54mebel.ru

Мебель в интерьере
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Значение слова «Святой»

Значение слова « Святой »

СВЯТОЙ, -ая, -ое; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освященная). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине. 3. Истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая обязанность. 4. святой, -ого, м. В христианстве и нек-рых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы. Культ святых. Причислить к лику святых. * Святая истина — о чем-н. бесспорном, неоспоримом. Святая святых (высок.) — нечто самое дорогое, сокровенное [первонач. место в Иерусалимском храме, в к-ром хранились заповеди Моисея]. Святые места — места, связанные с представлениями о божественных деяниях, чудесах, жизни святых угодников. Паломничество к святым местам. Хоть святых выноси (разг.) — о невообразимом шуме, беспорядке. Свято место пусто не бывает (разг. ирон.) — всегда найдется тот, кто займет какое-н. освободившееся место,должность. Свят-свят-свят! (устар. разг.)- заклинание, ограждающее себя от че-го-н. опасного, страшного. Как Бог свят (устар. разг.) — божба. || ж. святая, -бй (к 4 знач.). ||сущ. святость, -и, ж. (к 1, 2 и 3 знач.).

В словаре Ефремовой

  1. м.
    1. Тот, кто провел жизнь в служении Богу и после смерти признан христианской церковью покровителем верующих.
    1. Преисполненный святости; божественный.
    2. Употребляется как постоянный эпитет предметов и мест религиозного поклонения.
    3. Относящийся к Пасхе, имеющийместо в Пасху, происходящий на Пасху. 4)
      1. Проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих.
      2. Свойственный такому человеку; праведный, угодный Богу.
        , безупречный в жизни, поведении (о человеке).
      1. Благородный, возвышенный.

      В словаре Фасмера Макса

      свято́й
      свят, свята́, свя́то, укр. святи́й, блр. святы́, др.-русск. святъ, ст.-слав. свѩтъ ἅγιος, ἱερός, болг. свет, света́, свето́ (Младенов 571), сербохорв. све̑т, све́та, све̑то, словен. svẹ̑t, svẹ́ta, ж., чеш. svatý, слвц. svätý, польск. święty, в.-луж. swjaty, н.-луж. swěty, полаб. sjǫte.
      Праслав. *svętъ родственно лит. šveñtas, др.-прусск. swenta- в местн. нн., авест. spǝnta- «святой», sраnаh- «святость», др.-инд. вед. c̨vāntás «процветающий», сюда же лтш. svinêt, svinu «праздновать» (Траутман, ВSW 311; М.–Э. 3, 1156, 1160; Уленбек, Aind. Wb. 322; Розвадовский, RО I, 102). Лтш. svę̀ts «святой, благочестивый» заимств. из слав. (М.–Э. 3, 1156). Недостоверно родство с гот. hunsl ср. р. «жертва» (Цупица, GG, 187; Торп 93; Уленбек, там же; РВВ 30, 293).

      В словаре Д.Н. Ушакова

      В словаре Синонимов

      безукоризненный, безупречный, праведный; божественный, священный; великомученик, важнейший, чудотворец, безгрешный, свято чтимый, ангел кротости, ягненок, святитель, возвышенный, белый, высокий, крепкий, истинный, бодхисатва, благородный, агнец божий, неразрывный, угодник, величественный, набожный, вали, праведник, идеальный, освященный, святой человек, сакральный, блаженный, мученик, нерушимый, благочестивый, преподобный, агнец, ангел во плоти, ангел, нерасторжимый, непогрешимый, непорочный

      В словаре Синонимов 2

      прил1. безгрешный, непорочный(о человеке, его жизни)2. возвышенный, высокий, благородный, священныйотличающийся своей необыденностью, значительностью (об идеях, чувствах, поступках)

      В словаре Синонимов 3

      В словаре Синонимы 4

      безгрешный, белый, благочестивый, блаженный, бодхисатва, божественный, важнейший, вали, великомученик, величественный, возвышенный, высокий, идеальный, истинный, мученик, набожный, непогрешимый, непорочный, неразрывный, нерушимый, освященный, праведник, преподобный, сакральный, святитель, священный, угодник, чудотворец

      Значение слова «святой»

      1. Рел. Обладающий высшим совершенством и силой; божественный. Святой дух. Святая троица.Рука [отца Александра] — свободно и непринужденно держала крест и возносила чашу с святыми дарами. Эртель, Гарденины. Священник окропил долину со всех сторон святою водой. Куприн, Молох. || Употребляется как постоянный эпитет к словам, обозначающим предметы или места религиозного поклонения. Святая церковь. Святое евангелие. Святая икона.Вологодский я, дальний. По святым местам хожу и за добрых людей молюсь. Чехов, Недоброе дело.

      2. только полн. ф. Рел. Проведший жизнь в служении богу и церкви или пострадавший за христианскую веру и поэтому признанный церковью небесным покровителем верующих. [На картине] изобразил он святого Петра в день страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа. Гоголь, Ночь перед рождеством. Монастырь наш ничем особенно не был до тех пор знаменит: в нем не было ни мощей святых угодников, ни явленных чудотворных икон. Достоевский, Братья Карамазовы. | в знач. сущ. свято́й, —о́го, м.; свята́я, —о́й, ж. Жития святых.[Косвенные лучи] освещали темные и суровые лики святых. И. Гончаров, Обыкновенная история. || в знач. сущ. святы́е, —ы́х, мн. Прост. устар. Иконы. И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый. Пушкин, Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. — Пожалуйте в горницу, — сказала хозяйка. Под святыми лежал больной хозяин. Н. Успенский, Уездные нравы.

      3. Праведный, угодный богу (с точки зрения церкви). — Нечистого изгоняешь, а может, сам ему же и служишь, — и кто про себя сказать может: «свят есть»? Не ты ли, отче? Достоевский, Братья Карамазовы. — [Мы] с этим кривым в — раскол пробирались на святую жизнь, да черт попутал. А. Н. Толстой, Петр Первый. || Безгрешный, непорочный. Он думал о своей невесте, о своей милой, доброй, святой Татьяне, и как чиста, благородна, как правдива казалась она ему! Тургенев, Дым. [Жена], вероятно, считала себя всегда совершенно правой передо мной, а уж я в своих глазах был всегда свят перед нею. Л. Толстой, Крейцерова соната.

      4. Высок. Глубоко чтимый, такой, в котором заключено самое дорогое и заветное. О родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя? Жуковский, Певец во стане русских воинов. Не было для него ничего святого в жизни. Телешов, Тень счастья. Народ и труд, Родина и партия для поэта святые понятия. Все его творчество пронизано верой в победу коммунизма. Михалков, Лев Квитко.

      5. Благородный, освященный высокой целью. Мы, советские деятели культуры, горды тем, что святое чувство гуманизма объединяет нас со всеми прогрессивными людьми доброй воли. Первенцев, В Исландии. Писательское слово ежедневно и ежечасно звало народ на святой и правый бой за Родину. В. Озеров, Тревоги мира и сердце писателя.

      6. Такой, который должен быть выполнен в силу своего высокого значения; обязательный, непреложный. Святая обязанность.— Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним. Чехов, Дом с мезонином. Будник считал святым долгом навещать своих больных, 60 успокаивал их, как мог, утешал. Первенцев, Черная буря.

      7. Незыблемый, нерушимый. [Вожеватов:] Что я обещал, то исполню! для меня слово — закон, что сказано, то свято. А. Островский, Бесприданница.

      8. Безусловный, полный. [Арбенин:] И кто-то подал мне тогда совет лукавый Жениться… чтоб иметь святое право Уж ровно никого на свете не любить. Лермонтов, Маскарад. [Лидочка:] Вы нас любите? — Правда ли? [Нелькин:] О, правда! — святая, чистейшая правда! Сухово-Кобылин, Дело.

      Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

      • Свято́й (от праслав. svętъ, svętъjь; мн. ч. — святы́е) — личность, особенно чтимая в различных религиях за святость, благочестие, праведность, стойкое исповедание веры, ходатайство перед Богом за людей.

      СВЯТО’Й, (святы́й церк., устар.), а́я, о́е; свят, свята́, свя́то. 1. В религиозных представлениях — обладающий абсолютным совершенством и чистотой, божественный (религ.). С. дух. Святая церковь. 2. В тех же представлениях — праведный, непорочный, отвечающий религиозному идеалу (религ.). С. человек. Под старость лет один седой монах святым житьем, молитвами спасался. Пушкин. 3. в знач. сущ. свято́й, о́го, м., свята́я, о́й, ж. В христианском культе — человек, проведший свою жизнь в защите интересов церкви и религии и после смерти признанный непререкаемым образцом христианской жизни и покровителем верующих (церк.). Культ святых. Причисление к лику святых. Он, по словам бабушки, гол, как турецкий святой. Лесков. Дядя Петр тоже был грамотен и весьма начитан от писания, они всегда спорили с дедом, кто из святых кого святее. М. Горький. 4. В христианском культе — прил., по знач. связанное с таким человеком (церк.). Накажи, святой угодник, капитана Борозду. Пушкин. Святые мощи перенести, поставить их в соборе. Пушкин. 5. в знач. сущ. святы́е, ы́х, ед. о́й, о́го, м. Иконы с изображениями таких людей (простореч. устар.). Под святыми стол дубовый. Пушкин. Под святыми в уголке робко притаилась. Жуковский. 6. В христианском культе — наделенный божественной благодатью, являющийся источником божественной силы (церк.). Святая вода. Святые дары (причастие). 7. перен. Проникнутый чем-н. высоким, возвышенный, идеальный (поэт., устар.). Молчит его святая лира. Пушкин. Храни святую чистоту невинности и гордую стыдливость. Пушкин. С любовью вечною, святой я помню о стране родной. Козлов. Пусть нам звездою путеводной святая истина горит. Плещеев. Там угасает, как рабыня, святая женская душа. Некрасов. Любовь. святые волнения! Гончаров. || Глубоко

      чтимый, дорогой, заветный, любимый (книжн. торж.).

      О, родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя? Жуковский. Чем чаще празднует лицей свою святую годовщину, тем робче старый круг друзей. Пушкин. Великое, святое слово: мать. Некрасов. В то время я был ужаснейший сорви-голова — просто, как говорится, ничего святого. Салтыков-Щедрин. Ах, дядюшка, для меня не было ничего на земле святее любви. Гончаров. || Истинный, великий, величественный по своим задачам, исключительный по важности (книжн. торж.). . Коммунисты, действуйте совместно с беспартийными трудящимися, организуйте дружный блок для общего и святого дела, для выборов высших органов своей родной, советской власти. Молотов. Защита социалистического отечества — святая обязанность трудящихся. С. долг. Он пал героем . он в сечу ринулся — и, падши, совершил великое, святое дело. Пушкин. || Совершенно необходимый, очень важный (разг.). Услуга в дружбе — вещь святая. Крылов. Соглашение — святое дело; оно подстрекает адвоката, поддерживает в нем бодрость, обязывает быть изобретательным. Салтыков-Щедрин. || Незыблемый, нерушимый. . Необходимо соблюдать свято (нареч.) законы и предписания Советской власти. Ленин. Письмо Татьяны предо мною; его я свято (нареч.) берегу. Пушкин. Свято (нареч.) берегу я сей перстень, данный мне тобою. Языков. Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало. Крылов. Что взято, то свято. Пословица. Зачем же мнения чужие только святы? Грибоедов. ◊

      Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

      свято́й

      1. религ. обладающий высшим, божественным совершенством ◆ Выпей святой воды. Здесь живёт святой дух.

      2. религ. праведный, угодный Богу ◆ В глуши лесов, в пустыне мрачной, дикой, // Был монастырь; в глухих его стенах // Под старость лет один седой Монах // Святым житьём, молитвами спасался // И дней к концу спокойно приближался. Пушкин, «Монах», 1813 г. (цитата из Викитеки)

      3. высок. глубоко чтимый, относящийся к самому дорогому и заветному ◆ Агафья говорила с Лизой важно и смиренно, точно она сама чувствовала, что не ей бы произносить такие высокие и святые слова. Тургенев, «Дворянское гнездо», 1856–1858 г.

      4. непреложный, обязательный ◆ Развитие и поддержка науки и культуры ― это святая обязанность каждого человека. Александр Розенбаум, «Бультерьер», 1987–1998 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Но одно дело, если у него нет рук или ног или он больной, не в состоянии работать; ему помочь ― это моя святая обязанность. Протоиерей Димитрий Смирнов, «Проповеди», 1984–1989 г. (цитата из НКРЯ)

      5. субстантивир. религ. человек после канонизации; признаваемый и чтимый церковью праведник ◆ Дату 4 декабря церковь значит как день святой великомученицы Варвары. Тютчев, «Двум друзьям», 1816 г. (цитата из Викитеки)

      Фразеологизмы и устойчивые сочетания

      Делаем Карту слов лучше вместе

      />Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

      Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

      Насколько понятно значение слова дыхало (существительное):

      Святой – что означает? Определение, значение, примеры употребления

      Ищешь, что значит слово святой? Пытаешься разобраться, что такое святой? Вот ответ на твой вопрос:

      Значение слова «святой» в словарях русского языка

      Святой это:

      Свято́й (от праслав. svętъ, svętъjь; мн.

      Святой

      I м.Тот, кто провел жизнь в служении Богу и после смерти признан христианской церковью покровителем верующих. II прил.

      1.Преисполненный святости; божественный.

      2.Употребляется как постоянный эпитет предметов и мест религиозного поклонения.

      3.Относящийся к Пасхе, имеющий место в Пасху, происходящий на Пасху.

      4.Проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих. отт. Свойственный такому человеку; праведный, угодный Богу.

      5. перен.Высоконравственный, безупречный в жизни, поведении ( о человеке ) . отт. Благородный, возвышенный.

      6. перен.Глубоко чтимый, дорогой, заветный.

      7. перен.Нерушимый, незыблемый.

      8. перен.Чрезвычайно важный, высокий, почетный.

      Святой

      1. м. Тот, кто провел жизнь в служении Богу и после смерти признан христианской церковью покровителем верующих.

      2. прил.
      1) Преисполненный святости; божественный.
      2) Употр. как постоянный эпитет предметов и мест религиозного поклонения.
      3) Относящийся к Пасхе, имеющий место в Пасху, происходящий на Пасху.
      4) а) Проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих. б) Свойственный такому человеку; праведный, угодный Богу.
      5) а) перен. Высоконравственный, безупречный в жизни, поведении (о человеке). б) Благородный, возвышенный.
      6) перен. Глубоко чтимый, дорогой, заветный.
      7) перен. Нерушимый, незыблемый.
      8) перен. Чрезвычайно важный, высокий, почетный.

      Святой

      духовно и нравствено непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественый, небесный. Святой Дух, третья ипостась, выражающая деятельность Божественную. | о человеке: непорочный и угодный Богу, первообраз человека. Святые делятся церковью на лики, разряды: Св. Праотцы, древние патриархи, ветхозаветные праведники: Адам, Ной, Авраам и пр. Пророки, все ветхозаветные, предрекавшие пришествие Христа, а последний Предтеча, Креститель. Апостолы, кроме 12-ти еще семьдесят; Равноапостольные: Мария Магдалина, Владимир Киевский и пр. Святители, Св. Отцы, пастыри и учители, преемники апостолов и епископы; мученики, страстотерпцы и исповедники, убитые за веру свою; иные из них великомученики, а если они притом были и пастырями, то священномученики; преподобные, б. ч. пустынножители, подвижники, отрекшиеся от мира, плотоубийцы, скитальцы, в числе их и верижники, столпники, юродивые и блаженные; есть и преподобные мученики. Постники и великопостники, томившие себя сухоядением и голодом; милостивые и бессребренники, раздававшие все мирское стяжание свое; затворники, налагавшие на себя одиночество; молчальники, принимавшие обет немоты. Иным придаются звания чудотворцев, за чудеса, ими содеянные; Богоносцев, носивших в сердце своем Бога; праведники вообще угодники Божии. Иных чествуют: славномучениками, многострадальными и пр. Пять дней, пять ночей святым покою не давала! в страхе была, все молилась. Святой отец, почет черному духовенству и папе. | Такой содом, что хоть святых вон неси, образа, иконы. Наменял святых. Святая святых, святейшее место, тайник святыни; в ветхозаветной скинии и в Иерусалимском храме: задний притвор, где был ковчег завета, где ныне у нас алтарь. Свят муж: только пеленой обтереть да в рай пустить! Свят, свят, да не искусен, приличился в ханжестве. Бес не ест, не пьет, а свят не живет (о посте). Не знаешь, какому святому молиться. Поди ко святым! Голый — что святой: беды не боится. Бедностьсвятое дело. ятая душа на костылях. Не всякому под святыми сидеть. Не всем большим под святыми сидеть. Честь да место — Господь над нами — садись под святые! Уж он под святыми лежит, умирает, от обычая обмывать и класть под образа еще заживо. Он из под святых встал, ожил от тяжкой болезни. Так врет, что вынеси святых, да и сам уходи! | Святым зовут вообще все заветное, дорогое, связанное с истиною и с благом. Святая отчизна. Это мой святой долг. Слово свято, нерушимо. Что взято, то свято, кощунное выраженье; что добыл, то мое, не отдам. Святой угол, где киот и иконы. Одно слово — аминь, а святые дела вершит! Хороша святая правда-да в люди не годится. В день свят суеты спят. День свят, и дела наши спят. Разоделся как в свят день до обедни (после обедни во многих местах праздничное платье сымается). На святой дождь-добрая рожь (орл.). Что Бог дал, свято! Одолели черти святое место. Что сделано, то и свято. Святой воздух, помоги нам! говорят касп. мореходы. Седни свято ср. , южн. , зап. , пск. вообще праздник. | новг. святая вода. Попы со святом ходят. Святвечер, канун Рождества, рождественский сочельник. Святый мел,

      Святой

      свят`ой; кр. ф. свят, свят`а, св`ято; в сочетании с последующим собственным именем пишется со строчной буквы, напр.: свят`ой Влад`имир, свят`ой Никол`ай, святая Екатер`ина, свят`ая `Ольга; но (с предшествующим собственным именем, в названиях соборов, храмов, в геогр. наименованиях и др.) Свят`ой, напр.: Влад`имир Свят`ой, соб`ор Свят`ого Петр`а, `остров Свят`ой Ел`ены, зал`ив (`остров, рек`а) Свят`ого Лавр`ентия, г`оры Свят`ого Иль`и, пл`ощадь Свят`ого М`арка, также: Нед`еля Вс`ех Свят`ых, хр`ам Вс`ех Свят`ых

      Святой

      В христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкв и и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы Культ святых. Причислить к лику святых. святой Poet истинный, величественный и исключительный по важности Святое дело. Святая обязанность. святой святая любовь к Родине святой В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью С. праведник. Святая вода.

      Святой

      1. м. Тот, кто провел жизнь в служении Богу и после смерти признан христианской церковью покровителем верующих.

      2. прил.
      1) Преисполненный святости; божественный.
      2) Употр. как постоянный эпитет предметов и мест религиозного поклонения.
      3) Относящийся к Пасхе, имеющий место в Пасху, происходящий на Пасху.
      4) а) Проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих. б) Свойственный такому человеку; праведный, угодный Богу.
      5) а) перен. Высоконравственный, безупречный в жизни, поведении (о человеке). б) Благородный, возвышенный.
      6) перен. Глубоко чтимый, дорогой, заветный.
      7) перен. Нерушимый, незыблемый.
      8) перен. Чрезвычайно важный, высокий, почетный.

      Святой

      (святый церк., устар.), святая, святое; свят, свята, свято.

      1. В религиозных представлениях – обладающий абсолютным совершенством и чистотой, божественный (религ.). Святой дух. Святая церковь.

      2. В тех же представлениях – праведный, непорочный, отвечающий религиозному идеалу (религ.). Святой человек. Под старость лет один седой монах святым житьем, молитвами спасался. Пушкин.

      3. в знач. сущ. святой, святого, м., святая, святой, ж. В христианском культе – человек, проведший свою жизнь в защите интересов церкви и религии и после смерти признанный непререкаемым образцом христианской жизни и покровителем верующих (церк.). Культ святых. Причисление к лику святых. Он, по словам бабушки, гол, как турецкий святой. Лесков. Дядя Петр тоже был грамотен и весьма начитан от писания, они всегда спорили с дедом, кто из святых кого святее. М. Горький.

      4. В христианском культе – прил., по знач. связанное с таким человеком (церк.). Накажи, святой угодник, капитана Борозду. Пушкин. Святые мощи перенести, поставить их в соборе. Пушкин.

      5. в знач. сущ. святые, святых, ед. святой, святого, м. Иконы с изображениями таких людей (реч. устар.). Под святыми стол дубовый. Пушкин. Под святыми в уголке робко притаилась. Жуковский.

      6. В христианском культе – наделенный божественной благодатью, являющийся источником божественной силы (церк.). Святая вода. Святые дары (причастие).

      7. перен. Проникнутый чем-н. высоким, возвышенный, идеальный (поэт., устар.). Молчит его святая лира. Пушкин. Храни святую чистоту невинности и гордую стыдливость. Пушкин. С любовью вечною, святой я помню о стране родной. Козлов. Пусть нам звездою путеводной святая истина горит. Плещеев. Там угасает, как рабыня, святая женская душа. Некрасов. Любовь: святые волнения! Гончаров. || Глубоко чтимый, дорогой, заветный, любимый (книжн. торж.). О, родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя? Жуковский. Чем чаще празднует лицей свою святую просто, как говорится, ничего святого. Салтыков-Щедрин. Ах, дядюшка, для меня не было ничего на земле святее любви. Гончаров. || Истинный, великий, величественный по своим задачам, исключительный по важности (книжн. торж.). :Коммунисты, действуйте совместно с беспартийными трудящимися, организуйте дружный блок для общего и святого дела, для выборов высших органов своей родной, советской власти. Молотов. Защита социалистического отечества – святая обязанность трудящихся. Святой долг. Он пал героем :он в сечу ринулся – и, падши, совершил великое, святое дело. Пушкин. || Совершенно необходимый, очень важный (разг.). Услуга в дружбе – вещь святая. Крылов. Соглашение – святое дело; оно подстрекает адвоката, поддерживает в нем бодрость, обязывает быть изобретательным. Салтыков-Щедрин. || Незыблемый, нерушимый. :Необходимо соблюдать свято (нареч.) законы и предписания Советской власти: Ленин. Письмо Татьяны предо мною; его я свято (нареч.) берегу. Пушкин. Свято (нареч.) берегу я сей перстень, данный мне тобою. Языков. Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало. Крылов. Что взято, то свято. Пословица. Зачем же мнения чужие только святы? Грибоедов. как бог свят (разг. устар.) – перен. обязательно, во всяком случае. Имение как бог свят продам и промотаю и тебе полушки не оставлю. Пушкин. Святая неделя или святая (разг. устар., церк.) – праздник пасхи у христиан. Святая простота! – см. простота. Святая Русь (нар.-поэт., ритор.) – название Руси, России. Святая Русь! отечество! я твой. Пушкин. А не ездил бы Добрыня по святой Руси. Былина. Святая святых нескл., ж. (книжн. ритор.) – что-н. особенно дорогое, заветное, недоступное для непосвященных. Трудно проникнуть в святая святых человека. Лесков. (Первонач. часть иерусалимского храма, куда мог входить только первосвященник.) Святой отец или владыка (церк.) – почтительное обращение к служителю культа. – И он убежал, отец игумен? -Убежал, святый владыка. Вот уже тому третий день. Пушкин. Святым духом – см. дух. Хоть святых (вон) выноси (разг.) – поговорка о совершенно непристойном, безобразном поведении (ср. святой в 5 знач.). Умный

      Святой

      обладающий высшим, божественным совершенством праведный, угодный Богу глубоко чтимый, относящийся к самому дорогому и заветному непреложный, обязательный , человек после канонизации; признаваемый и чтимый церковью праведник

      Где и как употребляется слово «святой»?

      Кроме значения слова «святой» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «святой».

      Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «святой» в тексте и устной речи.

      Примеры употребления слова «святой»

      В другом приделе паломникам показывают место, где во время молитвы святых отцов потекло деревянное масло.

      У такого предприятия не могло не быть и обратной стороны медали, и она заключалась в том, что вокруг этого святого дела стали слетаться люди, жаждущие авантюры.

      Перед выходом в людное место умойтесь святой водой и не вытирайтесь, пусть вода высохнет на лице и руках.

      ИСТОРИЯ СЛОВ
      В. В. ВИНОГРАДОВ

      Святые — это иконы в древнерусском обиходе (ср. святцы). Слово святые в значении `образа, иконы’ встречается еще в языке Пушкина. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»:

      Дверь тихонько отворилась,

      И царевна очутилась

      В светлой горнице; кругом

      Лавки, крытые ковром,

      Под святыми стол дубовый,

      Печь с лежанкой изразцовой .

      У Льва Толстого в народных рассказах («Солдаткино житье»): [Бабушка] «обмыла мальчика, надела чистую рубашечку, по дпоясала и положила под святые». Смысловая структура слова святые ясна. Оно до сих пор употребительно в языке народной словесности и в областных говорах.

      На этом фоне легко объясняется фразеологизм хоть святых (вон) неси (выноси, уноси) и т. п. В академическом словаре применение этого выражения характеризуется слишком широко: «о чем-либо непристойном, безобразном» (БАС, 13, с. 469).

      В словаре Даля под словом святой есть такое сообщение: Такой содом, что хоть святых вон неси, `образа, иконы‘. Наменял святых (cл. Даля 1909, 4, с. 94). Здесь указывается общий смысл фразеологического оборота и намечается общий экспрессивный контекст его употребления.

      Синтаксические контексты применения этого фразеологизма в общем одноти пны:

      «Уж какую он в последнее время ахинею городил, так хоть святых вон понеси» (Салтыков. Невинные рассказы, 12, 9); «Во хмелю Мирон бывал буен. Дело известное: трезвый ребенка не обидит, а напьется — святых вон выноси» (Бунин. Веселый двор).

      О поговорке хоть святых вон уноси как выражении почтения к иконам писал С. В. Максимов: «. во многих местах завешиваются иконы во время пиршеств, пляски и других развлечений; нельзя сидеть в шапке, свистать: все это большой грех. (. ) Зато говорят также и надвое ”хоть святых вон выноси“: про тех, которые врут не в меру, ”и святых выноси и сам уходи“, и про бестолковый гам и крик на миру в замену обычного ”поднялся содом“: пусть св. иконы не видят греховных людских развлечений и не слышат свиста пустодома» (Максимов, Крыл. слова, с. 443—444). Все это очень широко и неопределенно, хотя и не противоречит смысловому существу поговорки. Суть ее в древнем культовом убеждении, что почтение к иконе должно оберегать ее от созерцания всего непристойного, греховного или присутствия при неприличных событиях.

      Для понимания той бытовой древнерусской основы, на кот орой сложилась древнерусская поговорка «хоть святых вон выноси» характерны такие замечания голландского дворянина, приезжавшего в 1675 г. в Москву в свите посольства К. фон-Кленка: «Хотя русские и в брачной своей жизни и вне брака весьма нецеломудренны, они тем не менее очень суеверны. Совершая известный акт, они снимают крест, носимый ими на шее, и удаляют или завешивают на время иконы» (Русск. старина, 1893, декабрь, с. 537).

      В «”Путешествии по России“ голландца Стрюйса» сообщается: «Москвитянин от природы сладострастен, а между тем к своей жене не выказывает ни ласки, ни снисходительности: он прин осит все в жертву своему удовольствию и стремится только утолять грубые постыдные наклонности. Вместе с тем он убежден, что за этот грех должно наказывать женщин; поэтому он, прежде чем лечь с посторонней женщиной, вместо своей жены, снимает крест, который на себе носит, и не совершает греха в комнате, в которой висят образа. Если же не может скрыться (от икон), не находя более удобного места, то не будет совершать (греха), пока не завесит их. Русский уверен, что эта предосторожность избавляет его от небесной кары, и ее достаточно, чтобы избегнуть наказания за блуд, прелюбодейство и нечто худшее» (Русск. архив, 1880, кн. 1, с. 48).

      Конечно, эти характеристики и описания русского быта XVI — XVII вв. со стороны иностранцев-путешественников одност оронни и содержат много отрицательных преувеличений. Но для исторической оценки происхождения выражения хоть святых вон выноси (уноси, неси и т. п.) они дают важный материал.

      Опубликовано вместе со статьями «Зодчий», «Поползновение», «Стих нашел», «Отпетый» под общим названием «Историко-этимологические заметки» в сб. «Этимология. 1968» (М., 1971). В архиве есть рукопись на 6 листках небольшого формата (текст написан в разное время). Сохранилась также машинописная копия заметки с авторской правкой. Здесь публикуется по оттиску, уточненному по машинописи, с восстановлением изъятых в публикации 1971 г. трех последних абзацев; в публикуемый текст внесен также ряд необходимых поправок и уточнений. — М. Л.

      голоса
      Рейтинг статьи
      Читайте так же:
      Депозит за стол
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector