54mebel.ru

Мебель в интерьере
20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое тисовая кровать

Что такое тисовая кровать

"Мутный сон" Святослава

Екатеринбургский писатель и филолог А.П. Комлев, исследователь «Слова о полку Игореве», с которым читатели «НУ» уже встречались, предложил редакции свой вариант комментария одного из центральных фрагментов великого литературного памятника. Надо сказать, что по поводу «Сна Святослава» создана огромная литература, в том числе статья академика М.П. Алексеева. В то же время традиционный комментарий настаивает на нескольких вторжениях в текст, не мотивированных палеографически, содержит внутренние противоречия. Например, утверждается, что Святослав видит во сне собственные похороны. Но тогда знамения сна оказываются ложными, ибо ни по дальнейшему контексту «Слова», ни по летописным сведениям кончина Святослава отнюдь за этим не последовала… Предлагаемый комментирующий материал содержит прочтение текста, естественным образом снимающее указанные противоречия.

Екатеринбургский писатель и филолог А.П. Комлев.

«А Святослав мутен сон виде в Кыеве на горах. «Си ночь с вечера одевах темя, — рече, — черною паполомою на кровати тисове…». Оговорюсь, что цитируемый древнерусский текст приводится в избранной мною редакции приближенно к современным буквенным выражениям на основе акцентной реконструкции В.В. Колесова 1 . Рассматриваются случаи существенных разночтений относительно первого издания «Слова» и последовавших его публикаций.
В первом издании дана разбивка «одевахъте мя». В комментарии Н.А. Мещерского и А.А. Бурыкина сказано: «Исправление, предложенное А. Глаголевым («одевахуть»), является общепризнанным, так как согласуется со стоящими далее формами «черпахуть» и «сыпахуть» 2 . Но видится, что буквы первоиздательского текста сохранны, однако в исходном слитном написании передавалось иное словосочетание: «одевахъ темя». Значит, «одевал я темя» (укрывался с головою). «Одевахъ» — 1-е л. ед.ч. аориста и имперфекта. Существительное «темя» отражено в «Словаре древнерусского языка» И.И. Срезневского со значениями: «верхняя часть головы, темя; чело, лоб; череп» 3 . Старинная форма показана через «ять» вместо «е». Но совпадение звучаний «ять» и «е» отмечается нередким смешением употреблений этих букв по древнерусским памятникам письменности, ранние случаи наблюдаются уже в текстах ХI века 4 . Следовательно, наличие буквы «е» в усматриваемом слове «темя» не препятствует возможности признания такой лексемы в составе «Слова».

Оборот «одевах темя черною паполомою» перекликается и взаимодействует с последующими: «в тереме златоверсем»; «Темно бо бе в третей день»; «На реце, на Каяле тьма свет покрыла». Соотносится и с предыдущим — «черные туче с моря идут, хотят прикрыти четыре солнца». Комментаторами общепринято, что под «четырьмя солнцами» разумеются в своих «златых шеломах» четверо князей, участников похода на Каялу. Отчетливо обыгрывание по тексту имени «Святослав» и корня «свет-» («…свет светлый… Святославлича…»). Значит, «светлый» великий князь Святослав Киевский, укрывая свое темя черною паполомою, символически уподоблялся солнцу, закрытому тучей.

Практически 60-летний князь мог воспользоваться и черным одеялом. Но «паполома» в древнерусских текстах упоминается именно как покрывало при похоронных обрядах. Однако В.П. Адрианова-Перетц отмечала: «Паполому «простирают», ее можно «положить» под человека или на него, но ею не «одевают» — в сочетании с этим глаголом своеобразие «Слова» 5 . Дважды прописанная по «Слову» «паполома» в предыдущем случае заявлена образно — когда «слава» погибшему князю Борису Вячеславичу «на Канину зелену паполому постла», — видят иносказательное обозначение травянистого места (ср. «стлавшу ему зелену траву»). Правомерно представить, что и здесь иносказательность – под «черною паполомою» Святослав разумел свое темное одеяло (ср. также «одевавшу его теплыми мглами»). Пожилой князь нарочито подчеркивает данной метафорой свою старость, преувеличивая близость к «тому свету» (ср. «се ли створисте моей сребреней седине?»).

«Тисовая кровать» – реальная и желанная принадлежность быта, засвидетельствованная и северорусскими, белорусскими, голицийскими фольклорными произведениями («Словарь-справочник» В.Л. Виноградовой 6 , ). Н.В. Шарлемань сообщает: «Его древесина шла на изготовление ценных вещей и на долговечные хозяйственные постройки» 7 . О.М. Огоновский цитирует из народной южнорусской песни просьбу изготовить «тисовую труну» 8 (т.е. «домовину», гроб). Возможно, что «кровать тисова», указанная в речи Святослава после «черной паполомы» и содержит намек на «гроб», однако прямым текстом названа «кровать», а не «домовина». Б.В. Сапунов пишет: «Характерной особенностью тиса является наличие в древесине, старых листьях и коре ядовитых веществ (муравьиная кислота и алколоид таксин), поражающих нервную систему… Эти свойства тиса создали ему недобрую славу… По-видимому, в античное время тис считали деревом смерти» 9 . Думается, что столь опасная античная слава восточными славянами «не расслышалась». А иначе разве стали бы они применять в своих жилищах да еще использовать для лежанок ядовитый вредный материал? Признаков «поражения нервной системы» от тисовых вещей, получается, наши предки на протяжении веков не ощутили. В упомянутых выше фольклорных записях ХIХ века отношение к «тисовым кроваткам-кроваточкам» сугубо положительное. В энциклопедической статье Н.В. Савельевой отмечается: «Значение Т. как символа долговечности еще в начале ХХ в. сохранялось у гуцулов и бойков. Каждая семья стремилась иметь в хозяйстве кусочек тисовой древесины как магическое средство против болезней и других бед» 10 . Поэтому возможно предположить, что «кровать тисова» прямым своим обозначением противопоставлена в контексте «Слова» иносказательной «черной паполоме», выступая должной частью убранства великокняжеского «златоверхого терема» — в котором соответственно, увы, «доскы без кнеса».

Исследователи повторяют, будто Святославу снятся собственные похороны, будто образы сновидений предвещают его гибель. Но в таком случае следует признать, что знамения оказались ложными. Ибо Святослав Всеволодич не умер вскоре ни по тексту «Слова», ни по историческим данным. Он мирно почил почти через десять лет в 1194 г., до самой кончины своей уже оставаясь киевским князем и, если доверять летописным построениям, практически оставшись последним сколько-то авторитетным киевским князем, умевшим еще сдерживать удельные вожделения окружных «великих» князей… Впрочем, по «Слову» сон Святослава называется «мутным» (подходящие словарные древнерусские значения: «смутный, неясный, тревожный»), а не «вещим», – хотя прописаны «вещий Боян, веща душа». Однако в насыщенных сновиденческих образах отражается страшный исход уже свершившихся событий, о которых великий Святослав получит первые вести только после своего пробуждения. Явлен во сне и наглядный печальный пример из давно минувшего, указующий на вероятие подобных последствий в будущем.

«Черпахут ми синее вино, с трудом смешено…». «Синее вино» исследователи противопоставляют предшествовавшему в тексте «кровавому вину», которого «не доста» (т.е. пролитой в долгой битве крови), когда «пир докончаша храбрии русичи…». Наиболее взаимосвязным представляется соотнесение по периодам текста в открывающейся сквозной параллельности: 1) «черные туче» – «черною паполомою»; 2) «синие молнии» — «синее вино»; 3) «итти дождю стрелами» — «сыпахут ми тощими тулы». И тогда синеве отлива грозовых молний (которым, по мнению Л.В. Соколовой, уподобляются сверкающие половецкие сабли 11 ) соответствует синева спиртового пламени. Мещерский и Бурыкин сообщают: «Синее вино» – символ скорби и печали. В русском фольклоре выразительно противопоставление «зеленого вина» (молодого виноградного вина), непременного атрибута пиров, и «cинего вина» (крепкой водки или спирта), которое могло быть ритуальным питьем при похоронном обряде или употребляться при бальзамировании умершего» 12 . Однокоренные с «трудом» наличествуют по тексту в словосочетаниях «трудных повестий» и «не трудною крилцю». На своих «нетрудных крыльцах» (понимается без труда — «легких, неутружденных») ветер мычет «хыновскые стрелкы» (вражеские стрелы) на воинов Ярославниной «лады» — Игоря. А это в результате им, страдальцам-русичам, обернулось «трудом» – непосильной тягостью, смертельным потом. Значит, «синее вино, с трудом смешено» — поминальный спиртовый напиток, смешанный с «трудом», т.е. смертным потом сгинувших на Каяле русских воинов (или спирт после мнимого их «утирания»).

«…Сыпахут ми тощими тулы поганых толковин великый жемчуг на лоно и негуют мя». Исследователи усмотрели, что «тулы» (колчаны половцев) стали «тощими» (опустелыми) после того, как все стрелы были пущены в русичей на Каяле. А.А. Потебня указал на единственное упоминание «толковин» помимо «Слова» в «Повести временных лет» под 907 г.: «Иде Олегъ на грекы… поя множество варяг, и словенъ… и дулебы, и тиверци, яже суть толковины: си вси звахуться от грекъ Великая скуфь» 13 . В летописях сообщается, что тиверцы занимали обширные территории – по низовьям Днепра, по Южному Бугу и по Днестру (правда, видимо, разновременно), соседствовали с Дунаем и размещались вплоть до морского побережья. Называемые в конце перечня тринадцати разноэтничных народностей, привлеченных Олегом Вещим для похода на Царьград в 907 г., только тиверцы оговорены особым разъяснением. Получается, что они были влиятельными посредниками, не только «двуязычными», но и «двуликими», т.е. с одной стороны, «великая скифь», а с другой – «толковины». Отсутствие употребления лексемы «толковины» в остальном немалом объеме рассмотренных древнерусских текстов дает основание предполагать, что это не столь нарицательное обозначение, сколь характерное прозвище, закрепившееся именно за племенем славян-тиверцев.

И тогда следует, что Святослав Киевский (а бояре его понимают) ссылается через пару веков именно на тиверцев по их запомнившимся месту и роли, но устойчивым определением “поганых” уточняет, что в настоящее время речь идет о половцах. Имеются в виду половцы, уничтожившие Игорево войско на Каяле, но подразумеваются и половцы в целом – ибо они теперь “суть толковины”, заместив давно вытесненных славян-тиверцев. Половцы оказываются неизбежно причастны на положении “проводников-посредников” к большинству торговых путей из древнерусских княжеств до европейских стран.

Исследователи объясняют, что видение во сне крупного жемчуга предвещает слезы. Но символическое значение жемчуга раскрывается по тексту “Слова” – когда изрубленный литовскими мечами полоцкий князь Изяслав “изрони жемчужну душу из храбра тела чрес злато ожерелие”. Воспринимается, что и “великий жемчуг” (собирательное) – это много “жемчужин-душ” праведно погибших русских воинов. Получается, что “поганые посредники” как бы обменяли смертоносные стрелы в своих “тулах”-чехлах на “жемчужины-души” пораженных этими стрелами Игоревых ратников.

“На лоно” – во многих переводах “на грудь”. Но по “Словарю русского языка ХI — XVII вв.” представленные два примера из древнерусских текстов с “лоном” в значении “грудь” содержат сообщения о женской материнской груди. По контексту “мутного сна” возникает словарное подкрепляемое цитатами “ лоно” в значении “мужское яичко ” 14 . Следовательно, “жемчужины-души” русичей, убиенных на Каяле, возвращаются к их “первоначалу”, ибо великий князь Святослав Киевский – номинальный “отец” не только всех русских князей, но и всех русских воинов.

Кто же невидимые Святославу те, которые “черпахут” и “сыпахут” ему да еще и “негуют” его? В.И. Стеллецкий комментирует: “Какие-то неясные фигуры ухаживают за Святославом. В них можно угадать Игоря и Всеволода” 15 . Действительно, бояре, отвечая князю, сразу указывают на северских братьев: “Се бо два сокола слетеста с отня стола злата поискати града Тмутороканя, а любо испити шеломом Дону”. Не из этого ли утерянного на Каяле “шелома” черпали великому князю во сне “синее вино”? А княжеской позолоты на “шеломе-кубке” Святослав, быть может, не различил оттого, что – как сказали ему затем бояре – “два солнца померкоста…”.

Экслибрис художника Ю.К. Люкшина.

1 Колесов В.В. Ударение в “Слове о полку Игореве” // ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 31. С. 31-76.

2 Слово о полку Игореве / 3-е изд. Библиотека поэта. Большая серия. Л., 1985. С. 463.

