Наброски человека
Наброски человека
Из всех видов краткосрочного рисунка наброски людей имеют в практике художника наибольшее значение.
Работа над набросками человека является основной частью всего процесса обучения рисунку. Она помогает решать ряд учебных задач в длительных рисунках головы и фигуры человека, способствует изучению живой формы, расширяет кругозор.
Упражнения в набросках способствуют приобретению умения выбрать и зарисовать наиболее характерное, типичное, добиваясь в рисунке передачи глубокого внутреннего содержания натуры, будь то зарисовка головы или фигуры в целом.
Наброски и зарисовки чаще всего делаются небольшого размера, поэтому работа над наброском человека развивает умение оперировать масштабными соотношениями, тренирует в определении «на глаз» пропорций фигуры.
Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.
Работа над наброском фигуры
Работу над наброском фигуры следует проводить в домашних условиях и в процессе выполнения учебного рисунка. Набросок может быть выполнен перед началом длительного задания с целью помочь уяснить строение «большой формы», или в конце его для закрепления пройденного.
Чтобы лучше представить себе те части формы, которые не видны с выбранного для длительного рисунка места, полезно сделать наброски с другого места.
Набросок, выполненный в конце задания, должен отличаться уже большей уверенностью и лаконичностью в передаче натуры.
Полезно сделать набросок по памяти, он закрепит полученное представление о характере живой формы.
Такие наброски должны стать постоянными упражнениями в построении фигуры. Это разовьет умение конструктивно подходить к изображению живой формы на основе анатомических знаний.
Первые наброски рекомендуется делать со стоящей одетой фигуры, находящейся в спокойной, определенной позе, с ясно выраженным положением корпуса к опорной плоскости ног. Продолжительность каждого наброска — 15—20 минут. Следует сделать наброски с разных точек зрения по отношению к натуре.
Учебная работа. Набросок школьника
Рисуя фигуру, необходимо в первую очередь определить отношение корпуса к опорной плоскости ног. Для этого мысленно проводят вертикальную линию от внутренней лодыжки ноги, несущей нагрузку, вверх, по отношению к ней и определяют положение остальных частей фигуры.
В зарисовке сидящей фигуры нужно определить отношение направления торса к опорной плоскости, то есть к тазовой и бедренным частям, наметив одновременно сидение стула.
Учебная работа. Набросок
В таком наброске надо учитывать сокращение бедренной части ног, в том случае, если натура изображается анфас или в полуобороте. Очень показательным является воспроизводимый здесь рисунок В. А. Серова, изображающий сидящую фигуру; в нем хорошо передана взаимосвязь форм тела.
В. А. Серов. Набросок сидящей фигуры
Выполняя зарисовки, необходимо учитывать, что при общем анатомическом строении все люди сильно отличаются друг от друга. Поэтому следует выявлять индивидуальные особенности фигуры. В кратковременном рисунке не нужно останавливаться на мелких подробностях, важно передать самое существенное в изображаемом человеке, находящемся в том или ином состоянии, разумеется, что степень законченности кратковременного рисунка зависит от поставленной задачи, а также от времени, которое дается на его выполнение.
Складки одежды в наброске нужно передавать только основные, характеризующие ту форму, на которой они находятся, и подчеркивающие движение. В таких набросках необходимо постоянно развивать целостность видения, то есть умение воспринимать всю натуру сразу, целиком, что очень существенно и в работе над длительным рисунком.
Рекомендуется использовать каждую возможность практиковаться в набросках человека, находящегося в разнообразных движениях и за самыми различными занятиями, на отдыхе, в труде, в спорте и т. д.
Наброски, сделанные, например, во время производственного процесса, должны запечатлеть наиболее характерные особенности того или иного положения фигуры, соответствующие специфике профессии, а также передать отношение человека к труду. Такие наброски могут быть предельно лаконичны и скупы в графических средствах передачи фигуры.
Наброски обнаженной фигуры приходится выполнять в стенах мастерской параллельно с длительным рисунком обнаженной модели. Но необходимо делать такие наброски и самостоятельно. Зарисовки фигур на спортивной площадке или на пляже послужат хорошим упражнением, а ограниченность во времени активизирует внимание на самое характерное в пластике живой формы.
