Из какого языка пришло слово стол
Из какого языка пришло слово стол
Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа . Н. М. Шанский, Т. А. Боброва . 2004 .
Смотреть что такое «стол» в других словарях:
стол — стол, а … Русский орфографический словарь
стол — сущ., м., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? стола, чему? столу, (вижу) что? стол, чем? столом, о чём? о столе; мн. что? столы, (нет) чего? столов, чему? столам, (вижу) что? столы, чем? столами, о чём? о столах 1. Стол это предмет мебели… … Толковый словарь Дмитриева
СТОЛ — СТОЛ, стола, муж. 1. Предмет домашней мебели, представляющий собою широкую поверхность из досок (деревянных, мраморных и др.), укрепленных на одной или нескольких ножках и служащий для того, чтобы ставить или класть что нибудь на него. Круглый… … Толковый словарь Ушакова
СТОЛ — муж. (стлать?) утварь домашняя, для поклажи, постановки чего. В столе отличают: столешницу, верхнюю доску, и подстолье, а в этом: обвязку (иногда с ящиком) и ножки, иногда с разножками. По образцу, столы, бывают: четырехугольные, долгие, круглые … Толковый словарь Даля
стол — СТОЛ , а, м. ◊ Зелёный стол. Карточный стол. ◘ ◊ Столы зелёные раскрыты: // Зовут задорных игроков // Бостон и ломбер стариков, // И вист, доныне знаменитый, // Однообразная семья, // Все жадной скуки сыновья. А.С.Пушкин. Евгений… … Карточная терминология и жаргон XIX века
стол — а; м. 1. Род мебели в виде широкой пластины из досок, пластмассы и других материалов, укреплённой в горизонтальном положении на одной или нескольких ножках, служащий для размещения на поверхности каких л. предметов. Круглый с. Обеденный с.… … Энциклопедический словарь
Стол — предмет мебели, состоящий из столешницы (верхней доски) и подстолья (ножек или козлов, иногда обвязки). С. может быть на одной, трех, четырех и более ножках (чаще всего на четырех), на тумбах, с выдвижными ящиками; столешница может быть по форме… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
стол — См. питание, пища жить на готовом столе, сидеть за столом. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. стол питание, пища; плита; столик, верстак, кассореал, табльдот, харчи,… … Словарь синонимов
стол — СТОЛ, а, муж. 1. Предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках. Обеденный, письменный, рабочий, кухонный, садовый с. Овальный, круглый, квадратный с. Сесть за с. Встать из за стола. Сесть за с. переговоров (перен.:… … Толковый словарь Ожегова
СТОЛ — 1) в Др. Руси княжеский престол.2) Низшая структурная часть государственных центральных и местных учреждений дореволюционной России.3) Учреждение, занимающееся каким либо узким кругом канцелярских дел (адресный стол и др.) … Большой Энциклопедический словарь
СТОЛ 1 — СТОЛ 1, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Из какого языка пришло слово стол
В русском языке существует три рода существительных: женский, мужской и средний. В большинстве случаев род существительного можно определить по окончанию.
Существительные мужского рода оканчиваются:
на согласный | паспорт, журнал, компьютер |
на -Й | музей |
на -Ь | словарь |
Существительные женского рода оканчиваются:
на -А | страна, газета, виза |
на -Я | фамилия |
на -Ь | площадь |
Существительные среднего рода оканчиваются:
на -О | письмо, яблоко |
на -Е | море, кафе |
МУЖСКОЙ РОД ОН |
ЖЕНСКИЙ РОД ОНА |
СРЕДНИЙ РОД ОНО |
паспорт журнал компьютер музей словарь |
страна газета виза фамилия площадь |
письмо яблоко море кафе |
ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
|
|
Это студент. | Это студенты. |
|
|
Это газета. | Это газеты. |
Множественное число существительных в русском языке образуется следующим образом:
- — к существительным мужского рода единственного числа прибавляются окончания:
- -Ы, -И:
- документ – документы
- журнал – журналы
- -А меняется на -Ы:
- виза – визы
- газета – газеты
- фамилия – фамилии
- -О меняется на -А:
- письмо – письма
- море – моря
Слово ЯБЛОКО – исключение, у него форма множественного числа – ЯБЛОКИ!
Запомните! Слова ДЕНЬГИ, ОЧКИ имеют только форму множественного числа.
Единственное число Множественное число ОН документ документы журнал журналы ОНА виза визы газета газеты фамилия фамилии ОНО письмо письма море моря – деньги – очки Личные местоимения
я мы ты вы он
она
оноони Местоимения ОН, ОНА могут называть и одушевленные, и неодушевленные предметы. Местоимение ОНО называет всегда неодушевленные предметы.
КТО? ЧТО? ОН Это турист. Он тут. Это паспорт. Он тут. ОНА Это девушка. Она тут. Это виза. Она тут. ОНО – Это яблоко. Оно тут. Местоимение ВЫ может использоваться не только во множественном числе. Это же местоимение используют в качестве вежливой формы обращения к незнакомому человеку или к человеку старшего возраста.
ПРОФЕССИИ. Образование существительных женского рода
Это студент. Это студенка. От существительных мужского рода, обозначающих профессию, при помощи суффикса «-К-» можно образовать существительные женского рода, обозначающие лиц женского пола. Конечно, слово также приобретает окончание женского рода.
он она студент студент к а журналист журналист к а турист турист к а Он студент. – Она студентка.
Он журналист. – Она журналистка.
Но есть в русском языке группа слов, обозначающих профессию, форма которых не меняется в зависимости от пола человека. Например:
Он менеджер. – Она менеджер.
Он инженер. – Она инженер.
Он доктор. – Она доктор.
Он музыкант. – Она музыкант.
Выражение отрицания в русском языке.
При отрицательном ответе на вопрос без специального вопросительного слова в русском языке нужно использовать ДВА слова: «НЕТ» и «НЕ». Сначала нужно сказать «НЕТ», а потом повторить частицу «НЕ» непосредственно перед отрицанием.
Например: ЭТО КЛЮЧ? НЕТ, ЭТО НЕ КЛЮЧ.
- БАГАЖ ТУТ? НЕТ, БАГАЖ НЕ ТУТ.
- ВЫ СТУДЕНТ? НЕТ, Я НЕ СТУДЕНТ.
- ОНА МЕНЕДЖЕР? НЕТ, ОНА НЕ МЕНЕДЖЕР.
Внимание!
В вопросе и ответе важную роль играет интонация. В вопросе вы делаете акцент на самом важном для вас слове – на этом слове повышается и интонация.
При ответе негативная частица «не» и следующее слово произносятся вместе как одно фонетическое слово. На «не» обычно ударения не бывает.
- «не тут» — [ нитут]
- «не она» — [ ниана]
В зависимости от смысла вопроса, «не» может стоять перед:
Существительным: Это стол? — Нет, не стол. Наречием: Дом там? — Нет, не там. Глаголом: Ты знаешь? — Нет, не знаю. Прилагательным: Дом большой? – Нет, не большой.
Местоимения
- Притяжательные местоимения всегда согласуются с существительными, к которым они относятся, в роде и числе. Например, мой билет (билет – существительное мужского рода), твоя виза (виза – существительное женского рода), моё яблоко (яблоко – существительное среднего рода), ваши деньги (деньги – существительное множественного числа).
- Форма местоимений его, её, их не изменяется. Выбор формы местоимений третьего лица зависит от рода субъекта, которому принадлежит вещь:
- Это Антон. Он здесь. Это его билет, его виза, его фото, его деньги.
- Это Анна. Она там. Это её билет, её виза, её фото, её деньги.
- Это Антон и Анна. Это они. Это их журнал, их виза, их фото, их деньги.
- Для того, чтобы задать вопрос к притяжательному местоимению и узнать, кому принадлежит вещь, в русском языке используются специальные формы: чей? чья? чьё? чьи? Выбор формы местоимения зависит от рода и числа существительного, к которому относится вопросительное метоимение:
- Это Мария. Это билет. Это её билет. Чей это билет? («билет» мужского рода, поэтому выбран вопрос «чей»).
- Это Джон. Это виза. Это его виза. Чья это виза? («виза» женского рода – вопрос «чья»).
- Это Антон. Это яблоко. Это его яблоко. Чьё это яблоко? («яблоко» среднего рода – вопрос «чьё»).
- Это Анна и Джон. Это деньги. Это их деньги. Чьи это деньги? («деньги» – множественное число, поэтому вопрос «чьи»).
ОБОЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
В русском языке есть специальные слова для обозначения национальности. Для обозначения национальностей лиц мужского и женского пола существуют разные существительные, соответственно, мужского и женского рода. Для обозначения нескольких людей одной национальности существует особая форма множественного числа.
Посмотрите на таблицу: существительные мужского рода, как правило, образуются с помощью суффиксов -ец (канадец), -ан+-ец (американец), реже с помощью суффикса анин (англичанин). Некоторые существительные мужского рода имеют особые формы: француз, турок, грек. Исключением является и форма русский (русская, русские). Русский – это форма прилагательного, а не существительного.
Существительные женского рода, как правило, оканчиваются на -ка (канадка), -анка (американка) или -янка (китаянка), однако есть и исключения: француженка.
Множественное число образуется по правилам образования множественного числа существительных.
Если существительное мужского рода заканчивается на -ец (канадец) или -анец (американец), то соответствующее существительное во множественном числе будет заканчиваться на -цы (канадцы) или -анцы (американцы). Множественное число существительных типа француз, грек образуется по общему правилу путем добавления окончания -ы или -и: французы, греки. Обратите внимание на форму турок – турки. Особую форму множественного числа имеют существительные мужского рода на –анин: формы множественного числа оканчиваются на –ане: англичанин – англичане.
Как вы заметили, в русском языке существует много способов образования форм существительных, обозначающих национальности. Самое главное, что необходимо запомнить: для обозначения национальности человека используется не прилагательное, а специальное существительное. Особые формы существительных, обозначающих национальности, следует выучить наизусть.
НАРЕЧИЕ
Когда мы хотим охарактеризовать действие или описать состояние, мы обычно используем наречия. Наречие – это такая часть речи в русском языке, которая никогда не меняет свою форму.
Когда мы говорим о том, где происходило действие, мы используем наречия, которые отвечают на вопрос где?. Это наречия места.
- Номер справа.
- Лифт там, слева.
- Ресторан внизу.
Когда мы хотим сказать, когда происходило действие, то используем наречия, которые отвечают на вопрос когда?. Это наречия времени.
- Завтрак утром, обед днём, ужин вечером.
Когда мы хотим сказать о том, какого качества было действие или состояние, то используем наречия, которые отвечают на вопрос как?. Это наречия образа действия.
- Летом жарко,зимой холодно.
- Это хорошо.
- В ресторане очень дорого.
Наречия чаще всего употребляются с глаголами, обозначающими состояние или действие, с прилагательными и другими наречиями. Наречие ставится перед этими словами и обозначает степень интенсивности действия, интенсивность состояния или степень качества.
Встречаются наречия и в предложениях с конструкцией со словом ЭТО
- Сериал – это скучно!
- Детектив – это интересно.
Когда мы хотим описать состояние мира, природы вокруг нас, мы используем безличные предложения (где нет активного субъекта) с наречиями. В таких предложениях всегда есть указание на время или место. Обычно в начале подобного предложения стоит информация о том, где или когда имеет место событие, в конце – информация о том, каково его качество – вопрос как.
Особенностью русского языка по сравнению с большинством европейских является то, что в структуре предложений, описывающих состояние мира вокруг, в настоящем времени не используется глагол быть. В прошедшем и будущем времени соответствующие формы этого глагола обязательно присутствуют:
- Сегодня жарко.
- Вчера было жарко.
- Завтра тоже будет жарко.
Запомните! Обычно наиболее важную (новую) информацию помещают в конце предложения, сравните:
- Завтрак утром (не днём и не вечером).
- Утром завтрак (не обед и не ужин).
Существительные множественного числа (продолжение)
Существительные мужского рода, которые оканчиваются на -г, -к, -х, -ж, -ш, -ч, -щ, и существительные женского рода, которые оканчиваются на -га, -ка, -ха, -жа, -ша, -ча, -ща, образуют множественное число с помощью буквы И:
Урок 15. Синонимы и антонимы
Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?
Как видно, на картинке, изображены слова, которые обозначают один и тот же предмет, но пишутся по-разному.
Буря, ураган; ребёнок, малыш; автомобиль, машина; умный, смышлёный; дыра, отверстие; красивый, прекрасный; брюки, штаны; начальник, директор; швея, портниха; кривая, извилистая; смеяться, хохотать; пианино, фортепьяно.
Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые обозначают одно и тоже, но пишутся по-разному, научимся отличать эти слова, находить их в словаре.
Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?
Как видно, на картинке изображены слова, которые противоположны по лексическому значению.
Весёлый, грустный; медленный, быстрый; грязный, чистый; твёрдый, мягкий.
Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, называются синонимами.
Например, работать и трудиться, веселиться и радоваться.
Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка, в переводе оно означает «одноимённый».
Слова – синонимы можно найти в словаре синонимов. Так, в словаре синонимов Н. Абрамова можно найти следующие:
Ветер, буря, ураган.
Определим, как можно использовать синонимы в речи, в тексте.
Во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят горку. Ребята будут кататься с горки.
В этом тексте повторяется слово «ребята».
Прочитаем синонимы к этому слову: дети, малыши.
Заменим повторяющееся слово синонимами.
Во дворе слышны весёлые крики ребят. Дети строят горку. Малыши будут кататься с горки.
Слова, которые противоположны по значению (по смыслу), называются антонимами.
Например, здравствуйте – до свидания, день – ночь, грустный – весёлый.
Слово «антоним» произошло от греческих слов «анти» – против и «онима» – имя.
Антонимы можно найти в словаре антонимов.
Разбор заданий
Что такое синонимы? Укажите полный правильный ответ.
- Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию.
- Слова, близкие по смыслу.
- Слова, которые по-разному пишутся.
- Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.
Укажите, в каком понятии идёт речь в определении: «Слова, противоположные по значению (по смыслу)».
- Антонимы.
- Синонимы.
- Омонимы.
- Многозначные слова.
Укажите, в каком словаре можно найти антонимы.
Определите, в какой строке написаны синонимы.
- Красный, алый.
- Прыгать, играть.
- Лес, лесной.
Укажите, какие слова пословицы являются антонимами: «На смелого собака лает, а трусливого кусает».
- Смелый, трусливый.
- Лает, кусает.
- Собака, кошка.
- Смелый, собака.
Укажите синоним к слову «простите».
- Извините.
- До свидания.
- Прощение.
- Забота.
Что такое антонимы? Укажите правильный ответ.
- Слова, противоположные по смыслу.
- Слова, близкие по смыслу.
- Слова, которые по-разному пишутся.
- Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.
Определите, о каком понятии идёт речь в определении: «Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию».
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Закрепление лексики. Словари"
В современной школе словарь органично входит в учебный процесс на занятиях по русскому языку и во внеурочное время. Это требование жизни. Словари должны стать настольной книгой каждого ученика.
- лексическое значение слова;
- однозначные и многозначные слова;
- прямое и переносное значение слова, русскую и иноязычную лексику;
- антонимы, омонимы;
- этимологию слов;
- фразеологические единицы
Кроме того, учащиеся повторяют орфоэпию и многие вопросы по морфологии. Они также убеждаются в том, что русский язык – хранитель истории и культуры народа, а толковый словарь – один из источников изучения русской лексики, русского языка.
Пользуясь несколькими словарями при выполнении заданий, учащиеся сравнивают их, узнают, какая информация и с какой степенью полноты содержится в каждом из них. Приобретенные знания формируют навыки осознанного выбора и пользования словарями.
Работа с толковыми словарями, проводимая в тесной связи с уроками литературы и русского языка, способствует обогащению словарного запаса ученика, насыщению литературной лексики, повышению общей культуры, развитию интеллекта, выработке умений обращаться к словарю в случае необходимости.
- повторения и закрепления знаний учащихся по лексике;
- развития навыков работы со словарями разных видов;
- формирования мотивации выбора видов словарей;
- воспитания интереса к научной, энциклопедической, справочной книге, слову.
Задача: учить пользоваться словарями разных видов.
Оборудование: словари: иностранных слов, фразеологический, толковый, словарь синонимов, карточки – подсказки с фразеологизмами, индивидуальные карточки, карточки со словами-синонимами.
Тип урока: обобщающий.
Оргформа: словарный практикум.
Ход урока
I. Организационный момент
Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку и мне. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению. Сегодня у нас последний урок по теме “Лексика”. Ваша задача – вспомнить все, что мы изучали по этой теме.
II. Погружение в проблему
Если вписать по горизонтали слова, лексическое значение которых я прочитаю, то в выделенных клетках можно будет прочитать тему нашего урока.
- Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию.
- Словарный состав языка.
- Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
- Основная единица языка.
- Слова, противоположные по лексическому значению.
- Устаревшие слова.
- Новые слова.
По вертикали (цифра 8) определите, пожалуйста, тему нашего урока.
Сформулируйте цели урока.
Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке”.
Какие словари русского языка вам известны?
В русском языке словарей очень много. Сегодня на уроке мы поработаем с некоторыми из них.
III. Знакомство со словарями
- Мое назначение толковать слова. Кроме того, я указываю, к какой части речи принадлежит слово, даю его формы и привожу примеры употребления в речи.
- При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В моем словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, сведения о его происхождении.
- Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность.
- Сейчас я вам прочитаю что-то очень интересное:
Мальчик услышал, что пришедшая в гости старуха собаку съела в каких-то делах, и спрятал от неё свою собаку.
– С тобой голову потеряешь,– говорит сердитая мать.
Отгадали, что я за словарь?
IV. Работа класса со словарями
Словарь иностранных слов
1. (Выходит мальчик, одетый во фрак, цилиндр, туфли).
- Какое первое слово, которое нам надо найти?
- Кто такой “ блестящий денди”?
- Из какого языка оно пришло в русский язык? Определите его лексическое значение.
- Назовите его одежду.
- Найдите в словаре значение слов: фрак, цилиндр, туфли.
- Назовите одежду, в которой ходят наши мальчики.
- Найдите в словаре значение этих слов: бутсы, пиджак, джемпер, брюки, джинсы.
- Какое слово вы не нашли? Как нам быть? (Проблемная ситуация).
Есть этимологический словарь. Этимология – раздел науки о языке, которая изучает происхождение и историю отдельных слов
- ТУФЛИ (заимствовано в ХVІІІ в. из немецкого языка или голландского. В последних вариантах, из итальянского и французского языков).
- БРЮКИ (заимствовано в начале ХVІІІ в. из голландского языка).
- ДЖИНСЫ (заимствовано из английского языка в ХХ веке /штаны/).
2. Следующее задание.
- Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. (Парад, французского происхождения).
- Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия, как депутата. (Мандат, латинского происхождения).
- В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир, французского происхождения).
3. Поработайте, пожалуйста, со словарем иностранных слов (работа в парах) и найдите не менее пяти часто встречающихся в нашей речи слов иностранного происхождения, запишите их значение и “родину” в тетрадь.
(Рефлексия по итогам этапа работы в парах).
1. Задание выполняем устно.
Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос.
- о кротком, безобидном человеке (мухи не обидит);
- о чувстве большой неловкости, стыда (готов сквозь землю провалиться);
- о человеке, который пришел не вовремя, некстати (нелегкая принесла);
- о том, кто или что неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении (вподметки не годится).
2. Задание. Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары, противоположные по смыслу (для учащихся слабой группы – подсказки). Например: “ни зги не видно – хоть иголки собирай”.
a) по чайной ложке
b) чуть свет
c) повесить нос
d) сидеть, сложа руки
e) душа в душуa) на ночь глядя
b) не покладая рук
c) воспрянуть духом
d) как кошка с собакой
e) единым духомПоменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проведите взаимопроверку!
3. Задание “Кто больше”.
Запишите, пожалуйста, фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос). Кто затрудняется, можно пользоваться словарем.
Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной.
- Мальчик встал из-за стола и пошел к двери.
- Анна Ивановна работает в адресном столе.
- Сдается комната со столом.
- В санатории нам определили диетический стол.
На какое значение в карточке нет предложения? Составьте предложение с этим значением.
- Вдали показалась голова пехотной колонны.
- От бессонницы у него разболелась голова.
Придумайте своё предложение со словом “голова” и запишите.
Пользуйтесь, ребята, толковым словарём и все непонятные слова вам будут ясны.
- сильная группа работает самостоятельно;
- слабая группа работает по карточке – подсказке.
Выбрать из данных слов синонимы к слову “победить”.
Одолеть, разбить, разгромить, раздавить, побороть, пересилить, сразить, сломить, перебороть, поразить, выиграть, сломать, разломить, согнуть, снять, спорить, судить, потопить.
- 1-й вариант прилежного ученика;
- 2-й вариант “лодыря”.
Рефлексия по этапу работы.
V. Итог. Рефлексия по уроку в целом
- Какой словарь вам больше всего понравился, с каким интереснее было работать?
- Какие задания вам бы хотелось повторить?
- Какие задания вызвали у вас затруднения?
- К каким словарям мы обращаемся чаще всего? (толковый и орфографический)
- В каких случаях словари приходят вам на помощь?
Урок мне бы хотелось закончить словами Декарта: “Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений”.
Оцените работу своего товарища на уроке (взаимопроверка тетрадей).
VI. Домашнее задание
- задание повышенного уровня сложности: сочинить сказку о словарях;
- задание массового характера: составить свой словарь, пользуясь словарями на тему “Весна” или на любую школьную тему.
Всем спасибо. Урок закончен.
Оценивание результатов урока по среднему баллу, полученному на каждом из этапов. Оценки выставляем в дневники.
Остальные – поработайте дома ещё над этой темой и на следующем уроке получите хорошую отметку.
- -Ы, -И: