54mebel.ru

Мебель в интерьере
51 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аренда помещения общего назначения на Подколокольном переулке в Москве

Аренда помещения общего назначения на Подколокольном переулке в Москве

— улица в центре Москвы между улицей Солянка и Покровским бульваром. Переулок разграничивает Таганский и Басманный районы. Здесь, в результате сноса в 2010 году дома 11a, вновь открылась знаменитая Хитровская площадь. В переулке расположено посольство Австралии.

Происхождение названия

Своё название (начало XIX века) переулок получил, скорее всего, от колокольни

(постр. в 1800—1802 годы) церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Стрелке (Солянка, 5/2),
под
которой он начинается.

Есть и другая версия: на месте нынешнего храма стояла церковь (известная с XVI века), построенная, возможно, по типу «иже под колоколы», то есть с колокольней поверх церкви. В некоторых источниках переулок называется Подколокольников

Раннее название переулка — Подкопаевский

, по находившемуся здесь древнему селу Подкопаево. В середине XIX века название
Подкопаевский
перешло на соседний
Никольский
переулок, называвшийся до этого по церкви Николы в Подкопаях. При изучении архивных материалов XIX века это создаёт некоторую путаницу.

Отрывок, характеризующий Хитровский переулок

– Только пожалуйста, когда я занимаю гостей, – сказала Вера, – ты не перебивай меня, потому что я знаю чем занять каждого, и в каком обществе что надо говорить. Берг тоже улыбнулся. – Нельзя же: иногда с мужчинами мужской разговор должен быть, – сказал он. Пьер был принят в новенькой гостиной, в которой нигде сесть нельзя было, не нарушив симметрии, чистоты и порядка, и потому весьма понятно было и не странно, что Берг великодушно предлагал разрушить симметрию кресла, или дивана для дорогого гостя, и видимо находясь сам в этом отношении в болезненной нерешительности, предложил решение этого вопроса выбору гостя. Пьер расстроил симметрию, подвинув себе стул, и тотчас же Берг и Вера начали вечер, перебивая один другого и занимая гостя. Вера, решив в своем уме, что Пьера надо занимать разговором о французском посольстве, тотчас же начала этот разговор. Берг, решив, что надобен и мужской разговор, перебил речь жены, затрогивая вопрос о войне с Австриею и невольно с общего разговора соскочил на личные соображения о тех предложениях, которые ему были деланы для участия в австрийском походе, и о тех причинах, почему он не принял их. Несмотря на то, что разговор был очень нескладный, и что Вера сердилась за вмешательство мужского элемента, оба супруга с удовольствием чувствовали, что, несмотря на то, что был только один гость, вечер был начат очень хорошо, и что вечер был, как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами. Вскоре приехал Борис, старый товарищ Берга. Он с некоторым оттенком превосходства и покровительства обращался с Бергом и Верой. За Борисом приехала дама с полковником, потом сам генерал, потом Ростовы, и вечер уже совершенно, несомненно стал похож на все вечера. Берг с Верой не могли удерживать радостной улыбки при виде этого движения по гостиной, при звуке этого бессвязного говора, шуршанья платьев и поклонов. Всё было, как и у всех, особенно похож был генерал, похваливший квартиру, потрепавший по плечу Берга, и с отеческим самоуправством распорядившийся постановкой бостонного стола. Генерал подсел к графу Илье Андреичу, как к самому знатному из гостей после себя. Старички с старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзинке, какие были у Паниных на вечере, всё было совершенно так же, как у других. Пьер, как один из почетнейших гостей, должен был сесть в бостон с Ильей Андреичем, генералом и полковником. Пьеру за бостонным столом пришлось сидеть против Наташи и странная перемена, происшедшая в ней со дня бала, поразила его. Наташа была молчалива, и не только не была так хороша, как она была на бале, но она была бы дурна, ежели бы она не имела такого кроткого и равнодушного ко всему вида. «Что с ней?» подумал Пьер, взглянув на нее. Она сидела подле сестры у чайного стола и неохотно, не глядя на него, отвечала что то подсевшему к ней Борису. Отходив целую масть и забрав к удовольствию своего партнера пять взяток, Пьер, слышавший говор приветствий и звук чьих то шагов, вошедших в комнату во время сбора взяток, опять взглянул на нее. «Что с ней сделалось?» еще удивленнее сказал он сам себе. Князь Андрей с бережливо нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что то. Она, подняв голову, разрумянившись и видимо стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него. И яркий свет какого то внутреннего, прежде потушенного огня, опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такою же, какою она была на бале. Князь Андрей подошел к Пьеру и Пьер заметил новое, молодое выражение и в лице своего друга. Пьер несколько раз пересаживался во время игры, то спиной, то лицом к Наташе, и во всё продолжение 6 ти роберов делал наблюдения над ней и своим другом. «Что то очень важное происходит между ними», думал Пьер, и радостное и вместе горькое чувство заставляло его волноваться и забывать об игре. После 6 ти роберов генерал встал, сказав, что эдак невозможно играть, и Пьер получил свободу. Наташа в одной стороне говорила с Соней и Борисом, Вера о чем то с тонкой улыбкой говорила с князем Андреем. Пьер подошел к своему другу и спросив не тайна ли то, что говорится, сел подле них. Вера, заметив внимание князя Андрея к Наташе, нашла, что на вечере, на настоящем вечере, необходимо нужно, чтобы были тонкие намеки на чувства, и улучив время, когда князь Андрей был один, начала с ним разговор о чувствах вообще и о своей сестре. Ей нужно было с таким умным (каким она считала князя Андрея) гостем приложить к делу свое дипломатическое искусство. Когда Пьер подошел к ним, он заметил, что Вера находилась в самодовольном увлечении разговора, князь Андрей (что с ним редко бывало) казался смущен. – Как вы полагаете? – с тонкой улыбкой говорила Вера. – Вы, князь, так проницательны и так понимаете сразу характер людей. Что вы думаете о Натали, может ли она быть постоянна в своих привязанностях, может ли она так, как другие женщины (Вера разумела себя), один раз полюбить человека и навсегда остаться ему верною? Это я считаю настоящею любовью. Как вы думаете, князь? – Я слишком мало знаю вашу сестру, – отвечал князь Андрей с насмешливой улыбкой, под которой он хотел скрыть свое смущение, – чтобы решить такой тонкий вопрос; и потом я замечал, что чем менее нравится женщина, тем она бывает постояннее, – прибавил он и посмотрел на Пьера, подошедшего в это время к ним. – Да это правда, князь; в наше время, – продолжала Вера (упоминая о нашем времени, как вообще любят упоминать ограниченные люди, полагающие, что они нашли и оценили особенности нашего времени и что свойства людей изменяются со временем), в наше время девушка имеет столько свободы, что le plaisir d’etre courtisee [удовольствие иметь поклонников] часто заглушает в ней истинное чувство. Et Nathalie, il faut l’avouer, y est tres sensible. [И Наталья, надо признаться, на это очень чувствительна.] Возвращение к Натали опять заставило неприятно поморщиться князя Андрея; он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой. – Я думаю, никто так не был courtisee [предметом ухаживанья], как она, – говорила Вера; – но никогда, до самого последнего времени никто серьезно ей не нравился. Вот вы знаете, граф, – обратилась она к Пьеру, – даже наш милый cousin Борис, который был, entre nous [между нами], очень и очень dans le pays du tendre… [в стране нежностей…] Князь Андрей нахмурившись молчал. – Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера. – Да, я его знаю… – Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе? – А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей. – Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l’amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N’est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?] – О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону. – Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу. – Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему. Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах. Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать. Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера. На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день. Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться. Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала: – Ну что? – Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа. Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.