Приступая к первым наброскам обнаженной фигуры, следует сразу же определить пропорции, найти «на глаз» центр тяжести и взаимосвязь основных опорных мест, соответствующих положению яремной ямки, сосков груди, пупка, лобкового сочленения, плечевых, локтевых и запястных суставов, а также коленных и голеностопных суставов, рисуя живую форму, нужно избегать механического засечения точек по вертикалям и горизонталям, необходимо находить между опорными точками внутреннюю анатомическую связь.
«Все вязать в себе» (имея в виду внутри), — учил П. П. Чистяков, то есть не сковывая себя положением случайных краевых точек, которые перемещаются в зависимости от положения натурщика, а ориентируясь прежде всего на основные опорные точки. Чтобы определить пластический характер позы, нужно мысленно уяснить отношение направлений линии плечевого пояса к линии тазового пояса в зависимости от положения центра тяжести. При этом следует помнить, что при положении фигуры, стоящей с опорой на обе ноги, линия таза, проходящая по вертикальному краю подвздошных костей, находится в горизонтальном положении, а при центре тяжести, падающем на одну ногу, таз наклоняется в сторону ноги, освобожденной от нагрузки.
Рисуя фигуру спереди, определяют направление срединной линии, при рисунке со спины — такой линией будет линии позвоночника, благодаря подвижности которого тазовый и плечевой пояса могут находиться в различных положениях.
Разумеется, что в дальнейших набросках работа будет идти без вспомогательных средств в определении строения фигуры.
В наброске должна быть свободно и уверенно передана живая форма.
Выражая при помощи основных тональных отношений ту или иную форму, не следует трактовать ее обособленно; нужно видеть большую общую форму.
На учебных занятиях нет возможности изучить в длительном рисунке пластическое многообразие положений фигуры человека. Поэтому следует в какой-то мере восполнять это путем самостоятельной работы над зарисовками. Полученные знания и навыки в изображении пластики человеческого тела будут иметь большое значение в работе над изображением человека в сюжетных композициях.
«Сперва нужно приучить все заимствовать от натуры, — говорил Чистяков, — потом, понабравшись довольно, стараться подчинить себе натуру».
Имея опыт рисования стоящей и сидящей натуры в спокойном положении, можно перейти к упражнениям в набросках обнаженной мужской фигуры, находящейся в различных поворотах.
Несомненную пользу принесут наброски фигуры, стоящей в усложненном повороте, здесь важно проследить направление основной средней линии торса, идущей от головы до лобкового сочленения и образующей в этой позе изгиб. В рисунке спины интересно проследить изгиб позвоночника. Примером такой позы может служить поворот Kocца в начале очередного взмаха косы.
Наброски обнаженной фигуры, находящейся в сложном ракурсе, помогут закрепить знания в передаче построения перспективного рисунка живой формы. Необходимо принимать во внимание, что одни поверхности, уходящие в глубину, мы видим в сильном сокращении, в то время как другие, расположенные фронтально, сохраняют для нашего глаза свою действительную величину. Передавая перспективное сокращение живой формы, полезно учитывать правила построения перспективы геометрических тел.
Натуру для таких набросков располагают, например, полулежа, наискось к рисующему, основное направление форм идет в глубину за картинную плоскость. В одной позе натурщика к нам будет ближе голова с плечевым поясом, в другой позе — ноги. Натура должна быть достаточно удалена от рисующего, в противном случае рисунок будет иметь искаженные пропорции. В таких зарисовках следует выявить конструкцию, дать пластическую вязку основных форм, находящихся в ракурсах по отношению к рисующему.
Рекомендуется также делать наброски обнаженной мужской фигуры, находящейся в сильном движении, например, в момент поднятия тяжести и т. д. В этих случаях нужно передать отношение торса к опорной плоскости, напряженность основных мышц, характеризующих данное движение.
Необходимо практиковаться и в набросках постановки, состоящей из двух обнаженных мужских фигур, уделяя основное внимание пластической взаимосвязи.
Встаньте!
Если я скажу вам: “Сейчас вы сядете на стул так, что не сможете встать, хотя и не будете привязаны”, вы примете это, конечно, за шутку.
Хорошо. Сядьте же так, как сидит человек, изображенный на рисунке, т. е. держа туловище отвесно и не пододвигая ног под сиденье стула. А теперь попробуйте встать, не меняя положения ног и не нагибая корпуса вперед.
Что, не удается? Никаким усилием мускулов не удастся вам встать со стула, пока вы не пододвинете ног под сиденье или не подадитесь корпусом вперед.
Чтобы понять, почему это так, нам придется побеседовать немного о равновесии тел вообще и человеческого в частности. Стоящий предмет не опрокидывается только тогда, когда отвесная линия, проведенная из центра тяжести, проходит внутри основания вещи. Поэтому наклонный цилиндр должен непременно опрокинуться; но если бы он был настолько широк, что отвесная линия, проведенная из его центра тяжести, проходила бы в пределах его основания, цилиндр не опрокинулся бы.
Так называемые “падающие башни” — в Пизе, в Болонье или хотя бы “падающая колокольня” в Архангельске не падают, несмотря на свой наклон, также потому, что отвесная линия из их центра тяжести не выходит за пределы основания (другая, второстепенная, причина та, что они углублены в землю своими фундаментами).
Стоящий человек не падает только до тех пор, пока отвесная линия из центра тяжести находится внутри площадки, ограниченной краями его ступней.
Поэтому так трудно стоять на одной ноге; еще труднее стоять на канате: основание очень мало и отвесная линия легко может выйти за его пределы. Заметили ли вы, какой странной походкой отличаются старые “морские волки”? Проводя всю жизнь на качающемся судне, где отвесная линия из центра тяжести их тела ежесекундно может выйти за пределы пространства, занятого ступнями, моряки вырабатывают привычку ступать так, чтобы основание их тела (т. е. широко расставленные ноги) захватывало возможно большее пространство. Это придает морякам необходимую устойчивость на колеблющейся палубе; естественно, что та же привычка сохраняется при ходьбе по твердой земле. Можно привести и обратный пример, когда необходимость поддерживать равновесие обусловливает красоту позы. Обращали вы внимание на то, какой стройный вид имеет человек, несущий на голове груз? Всем известны изящные изваяния женских фигур с кувшином на голове. Неся на голове груз, по необходимости приходится держать голову и туловище прямо: малейшее уклонение грозит вывести центр тяжести (приподнятый в таких случаях выше обычного положения) из контура основания, и тогда равновесие фигуры будет нарушено. Теперь вернемся к опыту с вставанием сидящего человека. Центр тяжести туловища сидящего человека находится внутри тела, близ позвоночника, сантиметров на 20 выше уровня пупка. Проведите отвесную линию из этой точки вниз: она пройдет под стулом, позади ступней. А чтобы человек мог стоять, линия эта должна проходить между ступнями.
Значит, вставая, мы должны либо податься грудью вперед, перемещая этим центр тяжести, либо же пододвинуть ноги назад, чтобы подвести опору под центр тяжести. Обычно мы так и делаем, .когда встаем со стула. Но если нам не разрешают делать ни того, ни другого, то встать мудрено, как вы и убеждаетесь на описанном опыте.
Как сделать рисунок выразительным: лучшие трюки Нормана Роквелла
Young Lady with the Shiner (Юная леди с подбитым глазом)
Каждый хороший иллюстратор — немного режиссер. Он не просто украшает историю подходящей картинкой, а старается сделать так, чтобы эта картинка сама могла рассказать всю историю. Для этого в иллюстрации должны быть выразительность и драматургия, характеры и отношения — в общем, режиссура.
Известный американский иллюстратор Норман Роквелл не скрывал, что фанатично любит кино. Кинематограф был для него источником не только вдохновения, но и множества практических приемов, как сделать кадр более выразительным. Собственно, Роквелл сначала фотографировал натуру, а потом использовал эти фото в качестве референса, то есть основа его иллюстрации — это всегда именно кадр.
Режиссура у Роквелла проходила в два этапа. На первом он заставлял моделей принять нужные ему позы и выражения лиц. Но требовать от них слишком много художник не мог — как правило, это были соседи или друзья, то есть не профессионалы. Поэтому особенно важен второй этап режиссуры, протекавший исключительно в голове Роквелла, — те изменения, которые он вносил в референс по мере переноса его на холст. Для этого художник использовал приемы выразительности, которые будут интересны даже откровенным противникам фото-референсов.
Как создавался The Runaway (побег)
Взгляните, например, на это фото и нарисованную с него иллюстрацию. Роквелл изменил ряд деталей, чтобы довести выразительность до максимума. Прежде всего он переделал фон, который был слишком урбанистическим. Художнику нужно было показать, что сбежавший городской мальчик находится далеко от дома. Для этого Роквелл создал интерьер в духе сельской глубинки, где ребенок один, без родителей сидит в кафе.
The Runaway (Побег). Иллюстрация для Parker Brothers Puzzle (производитель паззлов)
Более плоский фон помог привлечь внимание к фигурам на переднем плане. Примечательно, что художник предпочел изобразить не сплошную ровную стену, а разделил ее на вертикальные панели, которые напоминают тюремную решетку. Для мальчика это знак — «Ты попался!».
Роквелл заставил офицера сильнее наклониться к ребенку, но сохранил суровое выражение лица модели. Одновременно он нарисовал полицейскому широкие, как у Геркулеса, плечи, и оставил без изменений то, как туго их обтягивает рубашка. Левый локоть офицера художник сильнее отставил в сторону, словно прижать его к телу не позволяет накачанный бицепс.
Голубую полоску, которая собралась складками на брюках на правой ноге, Роквелл сделал более волнистой, чтобы избежать монотонных, повторяющихся линий.
На фотореференсе сбежавший мальчик сидит, оперевшись руками на стул позади себя — как будто он в хорошем настроении, получает удовольствие от происходящего. Роквелл же изобразил его жестким маленьким мужчиной, руки которого сложены на коленях, спрятаны от зрителя. Это заставляет ребенка выглядеть взрослее.
Художник изменил положение ног мальчика так, чтобы они лучше вписывались в общую композицию. Вместо полосатой рубашки он одел его в жёлтую — таким образом каждый из трёх персонажей получил «свой» цвет, а румянец на всех трех лицах заиграл ярче. Роквелл, безусловно, понимал двойственность символики жёлтого цвета. Здесь его можно трактовать положительно, как выражение юношеской энергии, или отрицательно, как символ обмана и двуличности.
Официант на референсе — это молодой человек с насмешливым выражением лица. На рисунке же Роквелл показал его зрелым мужчиной, который выглядит скорее по-отечески. Это уже не городской парень, проворно разливающий содовую в новом кафе-мороженом на углу. Теперь это одновременно и повар, и официант в деревенском кафе, а само кафе — семейное дело. Иллюстратор не просто рисует людей, но и продумывает историю каждого персонажа, контекст, который за ним стоит. Одновременно он старается угадать реакцию аудитории на ту или иную деталь.
Как Роквелл работает с референсами?
На этой иллюстрации перед нами двое детей, которые несутся вперёд на велосипеде. Важно, что такую сцену невозможно нарисовать непосредственно с натуры, и трудно сделать убедительной, если рисуешь с неподвижной модели. Чтобы передать движение, Роквелл для начала поднимает на фото косичку девочки так, будто она развевается от быстрой езды. На самой иллюстрации девочка сильнее наклоняет голову вперед, навстречу движению, её профиль вытягивается в диагональ. Это привносит в позу динамическое напряжение.
Если Роквеллу нужно было показать на фото, что человек идёт, хотя на самом деле модель стояла на месте, он подкладывал ей под обувь книги.
Этот прием художник использовал регулярно.
Рисуя тучного мужчину с картинной рамой в руках, Роквелл внёс в референс несколько важных изменений. Понятно, что в обрамлении рамы мужчина как бы тоже представляет собой картину. На иллюстрации Роквелл оставляет намного меньше пространства внутри рамы, чем было на фото. Так он подчеркивает дородность модели: персонажу словно бы тесно внутри рамы, как ему тесно в его одежде.
Сама рама на рисунке намного шире, чем на референсе, и обильно украшена декоративными элементами. В итоге условная «картина» выглядит дорого и помпезно. Это подчеркивает ощущение уверенности и собственной значимости, которое сквозит в лице и походке персонажа, и опять-таки коррелирует с его мощным телосложением.
Мужчина является принадлежностью сразу двух пространств: реального мира, где он идёт по коридору, и пространства картины, куда он попадает благодаря раме. Так Роквелл показывает взаимопроникновение реального и вымышленного мира. С этой же целью он нарисовал девушку на картине, которая висит слева на стене. Девушка является частью пространства картины, но при этом смотрит словно бы в реальный мир, в коридор, на идущего мужчину.
У художника также было несколько трюков, которые помогали изобразить человека, бегущего во всю прыть. Ноги модели закреплялись в нужном положении с помощью стульев и ящиков, а одежда развевалась на бегу благодаря рукам ассистентов.
Фотореференс:
Финальная иллюстрация:
На следующем фото сразу два ассистента удерживают девочку в такой позе, как будто она бежит.
Эта кропотливая работа была проделана не ради главного героя, а всего лишь чтобы нарисовать крошечную бегущую фигурку на многолюдной улице — настолько Роквелл был внимателен к деталям. Только посмотрите на девочку в синем платье, которая бежит справа налево возле фонарного столба — нам ни за что не придет в голову, как тщательно она срежиссирована.
Моделей на фото можно заставить не только бегать, но и танцевать. Чтобы поднять их ноги на достаточную высоту, художник опять-таки использовал книги, стулья и ящики.
С помощью ассистентов иллюстратор заставлял «танцевать» даже собак:
На базе таких референсов можно было создать иллюстрацию, где люди и животные веселятся вместе:
Трюки, с помощью которых Роквелл имитировал движение модели, до сих пор полезны и востребованы. Однако при современном уровне развития техники художники предпочитают снимать движущихся людей на видео, а потом просто выбирают подходящий кадр.
Когда Роквелл хотел нарисовать людей, которые едут в автомобиле, он устраивал им две разных фотосессии. Сначала художник фотографировал моделей в салоне автомобиля, чтобы разобраться с освещением, глубиной и цветом. Затем он фотографировал тех же людей просто на диване, чтобы до конца понять их позы. Как хорошо видно на следующем фото, Роквелл добивался максимального сходства референса с тем, что хотел в итоге получить на иллюстрации. Выдумывал он очень мало.
Опыт Роквелла показывает, что моделям нужно давать тщательно продуманные инструкции и добиваться, чтобы они очень точно им следовали. Кроме того, художнику следует развивать чувство архетипа, которое поможет увидеть будущего героя картины в привычном, казалось бы, лице соседа, друга или родственника.
Вот еще несколько референсов Роквелла и иллюстраций, которые он по ним нарисовал. Предлагаем вам сравнить их и разобраться, что художник в них изменил и зачем. Нам это занятие показалось очень увлекательным!
Election Day (Дьюи против Трумэна. День выборов), 1948 год.
After the Prom (После выпускного), 1957 год.
Tattoo master (Татуировщик), 1944 год.
Little Girl Observing Lovers On A Train (Маленькая девочка, следящая за влюбленными), 1944 год.
Marriage Counselor (У консультанта по брачным вопросам), 1960 год.
По материалам Muddy Colors.
Автор Валерия Шмырова специально для Smirnov School, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации.
Как правильно сидеть и что делать, если не получается
Ваше положение за рабочим столом имеет огромное значение для осанки и здоровья в целом. Сидя по 6–8 часов пять дней в неделю, вы формируете привычку держать тело определённым образом. Эта привычка определяет вашу осанку не только за рабочим столом, но и в любом другом месте: за рулём, на тренировке, во время ходьбы, даже во сне. И если привычное вам положение нефизиологично, рано или поздно это вызовет проблемы с позвоночником.
Может быть, читая это, вы выпрямили спину и решили теперь всегда сидеть прямо. Это замечательно, но долго не продлится. Сначала кажется, что держать спину прямой легко и даже приятно, но уже через минуту-другую начинает ломить поясницу, так что вы очень скоро примете своё обычное положение.
Почему так трудно держать спину
Когда вы долго сохраняете определённое положение, ваше тело привыкает к нему. Мозг начинает воспринимать его как естественное и комфортное. В этом и заключается главная сложность.
Если ваш мозг выучил, как делать что-то определённым образом, переучить его довольно трудно.
Хороший пример — привычка писать одной рукой. Попробуйте переложить ручку в недоминирующую руку, и вы почувствуете себя неловким ребёнком.
Однако, хоть и с трудом, наш мозг всё же способен переучиться и усвоить новые привычки. Практика поможет вам сформировать привычку к правильному положению и распрощаться с болью и скованностью после рабочего дня. И первое, на что нужно обратить внимание, — положение вашего таза на стуле.
Правильное положение таза — основа хорошей позы
Положение таза на стуле имеет определяющее значение для всей осанки в целом. Ваш таз и позвоночник как столбик из кирпичей, сложенных друг на друга. Если криво поставить нижний кирпичик, перекосятся и все остальные.
Чтобы расположить таз правильно, для начала нужно найти седалищные бугры. Это два костных выступа в нижней части таза.
Строение костей таза
Чтобы найти их, сядьте на твёрдую поверхность, подложите руки под ягодицы и опуститесь на них весом тела. Вы почувствуете, как седалищные бугры давят на ваши руки.
Главное правило хорошей осанки — сидеть на седалищных буграх. Большинство людей сидят так, что их тело располагается либо за седалищными буграми, либо перед ними.
Как правильно расположить таз
Прежде всего вам нужно почувствовать правильное положение таза. Для этого сядьте на край стула, поставьте стопы на пол, угол в колене должен составлять 90 градусов. Это правильное положение ног.
Сначала выгните спину дугой и задержитесь на пару секунд, затем прогните спину, подавая грудь вперёд и создавая излишний прогиб в пояснице. После этого примите среднее положение.
Слева — наклон таза назад, по центру — наклон таза вперед , справа — правильное положение
Если положение правильное, оно ощущается максимально комфортным (первую минуту). Вес расположен на седалищных буграх, спина прямая, но с сохранением физиологичных изгибов позвоночника.
Итак, вы нашли идеальное положение, но ваше тело годами привыкало к другому, поэтому, как только вы отвлечётесь, оно тут же примет привычную позу. Конечно, вы не можете весь день только и делать, что следить за положением таза, да и поясница с непривычки будет уставать. Помогите себе привыкнуть — используйте поддержку для спины, которая упростит формирование нового паттерна.
Как помочь телу привыкнуть к правильной осанке
Стул с поддержкой поясницы
Чаще всего спинка у офисных стульев чуть откинута назад, особенно если стул уже не новый и немного разболтался. На таком стуле у вас не получится сидеть на седалищный буграх и при этом опираться на спинку.
Слева — обычный стул, справа — с поддержкой поясницы
Чтобы не ломать правильное положение, попробуйте специальный стул с валиком в районе поясницы. На таком стуле вы можете правильно расположить таз и опереться спиной на валик. За счёт этого мышцы спины не будут перегружаться, а вы перестанете откидываться назад, сдвигая вес с седалищных бугров.
Однако хороший стул может стоить довольно дорого. Если вы не планируете тратить много денег, есть более доступная альтернатива — подушки и ортопедические накладки.
Подушки и накладки на стул
Подушка с функцией памяти приминается под весом вашего тела и сохраняет его форму. Вы можете подкладывать её под поясницу на стул или автомобильное кресло и сохранять нейтральное положение спины без чувства усталости в мышцах. Такие подушки можно заказать на AliExpress. Стоимость — около 500 рублей.
Есть и более дешёвый вариант — накладка на стул для поддержки поясницы. Эта лёгкая сетчатая конструкция, которая закрепляется на стуле с помощью верёвок, обеспечивает хорошую поддержку поясницы и не даёт спине потеть. Стоимость — около 200 рублей.
Накладка на стул
Корректируйте осанку во время сидения, и вам не придётся тратить деньги на услуги остеопата и мануального терапевта.