3 Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. М., 1989. Т. 3. Ч. 2. С. 1093-1094.

4 Самсонов Н.Г. Древнерусский язык. М., 1973. С. 110; Анцукевич Н.П. Слово о полку Игореве. Перевод. Комментарии. Исследование. Вильнюс, 1992. С. 35.

5 Адрианова-Перетц В.П. “Слово о полку Игореве” и памятники русской литературы XI-XVII веков. Л., 1968. С. 127.

6 Словарь-справочник “Слова о полку Игореве” / Сост. В.Л. Виноградова. Л., 1984. В. 6. С. 31-32.

10 Энциклопедия “Слова”. Т. 5. С. 116.

11 Там же. С. 197.

12 Слово о полку Игореве / 3-е изд. С. 463.

13 ПСРЛ. Л., 1989. Т. 38. С. 19; Энциклопедия “Слова”. Т. 5. С. 127.

14 Словарь русского языка XI — XVII вв. В. 8. С. 281-282; Срезневский И.И. Указ. соч. Т. 2. Ч. 2. С. 46.

15 Слово о полку Игореве. Древнерусский текст и переводы. Сокровища древнерусской литературы. М., 1981. С. 257.

Тис ягодный

Тис я́годный, также Тисс ягодный [1] (лат.  Táxus baccáta ), зеленица, негниючка, негной [2] , красное дерево — вид деревьев рода Тис семейства Тисовые (Taxaceae). Высота 10—20 м, в отдельных случаях до 28 м. Растёт медленно, при этом отличается большой продолжительностью жизни — по данным разных авторов, от 1,5 до 4 тыс. лет [3] . Одним из старейших в Европе считается растущий в Шотландии Фортингэльский тис, под сенью которого, согласно местной легенде, прошли детские годы Понтия Пилата [4] .

Содержание

Распространение и среда обитания [ править | править код ]

Произрастает в Западной, Центральной и Южной Европе (на севере доходит до западной Норвегии, где находятся самые северные в мире естественные местообитания рода Тис), на юге Швеции и Аландских островах, в северо-западной Африке, северном Иране и юго-западной Азии.

Растёт в лесах (в древостое и подлеске), на равнинах. В горах поднимается до высоты 2000 м над уровнем моря [1] .

Биологическое описание [ править | править код ]

Дерево до 27 м высотой и 1,5 м диаметром, с яйцевидно-цилиндрической, очень густой, нередко многовершинной кроной, кора красновато-серая, гладкая или пластинчатая. Почки округлые или овальные, тупые, светло-коричневые, с немногочисленными чешуями. Ствол обильно покрыт спящими почками, которые могут давать начало боковым побегам. Листья (хвоя) 20-35 мм длиной, 2-2,5 мм шириной, по краю слегка завороченные, голые, сверху тёмно-зелёные, блестящие, с явной средней жилкой, снизу бледно-зелёные, тусклые.

Пыльниковые шишки одиночные, в пазухах листьев (хвои), микроспорофиллы с 2-8 спорангиями каждый. Семенные шишки одиночные, имеют один прямой семязачаток, окружённый кровелькой (ариллусом), которая разрастается при семенах в кольцевой, мясистый, ярко-малиновый, сладкий на вкус валик. Семена твёрдые, овальные, бурые. Опыление в апреле-мае.

Все части растения, за исключением ариллуса, ядовиты. [5]

Хозяйственное значение и применение [ править | править код ]

Кора пригодна для приготовления клея для ловли птиц [1] .

Химический состав. Ядовитость [ править | править код ]

Все части растения, кроме кровельки семян, ядовиты [1] .

Таксин [en] вызывает резкое раздражение слизистых пищеварительного тракта, сопровождаемое рвотой и поносом; значительно влияет на сердечную деятельность (вызывает аритмию и брадикардию), останавливает дыхание. Отмечены случаи отравления различных групп домашних животных (лошади, крупный рогатый скот, свиньи, овцы, куры), а также диких коз. Однако шишкоягоды безвредно поедают птицы, куньи и др., а тисовый подрост — дикие копытные. Отравление скота возможно при поедании обрезанных веток после стрижки тиса. Разовая смертельная доза зелёных веток равна (в г): для лошадей 150—400, крупного рогатого скота — 500, для овец — 150—200, для коз — 500, свиней — 75—100. Молоко при поедании лактирующими животными тиса становится отравленным, вызывая заболевания подсосного молодняка. LDmin таксина для человека 3 мг/кг.

Отравление человека возможно при попадании внутрь ядовитых семян. Симптомы отравления человека: тошнота, рвота, понос, общая слабость, боль в животе, сонливость, судороги, удушье, нарушение сердечной деятельности, в результате чего возникает состояние коллапса и смерть. Летальный исход может наступить уже в течение первого часа или в течение нескольких часов (или первых дней) [6] . Плиний Старший в «Естественной истории» свидетельствует о случаях отравления человека, выпившего вина из тисового кубка. Чем старше хвоя тиса, тем она ядовитее [7] .

Древесина [ править | править код ]

Древесина прочная, твёрдая, упругая, тяжёлая, не гниёт, ценится за красоту и цвет (жёлто-красный или буровато-красный, в воде меняющийся на фиолетово-пунцовый), со временем темнеет и становится похожей на чёрное дерево. Применяется в строительстве, в столярном и токарном деле, для отделки мебели и музыкальных инструментов, в виде фанеры [1] .

Тис ягодный, занимавший первоначально очень большую территорию, был почти полностью истреблён человеком из-за своей прочной и практически «вечной» древесины, обладающей сильными бактерицидными свойствами — она убивает даже те микроорганизмы, что имеются в воздухе. Дом, в котором хотя бы потолочные балки сделаны из тиса, надёжно защищён от болезнетворной инфекции, что чрезвычайно ценилось во время массовых эпидемий.

За счёт сочетания «живучести» и вязкости древесины тис оказывался одним из лучших материалов для изготовления луков. Из тиса делали, например, средневековые английские длинные луки, считающиеся основным оружием, с помощью которого англичане одерживали победы в Столетней войне.

Древесину применяют при асците, местно (в виде опилок) — при укусах бешеных собак [1] .

Применение в паркостроении [ править | править код ]

Тис является ценным парковым деревом. Так, это дерево часто использовалось для создания лабиринтов во французских парках, большие тисовые боскеты и решётки имеются в Версале. Один из трёх существующих в Европе тисовых лесов находится в Национальном парке Килларни в Ирландии [8] .

Тис обычно размножают черенкованием. Черенки, взятые с ветвей, направленных вверх, дают кусты с компактным вертикальным ростом, а черенки с горизонтальных веток, укореняясь, образуют раскидистые низкие растения.

Применение в медицине [ править | править код ]

В трактате Авиценны «Канон врачебной науки» (1021) тис ягодный представлен как фитотерапевтическое средство, применяемое при сердечных заболеваниях [9] .

Тис ягодный используется в классической гомеопатии [10] .

C 1990-х годов алкалоиды тисового дерева (таксаны) используются для изготовления противоопухолевых средств (паклитаксел, доцетаксел) [11] [12] [13] .

Таксол в эксперименте обладает цитотоксическими, антилейкемическими и антимитотоксическими свойствами, используется в исследовательских целях. Таксин в Великобритании используется в химиотерапии рака яичников, молочной железы, прямой кишки, кожи [1] .

Отвар семян действует на сердце аналогично таковому наперстянки [1] .

Мясистые присемянники в индийской медицине применяют как тоническое, желудочное, отхаркивающее, при метеоризме, свежий сок как диуретическое, слабительное, сироп — при болезнях лёгких, асците, геморрое, желе — при хроническом кашле, коклюше, почечнокаменной болезни [1] .

В культуре [ править | править код ]

В древности тис считался древом смерти. Фурии изображались с факелами из тисовых веток. Элевсинские жрецы украшали себя венками из миртовых и тисовых веток [14] .

Упоминание о тисе встречается в «Метаморфозах» Овидия:

Есть по наклону тропа, затененная тисом зловещим,
К адским жилищам она по немому уводит безлюдью [15] .

Венок из тиса упоминается в трагедии Сенеки «Эдип»:

…Жрец в погребальные
Одежды облачился <…>
В одежде скорби старец скорбно шествует,
Седины тис венчает, приносящий смерть [17] .

В древнерусской литературе упоминание о тисовом дереве можно встретить в Слове о полку Игореве:

Си ночь съ вечера одѣвахуть мя, рече (Святослав), чръною паполомою, на кроваты тисовѣ

Вероятно, здесь тисовая кровать не столько означает мебель, сколько служит символом гроба [18] .

Ветка тиса, что была
Ночью, чуть луна зашла,
В чаще срезана дремучей,

 — один из ингредиентов зелья ведьм в трагедии У. Шекспира «Макбет» [19] . Упомянут тис и в песни шута в комедии «Двенадцатая ночь»:

Пусть в последний приют мой земной
Ветви тиса положат.
Разделить мою участь со мной
Самый преданный друг не может [20] .

Считалось, что тень тисового дерева ядовита, поэтому нельзя спать в тени тиса. Тис часто использовался в качестве растения-оберега, так как по преданию нечистая сила сторонится тиса.

В средневековой кельтской легенде о Тристане и Изольде тис — символ любви. Изольде было предписано покинуть Тристана, когда с деревьев опадут листья, и она решила вопрос так:

Три дерева в нашем растут лесу:
плющ, падуб и красный тис.
Листвы не теряют они зимой, —
Теперь Тристан навсегда будет мой [21] .

Два тиса выросли на могилах возлюбленных, трижды король Марк вырубал их, но они появлялись снова, в конце концов король позволил деревьям расти. Со временем их ветви сомкнулись и переплелись так, что разъединить их стало невозможно [22] . Во II стихотворении поэтического цикла Альфреда Теннисона «In Memoriam» —

Вцепился в камень старый тис…
Под камнем спит без снов мертвец.
Главу оплел корней венец,
Корнями кости сплелись.

Тис — важная часть пейзажа и в его поэме «Энох Арден»:

Дорога к мельнице и просек тень,
И тис-павлин и одинокий замок…
<…>
Филиппа дом, на улицу фасадом,
Последним к берегу стоял; а сзади,
С калиткой, выходившей на пустырь,
Пестрел стеною обнесённый садик;
Здесь рос вечнозелёный древний тис… [23]

В «Цветах зла» Шарля Бодлера тис облюбовали для размышления совы:

Где тисы стелют мрак суровый,
Как идолы, за рядом ряд,
Вперяя в сумрак красный взгляд,
Сидят и размышляют совы [24] .

Совы бились о стёкла, ворон каркал на старом тисовом дереве, и ветер блуждал, стеная, словно неприкаянная душа, вокруг старого дома [25] .

В «Великом колесе возвращений» Уильяма Йейтса тис выступает в составе материала для своего рода скрижалей —

Бард нa дощечках записал,

В которых намертво срослись,
Обнявшись, яблоня и тис,
Все саги о любви, что знал [26] .

Тисовые ягоды ядовиты, ими был отравлен герой романа Агаты Кристи «Карман, полный ржи» («A Pocket Full of Rye»), по которому был снят кинофильм «Тайна „Чёрных дроздов“», ягоды были добавлены ему в баночный мармелад. Тисовые ягоды фигурируют также в другом романе писательницы «Скрюченный домишко», ими была отравлена няня.

 — стала эпиграфом к роману Агаты Кристи «Роза и тис» («The Rose and the Yew Tree»).
В стихотворении Сильвии Плат «Луна и тис» из сборника «Ариэль» —

Готический тис остро глядит в вышину.
Взгляд, по нему скользя, обнаруживает луну.
<…>
Луна сюда не глядит,
Пустынная в пустоте.
И тис твердит
Только о молчании и черноте [28] .

В стихотворении Константина Симонова «Английское военное кладбище в Севастополе» (1939) тис упоминается, несмотря на отсутствие в пейзаже, как типическое дерево Англии:

Здесь нет ни остролистника, ни тиса.

Чужие камни и солончаки,
Проржавленные солнцем кипарисы

Как воткнутые в землю тесаки.

В серии романов Джоан Роулинг о Гарри Поттере у Волан-де-Морта волшебная палочка была из тиса с сердцевиной из пера феникса.

Ботаническая классификация [ править | править код ]

Тис ягодный (лат. Taxus baccata) относится к роду Тис (лат. Taxus) семейства Тисовые (лат. Taxaceae).

Что такое тисовая кровать

ТИС м. тисовое дерево, Taxus baccata, зеленица, раима? негной, негтючка (кавк.), красное дерево. Одевайте мя черною паполомою на кровати тисове, Слово о полку Игореве Кровать тисовая, в песнях переиначена в тесовую, в чем нет смысла. || Тисовые стойки (не от тиса), стойки кричного стана, в коих ходит молотовище. Да пояст огнь тисие твое! Зах. Острожск. тисовые леса.

Малый академический словарь

Вечнозеленое хвойное дерево (или кустарник) с ценной древесиной, растущее в районах с теплым климатом.

Толковый словарь Ефремовой

тис м.

1. Южное хвойное вечнозелёное дерево с твёрдой буровато-красной древесиной, хорошо поддающейся полировке.

2. Древесина такого дерева.

Толковый словарь Кузнецова

ТИС -а, м. Вечнозелёное хвойное дерево или кустарник с ценной древесиной, растущие в районах с тёплым климатом. Ветви тиса. Т. доживает до трёх тысяч лет. / Древесина этого дерева. Кровать из тиса.

Тисовый, -ая, -ое. Т-ая хвоя, древесина. Т-ая аллея, роща. Т-ая фанера, скрипка (изготовленная из тиса).

Толковый словарь Ушакова

ТИС, тиса, ·муж. ( бот.). Хвойное вечнозеленое дерево (или кустарник), с твердой древесиной, растущее в южных странах.

Толковый словарь Ожегова

ТИС, а, м. Южное вечнозелёное хвойное дерево или кустарник с ценной твёрдой древесиной.

| прил. тисовый, ая, ое. Семейство тисовых (сущ.).

Этимологический словарь Макса Фасмера

Род. п. -а, укр. тис, русск.-цслав. тиса кедр, сосна, тисиɪе (ср. р.) – то же (Срезн. III, 960), болг. тис, сербохорв. ти̏с, род. п. ти̏са тис, лиственница, словен. tîs м., tísа ж. тис, чеш., слвц. tis – то же, польск. cis, в.-луж. ćis, н.-луж. śis тис, можжевельник.

Напрашивается сравнение с лат. tахus тис, греч. τόξον лук (оружие), мн. стрелы. Пытались объяснить необычные фонетические отношения с помощью долгого дифтонга Траутман (ВSW 325), Шпехт (63), Вальде – Гофм. (2, 653), но допустимо предполагать стар. заимствование из неизвестного языка, Гофман (Gr. Wb. 369) рассматривает греч. τόξον как заимств. из ир. tахšа-, нов.-перс. tахš лук (оружие), ср. др.-инд. takṣakás – название дерева. Не доказано заимствование из фрак. (см. Ростафинский, Sprawozd. Аkаd. Umiej., 1908, стр. 20, против см. Шахматов, Festschrift V. Тhоmsеn 195 и сл.). Недостоверно родство слав. *tisъ и польск. cigiędź чаща (см. Брюкнер, KZ 48, 222, Sɫown. 65).

[По мнению Мошинского (Zasiąg, стр. 24, 45–53), слав. tisъ продолжает *tīgs-, которое заимств. из формы *tig- какого-то и.-е. языка, где она восходит к и.-е. *teg-/*tog- толстый, густой, откуда и лат. tахus тис. Обо всех этих названиях см. специальную работу Алессио Studi Etruschi, 25, 1957, стр. 219 и сл. – Т.]

Этимологический словарь Шанского

Общеслав. Считается родственным лат. taxus «тис», греч. toxon «лук» (из можжевельника).

Что такое тисовая кровать

ТИС, -а,л". Южное вечнозеленое хвойное дерево или кустарник с ценнойтвердой древесиной. II прил. тисовый, -ая, -ое. Семейство тисовых (сущ.). |

тис м. 1) Южное хвойное вечнозеленое дерево с твердой буровато-красной древесиной, хорошо поддающейся полировке. 2) Древесина такого дерева.

тис м. бот.yew(-tree)

тис сущ., кол-во синонимов: 6 • дерево (618) • древесина (54) • зеленика (3) • красное дерево (7) • кустарник (357) • тисс (3) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: дерево, зеленика, красное дерево, кустарник, тисс. смотреть

ТИС (Taxus) — рід дерев родини тисових (Taxaceae). Відомо близько 20 видів роду, найбільш поширених у Північній півкулі: Т. ягідний (Taxus baccata L.). смотреть

— дерево (Taxus baccata — тис ягодный европейский), хвойное растение, в наст. время сохранился в небольших количествах на Кавказе, в Крыму, на Карпатах и в зап. Прибалтике по Рижскому заливу. Древесина Т. имеет красный оттенок и отличается большой прочностью, поэтому использовалась она, как правило, для изготовления драгоценностей и долговечных хоз. построек. Значение Т. как символа долговечности еще в нач. XX в. сохранялось у гуцулов и бойков. Каждая семья стремилась иметь в хозяйстве кусочек тисовой древесины как магич. средство против болезней и других бед (<i>Шарлемань</i>. Из комментариев. С. 226). Характерной особенностью Т. является наличие в древесине, старых листьях и коре ядовитых веществ (муравьиная кислота и алкалоид токсин), поражающих нервную систему. Это свойство, как отмечает <i>Б. В. Сапунов</i>, придавало Т. магич. значение древа смерти. <i>Е. Огоновский</i> указал, что, по поверию древних римлян, Т. считался деревом из подземного мира. Символич. значение Т. при погребальном обряде сохранилось в XIX в. в укр. фольклоре.<p С. упоминается в сочетании «тисова кровать» в Сне Святослава: «Си ночь съ вечера од<font мя, — рече, — чръною паполомою на кроваты тисов<font (С. 23). В наст. время общепринятым стало сохранение эпитета «тисовая» (а не «тесо́вая», как полагали некоторые комментаторы и переводчики); кроме того, всеми исследователями признается символич. значение этого образа в С. в общем контексте зловещих примет.</p><p Огоновский.</i> Слово. С. 81, 93; <i>Перетц.</i> Слово. С. 247—248; <i>Шарлемань Н. В.</i> 1) Из комментариев к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1954. Т. 10. С. 225—227; 2) Заметки к «Слову о полку Игореве» // Там же. 1955. Т. 11. С. 9; <i>Сапунов Б. В.</i> «Тисовая кровать Святослава»: (Из реального комментария к «Слову о полку Игореве») // Там же. 1961. Т. 17. С. 323—326; <i>Виноградова.</i> Словарь. Л., 1984. Вып. 6. С. 31—33.</p><p В. Савельева</p>. смотреть

ТИСтисс (Taxus), род вечнозеленых хвойных деревьев и кустарников семейства тисовых (Taxaceae), которые славятся темной, очень густой листвой, позволяющей путем стрижки создавать живые изгороди и фигурные кроны самой различной формы. Всего пять видов, широко распространенных в Северном полушарии; из них три — родом из США и соседних областей Канады. Кора чешуйчатая; листья линейные плоские, обычно двурядные, темно-зеленые сверху и матовые снизу. Мужские шишки мелкие, обычно пазушные; женские, как правило, несут одну семяпочку, которая за сезон созревает в семя, частично окруженное мясистым ярко-красным присемянником (тисовая "ягода").Тис канадский (T. canadensis) растет в лесах от Ньюфаундленда до Нью-Джерси, Манитобы и Айовы. Это низкий кустарник, редко превышающий в высоту 1,5 м. Тис флоридский (T. floridana) — небольшое, похожее на кустарник дерево высотой до 7,6 м, встречающееся только на западе Флориды. Гораздо крупнее тис коротколистный, или тихоокеанский (T. brevifolia), распространенный от юга Аляски до севера Калифорнии и Монтаны. Обычно его высота составляет 6-12 м при диаметре ствола 30-38 см, но известны экземпляры высотой до 23 м и стволом диаметром 76 см. Его тяжелая, твердая, прочная розово-красная древесина используется в местных масштабах для изготовления луков, весел каноэ и мелких столярных изделий. Этот вид местами разводится в Западной Европе как декоративный. Тис ягодный (T. baccata) из Европы, Северной Африки и Западной Азии достигает в высоту 18 м. У него короткий толстый ствол и раскидистые ветви, а древесина очень твердая и стойкая к гниению. Она широко используется краснодеревщиками, а в Средние века служила материалом для изготовления знаменитых больших луков английских стрелков. Широко культивируются как декоративные многие формы этого вида, различающиеся особенностями листвы: то же самое можно сказать и о тисе остроконечном, или дальневосточном (T. cuspidata) — дереве высотой до 15 м. смотреть

тис род вечнозелёных хвойных деревьев, реже кустарников сем. тисовых. Включает ок. 8 видов, встречающихся в Северном полушарии. Наиболее извест. смотреть

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector