54mebel.ru

Мебель в интерьере
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инсталляция как тренд современного искусства

Инсталляция как тренд современного искусства

Инсталляция как тренд современного искусства - http://moscvichka.ru

Инсталляция или мультимедийный объект сегодня – самый популярный метод самовыражения среди московских художников. Именно набор предметов, разных вещей, которые в совокупности создают единое произведение, попадает в фокус внимания искусствоведов и любителей во всем мире. Это так называемый тренд.

Куратор выставки «НИИ ОП» в Государственной галерее на Солянке Катя Крылова объясняет:

— Инсталляция может быть динамичной за счет видео или кинетических элементов, а также представлять собой арену для перформанса. Потенциал этого метода неисчерпаем и потому совершенно закономерно востребован современными художниками во всем мире и в Москве.

Так, например, одна из самых зрелищных работ, которые когда-либо выставлялись в столице, стала «Стабильность» Алекса Шведера. Инсталляция представляла собой балансирующую деревянную структуру, внутри которой было все необходимое для жизни двух человек в пространстве галереи. Конструкция реагировала на действия участников перформанса – отклонялась то в одну, то в другую сторону.

— Такая «комната для двоих» – метафора функционирования многоквартирного дома. Создавая инсталляцию, художник размышлял, сколько желаний и движений меняют такой дом, сколько решений о нем принимается совместным согласием, а сколько — отдельными личностями, вопреки остальным, — объясняет Катя Крылова.

На художественном рынке инсталляция занимает место на уровне с музейными предметами. А в контексте зрелищных медийных пространств, даже и выигрывает. Наравне с этим, инсталляция для ее автора – это не самый прибыльный жанр.

— Анализируя динамику художественного рынка, можно увидеть, что самые дорогие произведения – картины, — рассуждает начальник научного отдела Московского музея Современного искусства Андрей Егоров. — Причины понятны: их легко транспортировать в немузейное (например: домашнее) пространство. Частные коллекционеры не охотно приобретают себе инсталляции, потому что их просто негде хранить, — говорит Егоров.

Поэтому, если художник и может заработать на инсталляции, то только продав свои работы музею.

— Инсталляция – наиболее некоммерческий, но не менее достойный вид искусства. Музей на этом не зарабатывает, — добавляет директор Московского музея современного искусства Василий Церетели.

Ценность того или иного объекта и вклад в развитие искусства определенного художника, безусловно, можно адекватно оценить только в ретроспективе — по прошествии десятилетий.

— В настоящий момент художники действуют (создают и экспонируют искусство) по принципу самопровозглашения – все, что делает художник, – есть искусство (так заявил в прошлом веке Дональд Джадд и с этим сложно поспорить). Современное искусство несет массу смыслов и ссылок, интерпретация которых – интересное и зачастую благотворное упражнение для интеллекта. И в этом случае не важно, занимаемся ли мы исследованием инсталляции, перформанса или листа с графикой, — говорит Катя Крылова.

Андрей Егоров — начальник научного отдела Московского музея современного искусства автор: Оксана Полякова

ИЗ ИСТОРИИ

Как самостоятельный вид искусства инсталляция окончательно оформилась в 60-х годах. Ее законодатель – американский художник, родоначальник концептуализма Джозеф Кошут. Самая известная его работа – «Один и три стула», которая состоит из настоящего стула, поставленного к стенке, его фотографии и словарного определения. Этот проект на тему языка и пространства получил широкий резонанс в массах.

Фото: Википедия

В отечественной среде инсталляцией впервые начал заниматься художник Илья Кабаков в 70-х годах. Именно он ввел такое понятие, как «бытовая инсталляция», т.е. занимающая огромное пространство. Например, целая коммунальная квартира, выстроенная со всеми подробностями и элементами обстановки, интегрированными в нее. Для большинства зрителей – это познавательный опыт.