Описание

Подколокольный переулок идёт на восток под острым углом слева от улицы Солянка через Хитровскую площадь до Яузского и Покровского бульваров, образуя в своём начале «стрелку», на которой расположена церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Стрелке. Слева наверх в горку от него отходят Малый Ивановский и Подкопаевский переулки. От Хитровской площади вниз идут — Певческий и Петропавловский переулки, а наверх поднимается Хитровский переулок.

В 1935 году Хитровская площадь и одноимённый переулок получили имя Максима Горького. Площадь существовала даже после постройки в конце 1930-х годов на ней здания школы по типовому проекту архитектора К. И. Джуса-Даниленко (снесённый в 2010 году дом 11-а по Подколокольному переулку).[1]

Кварталы Подколокольного переулка входят в выявленный объект культурного наследия «Достопримечательное место „Ивановская горка — Кулишки — Хитровка“».

  • Подколокольный переулок и Хитровская площадь на плане Алексея Хотева
  • Вид на Подколокольный переулок (слева) от колокольни церкви Рождества Богородицы на Стрелке

См. также

  • Хитровская площадь

: Академика Туполева • Лефортовская • Сыромятническая

: Госпитальная • Рубцовская • Семёновская

Арбат | Басманный | Замоскворечье | Красносельский | Мещанский | Пресненский | Таганский | Тверской | Хамовники | Якиманка

Бостонный стол 19 века

Интерьер дворянской гостиной

Admin: Планирование урока В 7»а» классе «Интерьер дворянской гостиной» Соединение мира вещей с интерьером. Учитель Маслова О.С. Интерьер дворянской усадьбы XVIII-XIX вв. органично объединяет мир вещей с пространством комнаты, с интерьером. Вещи отражают статус человека в обществе, его увлечения. Живопись XVIII-XIX вв. передает царящую в комнатах одухотворенность предметно-пространственной среды, привнесенной ее обитателями. Тип урока. Интегрированный (русская национальная культура , русская классическая литература, музыкальный ряд). Цели урока: — познакомить учащихся с архитектурным обликом и внутренним убранством дворянской усадьбы, дворянской гостиной, укладом жизни в “дворянских гнёздах”; — приблизиться к истокам русской дворянской культуры, воспитывать чувство прекрасного; — используя материал урока, продолжить работу по формированию у подрастающего поколения эстетических и нравственных норм. Формирование универсальных учебных действий (УУД). Личностные УУД: • развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства; • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к искусству России XVIII-XIX вв. — источнику красоты и вдохновения. Регулятивные УУД: • развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; • вырабатывать способность различать способ и результат действия; • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Познавательные УУД: • развивать способность смыслового восприятия художественного текста; • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии. Коммуникативные УУД: • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; • формулировать собственное мнение; • адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности. Оборудование — Иллюстративный материал – Презентация на тему « Усадьба. Убранство дворянской гостиной»; — Чертеж построения помещения с одной и двумя точками схода; — Аудиозапись («Полонез» Огиньского, Мазурка, Полька, Скерцо си-минор и пр.). Ход урока — Здравствуйте! Сегодня мы продолжим разговор о «дворянском гнезде» — о купеческих, помещичьих усадьбах, и о главной комнате дома – гостиной. И конечно же о том, как правильно нарисовать ее на листе – построить интерьер с одной и двумя точками схода. Вспоминаем – с чего начинается построение? — С проведения линии горизонта и нахождения точки схода! — Правильно! Когда на рисунке обозначатся стены, пол и потолок – можно расставлять мебель, учитывая, что горизонтальные линии будут подчинены точкам схода, а вертикальные… — Останутся вертикальными! — Отлично! А кто сможет на доске построить комнату с одной и двумя точками схода? Пожалуйста – пройдите к доске. Пока учащиеся работают, мы поговорим о дворянской усадьбе. В дворянской среде существовало два стиля жизни, сильно отличавшихся друг от друга. Один из них был типичен для той части дворянского сословия, которая большую часть жизни проводила в больших городах. Эта жизнь, полная внешнего блеска и кажущаяся на первый взгляд очень активной, состояла преимущественно из бесконечной вереницы приемов, балов, выездов в театр и других форм светского общения, на самом деле не имела глубокого содержания. Совершенно другой была жизнь провинциальных дворянских усадеб, которая текла спокойно и неторопливо в непосредственной близости от природы и простого народа. Это различие между городской жизнью и жизнью в поместье очень точно раскрыто в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Так же описание «дворянского гнезда очень подробно дано в творчестве Тургенева («Дворянское гнездо», «Записки охотника», «Отцы и дети»), Льва Толстого, Чехова, Бунина. Я просила вас поискать в произведениях, которые вы уже прошли по литературе и еще не проходили, описания комнат. — Выразительное чтение учениками описания дворянской усадьбы: -в романе Тургенева "Отцы и дети": "Небольшая, низенькая комнатка, в которой он [Кирсанов Павел Петрович] находился, была очень чиста и уютна. В ней пахло недавно выкрашенным полом, ромашкой и мелиссой. Вдоль стен стояли стулья с задками в виде лир; … в одном углу возвышалась кроватка под кисейным пологом, рядом с кованным сундуком с круглою крышкой. В противоположном углу горела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца… на окнах банки с прошлогодним вареньем, на бумажных их крышках сама Фенечка написала крупными буквами: «кружовник». Под потолком, на длинном шнурке, висела клетка с короткохвостым чижом…» — Скажите, как по-вашему, какие детали показывают, что это Россия, а не Франция или Англия. — Такие национальные черты быта, как икона Николая-чудотворца, одного из самых почитаемых святых на Руси, или банки с крыжовенным вареньем, не дают усомниться в том, что мы находимся в доме русского человека. -Л.Н.Толстой «Утро помещика»: «В небольшой комнате, которую занимал Нехлюдов, стоял старый кожаный диван, обитый медными гвоздиками; несколько таких же кресел; раскинутый старинный бостонный стол с инкрустациями, углублениями и медной оправой, на котором лежали бумаги, и старинный желтенький, открытый английский рояль с истертыми, погнувшимися узенькими клавишами. Между окнами висело большое зеркало в старой позолоченной резной раме. На полу, около стола, лежали кипы бумаг, книг и счетов. Вообще вся комната имела бесхарактерный и беспорядочный вид; и этот живой беспорядок составлял резкую противоположность с чопорным старинно-барским убранством других комнат большого дома.» -“Белые дома с колоннами в тенистой чаще деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду; старые нянюшки, снимающие пенку с варенья; жирные, обжорливые моськи, ворчащие от сахара и злости; бранящиеся помещики; бабушки в чепцах; художники, карлики, крепостные астрономы. Внутри, в комнатах — чинные, комфортабельные стулья и кресла, приветливые круглые столы, развалистые бесконечные диваны, хрипящие часы с ржавым басистым боем, и люстры, и подсвечники, и сонетки, и ширмы, и экраны, и трубки. ” (Врангель Н.Н.) — Спасибо. Это описание дворянской усадьбы принадлежит известному русскому искусствоведу начала 20 века барону Николаю Николаевичу Врангелю. — Скажите, а вы хотели бы своими глазами увидеть жизнь того времени, познакомиться с нравами, посмотреть дома, наряды…. — Ответы учеников. — Усадьба была родным домом для многих дворян XVIII–XIX веков — военных, политиков, деятелей культуры. В усадьбе дворяне рождались, росли, там они впервые влюблялись. Приезжали сюда в свободное от учёбы и службы время. В усадьбе жили после выхода в отставку. Здесь же нередко обретали и вечный покой. — Итак, у нас готовы рисунки интерьера с одной и двумя точками схода. Давайте посмотрим, все ли правильно? Спасибо за правильный ответ! Скажите, чья работа вам понравилась больше всего? А почему? А сейчас я приглашаю вас на заочную экскурсию в дворянскую усадьбу. (Презентация «Усадьба. Убранство дворянской гостиной» Слайд 1) Слайд 2 Усадебная культура сложилась в России сравнительно поздно — во второй половине XVIII века. После указа Петра III в 1762 году об освобождении дворян от обязательной государственной службы дворянин был волен выбирать: посвятить себя службе или удалиться в деревню и заняться хозяйством. Многие помещики предпочли последнее. Дома косые, двухэтажные И тут же рига, скотный двор, Где у корыта гуси важные Ведут немолчный разговор. В садах настурции и розаны, В прудах зацветших караси. Усадьбы старые разбросаны По всей таинственной Руси ". Н. Гумилев Вот какое описание мы видим в творчестве Гумилева, и вот как увидел русскую усадьбу Луиджи Премацци (русский акварелист итальянского происхождения). Скажите, а вот этот особняк находился в городе или на селе? И почему вы сделали такой вывод? -ответы — Хорошо. Познакомимся ближе и подробнее с внешним обликом дворянского гнезда через творчество Станислава Жуковского: Слайды 3-8. Помещики в силу своего достатка, вкуса, фантазии преображали старинные родительские дома в модные классические особняки, привозили сюда новую, часто выписанную из-за границы, мебель, посуду, книги, скульптуры, разбивали вокруг сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки. Барская жизнь в деревне перестраивалась на новый лад. Что представляла собой дворянская усадьба в XVIII — первой половине XIX века? Многое зависело от того, для чего она предназначалась. Большинство усадеб, скромных и уютных, использовалось для постоянного житья. Другие — подмосковные Останкино, Архангельское, Кусково — служили хозяевам для отдыха и увеселений. Они нечасто наезжали сюда, хотя всё здесь было нарядно и красиво. Как правило, усадьбу строили в живописном месте, часто на берегу реки или пруда. — Какая картина Жуковского оставила наибольшее впечатление, куда вы хотели бы попасть? — Центром любой усадьбы служил барский дом, обычно деревянный, но отделанный под камень. Он был виден с дороги, задолго до подъезда к имению. Длинная тенистая аллея, обрамлённая высокими деревьями, вела к нарядным воротам — въезду на территорию усадьбы. На территории усадьбы находилась и церковь. Барский дом был обычно одно-двухэтажным, нижний отводили под хозяйственные нужды, верхний занимали большие роскошные парадные залы и удобные жилые покои. А вот как выглядели почти позабытые дома: это картина Василия Поленова «Бабушкин сад». Слайд 9. Скажите, какими выразительными средствами, какими художественными приемами автор показал нам, зрителям, что дом и сад почти заброшены? — ответы. Хорошо. А теперь перейдем внутрь покоев и посмотрим на гостиные и иные помещения глазами художников-современников. Слайды 10 — 20. Центральное место в доме занимал парадный зал для званых обедов, балов и торжественных церемоний, как правило, он находился за стеной вестибюля. В интерьере зала преобладали два цвета — белый и золотой, что придавало помещению благородный вид и создавало выгодный фон для пестрых костюмов гостей. Полы выкладывали наборным паркетом. Особой красотой отличаются паркеты Останкинского дворца, одного из богатейших в Подмосковье. Стены комнат драпировали шёлковыми тканями, натянутыми на рамы. Нижнюю часть стены отделывали крашеными деревянными панелями. В очень богатых домах на стенах висели шпалеры — безворсовые ковры ручной работы, которые стоили баснословно дорого. Сверху стены залов украшал лепной карниз. Нередко и потолок имел лепной орнамент, но чаще его покрывали плафонной живописью на мифологические или аллегорические темы. В богатых усадьбах гостиная и зала служили разным целям, а в большинстве же домов они прекрасно совмещались. Современники, безусловно, воспринимали залу или гостиную как парадный, и оттого официально-холодный апартамент. Ученики продолжают работу над рисунками, начатыми на предыдущем уроке – построение, тон и светотень в интерьере. "Зала, большая, пустая и холодная, в два-три окна на улицу и четыре во двор, с рядами стульев по стенкам, с лампами на высоких ножках и канделябрами по углам, с большим роялем у стены; танцы, парадные обеды и место игры в карты были ее назначением. Затем гостиная, тоже в три окна, с неизменным диваном и круглым столом в глубине и большим зеркалом над диваном. По бокам дивана — кресла, … столики, а между окон столики с узкими зеркалами во всю стену. В годы нашего детства фантазии считались недозволенными и все гостиные были на один лад", — вспоминает П. А. Кропоткин. Эту пустоту и холод гостиных 18-го века, где "всегда вся мебель была покрыта чехлами", вспоминают практически все мемуаристы. Во-первых, холодность этих зал была буквальной. Зачем их отапливать каждый день? А во-вторых, и архитектурно здесь выделялась не домашняя теплота, но парадность. Торжественность парадной зале придавало резное золоченое дерево стен и мебели. Холодные — белые, голубые, зеленоватые тона всей гостиной лишь слегка поддерживались золотом и охрой. Подчеркивали торжественность и многочисленные светильники. "Паникадила и фонари, висящие с высоты, а со сторон позлащенные светильники, одни как жар горят, а другие как вода переливаются, и, совокупляя лучи свои в веселое торжественное сияние, все покрывают святозарностью", — писал Г. Р. Державин. Вносили свой вклад в эту "святозарность" и многочисленные зеркала, ставшие непременным атрибутом парадной залы. В начале XIX века гостиные "теплеют". Теперь они уже окрашены в розоватые или охристые теплые тона. Пышную золоченую мебель сменяет более строгая красного дерева. Из дамских кабинетов переходят сюда рукоделия. А в холодных прежде каминах каждый вечер зажигается огонь, отгороженный от залы расшитыми каминными экранами. Да и предназначение гостиных меняется. Теперь здесь проходят праздники семейные, тихие. Часто домочадцы собираются за семейным чтением. Естественно, что официальный парадный портрет в новой обстановке был уже немыслим. Портреты царствующих особ становятся все скромнее и скромнее. А вскоре их заменяют портреты людей милых сердцу хозяев "Я, помнится, спросил ее, зачем она, когда бывает дома, всегда сидит под портретом госпожи Ельцовой, словно птенчик под крылом матери? "Ваше сравнение очень верно — возразила она, — я бы никогда не желала выйти из-под ее крыла" (И. С. Тургенев "Фауст") . Именно такой, тихой и уютной, гостиная и вошла в русскую живопись и литературу XIX века. В усадьбе появилось и множество предметов, неизвестных в старой, допетровской России: часы (напольные, настенные, каминные), музыкальные инструменты (клавесины, фортепиано, механические органы). Особое место в украшении залов усадебного дома занимали произведения живописи и скульптуры. Но не только картинные галереи были в новинку для дворянской усадьбы. В дворянских домах появились неведомые ранее специальные помещения: кабинеты, парадные столовые, карточные комнаты, бильярдные, парадные спальни. Так постепенно усадебный дом стал местом творчества, весёлых развлечений, приятного отдыха. — Скажите, пожалуйста, вам понравились парадные залы? Хотели бы вы попасть туда на карнавал, примерить подходящие костюмы, бальные платья? А кто хотел бы так – «костюмировано» — отметить свой день рождения? А провести выпускной бал? Следующая наша тема будет посвящена как раз одежде и быту русских дворян. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание.

Бостонный стол 19 века

Средоточием крестьянской избы была РУССКАЯ ПЕЧЬ. Она соединяла в себе функции обогревателя, плиты, постели (лежанка) и даже кладовки для мелких предметов обихода. Барские дома отапливались голландскими печами. В более богатых устраивались камины, создававшие своеобразный уют. Камины, чаще всего электрические и потому не столь привлекательные, бытуют и сейчас.

А что же такое КАМЕЛЕК, то и дело упоминаемый в старой русской литературе? Да то же самое, что и КАМИН, только в ласкательной форме. Онегин, мечтая о Татьяне, сидел у камелька; у композитора П. И. Чайковского в цикле «Времена года» есть очаровательная пьеса «У камелька». Возле камина, для защиты от его жара, ставилась рама на ножках, обтянутая плотной, расшитой тканью, — ЭКРАН. Такой экран мы видим в комнате Настасьи Филипповны в «Идиоте» Достоевского.

Схож с экраном был ТРАНСПАРАНТ — картина на натянутой ткани, освещенная сзади, но без, так сказать, жарозащитных функций. Такой транспарант стоял в комнате у Обломова.

Стены жилых и приемных помещений в домах знатных вельмож выглядели подчас весьма своеобразно. Вспомните, у Грибоедова Чацкий говорит о жилище одного московского богача: «…Дом зеленью раскрашен в виде рощи…» Многие думают, что речь идет о наружной росписи дома, но это не так: в подражание Версалю и другим дворцам французских королей стены некоторых залов представляли собой как бы природные виды. Такие залы назывались БОСКЕТНЫМИ, от французского «bosquet» — роща. Однако большинство комнат богатых дворян были обиты тканью.

Кстати, не задумывались ли вы, почему листы бумаги, которыми оклеены современные квартиры, называются обоями? ОБОИ — от слова обить (сохранился термин «обойные гвозди»), а современные обои наклеивают, и правильнее было бы назвать их «оклеями». Однако язык — великий консерватор, он сохраняет слово, даже когда предмет изменился, и это как-то обогащает наши исторические представления. Обои из ткани назывались ШТОФНЫМИ ОБОЯМИ (от немецкого слова «Stoff» — ткань); иногда это был дорогой шелк, иногда плотная хлопчатобумажная ткань — КРЕТОН, ныне забытая. Бумажные обои появились в России еще в XVIII веке, но широкое распространение получили с 20-х годов XIX века. В «Отцах и детях» Тургенева комната Аркадия Кирсанова оклеена обоями, а у богачки Одинцовой стены обиты «коричневыми обоями с золотыми разводами».

Стены спальни старой графини в пушкинской «Пиковой даме» обиты китайскими обоями.

Поначалу бумажные обои нередко называли попросту… БУМАЖКАМИ. Городничий выделяет Хлестакову «комнату для важного гостя, ту, что выклеена желтыми бумажками». В рассказе Тургенева «Постоялый двор» говорится о двух довольно чистых комнатах «с красно-лиловыми, снизу несколько оборванными бумажками на стенах». Слово «обои» могло сбить с толку, для точности авторы предпочли слово «бумажки».

Постепенно сложились традиции расселения семьи в господском доме: в бельэтаже жили родители, на АНТРЕСОЛЯХ (верхнем полуэтаже с низкими потолками) или в мезонине — дети, там же помещались наиболее нужные домашние слуги и учителя детей, остальные слуги жили во флигелях. За окнами фасада бельэтажа располагались парадные помещения — гостиная, столовая, танцевальный зал.

Для молитв, если не было домашней церкви, служила ОБРАЗНАЯ (от слова «образ» — икона). Княжна Марья Болконская в «Войне и мире» молится в образной.

Кухня, как правило, помещалась вне дома. Долгое время она называлась ПОВАРНЕЙ. Известная басня Крылова «Кот и Повар» начинается так: «Какой-то Повар, грамотей, / С поварни побежал своей / В кабак…» От забытого слова «поварня» сохранились словосочетания поваренная соль, поваренная книга.

Форточки внедрялись в быт очень медленно, комнаты не проветривались месяцами: хозяева панически боялись сквозняков, холода, предпочитая дышать спертым воздухом, лишь бы не подвергнуться опасности простуды. Чтобы избавиться от дурных запахов, широко применяли всякого рода ароматические средства — жгли КУРИТЕЛЬНЫЕ СВЕЧИ, пропитанные душистыми смолами угольные пирамиды, именуемые «МОНАШКАМИ», а также специальную бумагу.

В книге «За рубежом» Салтыков-Щедрин писал: «В самых зажиточных помещичьих домах не существовало ни вентиляторов, ни форточек, в крайних же случаях «КУРИЛИ СМОЛКОЙ» (хвойной смолой с примесью ароматических веществ). Среди покупок, сделанных Ноздревым на ярмарке, были и курительные свечи. Применялись они и много позднее. В рассказе «В суде» Чехов упоминает о «противном запахе курительных свечек» в помещении окружного суда.

В этой связи слово «курить» не следует воспринимать по-современному. Когда вы читаете у Тургенева, что «тетушка… приказывала курить чуть ли не каждую минуту», то это значит не курить табак, а дымить ароматическими свечами.

Мебель

Мебель менялась (и меняется) медленно, но иные ее предметы все же отмерли, другие видоизменились, а третьи сменили свои названия. Например, БЮРО — затейливой конфигурации письменный стол с настольными ящиками и множеством отделений для хранения бумаг и мелких ценных вещей — сегодня можно увидеть разве только в музеях, у коллекционеров да в редких квартирах. У Собакевича «в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь». На бюро у Плюшкина «лежало множество всякой всячины», перечисление которой занимает у Гоголя около 20 строк. Бюро красного дерева стояло в комнате Ильи Ильича Обломова, героя романа Гончарова.

Слово «кресло» прежде употреблялось чаще во множественном числе — «кресла». ВОЛЬТЕРОВСКИЕ КРЕСЛА, в которых сидели, например, бабушки в «Детстве» Толстого и в «Обрыве» Гончарова, отличались глубоким сидением и очень высокой спинкой. Неглубокое, удобное для работы за столом ГАМБСОВО КРЕСЛО — по имени создавшего его мастера — было у Павла Петровича Кирсанова («Отцы и дети»).

Многие предметы пришли в барские дома с Запада — дань преходящей моде. БЕРЖЕРКА, на которой сидел старик в «Обыкновенной истории» Гончарова, — разновидность глубокого кресла. ПАТЕ — встречается у Лермонтова и Тургенева — нечто вроде табурета, мягкое сидение без спинки и подлокотников. КУШЕТКА — слово знакомое, ее варианты назывались ПОМПАДУРАМИ, КОЗЕТКАМИ (диван на двоих, для беседы — от французского «causer» — беседовать), КАНАПЕ — небольшой диван с приподнятым изголовьем. На канапе сидит Нина в последнем действии лермонтовского «Маскарада». Пушкин в «Домике в Коломне» писал: «…И хоть лежу теперь на канапе, / Все кажется мне, будто в тряском беге / По мерзлой пашне мчусь я на телеге».

Гордостью многих помещиков были коллекции разного рода курительных трубок, часто выставленных для всеобщего обозрения на специальных пирамидах. ЧУБУКИ, то есть трубочные стержни, достигали подчас невероятной длины. Свою коллекцию трубок Ноздрев показывает Чичикову. Современные трубки легко помещаются в кармане, старинные же по длине напоминали духовые инструменты, поэтому мы не должны удивляться, читая о «прислоненной к постели только что выкуренной трубке» у Обломова.

Трубки часто изготовлялись из морской пенки — огнестойкого минерала и назывались ПЕНКОВЫМИ; не произносите это слово «пеньковые», так как ПЕНЬКА — конопляная пряжа — здесь ни при чем.

Чисто русским предметом мебели был ПОСТАВЕЦ — невысокий шкаф для хранения посуды, который мы встречаем в пьесах Островского.

Многие мужчины имели обыкновение писать стоя или сидя на табурете за КОНТОРКОЙ — высоким столиком с наклонной плоскостью в виде ПЮПИТРА, или, как тогда говорили, ПЮЛЬПИТРА. По воспоминаниям Тургенева, Белинский и Гоголь писали, стоя за конторкой. Художник В. А. Серов изобразил за конторкой своего отца композитора А. Н. Серова.

В карты играли за особыми ЛОМБЕРНЫМИ столами со складной столешницей, превращающейся при раскладке в квадрат, обитый зеленым сукном, — на нем делали записи мелом. ЛОМБЕР — давно забытая карточная игра. «Зовут задорных игроков / Бостон и ломбер стариков», — писал Пушкин. БОСТОН — тоже популярная в старину игра в карты. В повести Л. Толстого «Два гусара» автор показывает нам «раскинутый старинный бостонный стол с инкрустациями».

Увидев у классиков слово «холодильник», мы невольно представляем себе современный электрохолодильник. Слово это в устах литературных героев прошлого века вызывает недоумение. Но ХОЛОДИЛЬНИКОМ в старину назывался простой ледник, то есть ящик для продуктов, проложенных льдом. Читая классиков, натыкаешься на устарелое написание (и звучание) некоторых названий предметов домашнего обихода: «шкап» вместо «шкаф» («Дорогой, многоуважаемый шкап!» — говорит Гаев в «Вишневом саде» Чехова), «стора» вместо «штора», «снурок» вместо «шнурок» и т.п. Меняются слова и по родам (прежде чаще говорили «зала» вместо современного «зал»), и по падежным окончаниям. Кстати, если сейчас МЕБЕЛЬ — понятие собирательное, то в прошлом это слово означало «отдельный предмет обстановки». «Мебели, довольно хорошие, были покрыты пылью», — так сказано в «Невском проспекте» Гоголя. Это — нюансы, они не затрудняют чтение, зато придают тексту особый аромат старины, словно ПАТИНА — зеленоватый налет на старинной бронзе.

Кронверк

Кронверк (нем.  Kronwerk — коронообразное укрепление) — наружное вспомогательное укрепление, служившее для усиления крепостного фронта и состоявшее из одного бастиона и двух полубастионов на флангах, придававших ему вид короны. Кронверк делался напротив крепостных куртин, а иногда — перед бастионами. Укрепление соединялось с крепостью двумя длинными боками [1] [2] .

Кронверки были изобретены Ф. Марки, их широкое распространение началось с Нидерландов [3] . Кронверк решал две тактические задачи: мешал нападающим сосредоточить силы в атаке на крепостную башню и служил плацдармом для контратак.

Содержание

Известные примеры

В России в Санкт-Петербурге известен кронверк Петропавловской крепости. Сама крепость целиком занимает относительно небольшой Заячий остров, но подходы к ней с севера были прикрыты кронверком и гласисом. Кронверк этой крепости — имеющий в плане форму зубчатой короны также небольшой Артиллерийский остров, омываемый Кронверкским проливом и Кронверкской протокой, отделяющей его бывшее открытое предкрепостное пространство — гласис, занимаемое с 19 века Александровским парком. На этом острове стоит мощное краснокирпичное здание арсенала крепости, занимаемое Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи Министерства обороны РФ, окруженное образцами старинной и современной военной техники. На мысе Кронверка стоит памятник казненным здесь руководителям восстания декабристов.

См. также

  • Захаб

Напишите отзыв о статье «Кронверк»

Примечания

  1. Тучков С. А. Военный словарь. М., 2008. — С. 183.
  2. «К-22» — Линейный крейсер / [под общ. ред. Н. В. Огаркова ]. — М . : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1979. — С. 477. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 4). </span>
  3. Яковлев В. В. [militera.lib.ru/h/yakovlev_vv/02.html Фортификационные идеи и формы в огнестрельный период]

Литература

  • [runivers.ru/bookreader/book9631/#page/494/mode/1up Кронверк] // Военный энциклопедический лексикон. — СПб. : Тип. штаба военно-учебных заведений, 1855. — Т. 7. — С. 492. — 711 с.
  • [runivers.ru/bookreader/book10125/#page/434/mode/1up Кронверк] // Энциклопедия военных и морских наук / Под ред. Г. А. Леера. — СПб. : Тип. В. Безобразова и Комп., 1889. — Т. 4 (Кабаль — Ляхово). — С. 419—420. — 659 с.
  • [военная-энциклопедия.рф/советская-военная-энциклопедия/К/Кронверк Кронверк] // «К-22» — Линейный крейсер / [под общ. ред. Н. В. Огаркова ]. — М . : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1979. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 4). </span>
  • Кронверк // Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С. Ф. Ахромеев, и. о. глав. ред. С. Г. Шапкин. — 2-е изд. — М .: Воениздат, 1986. — С. 376. — 863 с. — 150 000 экз.
Это заготовка статьи об архитектуре. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Это заготовка статьи о войне. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Отрывок, характеризующий Кронверк

Вскоре приехал Борис, старый товарищ Берга. Он с некоторым оттенком превосходства и покровительства обращался с Бергом и Верой. За Борисом приехала дама с полковником, потом сам генерал, потом Ростовы, и вечер уже совершенно, несомненно стал похож на все вечера. Берг с Верой не могли удерживать радостной улыбки при виде этого движения по гостиной, при звуке этого бессвязного говора, шуршанья платьев и поклонов. Всё было, как и у всех, особенно похож был генерал, похваливший квартиру, потрепавший по плечу Берга, и с отеческим самоуправством распорядившийся постановкой бостонного стола. Генерал подсел к графу Илье Андреичу, как к самому знатному из гостей после себя. Старички с старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзинке, какие были у Паниных на вечере, всё было совершенно так же, как у других.

Пьер, как один из почетнейших гостей, должен был сесть в бостон с Ильей Андреичем, генералом и полковником. Пьеру за бостонным столом пришлось сидеть против Наташи и странная перемена, происшедшая в ней со дня бала, поразила его. Наташа была молчалива, и не только не была так хороша, как она была на бале, но она была бы дурна, ежели бы она не имела такого кроткого и равнодушного ко всему вида.
«Что с ней?» подумал Пьер, взглянув на нее. Она сидела подле сестры у чайного стола и неохотно, не глядя на него, отвечала что то подсевшему к ней Борису. Отходив целую масть и забрав к удовольствию своего партнера пять взяток, Пьер, слышавший говор приветствий и звук чьих то шагов, вошедших в комнату во время сбора взяток, опять взглянул на нее.
«Что с ней сделалось?» еще удивленнее сказал он сам себе.
Князь Андрей с бережливо нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что то. Она, подняв голову, разрумянившись и видимо стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него. И яркий свет какого то внутреннего, прежде потушенного огня, опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такою же, какою она была на бале.
Князь Андрей подошел к Пьеру и Пьер заметил новое, молодое выражение и в лице своего друга.
Пьер несколько раз пересаживался во время игры, то спиной, то лицом к Наташе, и во всё продолжение 6 ти роберов делал наблюдения над ней и своим другом.
«Что то очень важное происходит между ними», думал Пьер, и радостное и вместе горькое чувство заставляло его волноваться и забывать об игре.
После 6 ти роберов генерал встал, сказав, что эдак невозможно играть, и Пьер получил свободу. Наташа в одной стороне говорила с Соней и Борисом, Вера о чем то с тонкой улыбкой говорила с князем Андреем. Пьер подошел к своему другу и спросив не тайна ли то, что говорится, сел подле них. Вера, заметив внимание князя Андрея к Наташе, нашла, что на вечере, на настоящем вечере, необходимо нужно, чтобы были тонкие намеки на чувства, и улучив время, когда князь Андрей был один, начала с ним разговор о чувствах вообще и о своей сестре. Ей нужно было с таким умным (каким она считала князя Андрея) гостем приложить к делу свое дипломатическое искусство.

Как угощали на балах в XIX веке?

В середине XIX века в Санкт-Петербурге вышел «Альманах гастрономов» под редакцией бывшего метрдотеля двора Его Императорского Высочества Герцога Максимилиана Лейхтенбергского Игнатия Михайловича Радецкого. Радецкий с юношеских лет постигал азы кулинарии, обучался ей в Париже. Книга уникальна тем, что автор собственноручно готовил блюда, которые вошли в Альманах.

Владимир Первунинский, «Наталья Гончарова-Пушкина на балу 1836», 2017 г.

Сборник содержит описания 90 обедов, а также особенности праздничного стола во время балов, религиозных праздников.

Радецкий описывает различные виды балов.

1. Бал утренний, или завтрак с танцами

Перед завтраком дам угощают шоколадом, а кавалеров кофе. Во время сбора гостей сервируется стол. В середину обязательно ставятся вазы с цветами. Обычно подаются блины, вареники, колдуны, поросенок с хреном, жаркое, котлеты «Пожарские», консоме. Отдельно сервируют столик с напитками, винами, ликерами. Завтрак заканчивается чаем. После этого гости отправляются на танцы, а слуги готовят перемену на десерт.

Титульный лист Титульный лист «Альманаха гастрономов» И. Радецкого
Фото: Источник

2. Бал вечерний, или чай с танцами

На такой чай приглашают только близких знакомых или родственников. Обычно к такому балу не требуется специальных приготовлений, подается все как принято в семье.

3. Бал «обыкновенным порядком»

До начала гостям предлагают чай. В перерывах также угощают чаем, подают мороженое, конфеты.

  • Консоме.
  • Салат из ершовых филеев с гарниром.
  • Филеи из цыплят с маседуаном. Маседуан — вареные овощи или фрукты, запеченные под сыром.
  • Жаркое с салатом.
  • Крем из саго с мараксином (ликерная вишня).

Владимир Первунинский, Владимир Первунинский, «На балу», 2015 г.
Фото: Источник

4. Английский бал

Рядом с танцевальным залом устраиваются два буфета: кондитерский и столовый. Что-то вроде современного фуршета. Автор отмечает преимущества такой сервировки: гости могут закусывать в любое время, им не мешают официанты.

Буфеты — это сервированные столы.

Кондитерский — с самоваром, чайными принадлежностями. Обязательно мороженое различных сортов, пирожное, варенье, различные десерты.

Столовый. На этом столе выставляются различные вина, ликеры. Из блюд — ветчина с ланспиком (желе заливного), галантин из индейки, ростбиф, судак, паштет из фазана с трюфелями, индейка фаршированная, майонез из цыплят, котлеты из кур, дичи

Клето Луцци, Клето Луцци, «Тост»
Фото: Источник

5. Бал первоклассный

На такой бал приглашаются как близкие знакомые хозяев, так и особо почетные гости. Для них готовят отдельные комнаты для угощения и ужина. Для их обслуживания назначают специальную прислугу.

Этот бал с элементами фуршета, кондитерский буфет открыт на протяжении всего праздника. Общий ужин накрывают на ломберных столах. Обычно это более изысканные блюда.

В книге не только подробно описывается порядок подачи, рецепты приготовления, но и приводится полный перечень того, что подают как «принадлежности к чаю, кофе и шоколаду». Это множество видов сухарей: французские, немецкие, московские, сахарные, с миндалем, изюмом; крендели московские, придворные, выборгские, сахарные. Различные трубочки, бисквиты, палочки, кексы, обваранки. Обваранки были с разными вкусами - соленые и сладкие Обваранки были с разными вкусами — соленые с тмином, с анисом
Фото: Depositphotos

Обваранки — маленькие крендельки из обварного теста. Тесто обычно делали из муки, яиц и сахара. Лепили из него небольшие крендельки, кидали в кипящую воду (обваривали) на 2 минуты, а потом переносили на противень и выпекали. Обваранки были соленые, с тмином, анисом.

Подавали и оплатки — склеенные различными начинками вафли.

Обязательным блюдом десерта были фрукты.

Подавались апельсины, ананасы, персики, яблоки, груши, виноград, сливы, вишни, черешня, смородина, малина, клубника, арбузы, дыни. Их раскладывали по хрустальным тарелкам, перекладывая виноградными листьями. Различные фруктовые напитки охлаждались на льду и разливались по стаканам.

Алан Мейли, Алан Мейли, «На балу»
Фото: Источник

В тексте несколько раз встречается упоминание о «печке», в которую помещали мороженое и другие охлажденные блюда. Среди поваров «печкой» называли большой ящик со льдом, пересыпанным солью. При правильной эксплуатации мороженое в таких «печках» могло сохраняться до суток.

Бал — дело хлопотное, требующее не только кулинарного таланта, но и таланта организаторов, устроителей. Удивительно, что при такой жесткой регламентации выбор блюд довольно демократичен. На балах можно было встретить кухню различных народов. Такое разнообразие, несомненно, развивало гастрономическую культуру.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector