Инсталляция как тренд современного искусства
Инсталляция как тренд современного искусства
Инсталляция или мультимедийный объект сегодня – самый популярный метод самовыражения среди московских художников. Именно набор предметов, разных вещей, которые в совокупности создают единое произведение, попадает в фокус внимания искусствоведов и любителей во всем мире. Это так называемый тренд.
Куратор выставки «НИИ ОП» в Государственной галерее на Солянке Катя Крылова объясняет:
— Инсталляция может быть динамичной за счет видео или кинетических элементов, а также представлять собой арену для перформанса. Потенциал этого метода неисчерпаем и потому совершенно закономерно востребован современными художниками во всем мире и в Москве.
Так, например, одна из самых зрелищных работ, которые когда-либо выставлялись в столице, стала «Стабильность» Алекса Шведера. Инсталляция представляла собой балансирующую деревянную структуру, внутри которой было все необходимое для жизни двух человек в пространстве галереи. Конструкция реагировала на действия участников перформанса – отклонялась то в одну, то в другую сторону.
— Такая «комната для двоих» – метафора функционирования многоквартирного дома. Создавая инсталляцию, художник размышлял, сколько желаний и движений меняют такой дом, сколько решений о нем принимается совместным согласием, а сколько — отдельными личностями, вопреки остальным, — объясняет Катя Крылова.
На художественном рынке инсталляция занимает место на уровне с музейными предметами. А в контексте зрелищных медийных пространств, даже и выигрывает. Наравне с этим, инсталляция для ее автора – это не самый прибыльный жанр.
— Анализируя динамику художественного рынка, можно увидеть, что самые дорогие произведения – картины, — рассуждает начальник научного отдела Московского музея Современного искусства Андрей Егоров. — Причины понятны: их легко транспортировать в немузейное (например: домашнее) пространство. Частные коллекционеры не охотно приобретают себе инсталляции, потому что их просто негде хранить, — говорит Егоров.
Поэтому, если художник и может заработать на инсталляции, то только продав свои работы музею.
— Инсталляция – наиболее некоммерческий, но не менее достойный вид искусства. Музей на этом не зарабатывает, — добавляет директор Московского музея современного искусства Василий Церетели.
Ценность того или иного объекта и вклад в развитие искусства определенного художника, безусловно, можно адекватно оценить только в ретроспективе — по прошествии десятилетий.
— В настоящий момент художники действуют (создают и экспонируют искусство) по принципу самопровозглашения – все, что делает художник, – есть искусство (так заявил в прошлом веке Дональд Джадд и с этим сложно поспорить). Современное искусство несет массу смыслов и ссылок, интерпретация которых – интересное и зачастую благотворное упражнение для интеллекта. И в этом случае не важно, занимаемся ли мы исследованием инсталляции, перформанса или листа с графикой, — говорит Катя Крылова.
Андрей Егоров — начальник научного отдела Московского музея современного искусства автор: Оксана Полякова
ИЗ ИСТОРИИ
Как самостоятельный вид искусства инсталляция окончательно оформилась в 60-х годах. Ее законодатель – американский художник, родоначальник концептуализма Джозеф Кошут. Самая известная его работа – «Один и три стула», которая состоит из настоящего стула, поставленного к стенке, его фотографии и словарного определения. Этот проект на тему языка и пространства получил широкий резонанс в массах.
Фото: Википедия
В отечественной среде инсталляцией впервые начал заниматься художник Илья Кабаков в 70-х годах. Именно он ввел такое понятие, как «бытовая инсталляция», т.е. занимающая огромное пространство. Например, целая коммунальная квартира, выстроенная со всеми подробностями и элементами обстановки, интегрированными в нее. Для большинства зрителей – это познавательный опыт.
Позже появились видео произведения, состоящих из нескольких экранов. А также световые инсталляции, в которых вообще отсутствовал объект и материальные элементы. Зритель попадал в помещение, в котором из-за разных световых красок, видел световые эффекты, дезориентирующие или наоборот очаровывающие его.
Еще одно направление – инсталляция в природном пространстве. Примером такого подвида может служить гигантская спираль в прериях. Для инсталляции важно, чтобы работа имела пространственную аранжировку, чтобы несколько элементов существовали в трехмерном пространстве.
Ценность того или иного объекта и вклад в развитие искусства определенного художника, безусловно, можно адекватно оценить только в ретроспективе — по прошествии десятилетий. В настоящий момент художники действуют (создают и экспонируют искусство) по принципу самопровозглашения – все, что делает художник, – есть искусство (так заявил в прошлом веке Дональд Джадд и с этим сложно поспорить). Современное искусство несет массу смыслов и ссылок, интерпретация которых – интересное и зачастую благотворное упражнение для интеллекта. И в этом случае не важно, занимаемся ли мы исследованием инсталляции, перформанса или листа с графикой.
Инсталляция — современное искусство эффектных трехмерных композиций
Инсталляция (от английского installation — «установка») — это форма современного изобразительного искусства в виде пространственной композиции, созданной из различных материалов и объединенной общей творческой идеей. Для создания инсталляций художник использует природные объекты, окружающие нас предметы и элементы визуальной информации. Из оригинальной комбинации обычных вещей рождается произведение искусства, в котором зритель видит скрытый подтекст и многозначность замысла автора.
Инсталляция часто бывает шокирующей и вызывающей. Эта форма искусства в отличие от традиционной живописи и скульптуры является трехмерной и предназначена для преобразования восприятия пространства зрителем.
Виды и особенности инсталляции
Инсталляция включает в себя огромное количество способов художественного самовыражения. В зависимости от типа воздействия на человека инсталляции можно разделить на несколько основных видов:
- Обычные. Так же, как и объемная скульптура, предназначены для осмотра с разных сторон, но для их создания художник может использовать любые доступные материалы.
- Интерактивные. Рассчитаны на активное участие зрителя в процессе рождения произведения искусства. Такие инсталляции часто основаны на компьютерных технологиях, которые реагируют на действия человека. Причем каждый наблюдатель переживает собственные уникальные ощущения.
- Виртуальные. Создаются с помощью специального программного обеспечения. Рассматривая такую инсталляцию, зритель перемещается в виртуальный мир, совершает в нем увлекательные прогулки и на короткое время утрачивает чувство реальности.
- Видеоинсталляции. Демонстрируются на экранах, расположенных в самых необычных местах. Для эффектной презентации своего произведения художник создает особое пространство вокруг зрителя.
Уникальная особенность инсталляции заключается в ее привязке к определенному месту. Ценные художественные проекты нельзя просто переместить на другое место, как картину или скульптуру. Ими можно любоваться в галерее или на выставке в течение ограниченного промежутка времени. Исключение составляют только наружные инсталляции, которые были специально сделаны для установки на площадях и улицах городов.
По завершении мероприятия инсталляцию чаще всего безвозвратно демонтируют. Ее образ остается в памяти людей в фотографиях и на видео. Художники обычно предпочитают сделать новую инсталляцию вместо того, чтобы воссоздавать на новом месте уже знакомое зрителям произведение искусства.
История инсталляции
История инсталляции берет свое начало в 60-е годы ХХ века, хотя предпосылки для зарождения новой формы искусства появились еще во времена дадаизма. Гениальный Марсель Дюшан (Marcel Duchamp) уже в 1910-х в поисках новых средств художественного самовыражения изобрел оригинальную технику ready-made. Он первым рискнул предложить широкой публике произведения искусства, изготовленные из простых утилитарных вещей. Характерными примерами таких работ могут быть «Фонтан» и «Велосипедное колесо».
Огромную роль в появлении инсталляции сыграл концептуализм. Сторонники концептуального искусства призывали художников создавать свои произведения не из традиционных материалов, а из любых доступных предметов. Для реализации таких идей идеально подошли художественные трехмерные композиции — инсталляции.
Серединой 1960-х датируются первые известные работы признанных мастеров инсталляции:
- Джозефа Кошута (Joseph Kosuth);
- Йозефа Бойса (Joseph Beuys);
- Эдварда Кинхольца (Edward Kienholz).
В эпоху массового отказа от традиционных ценностей в искусстве публика восторженно приняла инсталляцию. С 70-х годов ХХ века эта форма современного искусства приобретает большую популярность на Западе. В СССР огромный вклад в ее развитие внес знаменитый художник Илья Кабаков, который в 1989 году перебрался в Берлин и приобрел всемирную славу.
В 1990-х с развитием компьютерных технологий появилось множество видеоинсталляций, а в XXI веке публика впервые увидела виртуальные трехмерные композиции. Сегодня инсталляция по праву считается одним из лидеров современного искусства. Ежегодно в разных уголках Земли художники создают тысячи новых произведений, а количество желающих посетить выставки известных мастеров исчисляется десятками миллионов.
На портале Very Important Lot ценители всех видов и жанров искусства могут принять участие в арт-аукционах и приобрести предметы антиквариата, включая скульптурные композиции. Сайт также дарит всем посетителям прекрасную возможность напрямую купить картины и заказать инсталляции у современных художников.
Один и три стула
Один и три стула (англ. One and Three Chairs , 1965) — инсталляция Джозефа Кошута. Работа выглядит как стул, фотография этого стула и копия словарной статьи «стул». Ключевым для понимания работы является тот факт, что на фотографии изображён именно выставленный стул. Таким образом, самотематизирующая работа содержит в себе контекст собственной презентации. Один и три стула — один из наиболее характерных примеров концептуального искусства.
Концепт
По замыслу автора, стул и его фотография должны меняться с каждой новой экспозицией. Неизменными сохраняются два элемента: копия словарной статьи «стул» и схема с инструкциями установки работы. Оба элемента являются частью концепта и подписаны художником.
Литература
- Archer, Michael: Art since 1960. Thames and Hudson, London 1997, p. 80.
- Art & Language (Atkinson, Terry/Baldwin, Michael/Pilkington, Philip/Rushton, David): Introduction to a Partial Problematic. In: Joseph Kosuth: Art Investigations & `Problematics´ since 1965. Cat. of exhib. Kunstmuseum Luzern. Luzern 1973, vol. 2, p. 12,22.
- Dickel, Hans u.a.: Die Sammlung Paul Maenz. Neues Museum Weimar. Edition Cantz, Ostfildern-Ruit 1998, p. 82s. (with descriptions of the constituents of the German-English version and a bibliography).
- Dreher, Thomas: Konzeptuelle Kunst in Amerika und England zwischen 1963 und 1976. Thesis Ludwig-Maximilians-Universität/Peter Lang, Frankfurt am Main 1992, p. 70-79.
- Inboden, Gudrun: Introduction: Joseph Kosuth — Artist and Critic of Modernism. In: Joseph Kosuth: The Making of Meaning. Selected Writings and Documentation of Investigations on Art Since 1965. Cat. of exhib. Staatsgalerie Stuttgart. Stuttgart 1981, p. 16-19.
- Kosuth, Joseph: Art after Philosophy, Part III. In: Studio International, December 1969, p. 212.
- Maenz, Paul: 1970—1975 Paul Maenz Köln. Gallery Paul Maenz, Cologne 1975, p. 85 (Illustrations of three different realizations of One and Three Chairs (English/German)).
- Prinz, Jessica: Text and Context: Reading Kosuth’s Art. In: Prinz, Jessica: Art Discourse/Discourse in Art. Rutger U.P., New Brunswick/New Jersey 1991, p. 52,58.
- Rorimer, Anne: New Art in the 60s and 70s. Redefining Reality. Thames & Hudson, London 2001, p. 94.
- Tragatschnig, Ulrich: Konzeptuelle Kunst. Interpretationsparadigmen: Ein Propädeutikum. Reimer, Berlin 1998, p. 116.
Ссылки
- Добавить иллюстрации.
- Произведения современного искусства
- Концептуальное искусство
- Стулья
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Один и три стула» в других словарях:
КОНЦЕПТУАЛИЗМ — КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО последнее по времени возникновения (60 80 е гг.) крупное движение авангарда. Один из его основателей Дж. Кошут в своей программной статье “Искусство после философии” (1969) назвал К. “пост филос.… … Энциклопедия культурологии
Кошут, Джозеф — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кошут. Джозеф Кошут Дата рождения: 31 января 1945(1945 01 31) (67 лет) Место рождения: Толедо … Википедия
Стул — У этого термина существуют и другие значения, см. Стул (значения). Стул Стул мебельное изделие для сидения одного человека, со спинкой, с подлокотниками или без них, с высотой сиденья, функционально удобной при соотношении его с высотой… … Википедия
Концептуальное искусство — Это статья об искусстве XX века. См. также Концептуализм в философии Концептуальное искусство, концептуализм (от лат. conceptus мысль, представление) литературно художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 60… … Википедия
Джозеф Кошут — Дата рождения: 31 января 1945 Место рождения: Толедо, Огайо, США Гражданство … Википедия
Кошут Д. — Джозеф Кошут Дата рождения: 31 января 1945 Место рождения: Толедо, Огайо, США Гражданство … Википедия
Кошут Джозеф — Джозеф Кошут Дата рождения: 31 января 1945 Место рождения: Толедо, Огайо, США Гражданство … Википедия
КОЛИТ — КОЛИТ. Содержание: Общая этиология, патогенез и бактериол. К. 402 Пат. анатомия. 404 Клин, формы К. 406 Диагностика. 418 Профилактика. 419 Лечение. 420 Колиты у… … Большая медицинская энциклопедия
ЖЕЛУДОК — ЖЕЛУДОК. (gaster, ventriculus), расширенный отдел кишечника, имеющий благодаря наличию специальных желез значение особо важного пищеварительного органа. Ясно диференцированные «желудки» многих беспозвоночных, особенно членистоногих и… … Большая медицинская энциклопедия
Двенадцать стульев (фильм — Двенадцать стульев (фильм, 1970) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Двенадцать стульев (фильм). Двенадцать стульев The Twelve Chairs … Википедия
Инсталляция: что это
В период «посткартинного» существования искусства, когда вместо прямоугольников на стенах музеи предлагают совсем другое, произведения искусства часто называются инсталляциями — об этом вездесущем понятии и хочется сегодня рассказать.
Инсталляция (от английского installation — установка) представляет собой некий набор предметов, объединенных общей идеей. Первые инсталляции делали сюрреалисты и Марсель Дюшан — его «Велосипедное колесо» (1913) и «Фонтан» (1917) знает теперь каждый. Это привело к появлению термина «реди-мэйд», значащего внесение в музей готового, сделанного чужими руками не для искусства, предмета. Первая инсталляция в России (поправьте меня, если что) появилась в 1973 году: «Рай», созданный Комаром и Меламидом, — квартира, заполненная символами существующих и вымышленных религий (под музыку, при свете фонаря).
Есть несколько отличительных особенностей инсталляций:
1. Инсталляция — это композиция из элементов пространства и вещей
Если вы входите во вдруг непривычно обустроенный зал, или если носок ботинка зацепил валяющийся мусор — наверное, это новая инсталляция. Это могут быть вещи из прошлого, восстанавливающие картину быта, или современные предметы, теряющие свою утилитарную функцию — в любом случае это вполне реальные объекты с фактурой, тенями, отражениями, которые обыгрываются, и смыслами, которые они заново приобретают.
2. Инсталляция — это соединение различных искусств
Кроме изобразительного искусства, всегда являющегося отправной точкой и опорой музеев, инсталляция включает в себя музыку, видео, реальность — поэтому ее можно слушать, трогать, нюхать, пробовать на вкус, и поэтому инсталляция трехмерна.
3. Инсталляция — это обязательное взаимодействие со зрителем
Вытекающее из предыдущего пункта свойство — инсталляция всегда напрямую вовлекает в себя зрителя, поэтому зачастую никто не заставляет сдерживать детский хватательный рефлекс (даже наоборот — иногда смысл произведений заключается в его стимулировании), поэтому можно тыкать пальцами в изображения и нервировать смотрительниц изменением положений предметов.
4. Инсталляция должна находиться в музее
Иногда именно музей делает из искусства искусство, поэтому одно из свойств инсталляции — принадлежность закрытому месту, предполагающему сценическую конструкцию. Дмитрий Пригов пишет об этом: «Инсталляция представляет собой нечто, воздвигнутое в замкнутом помещении. Размер последнего варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на организацию интерьерного пространства».
При этом очень многое и вне музеев можно назвать инсталляцией.
5. Инсталляция — это не скульптура
Скульптура представляет собой сооружение (фигуру, предмет), которое имеет объемную форму и изготовлено из какого-то материала. Инсталляция может напоминать скульптуру, при этом она отличается, прежде всего, разнородностью материалов — то есть вместо бронзы или гранита или глины (в скульптуре) — в инсталляции может быть это все, смонтированное вместе.
6. Инсталляция мало живет и почти не хранится
Чаще всего музеи не могут сохранить инсталляцию в том виде, в котором она выставляется, потому что никто не знает, как ее хранить: невозможно положить ее как лист бумаги, картину, упаковать в ящик, как скульптуру. Инсталляция, вслед за другими формами современного искусства, сохраняется в побочных документах — фотографиях, видео, зарисовках, эскизах и только иногда воссоздается заново.
7. Инсталляция — магическое искусство
Основной эффект, к которому стремятся художники, это создание иллюзии — при помощи изменения обликов привычного возникает ощущение магического или даже мистического переживания. Человек как будто попадает в пространство, полностью переделанное, иное. Маргарита Тупицына в беседе с Ильей Кабаковым сказала: «Инсталляционное пространство — еще и суррогат пещеры. И если, согласно общепринятой версии, искусство родилось в пещерах, где впервые были сделаны наскальные рисунки, то в этом смысле мне кажется, что инсталляционная метафора действительно может восприниматься как какой-то очень архаичный вид творческой манифестации, и в частности — как возвращение к первоистокам искусства»
Не пугайтесь, когда находитесь в музее и не знаете, как назвать то, что перед вами — если это не картина или скульптура и не спектакль, скорее всего это инсталляция.