метроном восьмыми. На этом этапе у вас должно уже получаться простучать ритм без метронома.
После достижения уверенности в исполнении ритма под метроном восьмыми, можно переходить к метроному четвертями. Запись нашего примера теперь будет выглядеть так:
При переходе с восьмых на четверти действуем так же точно, как и при переходе с шестнадцатых на восьмые. То есть доводим до умеренно быстрого темпа и снижаем частоту ударов метронома в два раза.
Если у вас все получилось, поздравляю, вы теперь можете просчитать и выучить любой ритм. Если же не получилось, то вам следует отрабатывать ритм постепенно, на более простых ритмических рисунках.
Видео для закрепления материала:
ВОЛШЕБНЫЕ ЗВУКИ — что движет интересом деток к музыкальным инструментам
Как же забавно наблюдать за тем, как малыш впервые начинает притопывать и приплясывать, услышав музыку, или, беря в руки музыкальный инструмент или микрофон, подражает эстрадным звездам И как же им нравится, когда выступая перед восторженными бабушками и дедушками, их выход громко озвучивают и сдабривают бурными овациями!
Дети в любом возрасте положительно реагируют на музыку И с таким же интересом они играют на музыкальных инструментах: пытаются бить в барабан, «играть» на гитаре и делать много шума!
Так что же движет интересом к музыкальным инструментам? С раннего возраста мир открывается перед ребенком посредством 5 органов чувств. Малышам нравится вслушиваться, наблюдать за тем, как звук с их помощью появляется и как он меняется под воздействием различных манипуляций.
Чтобы не только вызвать интерес ребёнка, но и чтобы малыш имел возможность понять, оценить и использовать данный музыкальный инструмент, выбирайте игрушки в соответствии с ВОЗРАСТОМ.
Знакомство можно начинать уже с 3 месяцев, приобретя первые ПОГРЕМУШКИ. После 6 месяцев малышам огромное удовольствие доставят простейшие детские музыкальные инструменты: МАРАКАСЫ, ТРЕЩОТКИ, БАРАБАНЧИКИ и БУБНЫ. А в 2 года ценитель прекрасного может сочинить свою первую мелодию с помощью КСИЛОФОНА и МЕТАЛЛОФОНА или наиграть любимый мотив на ДУДОЧКЕ.
Шаг за шагом — и маленький музыкант становится дирижером целого оркестра!
Что РАЗВИВАЕТ игра на музыкальных инструментах?
Используя музыкальные инструменты и игрушки, малыш активно развивает важный для него психический процесс – СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ. Его важность в том, что малыш учится не просто слышать, а ПРИСЛУШИВАТЬСЯ, сосредотачивать свое внимание на звуке, выделять его особенности. Сравнить, узнать и понять, что такое звук малышам ОЧЕНЬ НЕПРОСТО (мы не можем его подержать в руке, увидеть его цвет и форму, поиграть с ним). А без этого нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, понимать его, ориентироваться в окружающем мире, наслаждаться музыкой, понимать голоса птиц и зверей.
Формирует ассоциативную связь «образ инструмента — звук»
(то есть, услышав звук барабана, ребенок представляет себе сам барабан, вспоминает, как он выглядит).
Учит малыша различать понятия «громко — тихо», «быстро — медленно», «высоко-низко»;
Развивает чувство ТАКТА, РИТМА, ПЛАСТИКУ ТЕЛА;
Ребенок приобретает навыки ОБЩЕНИЯ, становится более ВНИМАТЕЛЬНЫМ и СОСРЕДОТОЧЕННЫМ.
Игра на инструментах развивает у детей КООРДИНАЦИЮ движений, ТАКТИЛЬНЫЕ ощущения, ПАМЯТЬ, способствует развитию ЛОВКОСТИ;
Сама РЕЧЬ ребенка становится более четкой, выразительной.
Эти игры вы можете использовать дома:
Вы хлопаете в ладоши – малыш повторяет за вами, ударяя маракасом по столу. Задание посложнее: взрослый хлопает один раз, ребенок стучит ручкой маракаса по столу два раза; взрослый хлопает два раза, ребенок стучит один раз. Если есть два одинаковых инструмента дома, можно попеременно двумя руками отбивать ритм.
Отстукивайте ритм соответственно песне. Возьмите с ребенком маракасик, барабан или любой другой инструмент. Всем детишкам нравится веселая песенка «Далеко, далеко на лугу пасутся ко….». Можно читать стихи и одновременно отстукивать ритм. Это могут быть простые потешки, стишки или простые логопедические чистоговорки (Ра-ра-ра – снег мы чистили с утра).
На втором году жизни (когда появляются первые слова) можно развивать МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ, знакомить ребенка с высокими и низкими звуками. Для этого, можно использовать свой голос, колокольчики, или детские музыкальные инструменты (например, металлофон) или пианино. Покажите малышу, как летает и жужжит комарик (очень высокие звуки), как гавкает собачка (звуки средней высоты), как ревет мишка (очень низкие звуки). Пусть Ваш ребенок сопровождает свои звуки движением (например, малыш имитирует движение комарика, а также жужжит тонким голосочком).
Длительность звука можно сопровождать не только звучанием, но и РИСОВАНИЕМ. Пусть Ваш ребенок, пока звучит нота, рисует на листе бумаги линию, а когда звучание закончится, перестанет рисовать («Посмотри, какой длинный звук», — скажите Вы ребенку). А на короткие звуки линии будут короткими, или превратятся в точки. А потом дайте в руки малышу инструмент, пусть он сам повторит по этим схемам мелодию. Очень увлекательная игра!
Сказочки-шумелки. Наиболее простой вариант для музицирования. В такой сказке текст составляется так, что после одной — двух фраз ребёнку есть возможность что-либо изобразить шумом.
Учимся отличать жанр музыки: ласковая колыбельная, веселая плясовая (2-3 года). Мама, напевая «Колыбельную», укачивает куклу. Затем предлагает малышу разбудить её: позвать по имени и пошуметь или наиграть мелодию — «кукла, мишка просыпается».
Если дома имеется несколько музыкальных инструментов – предложите малышу поиграть в игру «Что это звучало?» Пусть малыш угадает. Если ребенку трудно угадать, поиграйте на инструменте так, чтобы он его видел, затем положите его рядом с другими и спросите, на чем вы только что играли.
«Разные звуки». Возьмите металлическую ложку и пройдитесь с ней по дому. Пусть малыш «дегустирует» разное звучание. Постучите по деревянной двери, крышке от кастрюли, по столу, батарее (только будьте осторожны с хрупкими предметами). Эта игра хорошо развивает слуховое восприятие ребенка.
«Домашний оркестр». А помогут это делать подручные средства: взять крышки от кастрюль, ложки, пустые металлические банки, закрытые емкости, наполненные крупой или каштанами, шуршащую бумагу, бусы, маракасы, погремушки, барабан и т. д. Сначала изучайте отдельное звучание каждого «инструмента», после чего пробуйте соединить несколько и все вместе. Ловите ритм, в такт музыки притопывайте ногами, напевайте мелодию. Это доставит вам массу удовольствия!
«Займи место». Все взрослые знакомы с игрой, где по окончании музыки нужно успеть сесть на стул. Тот кто не успел сесть должен выйти из игры. Познакомьте с ней своего малыша и она доставит вам много приятных и веселых минут!
Музыкальные игры – отличный и весьма полезный способ времяпрепровождения дома. Можно организовать ДОМАШНИЙ КОНЦЕРТ с использование различных инструментов. Это может быть подарок кому-то из родственников ко дню рождения или другому торжеству. Музыкальные инструменты делают семью более СПЛОЧЕННОЙ, а отношения более эмоциональными и близкими. Музыка нас и в самом деле СВЯЗЫВАЕТ!
Для более старших детей есть интересная игра «Угадай что звучит» (4-6 лет). Вам понадобится несколько предметов или инструментов, которые есть в каждом доме. Например, стеклянная бутылка, маракас, кастрюля, барабан, стакан, фарфоровая чашка. Возьмите карандаш за самый кончик и постучите по каждому.
Предложите поиграть в игру «Угадай песенку» (4-6 лет). Правила очень просты. Задумайте какую-либо хорошо известную Вашему ребенку песенку, и проиграйте её ритм на каком-либо музыкальном инструменте. Пусть он угадает песню, а затем загадает свою. Малышу еще трудно удержать в памяти большой отрывок мелодии, поэтому в игре загадывайте только припев песенки, вернее всего несколько строчек.
А еще под музыку можно очень хорошо фантазировать и расслабляться. Лучше всего это делать перед сном, или когда малыша нужно успокоить. Для этого попросите ребенка сесть, или лечь в удобное ему положение, закрыть глаза, и представить, что он попал в сказку. Начните рассказывать, куда Вы с ним попали, и как здесь замечательно. Дополняйте свой рассказ приятными звуками музыкальных инструментов, возможно легкой мелодией. Пусть ребенок расскажет, что он видит, и что чувствует. Следите за тем, чтобы элементы Вашего рассказа совпадали с темпом, настроением мелодии. Например, если вы встретите зайчика, то звучат отрывистые мелодии и звуки (перепрыгивать через небольшие лужицы). А если мелодия плавная – можно представить себя красивой бабочкой, порхающей над цветами или плыть на лодочке. В общем, фантазируйте, играйте, сочиняйте, и у Вас обязательно получится замечательная игра и продуктивное общение с Вашим ребенком!