Позже появились видео произведения, состоящих из нескольких экранов. А также световые инсталляции, в которых вообще отсутствовал объект и материальные элементы. Зритель попадал в помещение, в котором из-за разных световых красок, видел световые эффекты, дезориентирующие или наоборот очаровывающие его.
Еще одно направление – инсталляция в природном пространстве. Примером такого подвида может служить гигантская спираль в прериях. Для инсталляции важно, чтобы работа имела пространственную аранжировку, чтобы несколько элементов существовали в трехмерном пространстве.

Ценность того или иного объекта и вклад в развитие искусства определенного художника, безусловно, можно адекватно оценить только в ретроспективе — по прошествии десятилетий. В настоящий момент художники действуют (создают и экспонируют искусство) по принципу самопровозглашения – все, что делает художник, – есть искусство (так заявил в прошлом веке Дональд Джадд и с этим сложно поспорить). Современное искусство несет массу смыслов и ссылок, интерпретация которых – интересное и зачастую благотворное упражнение для интеллекта. И в этом случае не важно, занимаемся ли мы исследованием инсталляции, перформанса или листа с графикой.

Инсталляция — современное искусство эффектных трехмерных композиций

Инсталляция (от английского installation — «установка») — это форма современного изобразительного искусства в виде пространственной композиции, созданной из различных материалов и объединенной общей творческой идеей. Для создания инсталляций художник использует природные объекты, окружающие нас предметы и элементы визуальной информации. Из оригинальной комбинации обычных вещей рождается произведение искусства, в котором зритель видит скрытый подтекст и многозначность замысла автора.

Инсталляция. Степан Рябченко. Световая инсталляция «Благословенная рука», XXI век

Инсталляция часто бывает шокирующей и вызывающей. Эта форма искусства в отличие от традиционной живописи и скульптуры является трехмерной и предназначена для преобразования восприятия пространства зрителем.

Инсталляция. Джозеф Кошут. «Один и три стула», 1960-е

Виды и особенности инсталляции

Инсталляция включает в себя огромное количество способов художественного самовыражения. В зависимости от типа воздействия на человека инсталляции можно разделить на несколько основных видов:

  • Обычные. Так же, как и объемная скульптура, предназначены для осмотра с разных сторон, но для их создания художник может использовать любые доступные материалы.
  • Интерактивные. Рассчитаны на активное участие зрителя в процессе рождения произведения искусства. Такие инсталляции часто основаны на компьютерных технологиях, которые реагируют на действия человека. Причем каждый наблюдатель переживает собственные уникальные ощущения.
  • Виртуальные. Создаются с помощью специального программного обеспечения. Рассматривая такую инсталляцию, зритель перемещается в виртуальный мир, совершает в нем увлекательные прогулки и на короткое время утрачивает чувство реальности.
  • Видеоинсталляции. Демонстрируются на экранах, расположенных в самых необычных местах. Для эффектной презентации своего произведения художник создает особое пространство вокруг зрителя.

Инсталляция. Йозеф Бойс. «Сибирская симфония», 1960-е

Уникальная особенность инсталляции заключается в ее привязке к определенному месту. Ценные художественные проекты нельзя просто переместить на другое место, как картину или скульптуру. Ими можно любоваться в галерее или на выставке в течение ограниченного промежутка времени. Исключение составляют только наружные инсталляции, которые были специально сделаны для установки на площадях и улицах городов.

Инсталляция. Илья Кабаков. «Человек, который улетел в космос из своей комнаты», 1980-е

По завершении мероприятия инсталляцию чаще всего безвозвратно демонтируют. Ее образ остается в памяти людей в фотографиях и на видео. Художники обычно предпочитают сделать новую инсталляцию вместо того, чтобы воссоздавать на новом месте уже знакомое зрителям произведение искусства.

Инсталляция. Даниель Бюрен. Световая инсталляция, XXI век

История инсталляции

История инсталляции берет свое начало в 60-е годы ХХ века, хотя предпосылки для зарождения новой формы искусства появились еще во времена дадаизма. Гениальный Марсель Дюшан (Marcel Duchamp) уже в 1910-х в поисках новых средств художественного самовыражения изобрел оригинальную технику ready-made. Он первым рискнул предложить широкой публике произведения искусства, изготовленные из простых утилитарных вещей. Характерными примерами таких работ могут быть «Фонтан» и «Велосипедное колесо».

Инсталляция. Ду Ху Са. Художественная инсталляция, XXI век

Огромную роль в появлении инсталляции сыграл концептуализм. Сторонники концептуального искусства призывали художников создавать свои произведения не из традиционных материалов, а из любых доступных предметов. Для реализации таких идей идеально подошли художественные трехмерные композиции — инсталляции.

Инсталляция. Карлос Аморалес. Black Cloud, XXI век

Серединой 1960-х датируются первые известные работы признанных мастеров инсталляции:

  • Джозефа Кошута (Joseph Kosuth);
  • Йозефа Бойса (Joseph Beuys);
  • Эдварда Кинхольца (Edward Kienholz).

Инсталляция. Ли Саквитц. Insideout, XXI век

В эпоху массового отказа от традиционных ценностей в искусстве публика восторженно приняла инсталляцию. С 70-х годов ХХ века эта форма современного искусства приобретает большую популярность на Западе. В СССР огромный вклад в ее развитие внес знаменитый художник Илья Кабаков, который в 1989 году перебрался в Берлин и приобрел всемирную славу.

Инсталляция. Цай Гуо-Квианг. Head On, XXI век

В 1990-х с развитием компьютерных технологий появилось множество видеоинсталляций, а в XXI веке публика впервые увидела виртуальные трехмерные композиции. Сегодня инсталляция по праву считается одним из лидеров современного искусства. Ежегодно в разных уголках Земли художники создают тысячи новых произведений, а количество желающих посетить выставки известных мастеров исчисляется десятками миллионов.

Инсталляция. Яёи Кусама. Пятнистая инсталляция, XXI век

На портале Very Important Lot ценители всех видов и жанров искусства могут принять участие в арт-аукционах и приобрести предметы антиквариата, включая скульптурные композиции. Сайт также дарит всем посетителям прекрасную возможность напрямую купить картины и заказать инсталляции у современных художников.

Один и три стула

Один и три стула (англ.  One and Three Chairs , 1965) — инсталляция Джозефа Кошута. Работа выглядит как стул, фотография этого стула и копия словарной статьи «стул». Ключевым для понимания работы является тот факт, что на фотографии изображён именно выставленный стул. Таким образом, самотематизирующая работа содержит в себе контекст собственной презентации. Один и три стула — один из наиболее характерных примеров концептуального искусства.

Концепт

По замыслу автора, стул и его фотография должны меняться с каждой новой экспозицией. Неизменными сохраняются два элемента: копия словарной статьи «стул» и схема с инструкциями установки работы. Оба элемента являются частью концепта и подписаны художником.

Литература

  • Archer, Michael: Art since 1960. Thames and Hudson, London 1997, p. 80.
  • Art & Language (Atkinson, Terry/Baldwin, Michael/Pilkington, Philip/Rushton, David): Introduction to a Partial Problematic. In: Joseph Kosuth: Art Investigations & `Problematics´ since 1965. Cat. of exhib. Kunstmuseum Luzern. Luzern 1973, vol. 2, p. 12,22.
  • Dickel, Hans u.a.: Die Sammlung Paul Maenz. Neues Museum Weimar. Edition Cantz, Ostfildern-Ruit 1998, p. 82s. (with descriptions of the constituents of the German-English version and a bibliography).
  • Dreher, Thomas: Konzeptuelle Kunst in Amerika und England zwischen 1963 und 1976. Thesis Ludwig-Maximilians-Universität/Peter Lang, Frankfurt am Main 1992, p. 70-79.
  • Inboden, Gudrun: Introduction: Joseph Kosuth — Artist and Critic of Modernism. In: Joseph Kosuth: The Making of Meaning. Selected Writings and Documentation of Investigations on Art Since 1965. Cat. of exhib. Staatsgalerie Stuttgart. Stuttgart 1981, p. 16-19.
  • Kosuth, Joseph: Art after Philosophy, Part III. In: Studio International, December 1969, p. 212.
  • Maenz, Paul: 1970—1975 Paul Maenz Köln. Gallery Paul Maenz, Cologne 1975, p. 85 (Illustrations of three different realizations of One and Three Chairs (English/German)).
  • Prinz, Jessica: Text and Context: Reading Kosuth’s Art. In: Prinz, Jessica: Art Discourse/Discourse in Art. Rutger U.P., New Brunswick/New Jersey 1991, p. 52,58.
  • Rorimer, Anne: New Art in the 60s and 70s. Redefining Reality. Thames & Hudson, London 2001, p. 94.
  • Tragatschnig, Ulrich: Konzeptuelle Kunst. Interpretationsparadigmen: Ein Propädeutikum. Reimer, Berlin 1998, p. 116.

Ссылки

  • Добавить иллюстрации.
  • Произведения современного искусства
  • Концептуальное искусство
  • Стулья

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Один и три стула» в других словарях:

КОНЦЕПТУАЛИЗМ — КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО последнее по времени возникновения (60 80 е гг.) крупное движение авангарда. Один из его основателей Дж. Кошут в своей программной статье “Искусство после философии” (1969) назвал К. “пост филос.… … Энциклопедия культурологии

Кошут, Джозеф — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кошут. Джозеф Кошут Дата рождения: 31 января 1945(1945 01 31) (67 лет) Место рождения: Толедо … Википедия

Стул — У этого термина существуют и другие значения, см. Стул (значения). Стул Стул  мебельное изделие для сидения одного человека, со спинкой, с подлокотниками или без них, с высотой сиденья, функционально удобной при соотношении его с высотой… … Википедия

Концептуальное искусство — Это статья об искусстве XX века. См. также Концептуализм в философии Концептуальное искусство, концептуализм (от лат. conceptus  мысль, представление)  литературно художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 60… … Википедия

Джозеф Кошут — Дата рождения: 31 января 1945 Место рождения: Толедо, Огайо, США Гражданство … Википедия

Кошут Д. — Джозеф Кошут Дата рождения: 31 января 1945 Место рождения: Толедо, Огайо, США Гражданство … Википедия

Кошут Джозеф — Джозеф Кошут Дата рождения: 31 января 1945 Место рождения: Толедо, Огайо, США Гражданство … Википедия

КОЛИТ — КОЛИТ. Содержание: Общая этиология, патогенез и бактериол. К. 402 Пат. анатомия. 404 Клин, формы К. 406 Диагностика. 418 Профилактика. 419 Лечение. 420 Колиты у… … Большая медицинская энциклопедия

ЖЕЛУДОК — ЖЕЛУДОК. (gaster, ventriculus), расширенный отдел кишечника, имеющий благодаря наличию специальных желез значение особо важного пищеварительного органа. Ясно диференцированные «желудки» многих беспозвоночных, особенно членистоногих и… … Большая медицинская энциклопедия

Двенадцать стульев (фильм — Двенадцать стульев (фильм, 1970) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Двенадцать стульев (фильм). Двенадцать стульев The Twelve Chairs … Википедия

Инсталляция: что это

В период «посткартинного» существования искусства, когда вместо прямоугольников на стенах музеи предлагают совсем другое, произведения искусства часто называются инсталляциями — об этом вездесущем понятии и хочется сегодня рассказать.

Инсталляция (от английского installation — установка) представляет собой некий набор предметов, объединенных общей идеей. Первые инсталляции делали сюрреалисты и Марсель Дюшан — его «Велосипедное колесо» (1913) и «Фонтан» (1917) знает теперь каждый. Это привело к появлению термина «реди-мэйд», значащего внесение в музей готового, сделанного чужими руками не для искусства, предмета. Первая инсталляция в России (поправьте меня, если что) появилась в 1973 году: «Рай», созданный Комаром и Меламидом, — квартира, заполненная символами существующих и вымышленных религий (под музыку, при свете фонаря).

Есть несколько отличительных особенностей инсталляций:

1. Инсталляция — это композиция из элементов пространства и вещей

Если вы входите во вдруг непривычно обустроенный зал, или если носок ботинка зацепил валяющийся мусор — наверное, это новая инсталляция. Это могут быть вещи из прошлого, восстанавливающие картину быта, или современные предметы, теряющие свою утилитарную функцию — в любом случае это вполне реальные объекты с фактурой, тенями, отражениями, которые обыгрываются, и смыслами, которые они заново приобретают.

1. Роберт Кушмировский, Унгут

2. Инсталляция — это соединение различных искусств

Кроме изобразительного искусства, всегда являющегося отправной точкой и опорой музеев, инсталляция включает в себя музыку, видео, реальность — поэтому ее можно слушать, трогать, нюхать, пробовать на вкус, и поэтому инсталляция трехмерна.

2. Джозеф Кошут, Один и три стула

3. Инсталляция — это обязательное взаимодействие со зрителем

Вытекающее из предыдущего пункта свойство — инсталляция всегда напрямую вовлекает в себя зрителя, поэтому зачастую никто не заставляет сдерживать детский хватательный рефлекс (даже наоборот — иногда смысл произведений заключается в его стимулировании), поэтому можно тыкать пальцами в изображения и нервировать смотрительниц изменением положений предметов.

3. Вадим Марьясов, Чур я в домике

4. Инсталляция должна находиться в музее

Иногда именно музей делает из искусства искусство, поэтому одно из свойств инсталляции — принадлежность закрытому месту, предполагающему сценическую конструкцию. Дмитрий Пригов пишет об этом: «Инсталляция представляет собой нечто, воздвигнутое в замкнутом помещении. Размер последнего варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на организацию интерьерного пространства».

4. Йозеф Бойс, евразийская сибирская симфония

При этом очень многое и вне музеев можно назвать инсталляцией.

5. Рейчел Оуэнс, Антиподы

5. Инсталляция — это не скульптура

Скульптура представляет собой сооружение (фигуру, предмет), которое имеет объемную форму и изготовлено из какого-то материала. Инсталляция может напоминать скульптуру, при этом она отличается, прежде всего, разнородностью материалов — то есть вместо бронзы или гранита или глины (в скульптуре) — в инсталляции может быть это все, смонтированное вместе.

6. Инсталляция мало живет и почти не хранится

Чаще всего музеи не могут сохранить инсталляцию в том виде, в котором она выставляется, потому что никто не знает, как ее хранить: невозможно положить ее как лист бумаги, картину, упаковать в ящик, как скульптуру. Инсталляция, вслед за другими формами современного искусства, сохраняется в побочных документах — фотографиях, видео, зарисовках, эскизах и только иногда воссоздается заново.

6. Илья Кабаков, Человек, который улетел в космос

7. Инсталляция — магическое искусство

Основной эффект, к которому стремятся художники, это создание иллюзии — при помощи изменения обликов привычного возникает ощущение магического или даже мистического переживания. Человек как будто попадает в пространство, полностью переделанное, иное. Маргарита Тупицына в беседе с Ильей Кабаковым сказала: «Инсталляционное пространство — еще и суррогат пещеры. И если, согласно общепринятой версии, искусство родилось в пещерах, где впервые были сделаны наскальные рисунки, то в этом смысле мне кажется, что инсталляционная метафора действительно может восприниматься как какой-то очень архаичный вид творческой манифестации, и в частности — как возвращение к первоистокам искусства»

7. Илья Кабаков, Мост

Не пугайтесь, когда находитесь в музее и не знаете, как назвать то, что перед вами — если это не картина или скульптура и не спектакль, скорее всего это инсталляция.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector